Анатолий ТИМОЩУК: «В Баварии подсчитывают, кто доиграет до 2018 года»


Анатолий ТимощукЛауреатом конкурса “Звезда” за ноябрь стал полузащитник “Баварии” и сборной Украины Анатолий Тимощук
 

– Примите поздравления – в ноябре вы победили в нашем конкурсе.

– Это, конечно, приятно. По определенным причинам долго не выходил на поле. Теперь стал играть и получаю от футбола удовольствие – даже несмотря на не очень привычное для нашей команды турнирное положение.

– Что в ноябре оказалось для вас самым запоминающимся?

– В стартовом составе начал играть еще в октябре, ну а в ноябре выходил на поле постоянно. Поначалу действовал на месте центрального защитника, а потом все-таки перебрался на любимую позицию опорного хавбека. Удалось забить два гола “Айнтрахту“, неплохо сыграть и в ряде других матчей, в которых мы победили. Вообще график был насыщенный – по сути, весь месяц играли каждые три дня.

– Как переносите такие физические нагрузки?

– Все в порядке. Только вот после двух мячей, забитых франкфуртцам, меня перевели в защиту – в следующих матчах, видимо, снова буду действовать в центре обороны. А ведь только почувствовал игру, стал часто подключаться к атаке, забивать…

– Приехав в Германию, вы сказали, что в игровом плане клубы бундеслиги команды российского чемпионата не превосходят, – в Германии лишь инфраструктура лучше. Вы по-прежнему такого же мнения?

– Я говорил, что есть немало российских клубов, которые по качеству игры не уступают командам бундеслиги. И не только им, но и клубам, выступающим в английском или испанском первенствах. Это же касается и футболистов. Мы видим, что сейчас многие игроки с постсоветского пространства востребованы за границей. Благодаря успехам российской сборной повышению уровня чемпионата интерес к ним стал заметно больше.

Но проблема в том, что на данный момент между первой шестеркой и остальными клубами российской премьер-лиги очень большой разрыв – прежде всего в плане организации, финансирования, подхода к делу. В Германии этого, по сути, нет – там любая команда получает серьезную поддержку. И у клубов бундеслиги есть возможность покупать больше игроков высокого уровня. В России не каждая команда может себе это позволить. Да и стадионы, разумеется, не сравнишь. Но Россия выиграла право провести чемпионат мира 2018 года. Это как раз и даст возможность быстрее построить новые стадионы, реконструировать старые, решить многие другие важные проблемы.

В последние лет пять футбольная Россия, как мне кажется, прогрессирует. Клубы все еще не так успешно выступают в Лиге чемпионов, зато в Кубке УЕФА, а теперь и в Лиге Европы чувствуют себя довольно уверенно. Это тоже говорит о хорошем уровне чемпионата. В Россию с удовольствием приезжают квалифицированные игроки, стараются хорошо себя там зарекомендовать. А это, к слову, не так легко, как в той же бундеслиге.

– Почему?

– В России совсем другой футбол: каждая команда пытается как-то подстроиться под соперника, что-то придумать, чтобы отобрать очки. В Германии же все стараются играть в свой футбол. Исключение – только поединки с “Баварией“, против которой тренеры частенько вынуждены менять привычные расстановки, применять более гибкие схемы. Ведь все знают, что у мюнхенцев подбор исполнителей лучше. Но когда соперник – не “Бавария“, все немецкие команды стараются демонстрировать свой собственный футбол.
 
 

 ПОМОЩЬ ИЗ СОЧИ

– Для вас стало неожиданностью то, что Россия выиграла право провести мировой чемпионат 2018 года?

– Нет. Я ведь ситуацию в вашей стране знаю не понаслышке, мне довелось там работать, и я люблю Санкт-Петербург. Мне известно, как люди в России поддерживают не только футбол, но и спорт в целом. Ни секунды не сомневаюсь, что чемпионат мира россияне проведут достойно, для этого есть все возможности. Стадионы, поля, все необходимое будет построено в ближайшее время. Думаю, выиграть право провести мировой чемпионат России помогла и грядущая Олимпиада в Сочи. Мир видит, как серьезно, профессионально идет подготовка к Играм, как страна и ее руководство следят за тем, чтобы все было сделано на высоком уровне. И, конечно, жирным плюсом стали успехи российских клубов, бронза сборной на Еuro-2008. Все это говорит о том, что Россия – страна футбольная. А ведь еще и Украина европейский чемпионат принимает.

– Дело пошло на Восток…

– И Кубки УЕФА туда же. Ведь вслед за ЦСКА и “Зенитом” отличился “Шахтер“… Это может только радовать. Наши болельщики всегда очень тепло поддерживают свои клубы и заслужили право принимать у себя главные футбольные турниры.

– В “Баварии” что-то говорили в связи с тем, что Россия получила мировое первенство?

– Эта тема особо не обсуждалась. Но ребята стали подсчитывать, кто в команде доиграет до 2018 года. Об этом, к примеру, говорили Лам, Клозе, Кроос. И получилось, что только последний может “дожить” до российского чемпионата.

– А Мюллер, Бадштубер?

– Они, конечно, тоже. Просто эти ребята при том разговоре не присутствовали. Да и Швайнштайгер в 2018 году будет еще в нормальном футбольном возрасте.

– А уж до чемпионата Европы на Украине дотянут многие…

– Миро Клозе обещал поиграть до 2014 года. Ему ведь для того, чтобы догнать Роналдо – лучшего бомбардира финальных турниров мировых чемпионатов, – нужен всего один гол.

– Какое значение, на ваш взгляд, будет иметь ЧМ-2018 для России?

– Принимать такой турнир – большая честь. Он окажет огромное влияние на весь российский спорт, на развитие инфраструктуры страны. Не сомневаюсь, чемпионат надолго запомнится тысячам туристов, которые летом 2018 года приедут в Россию.
 

МОЙ “ЗЕНИТ” БЕСШАБАШНЕЕ

– Продолжим российскую тему. Бывших партнеров по “Зениту” с чемпионством поздравили?

– Как только узнал, что питерцы стали чемпионами, сразу послал эсэмэски ребятам, с которыми общаюсь. Хочу и через “Спорт-Экспресс” поздравить их и руководство клуба со вторым золотом в чемпионате России. В течение сезона я смотрел, по сути, все матчи команды и скажу: “Зенит” выиграл заслуженно. Очень рад и за питерских болельщиков – здорово, когда команду так любят в городе.

– Чем отличается нынешний “Зенит” от того, в котором играли вы?

– Трудно сравнивать, ведь из команды ушел не только я, но и ряд других игроков. В то же время появились другие футболисты.

– Мне кажется, “Зенит” образца 2007 – 2008 годов был как-то изящнее. Согласны?

– Возможно. Со стороны, наверное, виднее. Может быть, мы играли в чуть более бесшабашный, агрессивный, красивый футбол, в котором было больше голевых моментов. Такой стиль всем, конечно, нравился. А сейчас “Зенит” действует, если так можно сказать, более осознанно, обдуманно. Думаю, сказывается и опыт: команда уже была чемпионом, многого добилась на европейской арене. Нынешний “Зенит” действует с холодной головой, более организованно, собранно. Чувствуется рука итальянского специалиста – команды его страны всегда играют прежде всего на результат.

– С Погребняком о “Зените” говорили?

– Естественно.

– У Павла, к слову, в последнее время в “Штутгарте” не все складывается гладко – не всегда, например, выходит на поле в стартовом составе…

– Да, ситуация порой меняется. На старте чемпионата Павел забил 5 голов, а потом в команду пришел новый тренер. Видимо, для притирки необходимо время. Мы с Павлом часто на связи, а 19 и 22 декабря наверняка встретимся и поговорим: в эти дни “Бавария” проведет в Штутгарте два матча – в чемпионате и Кубке Германии.
 

СТЫЧКА С ВАН БОММЕЛОМ

– С возвращением после травмы ван Боммела, занявшего позицию опорника, у вас опять некий дискомфорт?

– В матче с “Шальке” я на позиции центрального защитника действовал против Рауля с Хюнтеларом. Представлять этих форвардов, думаю, нет нужды. Ошибок с моей стороны не было, но команда проиграла – 0:2. Защита, разумеется, всегда должна отвечать за то, чтобы ворота остались в неприкосновенности. Но были определенные промахи, за которые мы поплатились. К тому же не использовали кучу голевых моментов. Да и судья не засчитал чистый гол в ворота хозяев. Реализуй мы свои моменты, матч сложился бы совсем по-другому.

– Вы играли в центре защиты в паре с молодым бразильцем Брену, а ван Бюйтен и Демикелис сидели в запасе. Может быть, с кем-то из более опытных партнеров вам было бы проще?

– Я играл и с ван Бюйтеном, но чаще всего действовал с Бадштубером, который сейчас травмирован. Теперь в паре с Брену – в бундеслиге мы провели с ним вместе только одну игру. Он по молодости порой ошибается. К тому же бразилец, как и многие его земляки, любит повозиться с мячом. В результате иногда заигрывается. От центрального же защитника прежде всего требуется надежность. Ну а что касается ван Боммела… Меня перевели в защиту после того, как команда практически все выиграла. Уступили только “Роме” в ничего не решавшем матче. Но тренер принял решение, лично мне в какой-то мере непонятное.

– Что за стычка была у вас с ван Боммелом, когда он начал тренироваться после травмы?

– Нормально все. На тренировках часто бывают такие ситуации. Нужно достойно воспринимать конкуренцию со стороны любого игрока.

– Кого имеете в виду?

– Стычку-то он спровоцировал. Я чисто забрал у него мяч, эпизод заканчивался, игра развивалась дальше. Ему это не понравилось – я ведь сыграл жестко, можно сказать, агрессивно, но, поверьте, в пределах правил. Игроки, находившиеся рядом, это подтвердили. Он же поступил, скажем так, не очень красиво. Наверное, это говорит о том, что человек нервничал, испытывал беспокойство по поводу места в основном составе.

– В матче с “Ромой” мюнхенцы вели 2:0, но нападающий итальянцев от вас убежал, после чего хозяева забили гол. В немецких СМИ отметили: Тимощук заметно уступил форварду “Ромы” в скорости. Прокомментируете?

– По одному игровому эпизоду нельзя анализировать действия игрока, это не говорит о профессиональной оценке или качественном анализе. В том эпизоде серия ошибок нашей команды привела к голу. Мы подавали угловой, после которого мяч оказался у игроков “Ромы”. Я преследовал форварда в центре поля и оттеснил его на фланг, откуда от него должно было исходить меньше опасности для наших ворот. Эпизод развивался динамично, в какой-то момент Демикелис побежал наперерез и мне, и нападающему, и тот прокинул мяч дальше. Получилось, что Демикелис перекрыл мне направление, по которому я преследовал итальянца. Последовал прострел, и уже в штрафной площади наши защитники не смогли прервать передачу и помешать итальянцу прицельно пробить по воротам.

– В “Баварии” все звезды, конкуренция жесточайшая. Не чувствуете над собой некий дамоклов меч? Ошибиться-то нельзя. С другой стороны, если на поле боишься ошибки, это сказывается на игре…

– У меня такая ситуация была и в матче с “Айнтрахтом” – ван Боммел сидел в запасе и готов был выйти в любой момент. Подобное случалось и раньше. В общем, за полтора года в “Баварии” я, можно сказать, к этому привык. Хотя к моим ошибкам относятся совсем по-другому, чем к неточностям кого-то еще. Впрочем, не говорю, что это касается только меня. Знаете, есть отношение предвзятое и обычное. Я на все это особо внимания не обращаю. Выхожу, чтобы играть, и подобное давление на мне, в общем, не сказывается. В той же игре с Франкфуртом сделал дубль.

– Когда вы в запасе, то не скрываете, что недовольны этим. Порой даже выражаете несогласие с ван Галом. Не боитесь?

– Если не играю, говорю, что недоволен своей ситуацией. Но скандалить ни с кем не собираюсь. Футбол такая штука, что рано или поздно все станет на свои места. По справедливости. Человек, который много работает, полностью отдается делу, все равно получит то, к чему идет. Ван Гал критикует или что-то там говорит… Я слышу это только от кого-то или узнаю из газет. В разговорах же с глазу на глаз тренер мне еще ни разу ничего плохого не сказал. Не исключаю, что кто-то все придумывает, пытаясь развернуть некий конфликт.

– Имеете в виду газетчиков?

– Им ведь всегда нужна горячая тема…
 

КАПИТАН “БАВАРИИ“? НИКОГДА НЕ ГОВОРИ “НИКОГДА”

– Еще несколько месяцев назад в печати говорилось: мол, если Тимощук захочет уйти, ван Гал препятствовать не будет. Какова ситуация сейчас?

– Летом у меня были конкретные предложения от двух клубов, которые вели переговоры с “Баварией“, готовы были выкупить мой трансфер, решить все вопросы с личным контрактом. Но “Бавария” не отпустила. До меня доходили слухи о том, что и тренер тоже не особо хотел, чтобы я уходил из команды.

– Назовете клубы, которые стремились вас приобрести?

– Один из Германии, второй из другой страны.

– Россияне интерес проявляли?

– У них до такой конкретики, как со стороны тех двух клубов, дело не дошло.

– Вернемся к проблемам “Баварии“. Почему во втором тайме команда, как правило, играет хуже и нередко не удерживает преимущество?

– Почти в каждой игре мы спустя какое-то время после перерыва вдруг теряем концентрацию на 10-15 минут. Сопернику этого достаточно, чтобы создать у наших ворот моменты. И ведь нельзя сказать, что физически команда не в очень хорошем состоянии. Проходят эти странные четверть часа, и мы вновь действуем настырно, на хорошей скорости. Но футбол таков, что надо быть начеку все 90 минут.

– А как объяснить существование двух “Баварий”: той, что теряет очки в бундеслиге, и той, которая уверенно выиграла групповой турнир Лиги чемпионов? В еврокубковых поединках у футболистов больше концентрации?

– Может быть. Видимо, сказывается то, что в матчах Лиги чемпионов обязательно нужно добиться успеха – их ведь не так много. А бундеслига… Тут могут посетить мысли: длинный турнир, соперников со временем можно достать, наверстать упущенное. Но не все так легко: когда один, два, три раза теряешь очки, соперник уходит в отрыв. И даже в длинном чемпионате его трудно догнать. Ну а что касается “Баварии“, то нам не хватает только концентрации.

– Когда вас не ставили или выпускали на поле только ненадолго, вы все равно твердили: я профи, должен хорошо тренироваться, ждать своего шанса. И всегда излучали уверенность: все будет в порядке. Вы сильный человек? Или просто на людях держались, а внутри было отчаяние?

– Отчаяния у меня не было. Я сильный. Сложных ситуаций за карьеру пережил очень много. Преодолевая трудности, человек всегда становится сильнее. Я должен был держать себя в форме, чтобы воспользоваться шансом, если тренер его даст. Конечно, сейчас я рад, что мне, наконец, удалось по-настоящему о себе заявить. Как обычно, тружусь и сражаюсь на поле от первой до последней минуты, отдаю себя игре на все сто процентов.

– Вы упомянули о сложных ситуациях в карьере. Неужели когда-либо приходилось труднее, чем поначалу в “Баварии“?

– Тяжелее, может, и не было. Но неприятную ситуацию я пережил, переборол и на данный момент считаюсь футболистом основного состава. Да, в последних матчах играю не на своей позиции. Но все равно действую на определенном уровне, приношу команде пользу.

– Вы на поле опытнее, старше многих, порой в игре партнерами командуете. Может случиться, что станете капитаном?

– Почему нет? В нашей жизни бывает все. Но сначала надо выучить немецкий язык. В общем, никогда не говори “никогда”. На данный же момент я просто рад, что играю.
 

 
В ДОНЕЦКЕ И ПИТЕРЕ БЫЛО ЛЕГЧЕ

– Дортмундская “Боруссия” оторвалась от “Баварии” на 17 очков. Что думаете об этой команде?

– В Дортмунде мы могли выиграть – у Гомеса в первом тайме было три-четыре голевых шанса. Но после перерыва допустили ошибки, за которые и поплатились. Я, правда, в том матче не участвовал. Нельзя сказать, что “Боруссия” переиграла “Баварию” по всем статьям. Но после того как команда обыгрывает мюнхенский клуб, у нее вырастают крылья. Да, дортмундцы сейчас на ходу. Однако при всем этом в Лиге Европы вполне могут не выйти из группы.

– Ван Гал и капитан “Баварии” Лам заявили, что при таком отставании от дортмундцев ваша команда теперь будет сражаться лишь за второе или третье место, дающее право играть в Лиге чемпионов. Что об этом думаете?

– Нужно реально смотреть на вещи: 17 очков – очень большой отрыв. Но лично я, пока остается хотя бы чисто теоретический шанс что-то выиграть, предпочитаю оружие не складывать. В футболе не раз бывало, что команда, казалось, почти не имевшая шансов, выигрывала большой турнир. В конце концов, у каждого клуба бывают спады и подъемы – не думаю, что “Боруссия” исключение. К тому же дортмундцам в ряде матчей везло. Впрочем, нам в прошлом году порой тоже.

– “Баварию” журналисты иногда называют “бассейном с акулами”. Речь идет о том, что в команде жесткая конкуренция, порой непростые человеческие отношения. Это так?

– Что касается конкуренции – безусловно. А по поводу взаимоотношений… Знаете, в Германии пресса сфокусирована прежде всего на “Баварии“. Всем интересно, что происходит в лучшем клубе, отсюда и ажиотаж.

– И все-таки, можете сравнить человеческие отношения в “Баварии” с атмосферой в “Зените”, “Шахтере“?

– В Донецке и Санкт-Петербурге мне в чем-то было легче, потому что с большинством ребят мы разговаривали на одном языке. В Питере удалось собрать хороший коллектив, у нас была особая атмосфера внутри и вокруг команды, которая помогала побеждать. Ну а “Бавария“… Коллектив в команде хороший, атмосфера спокойная, деловая. В первое время ощущал языковой барьер, который со временем удалось преодолеть. На русском или польском я общаюсь с Оличем, Клозе, а с другими игроками говорю по-немецки.

– Ваша личная цель в “Баварии“?

– В прошлом году мы были в шаге от выигрыша Лиги чемпионов. Трофея за победу в этом турнире в моей личной коллекции как раз не хватает. Конечно, нужно ставить задачу – выиграть Лигу. Но если будут такие же провальные эпизоды, как с “Ромой” или, например, с менхенгладбахской “Боруссией”, то рассчитывать на победу в турнире тяжело. Если же “Бавария” все 90 минут будет показывать такой футбол, какой демонстрировала в первых таймах ряда матчей, то опять вполне может выйти в финал и бороться за победу.

– К тому же после Нового года в строй вернутся Роббен и Клозе…

– Посмотрим, в какой они еще будут форме. Да, это ценные для “Баварии” игроки, но у нас такой подбор футболистов, что каждый из них для команды очень важен. Между прочим, в полуфиналах чемпионата в ЮАР у “Баварии” было самое большое представительство среди всех клубов мира. Это еще раз о нашем составе и потенциале…

– Вы в Мюнхене уже полтора года. Если к вам приедут друзья, экскурсию по городу провести сможете?

– Красива главная мюнхенская площадь Мариенплац. Стоит посетить Баварский Национальный музей, пинакотеки. В сотне километров от Мюнхена замок Нойшванштайн, а в самом городе мне лично очень по душе дворец Нимфенбург. Его архитектура чуточку напоминает Санкт-Петербург.
 
Приз “СЭ”: ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Январь – Павел ПОГРЕБНЯК.
Февраль – Роман ПАВЛЮЧЕНКО.
Август – Андрей АРШАВИН.

ТИМОЩУК – №1 В НОЯБРЕ

Источник: sport-express.ua

Новости партнеров

Комментарии: