Любош МИХЕЛ: «Уровень судейства в Украине не так плох, как об этом говорится»

Жизнь – штука непредсказуемая. В этом можно убедиться на примере словака Любоша Михела – одного из лучших футбольных рефери всех времен и народов.
Кто мог знать в далеком уже 1995 году, что молодой арбитр, судивший в Донецке матч между «Шахтером» и североирландским «Линфилдом», спустя 13 лет вернется в столицу Донбасса, но уже в ином качестве? Вот уже полтора года Михел является директором департамента международных соревнований ФК «Шахтер».
Позавчера словацкий специалист в течение часа отвечал на вопросы посетителей сайта донецкого клуба. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные моменты этого общения.

– Чтобы вы изменили в футболе?
– В первую очередь, я хочу, чтобы на поле было меньше грубости, и чтобы арбитры ограждали игроков уровня Зидана и Месси от травм. А что бы поменял?.. Пожалуй, немного увеличил бы размеры ворот. На пять-семь сантиметров в высоту и на 20-30 – в ширину. Кстати, Андрею Пятову, с которым я разговаривал на эту тему, моя идея не понравилась (смеется). Дело в том, что размеры ворот остаются неизменными уже больше ста лет. За это время вратари стали более габаритными, у большинства из них рост под два метра. Для сравнения, полвека назад лет средний рост вратарей составлял 170 сантиметров. А для футбола было бы лучше, если бы матч закончился со счетом 4:2. Это очень нравится болельщикам.

– Поделитесь мнением по поводу назначения пенальти в матче «Закарпатье» – «Заря».
– Ситуация сложная. В этом эпизоде как раз бы пригодилась помощь дополнительного арбитра. Ведь судья в поле все видит иначе. Чайковский сыграл в мяч, а потом был физический контакт. Я понимаю решение арбитра с его позиции на поле. Телевизионная трансляция с ее повторами с разных ракурсов и то, что видит судья, – разные вещи.

– Как вы относитесь к эксперименту УЕФА с шестью арбитрами?
– Позитивно. Хотя это дорогостоящий эксперимент. Нужно оплачивать перелеты бригады арбитров, их проживание и так далее. Думаю, в будущем от этого откажутся. Хотя вспомните тот же матч «Закарпатье» – «Заря». Там была ситуация для пятого арбитра.

– Не считаете ли вы, что в принципиальных моментах стоит обращаться за помощью к технике?
– Такие эксперименты уже проводили. В чемпионате Дании резервный арбитр мог просматривать повторы на экране. Но руководство ФИФА и УЕФА считает, что это мешает и замедляет игру. Думаю, в топ-играх – финалах чемпионата мира или Европы, Лиги чемпионов и Лиги Европы – можно было бы воспользоваться видеоповторами, поскольку техника помогает уменьшить ошибки судьи, а это всегда в пользу футбола.

– В бытность арбитром вам приходилось когда-нибудь смеяться на поле?
– В четвертьфинальном матче Лиги чемпионов между «Манчестером Юнайтед» и «Ромой», который англичане выиграли со счетом 7:1, капитан итальянской команды Тотти минут за 20 до финального свистка подошел ко мне и предложил заканчивать игру. Мол, чего тут тянуть.

– Почему украинские арбитры редко судят в Европе?
– Считаю, что уровень судейства в Украине не так плох, как об этом говорится. У некоторых рефери есть все данные, чтобы выйти на международную арену. Но добиться вершин в этом деле можно только при наличии определенных профессиональных качеств. Одно из них – знание английского языка. Кстати, лучше всего к рефери относятся в Англии и Шотландии. В этих странах футболисты и тренеры воспринимают судью как часть игры, и претензий к их работе там нет. Существует такое понятие, как кодекс игрока. Одним из его пунктов значится уважение к арбитру и сопернику.

– Назовите тройку лучших судей Украины.
– Есть старшее поколение рефери, которые добились неплохих результатов и в Европе. Это Орехов и Ищенко. А из молодого поколения можно выделить пять-шесть талантливых и способных арбитров. Мне, например, нравится, Можаровский. В целом 10-12 украинских судей могут работать на очень высоком уровне.

– А что вы можете сказать об украинских футболистах?
– Они как все славяне. Бывает, что в решающих играх сложно найти футболиста, который хочет взять на себя ответственность. В том же матче Украина – Греция не было игрока, который взялся бы решить судьбу путевки в ЮАР, забить гол и все. Это, я бы сказал, черта славянского менталитета.

– Есть ли у арбитров мода на свистки?
– В начале моей карьеры купить хороший свисток было большой проблемой. Очень мало компаний занималось их производством. Теперь 80-90 процентов арбитров используют свистки одной канадской фирмы. Сначала свистки они были металлическими, потом черными – под цвет судейской формы. А сейчас готовят свистки разных цветов, под любую форму: желтую, голубую, зеленую… Я всегда пользовался черным свистком, классическим.

– В период работы арбитром вы болели за какую-нибудь команду? Если да, то приходилось ли вам судить матч с ее участием?
– Я всегда болею за команды, которые показывают зрелищный, атакующий футбол. Но фанатом какого-либо клуба никогда не был. Арбитр должен быть нейтральным и независимым от своих эмоций, пристрастий. На уровне сборных переживал за Словакию.

– Вы видели много форм проявления радости или разочарования футболистов. Какие-то особенно необычные наблюдали?
– Очень эмоциональные игроки арабских стран. Когда-то я судил в Катаре и Ливане, видел, как после проигранного финала вся команда плакала. На поле вышел их шейх, хозяин команды, и они вместе переживали поражение. А на случай победы некоторые футболисты даже готовят хореографические номера. Больше всего мне нравится, когда радуется вся команда. Так, например, было в Стамбуле, когда «Шахтер» выиграл Кубок УЕФА. Сияющие от счастья футболисты вместе с детьми на руках.

– Вы не жалеете, что в расцвете сил завершили судейскую карьеру и перешли работать в «Шахтер»?
– Нет. Судейство я бы даже не назвал работой. Это скорее хобби, увлечение. У арбитров нет контрактов, как у футболистов. Поэтому такое хобби с негативными эмоциями я бы назвал очень сложным. На судей «грузят» все: журналисты, тренеры, игроки, болельщики… После сложной игры трудно открывать газету и читать то, что пишут о тебе. Чаще всего там все плохо. Поэтому нынешняя моя работа легче в том плане, что нет такого количества негатива. Я очень рад тому, что появился в «Шахтере». Нахожусь в команде, которая постоянно играет в Лиге чемпионов и Европы.

– С каким из чемпионатов сопоставим чемпионат Украины?
– Можно провести аналогии с Голландией, Бельгией, Шотландией. Где есть две-три команды, которые ведут борьбу за чемпионство.

– Украинскую кухню уже распробовали?
– Самое известное ваше блюдо – это борщ. Мне кажется, нет человека, которому бы он не нравился. Я жил в восточной Словакии, где до границы Украины около 70 километров, и у нас много похожих блюд. Например, голубцы, вареники, пельмени.

– В вашем баре в Словакии есть множество вещей, связанных с футболом. Какая из них самая дорогая и памятная?
– Футболка, в которой я судил финал Лиги чемпионов.

– Вас психологически не утомляют постоянные переезды?
– Я к этому привык. Уже 18 лет я разговариваю с чемоданами и меняю местонахождение. Самое сложное в работе арбитра – это совмещать ее с семьей.

 

Источник: Спорт-арена

Новости партнеров

Комментарии: