Мирча ЛУЧЕСКУ: Жизнь без маски

Так сложилось, что, не проработав и двух недель в донецком “Шахтере”, знаменитый румынский тренер Мирча Луческу стал вчера обладателем Кубка Украины, пишет корреспондент газеты “Спорт-Экспресс” Юрий Юрис.

На послематчевой пресс-конференции в Киеве он деликатно заявил, что победу эту относит, в первую очередь, на счет Виктора Прокопенко. Что ж, вполне вероятно, это действительно так. В любом случае, кубковая победа донецких футболистов – отличный повод ближе познакомиться с их новым наставником.

Помимо родного румынского он свободно владеет английским, французским, итальянским, испанским, может объясниться на португальском, турецком… Теперь у Луческу появилось достаточно времени, чтобы выучить русский и украинский: его контракт с донецким “Шахтером” подписан на три года.

В Донецке Луческу теоретически мог появиться еще два с половиной года назад, когда президент “Шахтера” Ринат Ахметов впервые объявил о намерении пригласить именитого зарубежного тренера. Но “конкурс” на замещение возникшей в украинском клубе вакансии рулевого, в котором участвовали Кристоф Даум, Невио Скала и Луческу, тогда закончился в пользу итальянца.

ДОНЕЦКИЙ ФЕНОМЕН

– В декабре 2001 года я не мог всерьез рассматривать приглашение “Шахтера”, – вспоминает Луческу (наша беседа состоялась в минувшую среду. – Прим. Ю.Ю.). – С “Галатасараем” мы вышли во второй групповой турнир Лиги чемпионов, нас ждали испытания “Барселоной” и “Ромой”. Но ничто в этой жизни даром не делается. Переговоры со мной вел тогда Виктор Прокопенко, с которым нас познакомил известный агент ФИФА Аркадий Запорожану. Мы подружились, прониклись друг к другу симпатией. Год спустя, когда Виктор работал в московском “Динамо”, а я уже в “Бешикташе”, мы сыграли в Анталье товарищеский матч, после которого стадион покидали в обнимку. Все это в свете последующего развития событий оказалось весьма кстати – надеюсь, для нас обоих.

– Это правда, будто еще год назад вы дали твердое обещание Ахметову, что в случае ухода из “Бешикташа” примете только его приглашение?

– Да, именно так и было. В прошлом году я приезжал в Донецк и воочию убедился в том, что клубная инфраструктура в “Шахтере” уже сейчас на высшем европейском уровне. Ахметов, в свою очередь, прилетал ко мне в Стамбул. Он совершенно невероятный человек – такое стремление добиться поставленной цели! Знаете, теперь я почти не верю, что есть тренер или игрок, которого Ринат не сумел бы обратить в свою футбольную веру. Устоять перед его аргументами невозможно. Я говорю сейчас не о деньгах, а о силе его убеждения, преданности футболу и ответственности перед людьми, которые оказались вовлеченными в донецкий футбольный феномен. Поверьте мне, человеку бывалому и немало повидавшему: сегодня редко встретишь людей, которые держат слово так, как Ахметов.

ПОЛЕЗНАЯ ТАЙНА

– Теперь самое время признаться: в обмен на “подписку о неразглашении” примерно за два месяца до вашего появления в Донецке я узнал от президента “Шахтера” о том, что в случае отставки Шустера его сменит Луческу, и только Луческу. Вы можете объяснить, ради чего все было обставлено с такой секретностью?

– В двух словах – ради благополучия “Шахтера” и работавшего там до меня тренера.

– А если подробнее?

– В том, насколько полезна такая “секретность”, меня убедил собственный опыт в “Интере” в сезоне-98/99. Я приступил там к работе, ни сном, ни духом не ведая, что миланский клуб одновременно подписал предварительный контракт с Марчелло Липпи и, таким образом, меня рассматривают как некую промежуточную фигуру. В этом не было бы ничего страшного, если бы ситуация хранилась в тайне вплоть до окончания сезона. Но, к сожалению, случилась утечка информации (возможно, от самого Липпи, после поражения от “Пармы” досрочно покинувшего “Ювентус”), которая попала в прессу, имеющую в Италии очень сильное влияние. В результате после ударного начала – в пяти матчах на “Сан-Сиро” мы забили 25 мячей, обыграв, в частности, “Рому”, “Лацио”, “Ювентус”,- все пошло наперекосяк.

Для игроков “Интера” тренер Луческу перестал существовать, они начали думать о следующем наставнике. Мне ничего не оставалось, как уйти из клуба. Президент “Интера” Массимо Моратти потом, уже задним числом, признался: то, что сведения о новом тренере стали достоянием гласности, было стратегической ошибкой, негативно повлиявшей на турнирную судьбу клуба. (“Интер” в том сезоне занял лишь 8-е место в чемпионате страны. – Прим. Ю.Ю.). Он приказал выплатить мне неустойку, хотя контрактом подобное не предусматривалось. Дома сохранился номер La Gazzetta dello Sport, где крупным, заголовочным шрифтом напечатаны слова Моратти: “Для меня Луческу остался самым человечным тренером из всех, кого я знал”.

ИГРА “ПО ПРАВИЛАМ” ЧАУШЕСКУ

– В вашем послужном списке есть пять (!) сезонов подряд, когда вы с бухарестским “Динамо” занимали второе место в национальном чемпионате и только с шестой попытки наконец взяли золото. Плохо себе представляю аналогичную ситуацию сегодня на Украине или в России. У нас уже после пары серебряных сезонов тренера могут отправить в отставку, да еще ярлык приклеят – “вечно второй”. Как же ваши боссы так долго терпели?

– Не только они – тогда вся страна терпела. Бессмысленно что-либо оценивать вне временного контекста. А во времена, о которых вы говорите, в Румынии была только одна команда, которая могла стать чемпионом – “Стяуа”. Потому что ей покровительствовало семейство Чаушеску. Мало того, что в этот клуб мог быть “призван” любой талантливый румынский футболист, так еще и матчи с участием “Стяуа” зачастую обставлялись соответствующим образом. Игра, например, могла продолжаться не 90 минут, а, скажем, 110 – пока “Стяуа” не забьет решающий гол. Возможно, вы слышали о скандальном финале Кубка Румынии 1988 года, когда уже врученный “Динамо” трофей на следующий день был передан “Стяуа”… по специальному решению ЦК румынской компартии.

При этом я ничуть не умаляю игровых достоинств футболистов “Стяуа”, среди которых были такие яркие звезды, как Хаджи, Лэкэтуш, Балинт… Недаром же в 1986 году они выиграли Кубок европейских чемпионов. Но и мы тоже были не лыком шиты: дважды добирались до еврокубковых полуфиналов. А как только Румыния свергла Чаушеску, “Динамо” отметило это событие золотым дублем.

“ФЕНЕРБАХЧЕ” ТАЩИЛИ ЗА УШИ

– Получается, из-за диктатуры Чаушеску вы недополучили титулов на родине?

– Все уже давно отболело и быльем поросло. Хотя в нынешнем сезоне невольно пришлось вспомнить о тех временах…

– В связи с чем?

– Повод для аналогий дал последний чемпионат Турции. Второй круг турнира оказался самым плохим в моей тренерской биографии. Представьте себе, что до этого “Бешикташ” под моим руководством за полтора года проиграл всего один матч. И вдруг все повернулось на 180 градусов, о новых чемпионских планах пришлось позабыть.

– Мирча, не томите человека, который не следил за чемпионатом Турции. Что там произошло?

– Началась большая подковерная игра с конечной целью вытащить за уши на первое место “Фенербахче”. У нас, например, однажды удалили пять футболистов в матче, который был прерван, и “Бешикташу” засчитали поражение, а для “Фенербахче” по совершенно смехотворному поводу во втором круге устроили переигровку встречи… из первой половины чемпионата. Судьи нам просто не давали играть: во втором круге “Бешикташ” получил 10 красных и 102 желтые карточки! Об офсайдах и прочих “мелочах”, оборачивавшихся голами в наши ворота, даже не говорю. Из-за судейских “ошибок”, которые были доказаны, мы лишились в весенней части чемпионата 24 очков, тогда как “Фенербахче”, наоборот, получил “в подарок” от арбитров 17 очков. Слава богу, что весь этот ужас закончился.

РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛ СЕЙЧАС НА ПОДЪЕМЕ

– Вы были первым тренером, под руководством которого национальная сборная Румынии в 1984 году пробилась в финальную часть чемпионата Европы. Какие чувства в вас будит стартующий через несколько дней в Португалии Euro-2004?

– В первую очередь, конечно, ностальгические. Шутка сказать: тогда, двадцать лет назад, мы вышли из отборочной группы, опередив самих чемпионов мира – итальянцев! К этому оказалась неготовой даже румынская федерация футбола, составившая такой внутренний календарь, который не позволил сборной как следует подготовиться и достойно выступить в финальном турнире во Франции. Но вас, как я понимаю, гораздо больше занимает ближайшее будущее, нежели далекое прошлое, – не так ли?

– Правильно понимаете. Неплохо бы узнать прогноз Мирчи Луческу по поводу грядущих португальских баталий.

– Я исхожу из того, что чемпионаты Европы по составу участников сильнее мировых первенств. И в то же время богаче на сюрпризы. Фаворитами, как принято, считаются сборные с большими европейскими традициями и амбициями – Франции, Италии, Германии. К ним на этот раз можно добавить и Португалию, которая на днях достигла высшего успеха на клубном уровне и теперь наверняка жаждет его продублировать на уровне сборных. Да еще на глазах у своих болельщиков. Однако, повторяю, очень велика вероятность сюрприза – например, от сборной Чехии.

– А от России?

– К сожалению, я почти не знаю эту команду. Зато знаю “Локомотив” – по замечательным выступлениям в Лиге чемпионов – и полагаю, что лучший российский клуб последних лет достойно представлен в национальной сборной. Судя по тому, что в российский футбол сейчас охотно едут зарубежные игроки и тренеры, он переживает солидный приток инвестиций. Происходит, наверное, примерно то же самое, что началось в Турции лет 8-10 назад. В итоге сборная этой страны поднялась на мировой пьедестал, а клубы стали не без успеха выступать в европейских турнирах. Если мои параллели верны, то и российский футбол ждет хорошее будущее.

– И все-таки, пожалуйста, о настоящем: на что может рассчитывать команда Георгия Ярцева в Португалии?

– Хотя Россия и попала в сильную группу – с Испанией, Грецией и Португалией, в футболе ничего невозможного нет. Одна победа и одна ничья – этого может оказаться вполне достаточно, чтобы выйти в плей-офф. И преподнести там громкий сюрприз!

ЖИЗНЬ БЕЗ МАСКИ

– Вернемся к “Шахтеру”. Судя по тому, что к последним матчам команда готовилась под руководством Прокопенко, вы не торопитесь полностью взять бразды правления в свои руки. Однако в футболе принцип единоначалия никто не отменял. Как долго еще будет продолжаться “передача власти”?

– Благодаря Прокопенко у меня появилась счастливая возможность не делать резких движений, а сначала присмотреться к команде, оценить каждого футболиста как бы со стороны. Мы с Виктором – люди примерно одного возраста, с одинаковым тренерским стажем, и цель теперь у нас общая – сделать “Шахтер” величиной европейского уровня. В данном случае “принцип единоначалия” не стоит трактовать слишком буквально. До конца этого чемпионата, в котором осталось сыграть три тура, рассчитываю полностью войти в курс дела. Да и теперь, смею полагать, мое присутствие на скамейке не лишне – оно стимулирует футболистов, которые наверняка хотят проявить себя с лучшей стороны.

– В “Шахтере” сейчас играют четыре румынских легионера. Для вас как тренера важно присутствие соотечественников в команде?

– Я бы слукавил, сказав, что это вообще не имеет значения. Имеет, конечно. Возможность поговорить по душам на родном языке объективно работает на формирование здоровой атмосферы в команде. Но с прагматической, футбольной точки зрения для меня не существует деления на румынских, украинских и других игроков. Иначе говоря, быть румыном в “Шахтере” – совсем не значит рассчитывать на какие-то привилегии от Луческу. Скорее, наоборот: к соотечественником у меня требования более жесткие. Я дорожу своей репутацией и не хочу слышать даже намека на какую-то особую благосклонность к “своим”.

– Вы тренер-диктатор или тренер-демократ?

– Разумеется, люблю дисциплину и уважаю субординацию. Но при этом предпочитаю воздействовать на людей убеждением, а не принуждением. Слава богу, сам долго пробыл в шкуре игрока, поэтому умею понимать футболистов. Есть тренеры, которые надевают маску – либо, как вы говорите, диктатора, либо демократа. Я живу без маски.

В КРУГУ ИЗБРАННЫХ

– За словесную точность цитаты из одного вашего интервью не ручаюсь, но суть передаю без искажений: “Работа тренера заканчивается с началом матча”. Как это понимать?

– Это я заочно как бы полемизирую с коллегами, которые слишком активно ведут себя во время игры: постоянно вскакивают со скамейки, выбегают к полю, что-то кричат футболистам. Если такое поведение и оправданно, то только на первых порах, пока ты до конца не притерся к команде. Но постепенно нужно уходить на скамейку, под пластиковый козырек, ибо излишняя агрессивность тренера во время матча не только бесполезна, но может и навредить. Ты целую неделю работал с командой – и все это время был ключевой фигурой. На последней стадии подготовки к игре создается некая коллективная энергия, аура, которую футболисты незримо несут из раздевалки на поле. И без веских на то оснований вторгнуться в эту ауру – значит нарушить ее с непредсказуемыми последствиями. Зачем же рубить сук, который сам оседлал?

– Если отбросить ложную скромность, вы можете сказать, что ощущаете себя частью тренерской элиты?

– Ну как вам сказать… Четырнадцать лет назад я впервые уехал из дома – в Италию. И, кажется, сделал все, чтобы попасть в этот круг избранных. Не просто поварился в одном котле с Липпи, Дзаккерони, Раньери, Эрикссоном, но и побеждал их. Все четыре сезона, что проработал в Турции, признавался лучшим тренером этой страны. Там я уже все себе доказал. Теперь хочу сделать то же самое на Украине. Не сомневаюсь, что с “Шахтером” можно проделать достойный путь к новому европейскому признанию. Для меня это очень серьезный стимул.

ЖЕНА С ОДЕССКИМИ КОРНЯМИ

– Удивительно, что вы, полиглот, да еще выросший в социалистической Румынии, не говорите по-русски. В школе неважно учились?

– Увы… (Улыбается.) Я же тогда еще не знал, что буду работать в “Шахтере”. Недавно вспомнил фразу из учебника, кажется, для 4-го класса (говорит по-русски): “Как называется наша страна?” Но все еще поправимо. Дело в том, что бабушка и дедушка моей жены были украинцы из-под Одессы. Нелли русский знает хорошо, и рядом с ней, да еще в русскоязычной среде, надеюсь, тоже заговорю. Супруга, кстати, мой выбор в пользу Донецка одобрила сразу, в том числе и потому, что теперь сможет осуществить давнюю мечту: побывать в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге…

– Разван Луческу, который сейчас тренирует румынский клуб “Брашов”, ваш сын?

– Да, и он не дает ни малейшего повода, чтобы я не гордился нашим родством. Разван – очень трудолюбивый и целеустремленный молодой человек. После игровой карьеры окончил в Германии школу тренеров, получил европейскую лицензию. Год проработал вице-президентом “Рапида”, теперь тренирует “Брашов”. Но я почему-то не сомневаюсь, что со временем он получит приглашение на пост главного тренера “Рапида”. Когда он выйдет на мой тренерский уровень, мне можно будет со спокойной душой уходить на пенсию. Кстати, одна из причин того, что я не спешу пока возвращаться в Румынию, заключается именно в сыне: хочу, чтобы он сам заработал себе имя, как можно быстрее выйдя из неизбежной в такой ситуации “тени отца”.

Мирча Луческу (досье “СЭ”)

Родился 29 июля 1945 года в Бухаресте.

Атакующий полузащитник. Выступал за бухарестские клубы “Спортул”, “Штиинца”, “Политехника”, “Динамо”, а также “Корвинул” из Хунедоары. В высшем дивизионе чемпионата Румынии провел 362 матча, забил 78 голов. Чемпион Румынии 1971, 1973, 1975, 1977. Обладатель Кубка страны 1968. Лучший футболист страны 1969 года.

За национальную сборную Румынии – 74 матча, 9 голов. Участник ЧМ-70.

Тренировал команды “Корвинул” Хунедоара, сборную Румынии, “Динамо” Бухарест, “Пиза”, “Брешиа”, “Реджина” Реджоди-Калабрия, “Интер” Милан, “Рапид” Бухарест, “Галатасарай” Стамбул, “Бешикташ” Стамбул.

В качестве тренера – чемпион Румынии 1990 и 1999, обладатель Кубка страны 1986, 1990 и 1998. Чемпион Турции 2002 и 2003. Обладатель Суперкубка Европы 2001. Выводил сборную Румынии в финальную часть Euro-84.

С 18 мая 2004 года – главный тренер донецкого “Шахтера”.

Юрий Юрис,

“Спорт-Экспресс”

Источник: uasport.net

Новости партнеров

Комментарии: