Новая “пушка мира”

В честь Пушкаша, полвека не имевшего себе равных по голам на уровне сборных, обладателя этого рекорда – а теперь это Али Даеи – можно было бы окрестить “пушкой мира”.

АРДАБИЛЬ – город, в котором родился Даеи, – находится на северо-западе Ирана в считанных километрах от азербайджанской (а в то время еще советской) границы. В семье его родителей появлялись на свет только мальчики (пять человек). Эта особенность отразилась на том, что первая футбольная команда, в которую он пришел 14-летним подростком (она называлась “Джаванан”), была, по сути, семейной: она почти целиком состояла из его братьев, кузенов и дядьев.

Али начинал с амплуа хавбека. Потом в силу своего высокого роста, умения играть головой и тактического чутья перешел на место либеро. Это не мешало ему много забивать – за “Джаванан”, а затем за “Эстеглаль”, лучшую команду родного города, выступавшую на региональном уровне. К 1988 году, его последнему в рядах “Эстеглаля”, Даеи забил за этот клуб около 80 мячей, дважды став лучшим бомбардиром в своем разряде.

Родители его были простыми крестьянами и имели всего 5 классов образования. Они всеми силами стремились к тому, чтобы ни один из их сыновей не был в этом плане ущемлен. Все пятеро закончили школу как положено, все поступили в Тегеранский университет и стали дипломированными инженерами. Только в разных специальностях. Али избрал для себя специальность инженера-металлурга.

Учеба в высшем заведении (а продолжалась она с 1988 года по 1992-й) временно отразилась на его футбольной карьере. 1989-й год был самым сложным, и он играл лишь урывками за университетскую команду. Но в 1990-м вновь стал выступать на постоянной основе – за тегеранский “Тахирани”, став с 14 голами лучшим бомбардиром второго иранского дивизиона.

Успех был замечен, и его взял к себе клуб первого дивизиона “Теджадет”. В элите Даеи опять же не потерялся, и в первом же сезоне отличился 15 раз. При этом он по-прежнему играл отнюдь не на острие атаки. В нападающие тренер “Теджадета” Джабер Немати перевел его только в 1993 году, и это принесло немедленный эффект – 28 мячей сделали Али королем бомбардиров сильнейшего дивизиона, и это звание он никому не отдавал потом еще два года. Его так и прозвали – Шахрияр, что означает “король”.

И как только он был переведен в нападающие, Даеи немедленно был приглашен в сборную Ирана. В ней он уже почти 11 лет бессменно является одним из важнейших игроков. Звездным годом для него стал 1996-й, в котором он забил за национальную команду аж 22 гола, что, по-видимому, можно считать еще одним его мировым рекордом.

БЛИЗОСТЬ к советской границе родного города Даеи привела в свое время к тому, что он пристрастился к просмотрам матчей футбольного чемпионата СССР. Тогда это было своего рода отдушиной. Исламские фундаменталисты, придя к власти, запретили все проявления “тлетворного влияния” Запада, в том числе спутниковые антенны. Но вблизи советской территории можно было, прикрутив к антенне телевизора проволоку, ловить наши программы.

“Шахрияр” обожал смотреть матчи советского первенства, знал наизусть составы команд. Любимой его командой стал “Спартак”, а игроком – Ринат Дасаев. Постер Дасаева украшал стену его комнаты. Много позже, когда “Спартак” стал постоянным участником Лиги чемпионов, а Даеи вырос в одного из лучших, если не лучшего, футболиста своей страны, его страсть ничуть не угасла, он продолжал все так же неистово болеть и переживать за “красно-белых”.

Долгое время иранским футболистам было запрещено выступать за иностранные клубы. В 1996 году федерация сняла наконец этот запрет, и Али Даеи, к тому времени уже футболист сильнейшего клуба страны “Пирузи” (во времена шаха он назывался “Персеполис”), перешел в катарский “Аль-Садд”. Этот клуб купил его всего за 200 тысяч долларов, а продал год спустя германской “Арминии” за полтора миллиона.

После пяти лет выступлений в бундеслиге Даеи заключил двухлетний контракт с эмиратским “Аль-Шабабом”. Но клуб неожиданно расторг его уже через год, несмотря на то, что 11 голов иранца (в 17 матчах) способствовали сохранению “Аль-Шабабом” места в первом дивизионе.

Летом 2003-го иранский бизнесмен Шариф, входящий в совет директоров венского “Рапида”, носился с идеей внедрения “Шахрияра” в ряды этого клуба. Однако что-то не состыковалось, и форвард в итоге вернулся после семилетних странствий домой – в “Пирузи”. Возвращение он отметил покером в ворота клуба “Пега” в первом же туре чемпионата.

Тот факт, что 35-летний Даеи находится теперь постоянно на глазах у тренеров сборной, увеличивает его шансы сохранить за собой место в ней еще на несколько лет. И вполне может быть, что именно он станет первым футболистом в мире, достигшим фантастического рубежа 100 голов в составе сборной.

Игорь Гольдес

ДОСЬЕ

Страна: Иран

Амплуа: нападающий

Родился: 19 марта 1969 года в Ардабиле (провинция Азербайджан-Хавари).

Клубы: “Джаванан” Ардабиль 1983-84, “Эстеглаль” Ардабиль 1985-88, “Тахарани” Тегеран 1990, “Теджадет” Тегеран 1991-93, “Пирузи” Тегеран 1994-96, “Аль-Садд” (Катар) 1996-97, “Арминия” 1997-98, “Бавария” 1998-99, “Герта” 1999-2002, “Аль-Шабаб” (ОАЭ) 2002-03, “Пирузи” – с 2003-го. В сборной – 118 игр, 87 голов.

Первый матч: с Пакистаном (5:0) в Тегеране 6 июня 1993 года. Чемпион и победитель Кубка Ирана 1994, 1995. Чемпион Германии 1999. Лучший футболист Азии 1996. Лучший бомбардир чемпионата Ирана 1993 (28 голов), 1994 (27 голов), 1995 (15 голов), Кубка Азии 1996 (8 голов).

Источник: worldfootball.ru

Новости партнеров

Комментарии: