Юрий КАЛИТВИНЦЕВ: «Нужны творцы, а не ремесленники»

В преддверии старта подготовки сборной Украины к товарищеским матчам со сборной Польши (4 сентября) и Чили (7 сентября) интервью дал исполняющий обязанности главного тренера национальной команды Юрий Калитвинцев.

“И. О.” МЕНЯ НЕ ТЯГОТИТ

— Юрий Николаевич, можно ли сказать, что с недавних пор ваш жизненный график стал еще более плотным и интенсивным?

— Да нет, плотным, в принципе, он был и до этого. И в связи с этим назначением по сути ничего не изменилось. Как готовился раньше к бою, так готовлюсь и сейчас.

— Куратор судейского корпуса ФФУ Пьерлуиджи Коллина смотрит все матчи каждого тура чемпионата Украины. Вы от него не отстаете или какую-то долю этой нагрузки берут на себя ваши ассистенты?

— Помимо того, что за играми премьер-лиги следят мои помощники, я также стараюсь по возможности изучить все матчи. Ну а потом мы собираемся и обсуждаем увиденное. Если нужно, даже пересматриваем.

— Ваш коллега Семен Альтман все произошедшее за последнюю неделю охарактеризовал как “снежный ком в разгар знойного лета”. Что почувствовали вы, узнав об отставке Мирона Маркевича?

— Называть это можно как угодно — гром, снег… Для меня эта была прежде всего неожиданность. Вот самое точное слово. Оно подходит лучше всего.

— Состоялась ли у вас с Мироном Богдановичем итоговая беседа, в которой вы подвели черту под сотрудничеством?

— Через три дня после того, как я узнал о заявлении Маркевича, мы поговорили с ним и пожелали друг другу удачи. Он сказал мне, что принял твердое решение и знает, почему он его примял. Вот, в принципе, и все.

— Одной из причин своего ухода Маркевич назвал всесторонние препятствия, которые чинит сборной национальная федерация. Вы обратили внимание на что-то подобное за месяцы совместной работы?

— Совершенно не обратил. Сборы проводились в сроки, команда была одета, самолет в нужное время, что называется, стоял “под парами”. Все пожелания были выполнены. Возможно, я чего-то не знаю, но никаких явных помех для работы не заметил.

— Пресловутая аббревиатура “и. о.” вас как-то тяготит? И при каком условии вы от нее избавитесь?

— Избавлюсь я от нее тогда, когда исполком ФФУ примет окончательное решение по главному тренеру сборной. В данный же момент меня это совершенно не тяготит. Основную ответственность я несу перед болельщиками: мне доверили ответственный пост, и я сделаю все, чтобы мы успешно провели две предстоящие игры.

— Чем обусловлен выбор новых помощников — Сергея Реброва, Геннадия Литовченко и Сергея Краковского?

— Во-первых, это мои единомышленники — люди, которые прекрасно знают мои принципы и знакомы с особенностями моего тренировочного процесса. В то же время и я знаю их как людей и как специалистов. Реброва считать специалистом в полном смысле этого слова пока тяжело, он пока еще тренер очень молодой. Но мы очень часто обсуждаем с ним специ­фику и средства тренировочного процесса, и я чувствую, что его игровой опыт, тяга к знаниям, любовь к этой профессии и видение футбола дают надежду: Ребров поможет нашей команде. Что же касается Краковского, то в аспекте работы с вратарями он — один из лучших специалистов в нашей стране, и долго я не выбирал.

ДВУХ РАВНОЦЕННЫХ СОСТАВОВ У НАС НЕТ

— Список футболистов, вызванных тренерским штабом на матчи с Польшей и Чили, — личный выбор Юрия Калитвинцева или несколько откорректированная вами версия Маркевича?

— Состав был сформирован еще до мо его назначения, тогда же были разосланы вызовы в клубы. Я же добавил пару-тройку фамилий, а может быть, даже одну. В остальном решил поступить так, как мне подсказывала совесть. Сами по­нимаете, не могу же я, если кто-то из игроков меня не удовлетворяет, отозвать вызов. Это было бы некрасиво. Тем более что я практически согласен с этим списком. В целом, он правильный.

— Вы сказали “практически” и “в целом”. Стало быть, некоторые изменения внесли бы?

— Небольшие.

— Не хочу задавать вопрос о том, кто из внесенных в список игроков вас не устраивает. Но весьма любопытно попросить вас озвучить фамилию того игрока, которого вы внесли сами. Назовете?

— Нет, извините, не буду.

— Ну что ж, вопрос снят. Вы дали понять, что намерены продолжать дело вашего с Маркевичем тандема, и отказ от этой стратегической линии посчитаете потерянным полугодием. А в чем суть этой стратегической линии?

— “Продолжать”, быть может, не самое точное слово. У меня есть свои личные взгляды, однако глобальных изменений все же не будет. Потому что у нас с Мироном Богдановичем схожий взгляд на философию игры. И похожий стиль, который мы стремимся прививать команде. Если вкратце: хочется, чтобы она демонстрировала зрелищный атакующий футбол. А еще очень важно, чтобы на поле в футболках сборной Украины выходили творческие личности, а не ремесленники. И чтобы эти люди играли, а не занимались тяжелой работой.

— Матчи с Польшей и Чили разделят всего лишь два дня. Как вы относитесь к такой небольшой передышке, и каким об­разом планируете ротацию состава в этих спаррингах?

— Вы правы, говоря о маленькой паузе. Играть через два дня на третий с учетом сумасшедшего июльско-августовского графика, через который прошли наши клубы, — вариант далеко не оптимальный. Да и психологический фон большинства сборников, видимо, оставляет желать много лучшего. Но, увы, мы ничего не могли изменить и попытались отнестись к таким реалиям календаря максимально спокойно. Как говорится, имеем то, что имеем. Стало быть, попытаемся варьировать составом, чтобы задействовать максимально возможное число футболистов. Вызывать человека и держать его на скамейке мне кажется неэтичным. Так что я оставляю за собой право на эксперименты и намерен усиленно претво­рять их в жизнь.

— Вы склонны поставить на эти матчи два диаметрально противоположных состава или в каждом из спаррингов менять львиную долю исполнителей в перерыве?

— В этом вопросе нужно отталкиваться от состояния игроков. Игра двумя составами не имеет смысла. Будем откровенны, двух равноценных у нас попросту нет! Так что на выходе кто-то сыграет по тайму, кто-то — чуть больше. Повторюсь, все зависит от кондиций, которые успеют набрать наши сборники.

У НАС С КОЖАНОВЫМ ЕСТЬ КОЕ-ЧТО ОБЩЕЕ

— В сборную снова вызван Александр Яковенко. Не смущает ли вас его недавняя травма и двусмысленный статус в “Андерлехте“?

— Сразу хочу сказать, что Яковенко на эти сборы не приедет. Человек не имеет игровой практики, к тому же в данный момент его будущее только определяется — следовательно, он думает об иных вещах. Между тем, Саша поступил очень честно и порядочно. Он сам перезвонил мне и попросил, чтобы его не вызывали, сказав, что не готов играть за сборную Украины на все сто процентов. На мой взгляд; это говорит о его высоких профессиональных качествах. Мы пошли ему на­встречу и отозвали вызов.

— Отсутствие украинского бельгийца — ваша единственная свежая поправка?

— Дополнительных вызовов не будет. А все изменения могут быть связаны лишь с травмами кого-то из игроков. Впрочем, я надеюсь, что ничего подобного не произойдет. Ребята готовы ехать в лагерь сборной, и работа для них нами уже спланирована.

— Маркевич когда-то советовал львовянину Кожанову сбросить лишний вес. Значит ли это, что Денис с этой задачей справился?

— Я думаю, в этой фразе была немалая доля шутки. Я вам приведу самый близкий пример: у меня в свое время при нормальном игровом весе лица, скажем так, тоже было много, но никто не обращал на это никакого внимания. А Кожанов — парень из тех, о которых говорят “кровь с молоком”. Он неплохой мальчик… Хотя “мальчик”, наверное, не по адресу. Денис показывает хорошее движение, футбольную выучку. Словом, мы давно за ним наблюдали, и он заслужил право на то, чтобы приехать. Все остальное зависит от самого футболиста. Ну а мы чем сможем, — поможем.

— Некоторые журналисты полагают, что отсутствие в списке Дениса Олейника связано с промелькнувшим где-то в прессе заявлением об отказе выступать за главную команду страны и признаком солидарности футболиста по от­ношению к своему клубному наставнику…

— Давайте рассуждать логически. Получается, что Олейник солидарен, а другие игроки “Металлиста” — Девич и Романчук — не солидарны? Согласитесь, это глупо. Я лично говорил с Денисом и объяснил ему, что не приглашаем мы его из-за травмы, полученной в матче со сборной Голландии, а как только он вернется в основу своего клуба, снова получит вызов в национальную дружину.

— На одной из встреч с журналистами — Маркевич намекал, что некоторым из сборников уже были сделаны дис­циплинарные взыскания, а кое-кому — и последнее предупреждение…

— Не знаю, что говорил Мирон Богданович на эту тему. Может, такой разговор состоялся в индивидуальном порядке… Но я при этом не присутствовал.

КРАСНОПЕРОВ БУДЕТ ИГРАТЬ ДО СОРОКА

— После матча в Норвегии Маркевич сказал, что тренерскому штабу сборной нужно разрабатывать иные, более эффективные принципы игры в обороне и подыскивать подходящих исполнителей. Что он имел в виду?

— Не хочу отвечать за другого человека, но готов ответить за себя. В защите самое главное — чувство локтя, а для этого ребята должны сыграться. Соответственно и нам нужно побыстрее определиться с кандидатурами. И должен сказать, что мы активно работаем в этом направлении: подобраны специальные средства для развития необходимых качеств, и футболисты хорошо их воспринимают в учебном процессе. Стало быть, необходимо только время.

— Задам конкретный вопрос: какие качества могут помочь закрепиться в сборной Евгению Чеберячко — человеку, который всю сознательную жизнь отыграл в средней линии, но несколько лет назад переквалифицировался в центрбека?

— Те же, что и остальным футболистам. Во-первых, быть сильнее конкурентов на своей позиции. То есть, иметь постоянную игровую практику. Во-вторых, иметь огромное желание достичь чего-то со сборной, а не просто участвовать в матчах. Эти простые принципы относятся и к Чеберячко, и, к примеру, к Шевченко.

— Вопрос о натурализации Папа Гуйе уже не стоит?

— Несмотря на то, что я и сам, если помните, когда-то был натурализован, к этому явлению отношусь спокойно и, по сути, нейтрально. Я не за, но и не против. Я — из воздержавшихся. И я не хочу обращаться к конкретным фамилиям. Если поймем, что человек хочет не просто засветиться на Euro-2012, а потом себя продать, но понимает наши принципы и готов играть за первую команду страны душой, его паспортные данные нас не интересуют. Но таких людей очень мало, и к каждо­му подобному случаю мы будем подходить очень строго.

— Во второй раз наставники сборной обратили внимание на Олега Красноперова. Как полагаете, есть ли у не хва­тавшего звезд с неба 30-летнего футболиста шанс проявить себя на таком уровне, не имея подобного опыта? То есть, стать тем, кем стал Константин Зырянов для Гуса Хиддинка?

— Время покажет. Но зная Олега, его физическое состояние и отношение к делу я почти уверен, что он будет играть до сорока лет. Разумеется, если не возникнет серьезных профессиональных травм, чего я ему не желаю и наговаривать не хочу. Потенциал здоровья у этого парня огромный. В 32-34 года он будет летать по полю как молодой. Что касается нехватки опыта, то ее Красноперов компенсирует тем, что не признает авторитетов и ему абсолютно все равно, против кого играть. Его вызов в сборную — маленький аванс. Если он им воспользуется — дай Бог! Нет — это будет на его совести. Однако я верю в этого человека.

— В 2001 году вы взяли малоизвестного игрока Красноперова из “Динамо-2” в “Закарпатье“. Почему за прошедшие с тех пор девять лет он не заиграл в по-настоящему звездном по украинским меркам клубе?

— Мы с вами не можем знать всех деталей биографии Красноперова. Может, его приглашали, а он не пошел? Я не интересовался его переходами и желанием клубов пригласить этого футболиста. Но сегодня он на своем месте: играет в далеко не последней команде премьер-лиги, являясь при этом кандидатом в национальную сборную. Так что профессиональный рост Олега очевиден, а кроме того, у него много положительных качеств. Главное из них — универса­лизм. В Ужгороде он играл в обороне — и слева, и справа, а сейчас действует на позиции опорного полузащитника. Такая разноплановость очень пригодится и сборной.

ГОЛЫ ВОРОНИНА — НЕ ЗА ГОРАМИ

— Вас не смущает, что помимо возрастного Шевченко ни один из вызванных форвардов в сборной себя проявить не может? А Воронину это не удается еще, кажется, с момента появления в сборной Олега Блохина?

— Конечно, любому форварду нужно забивать, это его первая и основная обязанность. Но сегодня (эта беседа состоялась вчера вечером. — Прим. М.С.) я смотрел матч московского “Динамо” — и пришел к выводу, что Андрей выполняет сумасшедший объем работы. Он — по-настоящему командный игрок, но вот забить никак не может. Воронин и сам это понимает и переживает по этому поводу, но его самоотдача подкупает, не оценить ее невозможно. Я уверен: если он будет продолжать в том же духе, то и голы себя ждать не заставят.

— Какие задачи вы ставите перед собой и командой в ближайших двух встречах?

— Главным образом нужно продемонстрировать высокое качество игры, но, само собой, не будем забывать о результате. Он нас интересует, но не любой ценой. Вместе с тем, я не ожидаю футбола запредельного качества, но буду доволен, если в действиях игроков станет просматриваться то, что мы предложим во время сбора. Если это произойдет, значит, футболи­сты хорошо понимают наши требования. И тогда на каждом последующем сборе нам будет легче делать совместный шаг вперед.

Григорий Суркис ждет от вас детальной программы действий. Когда она будет предоставлена президенту ФФУ?

— Как попросит, так сразу и предоставлю. А сейчас стараюсь на этом не зацикливаться. Куда важнее — две предстоящие нам игры против Польши и Чили.

— Базовым лагерем для сборной снова будет Конча-Заспа?

— Все зависит от города, в котором мы будем проводить конкретную встречу. Прекрасную базу нам предоставили в Харькове, очень хорошо принимали во Львове, будет нужно — пойдет навстречу и “Шахтер“. Иными словами, у нас есть базы, которые отвечают всем современным требованиям, а в каком городе они находятся — вопрос номер два. Я особой разницы не вижу.

— Задача выиграть Euro-2012 не снимается?

— Ну что вы? Как же ее можно снимать…

 

Источник: «СЭ в Украине»

Новости партнеров

Комментарии: