Йожеф САБО: «Не хочу просиживать штаны — хочу учить ребят»

Представлять этого легендарного футболиста долго не нужно. Да и тренер он, в общем-то, по-своему легендарный. И хотя многие говорят, что командам Йожефа Сабо часто везло, можно вспомнить не меньше матчей, в которых удача покидала этого выдающегося человека и всегда откровенного собеседника.

— Йожеф Йожефович, свои первые шаги в футболе вы делали в Калуше, затем был Ужгород. Вы следите за командами тех городов, в которых начинали карьеру?

— Футбол для меня начался с коляски. Приохотили меня игравшие в него братья, а еще — мой отец, который был большим болельщиком. Жалею, что он рано ушел из жизни и так и не смог увидеть моих выступлений. Ну а начинал я с первенства города, области. У меня в детстве был отличный тренер, который со мной возился индивидуально и благодаря которому в 14 лет я уже бегал за взрослую команду хлебокомбината. Он же и отвез в 16-летнем возрасте в Калуш, а уже оттуда меня забрали в Ужгород, в местный «Спартак».

— Затем был Киев…

— Да, мне было около 19-ти, и мама очень переживала из-за такого серьезного переезда. А потому и приезжала ко мне в Киев надолго, чтобы помочь адаптироваться.

— Можете назвать тех наставников, которые сыграли в вашем становлении ключевую роль?

— Хотелось бы отметить Соловьева, Педагога с большой буквы. У него учились всему-дисциплине, поведению, опрятности… Та команда впервые стала второй, а затем и вовсе выиграла чемпионат СССР. Тогда это казалось невероятным достижением, наверное, сопоставимым с победой в Лиге чемпионов сегодня. Затем появился Маслов, который был очень сильным психологом. Это человек, опередивший свое время, если можно так выразиться, переступивший черту будущего. Одно из его открытий — это позиция опорного. Из-за этой позиции у нас и были разногласия, в результате которых я ушел из «Динамо» — и только потом осознал, что был не прав. Кстати, когда в Киеве появился Винченцо Пинколини, тренер по физической подготовке, я обратил внимание на то, что он все делает, как некогда Маслов, — те же программы, та же система подготовки. Парадокс, но мы забываем свое хорошее, а потом оно приходит к нам из Европы. Ну и, конечно же, не могу не назвать Лобановского, с которым мы очень дружили. Я у него мно­гому учился. Например, выдержка, которой мне очень не хватает, у Валерия Васильевича была железной.

— В 1997 году Лобановский сменил вас на посту тренера «Динамо»…

— Тогда в Киеве была добротная молодая команда, и Валерий Васильевич был, наверное, единственным на тот момент человеком, который мог бы дать ей сильный толчок в развитии. С его возвращением мы стали работать вместе, он тренировал «Динамо», я же — национальную сборную. Он по многим вопросам меня консультировал, но при этом по­вторял, что слушать его нужно, но решать, как поступать, необходимо самому. Мы практически каждый день общались. В 2000 году он уговаривал меня не уходить из сборной, просил остаться еще хотя бы на цикл. Но я его не послушал — слишком устал, нужно было отдохнуть, сделать паузу…

— А сейчас хотели бы вернуться к тренерской работе?

— Я уже несколько раз повторял, что согласен опять работать тренером. И это не обязательно должен быть только ведущий клуб нашей страны. Я готов и в первой лиге трудиться, для меня главное — перспектива. Я не хочу просиживать штаны — хочу учить ребят. Я полон сил и желания работать. Отто Рехагель доказал на своем примере, насколько важен в современном футболе тренерский опыт.

— Вернемся к вашей карьере игрока. Кажется, что в вашу бытность футболистом было гораздо больше несправедливости на поле. Допустим, сейчас трудно, наверное, представить себе повторение ситуации, имевшей место в финале Кубка кубков 1972 года. Матч против шотландского «Рейнджерса» так и не был доигран…

— В той ситуации безобразно вели себя зрители, трижды выбегавшие на поле. Да и шотландцы как-то странно были готовы к поединку. Уверен, что без допинга не обошлось. Под занавес встречи у некоторых игроков появилась пена на губах, они не могли нормально передвигаться. Проигрывая — 0:3, мы переломили ход матча, забили два гола и должны были сравнивать счет, дожимать шотландцев. Но болельщики высыпали на поле и не дали доиграть поединок, хотя оставалось еще минут шесть-семь. Соперника оштрафовали, однако кубок вручили. Но это было такое время: знаете, как к нашим командам и стране в целом относились в Европе… Зато в действиях футболистов не было такого количества грязи. Посмотрите, какие подкаты делаются, как игроки бьют друг друга локтя-ми, какие ужасные сейчас травмы…

— Давайте тогда вспомним полуфинал ЧМ-1966. Второй тайм матча с немцами вы играли со сломанной ногой, которую, к слову, вам повредил не кто иной, как Беккенбауэр…

— Думаю, что это было сделано специально. В конце первой половины встречи я выполнял подкат, и он прыгнул мне на ногу. В результате — закрытый перелом голеностопа и целый тайм впереди, а замениться уже нельзя. Но обидно было другое — нас никто не встретил ни в Москве, ни в Киеве. А ведь сейчас об участии нашей сборной в полуфинале мирового форума можно только мечтать. Кстати, медаль с того чемпионата — единственная в Украине, находится она в киевском музее спортивной славы, что на «Олимпийском». Тогда ведь награждали только 11 человек основного состава.

— А вы следили в то время за выступлениями европейских команд, у вас была такая возможность?

— Нам удавалось получать какие-то записи поединков с участием того же «Реала» или «Селтика», но это было очень сложно. Их передавали из Венгрии и Чехословакии, а достать их можно было только в Ужгороде, причем не совсем ле­гально. Помню, когда мы играли в Шотландии, представители «кельтов» меня и Воронина просто уговаривали остаться и выступать за них, обещали нам золотые горы. Но на родине были мои родные, и я понимал, что их не простят, если я приму такое решение. А ведь «Селтик» тогда был обладателем Кубка чемпионов…

— Вам, наверное, предлагали выступать и за венгерскую сборную?

— Неоднократно. Мне ведь для этого и документы менять не надо было — просто прийти и получить паспорт. Наслушался я от венгров на ЧМ, когда играли против них…

— Если верить статистике, за сборную Союза вы отличились восемь раз.

— Перед чемпионатом мира в 1 962 году я играл в Колумбии, вышел на замену вместо Нетто, участвовал в матчах с Перу и Коста-Рикой. Позднее были поединки против Чили, когда я забивал дважды. Но нигде нет записей о том, что я принимал участие в этих встречах. Поэтому думаю, что на моем счету гораздо больше, чем восемь мячей, просто не все записано.

— В своем недавнем интервью новый наставник сборной Украины сказал, что очень рассчитывает на советы таких опытных специалистов, как вы. Значит ли это, что вы в той или иной форме будете помогать готовить национальную команду?

— Мы очень хорошо знакомы с Мироном Маркевичем, это великолепный тренер. И, естественно, если нужна будет моя помощь, то я всегда буду готов ее оказать. И неважно, в каком статусе. Посмотрите, как работал великий Лобановский, для него информация — это было самое важное. Он старался общаться со всеми, кто мог подсказать что-то полезное…

— Вы говорите об отношениях между тренерами, а какой, на ваш взгляд, должна быть дистанция в современном футболе между наставником и игроками? Насколько актуальны сейчас методы работы тренеров, имевшие место в вашу бытность футболистом?

— Времена меняются, и от этого никуда не денешься. К сожалению, я признаю, что не всегда понимал нынешнюю молодежь. С современными игроками наставник не может быть диктатором. Сегодня надо стараться находить общий язык. Многие молодые исполнители, получая большие деньги, становятся нахальными. Необходимо найти ту самую золотую середину, когда ты даешь футболисту свободу, а от него можешь ожидать выполнения всех своих требований. Но во главу угла обязательно нужно ставить дисциплину.

— Сейчас много разговоров ведется о том, что в футболе сама игра временами отходит на второй план, а на первый выходят околофутбольные моменты — шоу, дорогие контракты… К чему все-таки идет мировой, европейский футбол? Каким вы видите его будущее?

— Раньше были звездные игроки, которые в одиночку решали судьбу тех или иных матчей. Сегодня же эти звезды обязаны подчиняться командным действиям, иначе нужного результата не достигнут ни они сами, ни их команда. Конечно же, индивидуальное мастерство должно быть на наивысшем уровне, но действовать нужно во благо командной игры, четко выполнять тренерские установки. В современном футболе, если из игры выпадает хоть один человек, это может стать решающим в противостоянии. Пример всем показывают такие исполнители, как Руни, например. Вроде бы только что он бил по воротам соперника, а уже через минуту стелется в подкате на подступах к своей штрафной…

— Ну и напоследок, вы всегда прекрасно выглядите, полны энергии, преисполнены эмоций. Можете дать совет молодым футболистам, да и не только им, как держать себя в такой прекрасной форме? В чем секрет?

— В первую очередь нужно любить жизнь и никогда не унывать, что бы ни случилось. Помните, что жизнь продолжается, и старайтесь поскорее забыть все плохое. И главное — следите за своим здоровьем не тогда, когда заболеете, а постоянно.

Источник: Динамо Киев от Шурика

Новости партнеров

Комментарии: