Вагиз ХИДИЯТУЛЛИН: «Игроков «Тулузы» называют «фиалками» и «сосисками»

Один из первых легионеров Советского Союза Вагиз Хидиятуллин, заключивший контракт с французами в 1988 году, рассказал, как ему жилось и игралось в “Тулузе”. Завтра его бывшая команда в Донецке сыграет в Лиге Европы с “Шахтером”.

— Вагиз Назирович, как человек, поигравший за “Тулузу”, что вы можете сказать о предстоящих поединках вашей бывшей команды с “Шахтером”?
— Ну, вы вспомнили (смеется). Когда это было? Двадцать лет уж прошло, все настолько изменилось…

— Но вы, наверняка, продолжаете следить и за чемпионатом Франции, и за “Тулузой”?
— Стараюсь. А в декабре 2007 года даже видел игру “Тулузы” вживую — летал в составе делегации московского “Спартака” во Францию на матч Кубка УЕФА. Кстати, я был приятно удивлен, что меня там до сих пор помнят. Руководство клуба по случаю моего приезда специально собрало ветеранов — моих бывших партнеров и устроило нам дружескую встречу.

— У нас очень много говорят сейчас о нападающем “Тулузы” Андре-Пьере Жиньяке, который в прошлом сезоне стал лучшим бомбардиром французского чемпионата. А в 2007-м со “Спартаком” он играл?
— Он был тогда в заявке на матч, но на поле так и не появился. А вообще я смотрел трансляции нескольких матчей, в которых он забивал, и знаете, на что обратил внимание? Жиньяк, конечно, очень неплохой нападающий — мощный, агрессивный, постоянно нацеленный на ворота. Но при всем при этом, его никак нельзя назвать разноплановым игроком. Удар с правой у него отменный, а вот левая нога — слабенькая. Головой же он, по-моему, вообще не умеет играть.

— Футбол в Тулузе действительно находится в тени регби?
— Да, так сложилось исторически, что Тулуза — город регби, и футбол там всегда был на вторых ролях. Регбийный “Стад Тулузэн” — легендарная команда, самый популярный и титулованный клуб Франции, поэтому горожан прежде всего заботят его успехи. Тем не менее, и у футбольной “Тулузы” есть свои преданные поклонники. Например, если вы знаете, в окрестностях города расположен знаменитый аэрокосмический центр, где были созданы самолеты “Конкорд” и “Аэробус”. Так вот большинство его сотрудников — как раз футбольные фанаты. Тем более надо учесть, что предстоят игры с обладателем кубка УЕФА. Думаю, имя тоже должно привлечь дополнительных зрителей.

— В этом году “Тулуза” провела в еврокубках четыре игры. Дома по разу проиграли и сыграли вничью, а на выезде дважды одержали победу. Они что — “выездная” команда?
— Наверное, просто так совпало. Наоборот, “Тулуза” всегда считалась домашней командой. В родных стенах всегда получалось играть лучше.

— Сильно изменился французский футбол, если сравнивать с вашими временами?
— Как и весь футбол в целом. Он стал более интернациональным. Когда я играл в “Тулузе”, у нас в команде было всего три легионера — кроме меня, еще аргентинцы Марсико и Фонсека. Остальные все местные. Такая же картина была и в других клубах. Поэтому когда начинались матчи еврокубков, об этих играх можно было говорить как о противостоянии футбольных школ — югославской против советской, французской против английской, испанской против итальянской… Но сейчас все смешалось.

— Глобализация.
— Да, уж. Все решают деньги, а их во французском чемпионате поменьше, чем в Англии или Испании. А вот футбольные школы во Франции очень хорошие (и академия “Тулузы”, кстати, одна из лучших в стране, с несколькими филиалами в других городах). Поэтому столько французских футболиситов и играет ныне по всей Европе.

— На Украине сейчас тоже немало легионеров. В “Шахтере”, например, вся игра впереди строится через бразильцев.
— Я смотрел игры “Шахтера” с “Олимпиком” в Кубке УЕФА, и меня игра ваших бразильцев очень впечатлила. Они, по сути, и решили исход тех матчей. Марсельцы тогда ничего не смогли им противопоставить. Если бразильцы будут и сейчас играть в том же духе, то у “Тулузы” тоже возникнут серьезные проблемы.

— Но ведь наставник французов Ален Казанова, готовясь к игре с “Шахтером”, наверняка, тщательно проанализировал те игры, учел ошибки “Марселя” и постарается их не повторять.
— Несомненно, он обратит на это внимание своих игроков. Но вспомните — у Гарринчи ведь был всего один коронный финт. Все об этом знали, и вроде бы все знали, как против него играть, но, тем не менее, все на этот “крючок” попадались. Поэтому хочу пожелать “Шахтеру”, чтобы футболисты порадовали и красивой игрой, и результатом.

“ФИАЛКИ”? “СОСИСКИ”!

В украинском чемпионате самым принципиальным является соперничество “Динамо” и “Шахтера”, в российском — противостояние “Спартака” и ЦСКА, а в первенстве Франции, по словам Хидиятуллина, главным раздражителем для “Тулузы” считается “Бордо”.

“Между двумя городами менее 200 километров, а поэтому матчи между их командами — это своего рода дерби, — рассказывает Вагиз Назирович. — Исторически сложилось так, что “жирондинцы” (прозвище игроков “Бордо”. — Авт.) считают себя аристократами, а футболистов “Тулузы”, которых во всей Франции называют “фиалками”, они презрительно именуют “сосисками”. Да-да, прямо как в фильме “Джентльмены удачи” (смеется). Но на самом деле все гораздо проще. Просто, как они говорят, форма “Тулузы” напоминает им по цвету колбасный фарш. К тому же, в Тулузе действительно едят очень много сосисок”.

Имя: Вагиз Хидиятуллин

Родился: 03.03.1959 г. в Губахе (Пермская обл., Россия)

Карьера игрока: “Спартак”, Москва (1976—1980, 1986—1988), ЦСКА (1981—1983), СКА “Карпаты”, Львов (1983—1984), “Тулуза”, Франция (1988—1990), “Монтобан”, Франция (1991—1993), “Ля Беж”, Франция (1993), “Динамо”, Москва (1994). Чемпион СССР (1979, 1987). Вице-чемпион Европы (1988), бронзовый призер ОИ (1980). Чемпион мира среди юниоров (1977).

“Когда немного пообжился в Тулузе, узнал что один из пригородов в переводе на русский называется “Союз”, — вспоминает Хидиятуллин. — Мне такое совпадение показалось забавным, и я построил там дом. Уезжая из Франции, сдал его в аренду, но жильцы меня обманывали. Говорили, все течет и ломается, деньги уходят на ремонт. Туда надо было постоянно ездить, сплошная головная боль. Пришлось продать”.

Источник: Сегодня

Новости партнеров

Комментарии: