“Футбол науке не помеха”, Интервью с Константином БАЛАБАНОВЫМ, Юрием ВИРТОМ, Гораном ГАВРАНЧИЧЕМ и Адрианом ПУКАНЫЧЕМ

       Некогда считалось, что обладать особым интеллектом спортсмен не может, да, в принципе, и не должен. Была даже популярной поговорка про “трех сыновей”, как для футболистов – поговорка сегодня устарела. На пальцах можно пересчитать “соккерменов”, которые не имеют высшего образования. Оно необязательно должно быть спортивным или увенчанным отличием, просто – оно есть, потому не вспомнить о науке в разгар выпускных – вступительных экзаменов и в горячий период сессии просто нельзя, тем более, как оказалось, не футболом единым…

Балабанова могла “перехватить” юриспруденция

       – Константин, где получаешь высшее образование? – интересуюсь у нападающего “Черноморца” и сборной Украины Константина БАЛАБАНОВА.

       – В Одесской национальной юридической академии. Уже заканчиваю четвертый курс!

       – Для спортсмена выбор такой специальности, если признаться, несколько нестандартный…

       – Возможно. Просто, в академию поступал сразу после школы, а тогда я еще не планировал становиться профессиональным футболистом. Рассчитывал быть квалифицированным юристом. К тому же профессия эта сегодня достаточно престижная и востребованная.

       – И что заставило изменить выбор?

       – Все решилось как-то само собой.

       – Родители на выбор вуза повлияли?

       – Скажем так: они были “не против”. Я всегда хотел получить это образование, и родители в этом меня только поддержали.

       – Как и в школе, учишься на “отлично”?

       – Ну… почти да! Одни четверки и пятерки. Главное, без троек.

       – Обучение заочное?

       – Нет Я занимаюсь на стационаре. Это называется свободным графиком.

       – Преподавателя поблажки делают?

       – Больше да, чем нет. Они считаются с моей формой посещения, с играми “Черноморца”. Да, напишите, пожалуйста, что я благодарен за понимание своему декану и его заму!

       – Как думаешь, насколько вообще важно сегодня высшее образование?

       – Безусловно, важно. Правда, в случае с футболистами, например, можно смотреть на это несколько иначе. Если, скажем, по окончании своей спортивной карьеры ты не захочешь остаться в футболе, то тоща обязательно нужно получить какую-то другую специальность. А если все-таки будешь продолжать заниматься этим делом, то в высшем образовании, может, и нет острой необходимости.

       – Ты, случайно, не планируешь в будущей сменить род деятельности?

       – Пока про это не думал, и еще, если честно, очень долго не хотел бы думать. Футбол сегодня для меня на первом плане.

       – Признайся, как бывший отличник, давал в школе списывать одноклассникам?

       – Конечно! И у меня списывали, если… что-то знал (смеется), и я у соседей по партам списывал. Всяко бывало. А вот шпаргалки не писал. Разве что, может, пару раз, но не больше. Всегда, если честно, было лень.

       – Как обычно прогуливал уроки?

       – Из-за того, что где-то что-то не выучил, пропускал занятия редко. Чаще всего это было из-за футбола: постоянно какие-то соревнования, тренировки. Но особых проблем из-за этого, слава Богу, не возникало.

       – Класс был дружный?

       – Да, вполне. Так как Килия – городок небольшой (Константин родился и вырос в Килии Одесской области – прим. авт.), то практически все школы у нас находились рядом. Потому очень часто мы собирались большой компанией не только своего класса.

       – Когда последний раз встречался со школьными товарищами?

       – Ой, очень давно. Хотя встречи одноклассников и проходили, но я, к сожалению, на них не попадал. Надеюсь, что все еще впереди.

“Плакала” химия от Вирта

       – Юрий, – обращаюсь к вратарю “Борисфена” Юрию ВИРТУ, – как учился в школе?

       – В отличниках, откровенно говоря, никогда не ходил. Можно сказать, учился средне. Даже, скорее, ниже среднего. Ну не было у меня ни способностей, ни рвения к науке!

       – Думал только о футболе?

       – Да, всегда стремился только к одному – стать профессиональным футболистом. К тому же я учился в специализированной футбольной школе львовских “Карпат”. Кому-то учеба давалась легче, кому-то – труднее. Но, учитывая наши спортивные данные, на какие-то “неуспехи” по общим дисциплинам учителя просто закрывали глаза.

       – Любимый предмет был (кроме физкультуры)?

       – На физкультуру, как раз, никто особо и не ходил. Мы же все занимались футболом. Так, может, иногда заскакивали поиграть в баскетбол. А какой у меня был любимый предмет, наверное, и не скажу. Не было такого. Хотя нравились биология, зоология, география. О, точно, – мне очень нравилась география!

       – Экзамены сдавали легко?

       – Наверное, как и все. Каждый заранее знает, что ему попадется, и как он это напишет. И на выпускных, дабы не испортить аттестат, учителя всем поставили хорошие оценки.

       – А у тебя аттестат приличный?

       – Почти! Всего с одной тройкой. Правда, даже не помню по какому предмету. Там, если хорошо разобраться, тройка, конечно, могла быть не одна.

       – С учебой разобрались. А что у тебя было с поведением?

       – Среднее. Иногда, случалось, наказывали. Всякое ж бывало. И прогулы, и срывы уроков.

       – С этого момента поподробнее можно?

       – Я, например, постоянно “портил” урок химии. На каждой лабораторной работе обязательно должен был что-то взорвать.

       – В пионеры или октябрята зачислен был?

       – Да… (задумался). И пионером два или три года был, и в октябрятах числился. Даже галстук одно время носил. Этот период хоть и не вспоминай.

       – Почему так?

       – Время, пока я учился в школе, вообще было для меня самым отвратительным периодом в жизни. А вот когда уже выпустились и лет эдак через семь встретились с одноклассниками, тогда вспоминали школьные годы и думали, как это все-таки было интересно.

       – И часто с товарищами по школе видишься?

       – Давненько не встречались. Все куда-то разъехались. Большинство из них, конечно, остались жить во Львове. И пока я был еще там, то виделся с ними пару раз. А как переехал в Донецк, так вообще практически связь потерял. Только созванивались иногда.

       – В школу после выпуска заходил?

       – Ни разу. Сейчас ее, по-моему, уже и закрыли. Да и что было туда заходить? Все ведь давно не то. И преподаватели не те, и сама школа с каждым новым поколением менялась.

       – А в вуз ты как поступил?

       – Сам решил и пошел поступать. После школы ведь все куда-то поступают, значит, и мне надо было “пойти” за образованием.

       – И какое учебное заведение окончил?

       – Львовский государственный институт физической культуры. Специальность – тренер-педагог. Думал себе так: раз буду непосредственно связан с футболом, значит, окажусь у всех “нужных людей” на виду. Так мое высшее образование себя и нашло.

Что Гавранчичу стоит дом построить?

       – Горан, вспомни, пожалуйста, свои школьные годы. Что в них было самого яркого, – спрашиваю у защитника “Динамо” Горана ГАВРАНЧИЧА.

       – Дружба. Это на первом месте. Именно в школе она самая крепкая. Потому что все мы тогда еще невинные и добрые дети (ну… – задумался, – в большинстве своем). С годами, к сожалению, это теряется и до нынешних дней не доходит.

       – У тебя школьные друзья остались?

       – Нет, связь с теми приятелями не поддерживаю. Все упирается во время. У меня его катастрофически не хватает, да и у них, думаю, своя работа. Есть два-три товарища, но это уже “со времен” института.

       – Какая система образования в твоей стране?

       – Основной школы восемь лет, а потом еще четыре года длится обучение по специализации. Каждый выбирает себе направление, и это становится первым шагом к высшему учебному заведению. Потом еще три-четыре года ты учишься в институте или университете.

       – В школе учился хорошо?

       – По-разному. Были и “пятерки”, и “единицы” с “двойками”. Но в основном, учился стабильно на “четыре”. А вот когда в старшей школе начал учиться на специальность архитектора, помню, один год закончил с семью “пятерками” и семью “двойками”. Но средний бал у нас был 3,5, поэтому все было “под контролем”. Тем более, что “неуды” мне ставили не по профилирующим. Так, по английскому и всему такому прочему. Преподаватели, кстати, тогда говорили, что это не так и важно. Главное, по специальности “шел” хорошо.

       – “Отличников” дразнить приходилось?

       – Никогда. Я не обращал внимания, “отличник” человек или двоечник. Важно, что он мне подходит, и с ним приятно общаться. А если брать “глубже”, то с теми, кто плохо учился, старался и не связываться.

       – С ними было неинтересно?

       – Нет. Просто у этих людей вечно какие-то проблемы, постоянно что-то не так.

       – Старался этого избегать?

       – Можно сказать и так. Я в школе был очень спокойным и неконфликтным.

       – Учителя, наверное, тебя любили…

       – Даже не знаю. Вряд ли.

       – Почему?

       – Я их не любил (смеется)! Хотя, скорее, 50:50. Было несколько таких преподавателей, которых я уважал.

       – Скажем, по любимому предмету…

       – Именно! Физкультура мне очень нравилась. А когда перешел в специализированную школу – проектирование.

       – Школьная любовь у тебя была?

       – Это, пожалуй, была не любовь, а симпатия. Просто нравилась то одна девочка, то другая. Но все это так смешно и по-детски. Мы и сегодня с Мариной (жена Горана – прим. авт.), когда вспоминаем свои школьные увлечения, сильно смеемся.

       – С чего?

       – В таком возрасте ведь ничего еще толком не понимаешь: ни в чувствах, ни в том, что ждет тебя дальше.

       – Горан, как получилось, что высшее образование ты выбрал себе архитектурное?

       – Меня с детства это интересовало больше всего. Я даже одно время жалел, что своей профессией выбрал именно футбол.

       – Но ведь еще не все потеряно…

       – Нет, сегодня я о своем выборе абсолютно не жалею. Тем более, что архитектурой смогу заняться и после того, как завершу с футболом. У меня, наверное, талант или дар от Бога (это, если без лишней скромности, – смеется)!

       – Где находится твой вуз?

       – В Белграде. Осталось учиться еще четыре года, потом получу диплом и право на проектирование домов, мостов и других архитектурных сооружений.

       – Собственный какой-то проект у тебя уже есть?

       – Да. При выпуске из специализированной школы, каждый из нас должен был подать свой проект. Вот я и начертил проект “четырехэтажки”.

       – Приняли?

       – Конечно. Теперь на проектирование четырехэтажных зданий у меня есть “добро”.

Адриан Пуканыч даже одногруппников в лицо не знает

       – Адриан, – обращаюсь к полузащитнику “Шахтера” Адриану ПУКАНЫЧУ, – ты сам из Западной Украины. Венгерский хорошо знаешь?

       – Довольно-таки неплохо. Хотя и учился в украинской школе.

       – Когда переехал в Донецк, с русским сложностей не возникало?

       – Не без этого. Тяжеловато было, но только первое время. Я же 10 классов закончил в Виноградове, а 11-й доучивался в Донецке в специализированной школе. А там ведь все мои одноклассники – футболисты. Общались с ними почти круглосуточно. К тому же преподавание велось на русском языке. Так я достаточно быстро русский и выучил.

       – Одноклассники твои сейчас где играют?

       – Кто в “Шахтере-2”, кто в каких-то других командах.

       – Что чаще всего вспоминаешь из школьной жизни?

       – Ничего!

       – Неужели не было интересных моментов?

       – В принципе, нет. Ну, случалось прогуливать занятия: и из-за футбола, потому что вечно были какие-то соревнования, и просто так, потому что урок не выучил. А так, ничего особенного. Обычный себе спокойный ученик. Парты не ломал, стекла не бил.

       – И “отличником”, наверное, был…

       – Нет, “отличником” не был. Учился средне – на 4-5. Без троек. У меня в аттестате всего четыре “4”, а все остальные – “5”.

       – Неплохо. А высшее образование получаешь?

       – Конечно. В Донецкой государственной академии управления. На факультете менеджмента и внешнеэкономической деятельности.

       – Сам выбирал?

       – Мама подсказала.

       – Хотел бы этой профессией занять свое будущее?

       – Не буду загадывать, но вряд ли. Больше всего сегодня хочу остаться в футболе.

       – В академии часто появляешься?

       – Нет. Я ведь занимаюсь экстерном. Поэтому даже своих одногруппников в лицо не знаю! Кроме, конечно, тех пятерых ребят из “Шахтера-2”, с которыми сюда поступал. Правда, вот еще преподавателей знаю. В этом, в принципе, и вся моя студенческая жизнь.

Людмила РУСАНОВА

Источник: “Весь Спорт”

Новости партнеров

Комментарии: