Евро-2012. Золотое дно

Евро-2012Чуть менее двух лет остается до начала самого ожидаемого футбольного форума Старого Света. Именно в проведении данного турнира многие видят панацею для нашей страны. Естественно, качественные дороги, европейские аэропорты и красавцы-стадионы – все это, хочется верить, будет успешно сдано еще до лета 2012 года. Но вот какой ценой обойдется вся эта прелесть нам, обычным налогоплательщикам?

Не так давно, на открытии нового терминала харьковского аэропорта, мне удалось познакомиться с весьма интересным человеком. Исполнительный директор «Центра криминологических исследований» Вячеслав Коновалов, совместно с другими общественными организациями, провел мониторинг состояния авиационных объектов футбольного форума, а также проанализировал обоснованность затратной части всех проектов и смет. Результаты были любезно предоставлены Вашему покорному слуге.

Любой иностранный гость, который прилетит жарким летом 2012 года в Украину, даст старт своему заграничному путешествию по нашей стране со здания аэровокзала. Так и мы проанализируем ситуацию именно с этими объектами, которые являются неотъемлемой частью проведения спортивного соревнования столь значимого масштаба.

Смета строительства главных воздушных ворот Украины, которые находятся вблизи от столицы, в Борисполе, за несколько лет претерпела ряд довольно-таки серьезных изменений.  Уже два года подряд корректируются планы по строительству терминалов D и F этого аэропорта. Оба терминала за три года подорожали в 2 и 4 раза соответственно.

И если с последним ситуация как-то проясняется (открыть терминал F, который вместо намеченных 100 млн.грн. обошелся стране свыше 400 млн., планируется в сентябре-октябре сего года), то в случае с терминалом D вообще не известна дата сдачи объекта. Подрядчик попросту срывает сроки строительства. Ежели ранее заявлялось, что терминал заработает к концу этого года, то сейчас называется осень 2011 года. При этом стоимость строительства выросла с $200 млн. в 2006 году до $377 млн. в 2009-ом. Тогда же руководство аэропорта скорректировало  сумму еще раз – здание обойдется стране в $400-450 млн.

«В условиях постоянно растущих смет на терминал F, нельзя исключать вероятность того, что менеджмент Борисполя просто не найдет финансирование на достройку основного терминала D. Ведь изначально планировалось, что стоимость терминала D составит $200 млн, из которых $175 млн. составляют средства кредита японского банка JBIC. Сейчас получается, что объем японского кредита остался на прежнем уровне, а стоимость объекта выросла приблизительно в 2-2,5 раза. Таким образом, руководство аэропорта вынуждено уже искать как минимум $200 млн., а не $25-35 млн., как это было несколько лет назад», – подчеркнул мой собеседник.

Не менее любопытными перед правоохранительными органами предстанут и дела во Львове. 11 февраля 2008 г. было объявлено, что стоимость реконструкции Львовского аэропорта составит всего-навсего $21 млн. Буквально через два месяца цена указанного строения возросла до ?57 млн. Кроме того, программа развития аэропорта предусматривала реализацию инвестпроекта стоимостью ?12 млн. по созданию паркинга на 4900 мест, а также проект строительства нового пассажирского терминала с увеличением пропускной способности аэропорта с нынешних 300 до 1000 пассажиров в час. Через год сумма необходимых инвестиций оценивалась уже в 1 млрд. 107 млн.грн, сейчас называется сумма около 2 млрд. грн. Увы, и это не предел, ведь кроме прямых расходов, есть еще и скрытые в виде необходимости платить проценты по кредитам, что увеличивает стоимость на 15-20%. Итого – увеличение начальной сметы в 5 раз, и усиленное внимание контрольно-ревизионного управления. К слову, данные суммы не включают в себя стоимость реконструкции резервных аэродромов Галичины, которые должны быть готовы принять рейсы в случае экстренных ситуаций.

Не менее прискорбная ситуация и на Донбассе. Например, только стоимость аэродрома в Донецке в этом году увеличилась на 800 млн. грн., почти до 2 млрд. грн. Расходы по аэродромной части донецкого аэропорта за последние три года выросли в три раза. Совершенно ясно, что госбюджет не в силах совладать с размашистыми аппетитами наших чиновников. Имея лазейки для постоянного маневрирования государственными деньгами, строительство первоочередных объектов Евро превращается в золотое дно как для предприимчивых подрядчиков, так и для не чистых на руку чиновников. «Возможность украсть создает вора», – говорил английский философ Фрэнсис Бэкон. Стоит признать, что наша система издревле способствовала становлению таких одиозных личностей.
 
Наиболее оптимистично обстоят дела в Харькове. Напомню, что там не так давно был открыт первый в стране частный аэровокзал. Исходя из того, что деньги на строительство изымались не из бюджета, а финансирование проводил частный инвестор, вопиющих случаев хищения зафиксировано не было.

Александр Ярославский сообщил, что общая стоимость терминала составляет около 80 миллионов долларов.
«Это все деньги частные, – заверил он  прессу, – все деньги частной компании». При этом бизнесмен подчеркнул, что финансирование из государственного бюджета, в частности на реконструкцию аэродромного комплекса харьковского аэропорта, «идет в полной мере».

Как мы видим, наличие сильной руки, которая контролирует процесс подготовки объектов к Евро, существенно ограничивает возможность хищения лакомых средств. И пока в силе присказка Бернарда Шоу «Вор не тот, кто крадет, а тот, кого поймали», у нас и будут процветать определенные олигархические кланы, в который раз убеждаясь в своей безнаказанности. Ну а тем временем дни до начала Евро-2012 неумолимо тают, приближая нас к столь важной, исторической дате. И пока обычный люд надеется на создание таких повсеместных европейских благ, как нормальные дороги, освещенные улицы и приличные аэропорты, кто-то уже радостно подсчитывает честно наворованные средства. Упиваясь полученной им властью.  

Источник: ПРО ФУТБОЛ

Новости партнеров

Комментарии: