Александр ЯРОСЛАВСКИЙ: «Если Евро-2012 не состоится у нас – его не будет вообще»

Сегодня Харьков — единственный город, в котором подготовка к Евро-2012, за исключением бюджетного финансирования, идет по плану и по графику, хотя совсем недавно первая столица была в “запасе”. 5 декабря прошлого года был торжественно открыт стадион “Металлист“, еще раньше построена детская футбольная академия и реконструирована тренировочная база “Металлиста“. Новый аэровокзал распахнет двери уже этим летом, а на площади Свободы начинается возведение пятизвездочной гостиницы.
Как удалось достигнуть такого очевидного успеха? С этого, на первый взгляд, банального вопроса начался разговор корреспондента “2000” с генеральным инвестором и координатором подготовки Харькова к Евро-2012, президентом группы DCH и ФК “МеталлистАлександром Ярославским. Человеком, с именем и делами которого напрямую связаны все вышеперечисленные проекты.
“Такого рода оценки могут давать только независимые эксперты, — убежден Александр Владиленович. — Самый главный итог работы — Евро-2012 в Харькове все-таки будет. А анатомировать, почему так получилось, сейчас нет времени. Нужно не почивать на лаврах, а работать и решать оставшиеся задачи”.
В общем, с самого начала разговор с г-м Ярославским стал предметным и откровенным. Я бы даже сказал — открытым и непринужденным.

“Как бизнес-проект стадион для меня убыточен”

— Так сложилось, что главными проблемными городами Украины на пути к Евро-2012 оказались Львов и Киев. На ваш взгляд, с чем это связано: с отсутствием там “своего Ярославского” или же виной местные чиновники?
— Некорректно оценивать другие принимающие города. Харьков с ними в одной упряжке — мы заинтересованы в общем успехе.

— ОСК “Металлист” — областная коммунальная собственность. Только в этот объект вам пришлось вложить 250 млн. грн. при запланированных 160 млн. Как должны окупиться ваши личные инвестиции?
— На “Металлисте” лишь часть подтрибунных помещений принадлежит мне. И даже несмотря на то что в этих помещениях будут коммерческие объекты, как бизнес-проект стадион для меня убыточен.

— Тогда чего вы лично ждете от Евро-2012 в Харькове: славы или чего-то другого?
— Не все в жизни измеряется деньгами или аплодисментами. Знаете, болельщикам, которые приходят на стадион, без разницы, кому он принадлежит. Важно, чтобы он был комфортабельным. Я — харьковчанин, и то, что я делаю, — делаю для своего города, для харьковчан. Вкладываю и буду вкладывать в свой город, потому что верю в него.
И когда я прихожу на стадион и вижу радость на лицах людей, это лучше всякой материальной прибыли. Есть результат — реальные объекты, которые дарят людям положительные эмоции. Придите и посмотрите только, как тридцать с лишним тысяч харьковчан болеют за родной “Металлист“…

— Приходил не раз.
— Поверьте, ничто так не стимулирует что-то делать, менять к лучшему. Называйте это меценатством, благотворительностью — как угодно. Главное — мне это нравится, и я это делаю.

Работы хватает

— Александр Владиленович, как вы относитесь к введению в новом правительстве должности вице-премьера по вопросам Евро-2012 и назначению на этот пост Бориса Колесникова?
— Думаю, это поможет — однозначно усилит подготовку Украины к чемпионату. Тем более что назначен именно Борис Колесников.

— В прошлом году одним из факторов, тормозящих нормальную подготовку к Евро-2012, было нестабильное финансирование со стороны государства. Какова перспектива сейчас с госфинансированием, учитывая ситуацию со Львовом и Киевом? Не будут ли сначала все финансовые ресурсы брошены на эти города, а Харькову придется опять “вытягивать” фактически за ваш счет?
— Не хочу говорить о Киеве или Львове. Меня интересует Харьков, для которого главное — стабильное финансирование объектов Евро-2012 в той части, в которой за это отвечает государство. Сейчас я вижу желание власти системно работать в этом направлении, что внушает оптимизм.

— Какие объекты в городе должны быть профинансированы за счет государства?
— Во-первых, это доработки по стадиону. УЕФА постоянно проводит новые турниры и учится на ошибках. Каждый год ужесточаются требования к футбольным аренам, и нам приходится их выполнять. В текущем году из госбюджета на ОСК “Металлист” должно быть выделено около 100 млн. грн. Деньги пойдут на сооружение дополнительных выходов: два на северной трибуне, по одному — на южной и восточной.
Во-вторых, реконструкция аэродрома Международного аэропорта “Харьков”, деньги на которую выделяются из госбюджета. Аэровокзальный комплекс — мои инвестиции (более 80 млн. долл.), аэродром — государственные.
В-третьих, дорожная инфраструктура. Ее в Харькове фактически нет. Многие дороги “ушли” вместе со снегом: окружной нет, на Донецк нет, на Киев тоже… есть лишь направления. Дороги вокруг стадиона мы отремонтировали, площадь у аэропорта сделали — даже дома покрасили. Но работы еще хватает.

— Известно, что в 2004 г. вы поддерживали Виктора Януковича. Вместе с тем вы не были замечены в каких-либо конфликтах с представителями “оранжевой” властной элиты. Но все же, когда стало ясно, что на этих выборах победит Янукович, сказали примерно такую фразу: “Теперь будут понятны “правила игры”. По прошествии времени мнение свое не поменяли?
— Нет. Все изменилось в лучшую сторону — вышло на более деловой уровень. Вопросы обсуждаются и решаются намного качественнее и результативнее.

“Воровство на своих объектах полностью исключаю”

— Вы куратор как государственных, так и частных проектов по Евро-2012 в Харькове. Каков риск воровства госчиновниками на проектах чемпионата? Есть ли у вас отработанные схемы по противодействию, скажем, тем же “откатам”?
— Скажу открыто: беспредметно, в общем, говорить не готов. Могу отвечать только за себя. У нас подобные моменты исключены. За свои объекты несу полную ответственность и контролирую каждую деталь. У меня каждый день селектор в 7 часов утра. Поэтому мне известно в подробностях, сколько денег поступило на проекты и на что они были израсходованы.
Я знаю, почем закупаются стройматериалы и прочие необходимые вещи. Простой пример — сиденья для стадиона. В прошлом году у меня в офисе стояло 12 образцов разных производителей. Мы решили купить у австрийцев. Начинали торговаться с 60 долларов за стульчик, и они, “плача”, согласились на 40. Я лично с ними торговался. Поэтому, как вы говорите, “воровство” на своих объектах я полностью исключаю!

Лучшая гостиница юго-востока

— Какова общая стоимость инвестиционных проектов группы DCH к Евро-2012 в Харькове?
— Общая сумма моих инвестиций — более 1 млрд. грн.

— На каком этапе находятся эти проекты сейчас? Что планируете еще сделать?
— Уже готовы стадион “Металлист“, футбольная академия, тренировочная база. По стадиону, правда, будут доработки. УЕФА может ужесточать требования до 2012 года. Но мы были готовы к этому с самого начала, поэтому многое делали “с запасом”. Например, ранее УЕФА требовал освещение в 1400 люксов (стандарт освещения футбольного поля. — Авт.), а в прошлом году увеличил норму до 2000. Мы же сразу сделали освещение в 2400 люксов. И так по многим вопросам.
Кроме того, начали возводить суперсовременную гостиницу — первую в Харькове, изначально построенную по “пятизвездочным стандартам”. В ней во время чемпионата сможет разместиться “семья УЕФА“.

— Когда планируете закончить строительство гостиницы? Ведь времени не так уж много осталось.
— Гостиница будет рассчитана на 200 номеров. Сейчас мы завершаем переговоры с гостиничным оператором (из числа мировых лидеров) и сразу после их окончания сможем подробнее говорить об этом проекте. Но работы уже начаты — роется котлован.
Часть проекта разрабатывал “Харьковпроект”, часть — другие архитекторы. И строительство объекта завершат в срок, можете в этом не сомневаться. Полагаю, уже в конце следующего года он будет готов. Поверьте, мы построим лучшую гостиницу в Юго-Восточной Украине. В нашем городе все должно быть лучшее. Харьковчане этого заслуживают. Я обещаю — это будет не пять, а шесть, даже семь звезд!

Новый аэроцентр страны

— 1 апреля 2008 года группа DCH в лице одной из компаний, “Нью Системс AM”, выиграла конкурс на аренду целостно-имущественного комплекса Международного аэропорта “Харьков” и стала оператором его реконструкции. Вы полностью отвечаете и за этот проект?
— Приходится. Моя сфера ответственности как инвестора — аэровокзальный комплекс. Но без аэродрома, который, как я уже упоминал, реконструируется за бюджетные деньги, он не имеет смысла. Поэтому все, что делается в аэропорту, я контролирую лично.

— Как обстоят дела на этом “инвестиционном фронте”?
— По терминалу работы идут полным ходом, и степень его готовности на сегодня — 85%. Сейчас там укладывают полы и монтируют потолки. Это будет суперсовременный аэровокзал площадью 20 тыс. кв. м, способный пропускать 1300 человек в час. Оснащен он будет по последнему слову техники: IT-решения от SITA (Швейцария), багажная система — от Vanderlande Industries (Нидерланды), досмотровое оборудование — от RAPISCAN Systems (США) и т. д.
Новый терминал откроется 23 августа текущего года — на День города Харькова. Как раз достойный будет подарок. Такого терминала сейчас нет в Украине, как, думаю, и во многих европейских странах. Тем более с такой площадью, какую мы делаем перед ним. Полагаю, она сможет соперничать с площадью Свободы. Что касается аэродрома, то при стабильном государственном финансировании мы планируем закончить его реконструкцию к декабрю следующего года.

— Как модернизация аэропорта отразится на деловой и общественной жизни Харькова? К примеру, на авиаперевозках.
— После окончания работ мы получим современный аэропорт, рассчитанный на обслуживание до 2 млн. пассажиров в год (сейчас — меньше 250 тыс.) и способный принимать воздушные суда типа Боинг-737 и Аэробус А320.
Украинцы смогут летать из Харькова в любую точку до океана. Самолеты будут совершать регулярные рейсы как минимум во все европейские столицы и на все наиболее популярные курорты. К нам станет приезжать больше людей — и по делам, и, надеюсь, посмотреть город. А это поток инвестиций. Так что новый аэропорт — это развитие города и наше будущее.

— 7—9 июня состоится крупнейшее региональное отраслевое мероприятие — международный аэрофорум (Routes CIS). Харьков станет первым городом на территории СНГ, который примет Всемирный форум авиаперевозчиков и аэропортов. Причем это право, насколько я знаю, город отвоевал у аэропортов России. Как вашей компании удалось этого добиться?
— Видимо, организаторы решили, что Харьков перспективнее (улыбается). А если серьезно, Routes CIS — крупнейшее региональное мероприятие в рамках Всемирного форума по развитию авиамаршрутов The World Route Development Forum. Фактически это одно из основных авиационных событий мирового масштаба. На него съезжаются представители аэропортов, авиакомпаний, поставщиков, инвесторов, международных ассоциаций, туристических организаций и пр.
Поэтому очень приятно, что Routes CIS пройдет именно в нашем городе. Мы возлагаем на это мероприятие большие надежды. Рассчитываем на подписание контрактов с ведущими авиакомпаниями мира, установление профессиональных контактов — на все то, что поможет развитию харьковского аэропорта и города в целом.

Срыва Евро не будет

— Насколько мне известно, до прихода в бизнес вы какое-то время работали милиционером. Потом защитили кандидатскую диссертацию и работали на кафедре одного из харьковских вузов.
— Я в правоохранительных органах практически не работал. Отслужил в армии, окончил высшие курсы ОБХСС и был на стажировке в милиции буквально полтора месяца. Кажется, лейтенантом — уже точно не скажу. А вот аспирантские времена помню прекрасно…

— Помогает ли в бизнесе ваш предыдущий опыт? Есть несколько правил, которые помогли заработать деньги?
— Любой жизненный опыт помогает. Есть одно правило — получать от жизни удовольствие, наслаждаться каждым мгновением: и работой, и отдыхом. Этому правилу я следую на 100%.

— Вам не раз приходилось менять сферу приложения своих интересов и средств. Как я понимаю — из-за отсутствия какой-либо возможности окупаемости проекта. А сейчас, по вашему мнению, каковы наиболее перспективные сферы вложения капитала в нашей стране?
— Не хочется говорить отвлеченно и давать абстрактные советы. Могу ответить только за себя: лично я в ближайшие два года буду концентрировать все свои ресурсы на подготовке Харькова к Евро-2012. Этот турнир — большой шанс для страны, для Харькова. И я буду делать все, чтобы мой родной город его достойно принял. Это для меня сегодня на первом месте.

— И последнее. Как сообщали СМИ, в целом вы довольны последним апрельским визитом Мишеля Платини в Харьков. И все же насколько реальна опасность срыва проведения футбольного первенства в нашей стране? Готовы ли вы к такому развитию событий?
— Не вижу никакой опасности. Когда-то я сказал, что если Евро-2012 не будет в Харькове — его вообще не будет в Украине. Но теперь скажу иначе: если Евро-2012 не будет в Украине и Польше — оно вообще не состоится!

Источник: Еженедельник 2000

Новости партнеров

Комментарии: