Олег ПРОТАСОВ: “Больше года находился под постоянным прессом”

       Во время нашей последней встречи на вопрос, не задумывается ли собеседник о принятии греческого гражданства, ОЛЕГ ПРОТАСОВ развел руками: “В ближайшем будущем – нет. Сами знаете, в тренерской судьбе все может измениться в считанные секунды”. Эти слова оказались пророческими – 16 марта 2004 года президент “Олимпиакоса” Сократис Коккалис уволил украинца с поста наставника греческой команды.

       Чем же сейчас занимается молодой, но уже имеющий в футбольном мире весомый авторитет тренер? Об этом и многом другом корреспондент “2000” расспросил Протасова, позвонив ему в Грецию.

       – Олег Валерьевич, как дела?

       – Нормально. Привыкаю к спокойной семейной жизни. Наконец-то появилась возможность больше внимания уделить моей детской футбольной школе Protasov Club. Она, как и мой дом, расположена в пригороде Афин – Варкизе. В школе тренируются 150 детей от 6 до 14 лет. С ними работают три тренера. До этого из-за нехватки времени занимался здесь только организационными вопросами.

       – Говорят, воспитанником школы является и ваш старший сын Никита.

       – С мячом он возится, конечно, с удовольствием, однако искры в его глазах не замечаю. В наше время пацаны засыпали и просыпались в обнимку с мячом. Но сейчас, правда, время другое, и если сын не пойдет по моим стопам, я не буду чувствовать себя обиженным.

       – А как вы себя чувствовали, узнав об отставке?

       – Пережил сложный момент довольно спокойно. Все бывает в жизни. Через это также прошли такие асы тренерского цеха, как Лобановский, Бесков, Лемерр, Трапаттони. Так что трагедии из этого не делаю. Тем более что мой контракт был составлен по системе “1+1″… Я прекрасно отдавал себе отчет в том, что в Греции можно подписывать соглашения хоть на сто лет, однако если команда будет проигрывать, тебя ничто не спасет от увольнения. А я и так больше года находился под постоянным прессом: даже ничьи учредителями и болельщиками воспринимались крайне болезненно. Это немного напрягало.

       – Хотите знать мнение большинства украинских журналистов относительно вашего увольнения?

       – Какое?

       – Что вам не дали шанса исправить положение. Более того, “Олимпиакос”, однажды “прокинув” вас, не отказал себе в удовольствии повторить это еще раз.

       – Предпочту оставить это мнение без комментариев.

       – За прошедший после отставки месяц у вас были предложения из других клубов?

       – Так ведь конец сезона не за горами. Серьезные приглашения, надеюсь, будут по его завершении. А несерьезные… Прощупывали почву пару клубов-аутсайдеров греческой лиги. Но что-то бороться за выживание у меня нет желания. К тому же на Греции свет клином не сошелся…

       – Из украинских клубов никто не обращался?

       – Пока никто.

       – Олег Валерьевич, почему после расставания с “Олимпиакосом” вы отказываете в интервью всем греческим журналистам?

       – Нет желания что-либо комментировать. Но здешние СМИ нашли выход из положения: практически все ведущие спортивные издания страны перевели и перепечатали мое недавнее интервью российскому “Спорт-Экспрессу”.

       – Кстати, о греческих СМИ: Царем они вас начали называть после победы в чемпионате?

       – Да нет. Как только возглавил коллектив. В 1990-х Царем называли Олега Блохина. А в прошлом году и я им стал. У них здесь так заведено: если ты русский, то значит Царь.

       – А как организована работа в вашем бывшем клубе. Что за личность президент “Олимпиакоса”?

       – Сократис Коккалис – миллионер, занимается телефонной связью и владеет сетью букмекерских контор. Он уже 14-м “президентствует” в клубе. Наряду с “Панатинаикосом”, которым владеет семья крупных судовладельцев Вардиноянисов, “Олимпиакос” считается самым благополучным клубом страны. Недаром в Греции команда имеет неофициальный статус “народной”, как московский “Спартак” в России.

       – В российском да и в украинском футболе регулярно возникают скандалы, связанные с судейством, договорными матчами и т. д. Как с этим в Греции?

       – Разговоры в прессе о судейской мафии, проданных играх и о том, что ведущие клубы связаны с влиятельными политическими партиями, периодически возникают. Недавно по телевизору даже крутили запись нелегальных переговоров, сделанную журналистами. Но каких-то особых перемен в футбольных верхах после этого эпизода не наблюдалось.

       – В греческом футболе востребованы выходцы из постсоветского пространства?

       – Да. Евстафий Пехлеваниди работает в Афинах тренером в детской академии при муниципалитете. Василий Хадзипанагис возглавляет футбольную школу в Салониках. У нас, наверное, о нем немногие помнят, а в Греции Хадзипанагиса признали лучшим футболистом за всю историю их футбола! Это при том, что он выступал за не хватающий звезд с неба “Ираклис”. За национальную команду Греции ему, правда, не довелось поиграть – он входил в состав олимпийской сборной СССР.Провел за греков лишь одну товарищескую встречу. Зато нынче в сборной на хорошем счету родившийся в Казахстане 23-летний нападающий “Панатинаикоса” Деметриос Пападопулос. До этого он поиграл в английском “Бернсли”, а после Англии мог оказаться в киевском “Динамо”, но что-то там в переговорах не срослось. А главный тренер его нынешнего клуба израильтянин Ицхак Шум – вообще бывший киевлянин. У него супруга украинка. Кстати, Шум и Пападопулос общаются между собой на русском языке.

       – Получается, вместо своего развиваем чужой футбол.

       – Качественный рост греческого футбола проходил на моих глазах. Если раньше для большинства футболистов такие понятия, как коллективизм или универсализация, были чем-то вроде высшей математики, а индивидуализм считался чуть ли не религией, то сейчас налицо движение к организованности и тактической грамотности. Лично я связываю это с притоком новых тренерских идей извне, благодаря чему повысился уровень и местных специалистов.

Дмитрий КИРСАНЬ

Источник: “2 0 0 0”

Новости партнеров

Комментарии: