Борис КОЛЕСНИКОВ: «Когда я посмотрел в первый раз на стадион во Львове, то подумал, что мы его откроем к Олимпиаде в Сочи»

Четыре месяца назад Борис Колесников, нардеп, владелец кондитерской компании Конти и ближайший соратник самого богатого человека Украины, Рината Ахметова. превратился в деятеля евромасштаба. В новом правительстве ему досталась миссия полготовки страны к чемпионату Европы по футболу 2012 года. Ноша оказалась нелегкой – на пути Евро стоят…

…не только отсталость Украины, но и ее дороги, тендерные процедуры и взяточники-чиновники. Об этом, а также о том, можно ли заработать на чемпионате, вице-премьер рассказал Корреспонденту.

– Еще весной Украина сильно отставала по срокам сдачи стадиона во Львове. Что Вы сделали за четыре месяца?

– Когда я посмотрел в первый раз на стадион во Львове, то подумал. что мы его откроем к Олимпиаде в Сочи [пройдет в 2014 году].

Все понимают, что если мы потеряем хотя бы один город – это будет удар, как тогда проводить турнир? Поэтому я позвал специалистов, они неделю работали, изучали проект. И в итоге мы поняли, что самое сложное – это кровля. И если мы возьмем подрядчика с мировым опытом и именем, то сможем догнать сроки и к концу лета 2011 -го сдать стадион.

– Вы сменили генподрядчика, строившего львовский стадион (компанию Азовинтекс) на донецкую компанию Альтком. Произошло это в ручном режиме, без каких-либо тендеров.

– Эти обвинения несостоятельны. Азовинтекс никакого тендера не выигрывал – предыдущее правительство их не проводило. Кстати, Азовинтекс – из Мариуполя.

Опыт показывает, что украинские тендеры неэффективны. Я должен 45 дней ждать, когда объявят победителя, а потом проигравшая сторона через суд может заблокировать процесс. Но я не моху ждать, у меня каждый день на счету. У Кабмина есть право единого исполнителя, и мы им воспользовались.

– Сколько государство уже вложило в Евро-2012?

– 4,5 млрд грн. До конца года планируется вложить еще порядка 6 млрд грн. Это без дорог.

– Все средства будут выделены?

– Они частично уже есть, частично это будут займы под госгарантии на семь-десять лет. На два стадиона пойдет порядка 5,5 млрд грн.

– Сколько уже построено отелей?

– 100% гостиничного бизнеса проинвестировано частными инвесторами. Но мы привязываемся к количеству не гостиниц, а мест. В Киеве есть порядка 5 тыс., в Донецке – 3,5 тыс., во Львове и Харькове – по 2,8 тыс.

– Данные по местам в отелях – реальные?

– Они покрываются по количеству, но, к сожалению, не по классности. Сейчас мы ведем переговоры с отелями относительно повышения классности. Правительство готово частично компенсировать проценты по кредитам, которые привлекут отели, чтобы повысить качество услуг.

– С дорогами ситуация пока не слишком радужная.

– У нас есть деньги на городские дороги, чтобы обеспечить связь аэропорт – отель – стадион и кольцевые, вокруг городов. Но есть сложности с дорогами между принимающими городами. Хотя это не смертельно, учитывая, что все-таки основной транспорт Евро-2012 – авиация.

– Туроператоры жалуются на недостаточное количество лоукостов в Украине. Мол, иностранцы с удовольствием путешествовали бы по стране, но в поездах не хотят, а авиапредложений не так много. У Вас в планах есть увеличение числа лоукостов под Евро-2012?

– По лоукостам – это спорное утверждение. Я считаю, что проблема в монополизации рынка, которая уже почти произошла. И поэтому украинцы, имея зарплату в 10-12 раз меньше, чем, к примеру, в Германии, платят за перелет в два раза больше.

Вот мы и работаем над проектом Открытое небо [присоединение к единому воздушному пространству]. Он позволит любой иностранной авиакомпании без дополнительных разрешений летать из_ любой точки Украины в любую точку мира.

А если [ под Евро-2012] заработает связка Киев – Львов – Донецк, это увеличит пассажиропоток [в Украине] на 10 млн человек в год. То есть практически вдвое. Каждый миллион дает дополнительно 4 тыс. рабочих мест в отрасли, где нет зарплаты ниже $700.

– И когда мы присоединимся к Открытому небу?

– Ничего не мешает нам сделать это летом 2011 -го. Но будут ограничения: иностранные компании не смогут совершать внутренние перевозки. Зато авиакомпании без дополнительных разрешений смогут летать, к примеру, из Луганска во Франкфурт.

– Украинские компании, чтобы уберечься от конкуренции, не станут противиться Вашим планам?

– Исходя из их логики, мы должны с Петром Порошенко [собственник Roshen] ходить и просить правительство не пускать в Украину такие ведущие кондитерские компании, как Mars, Nestle, Cadbury? На самом деле наши авиакомпании сами поставили себя во внерыночную ситуацию – не смогли совладать с затратами и неэффективным менеджментом. Поэтому в ближайшее время окажутся один на один с мировой конкуренцией. Но для нас главный приоритет – это пассажиры.

– Сколько Украина может заработать на Евро-2012? Ведь государства, которые принимали подобные турниры, не всегда оказывались в плюсе.

– Украина вообще первая из стран постсоветского пространства получила право проведения такого турнира. Это большая честь. Но любое государство, которое проводит подобное соревнование в первый раз, не будет иметь доходную часть выше расходной. Ни Сочи, ни Киев, ни Донецк, ни Харьков не могут сравниться по инфраструктуре, к примеру, с Ванкувером, Барселоной или Лондоном. Почему страны Запада так хотели провести Евро? Они понимали, что у них практически не будет расходов. Поэтому однозначно в первый раз затраты будут выше. Но мы будем иметь плюс в стратегическом плане, потому что любое другое событие в Украине будет приносить деньги. И важно, чтобы власти проводили политику продвижения Украины. К примеру, в 2013 году в Донецке будет чемпионат мира по легкой атлетике среди молодежи. Мы должны проводить больше таких событий.

– Это большая проблема: сейчас никто не занимается рекламой Украины в мире.

– Да, мы наименее посещаемая страна Европы.

– Власть обратит на это внимание?

– Ситуация уже изменилась. Думаю, в сентябре вы увидите на всех каналах презентационные ролики по каждому из городов, которые будут принимать Евро-2012, а также ролик, сделанный специально для европейского зрителя (он будет транслироваться на CNN и Euronews).

Мы работаем и над спутниковой навигацией. И если ничего не помешает, то с 1 марта 2012-го в любом автомобиле, где есть навигация, она будет работать, причем и на английском, и на украинском языках. Мы разрабатываем карты городов и расписание турнира на шести языках и разместим их во всех аэропортах Европы.

На сегодня колоссальная проблема – это подготовка персонала. Поэтому с сентября мы вводим бесплатные курсы английского во всех областных управлениях МВД. для сотрудников МЧС, медиков.

К слову, больше всего в материале, который был опубликован в вашем журнале [Блеск и нищета мундиаля Павла Вдовича, опубликован 25 июня], меня задело то, что автор, по сути, призывает вместо проведения Евро-2012 тратить деньги на проедание. Но это в корне неправильно. Да, нужно бороться с раком и туберкулезом… Но чем лучше работает экономика, тем больше мы можем потратить на социальную сферу.

А если мы сегодня все проедим, то завтра сможем потратить ровно столько, если не меньше, учитывая инфляцию. Так что повторю слова Маргарет Тэтчер: “Настоящая свобода наступает тогда, когда наступает свобода экономическая”.

– Главный фактор, который тормозит развитие страны, – коррупция. Как Вы будете контролировать использование средств на Евро-2012?

– Самый лучший контроль – это прозрачность. Тем не менее у нас уже был случай, когда приезжают инспекторы УЕФА и видят, что строители кладут бетон марки 300, а мы платим за 500-й.

– Не жалеете, что Вы теперь не бизнесмен, а чиновник?

– Нет. Очень хочется провести такой турнир, тут, наверное, во мне говорит болельщик. Да сами проекты масштабные тоже интересно. Но все процедуры настолько забюрократизированы, что Виктор Федорович [Янукович] должен брать и каленым железом выжигать все это.

– А воли у него хватит

– Безусловно. И мы за 10-12 лет должны пройти тот путь, который Запад прошел за 60 лет.

Источник: Прессинг

Новости партнеров

Комментарии: