Некогда считалось, что обладать особым интеллектом спортсмен не может, да, в принципе, и не должен. Была даже популярной поговорка про “трех сыновей”, как для футболистов – поговорка сегодня устарела. На пальцах можно пересчитать “соккерменов”, которые не имеют высшего образования. Оно необязательно должно быть спортивным или увенчанным отличием, просто – оно есть, потому не вспомнить о науке в разгар выпускных – вступительных экзаменов и в горячий период сессии просто нельзя, тем более, как оказалось, не футболом единым…
Балабанова могла “перехватить” юриспруденция
– Константин, где получаешь высшее образование? – интересуюсь у нападающего “Черноморца” и сборной Украины Константина БАЛАБАНОВА.
– В Одесской национальной юридической академии. Уже заканчиваю четвертый курс!
– Для спортсмена выбор такой специальности, если признаться, несколько нестандартный…
– Возможно. Просто, в академию поступал сразу после школы, а тогда я еще не планировал становиться профессиональным футболистом. Рассчитывал быть квалифицированным юристом. К тому же профессия эта сегодня достаточно престижная и востребованная.
– И что заставило изменить выбор?
– Все решилось как-то само собой.
– Родители на выбор вуза повлияли?
– Скажем так: они были “не против”. Я всегда хотел получить это образование, и родители в этом меня только поддержали.
– Как и в школе, учишься на “отлично”?
– Ну… почти да! Одни четверки и пятерки. Главное, без троек.
– Обучение заочное?
– Нет Я занимаюсь на стационаре. Это называется свободным графиком.
– Преподавателя поблажки делают?
– Больше да, чем нет. Они считаются с моей формой посещения, с играми “Черноморца”. Да, напишите, пожалуйста, что я благодарен за понимание своему декану и его заму!
– Как думаешь, насколько вообще важно сегодня высшее образование?
– Безусловно, важно. Правда, в случае с футболистами, например, можно смотреть на это несколько иначе. Если, скажем, по окончании своей спортивной карьеры ты не захочешь остаться в футболе, то тоща обязательно нужно получить какую-то другую специальность. А если все-таки будешь продолжать заниматься этим делом, то в высшем образовании, может, и нет острой необходимости.
– Ты, случайно, не планируешь в будущей сменить род деятельности?
– Пока про это не думал, и еще, если честно, очень долго не хотел бы думать. Футбол сегодня для меня на первом плане.
– Признайся, как бывший отличник, давал в школе списывать одноклассникам?
– Конечно! И у меня списывали, если… что-то знал (смеется), и я у соседей по партам списывал. Всяко бывало. А вот шпаргалки не писал. Разве что, может, пару раз, но не больше. Всегда, если честно, было лень.
– Как обычно прогуливал уроки?
– Из-за того, что где-то что-то не выучил, пропускал занятия редко. Чаще всего это было из-за футбола: постоянно какие-то соревнования, тренировки. Но особых проблем из-за этого, слава Богу, не возникало.
– Класс был дружный?
– Да, вполне. Так как Килия – городок небольшой (Константин родился и вырос в Килии Одесской области – прим. авт.), то практически все школы у нас находились рядом. Потому очень часто мы собирались большой компанией не только своего класса.
– Когда последний раз встречался со школьными товарищами?
– Ой, очень давно. Хотя встречи одноклассников и проходили, но я, к сожалению, на них не попадал. Надеюсь, что все еще впереди.
“Плакала” химия от Вирта
– Юрий, – обращаюсь к вратарю “Борисфена” Юрию ВИРТУ, – как учился в школе?
– В отличниках, откровенно говоря, никогда не ходил. Можно сказать, учился средне. Даже, скорее, ниже среднего. Ну не было у меня ни способностей, ни рвения к науке!
– Думал только о футболе?
– Да, всегда стремился только к одному – стать профессиональным футболистом. К тому же я учился в специализированной футбольной школе львовских “Карпат”. Кому-то учеба давалась легче, кому-то – труднее. Но, учитывая наши спортивные данные, на какие-то “неуспехи” по общим дисциплинам учителя просто закрывали глаза.
– Любимый предмет был (кроме физкультуры)?
– На физкультуру, как раз, никто особо и не ходил. Мы же все занимались футболом. Так, может, иногда заскакивали поиграть в баскетбол. А какой у меня был любимый предмет, наверное, и не скажу. Не было такого. Хотя нравились биология, зоология, география. О, точно, – мне очень нравилась география!
– Экзамены сдавали легко?
– Наверное, как и все. Каждый заранее знает, что ему попадется, и как он это напишет. И на выпускных, дабы не испортить аттестат, учителя всем поставили хорошие оценки.
– А у тебя аттестат приличный?
– Почти! Всего с одной тройкой. Правда, даже не помню по какому предмету. Там, если хорошо разобраться, тройка, конечно, могла быть не одна.
– С учебой разобрались. А что у тебя было с поведением?
– Среднее. Иногда, случалось, наказывали. Всякое ж бывало. И прогулы, и срывы уроков.
– С этого момента поподробнее можно?
– Я, например, постоянно “портил” урок химии. На каждой лабораторной работе обязательно должен был что-то взорвать.
– В пионеры или октябрята зачислен был?
– Да… (задумался). И пионером два или три года был, и в октябрятах числился. Даже галстук одно время носил. Этот период хоть и не вспоминай.
– Почему так?
– Время, пока я учился в школе, вообще было для меня самым отвратительным периодом в жизни. А вот когда уже выпустились и лет эдак через семь встретились с одноклассниками, тогда вспоминали школьные годы и думали, как это все-таки было интересно.
– И часто с товарищами по школе видишься?
– Давненько не встречались. Все куда-то разъехались. Большинство из них, конечно, остались жить во Львове. И пока я был еще там, то виделся с ними пару раз. А как переехал в Донецк, так вообще практически связь потерял. Только созванивались иногда.
– В школу после выпуска заходил?
– Ни разу. Сейчас ее, по-моему, уже и закрыли. Да и что было туда заходить? Все ведь давно не то. И преподаватели не те, и сама школа с каждым новым поколением менялась.
– А в вуз ты как поступил?
– Сам решил и пошел поступать. После школы ведь все куда-то поступают, значит, и мне надо было “пойти” за образованием.
– И какое учебное заведение окончил?
– Львовский государственный институт физической культуры. Специальность – тренер-педагог. Думал себе так: раз буду непосредственно связан с футболом, значит, окажусь у всех “нужных людей” на виду. Так мое высшее образование себя и нашло.
Что Гавранчичу стоит дом построить?
– Горан, вспомни, пожалуйста, свои школьные годы. Что в них было самого яркого, – спрашиваю у защитника “Динамо” Горана ГАВРАНЧИЧА.
– Дружба. Это на первом месте. Именно в школе она самая крепкая. Потому что все мы тогда еще невинные и добрые дети (ну… – задумался, – в большинстве своем). С годами, к сожалению, это теряется и до нынешних дней не доходит.
– У тебя школьные друзья остались?
– Нет, связь с теми приятелями не поддерживаю. Все упирается во время. У меня его катастрофически не хватает, да и у них, думаю, своя работа. Есть два-три товарища, но это уже “со времен” института.
– Какая система образования в твоей стране?
– Основной школы восемь лет, а потом еще четыре года длится обучение по специализации. Каждый выбирает себе направление, и это становится первым шагом к высшему учебному заведению. Потом еще три-четыре года ты учишься в институте или университете.
– В школе учился хорошо?
– По-разному. Были и “пятерки”, и “единицы” с “двойками”. Но в основном, учился стабильно на “четыре”. А вот когда в старшей школе начал учиться на специальность архитектора, помню, один год закончил с семью “пятерками” и семью “двойками”. Но средний бал у нас был 3,5, поэтому все было “под контролем”. Тем более, что “неуды” мне ставили не по профилирующим. Так, по английскому и всему такому прочему. Преподаватели, кстати, тогда говорили, что это не так и важно. Главное, по специальности “шел” хорошо.
– “Отличников” дразнить приходилось?
– Никогда. Я не обращал внимания, “отличник” человек или двоечник. Важно, что он мне подходит, и с ним приятно общаться. А если брать “глубже”, то с теми, кто плохо учился, старался и не связываться.
– С ними было неинтересно?
– Нет. Просто у этих людей вечно какие-то проблемы, постоянно что-то не так.
– Старался этого избегать?
– Можно сказать и так. Я в школе был очень спокойным и неконфликтным.
– Учителя, наверное, тебя любили…
– Даже не знаю. Вряд ли.
– Почему?
– Я их не любил (смеется)! Хотя, скорее, 50:50. Было несколько таких преподавателей, которых я уважал.
– Скажем, по любимому предмету…
– Именно! Физкультура мне очень нравилась. А когда перешел в специализированную школу – проектирование.
– Школьная любовь у тебя была?
– Это, пожалуй, была не любовь, а симпатия. Просто нравилась то одна девочка, то другая. Но все это так смешно и по-детски. Мы и сегодня с Мариной (жена Горана – прим. авт.), когда вспоминаем свои школьные увлечения, сильно смеемся.
– С чего?
– В таком возрасте ведь ничего еще толком не понимаешь: ни в чувствах, ни в том, что ждет тебя дальше.
– Горан, как получилось, что высшее образование ты выбрал себе архитектурное?
– Меня с детства это интересовало больше всего. Я даже одно время жалел, что своей профессией выбрал именно футбол.
– Но ведь еще не все потеряно…
– Нет, сегодня я о своем выборе абсолютно не жалею. Тем более, что архитектурой смогу заняться и после того, как завершу с футболом. У меня, наверное, талант или дар от Бога (это, если без лишней скромности, – смеется)!
– Где находится твой вуз?
– В Белграде. Осталось учиться еще четыре года, потом получу диплом и право на проектирование домов, мостов и других архитектурных сооружений.
– Собственный какой-то проект у тебя уже есть?
– Да. При выпуске из специализированной школы, каждый из нас должен был подать свой проект. Вот я и начертил проект “четырехэтажки”.
– Приняли?
– Конечно. Теперь на проектирование четырехэтажных зданий у меня есть “добро”.
Адриан Пуканыч даже одногруппников в лицо не знает
– Адриан, – обращаюсь к полузащитнику “Шахтера” Адриану ПУКАНЫЧУ, – ты сам из Западной Украины. Венгерский хорошо знаешь?
– Довольно-таки неплохо. Хотя и учился в украинской школе.
– Когда переехал в Донецк, с русским сложностей не возникало?
– Не без этого. Тяжеловато было, но только первое время. Я же 10 классов закончил в Виноградове, а 11-й доучивался в Донецке в специализированной школе. А там ведь все мои одноклассники – футболисты. Общались с ними почти круглосуточно. К тому же преподавание велось на русском языке. Так я достаточно быстро русский и выучил.
– Одноклассники твои сейчас где играют?
– Кто в “Шахтере-2”, кто в каких-то других командах.
– Что чаще всего вспоминаешь из школьной жизни?
– Ничего!
– Неужели не было интересных моментов?
– В принципе, нет. Ну, случалось прогуливать занятия: и из-за футбола, потому что вечно были какие-то соревнования, и просто так, потому что урок не выучил. А так, ничего особенного. Обычный себе спокойный ученик. Парты не ломал, стекла не бил.
– И “отличником”, наверное, был…
– Нет, “отличником” не был. Учился средне – на 4-5. Без троек. У меня в аттестате всего четыре “4”, а все остальные – “5”.
– Неплохо. А высшее образование получаешь?
– Конечно. В Донецкой государственной академии управления. На факультете менеджмента и внешнеэкономической деятельности.
– Сам выбирал?
– Мама подсказала.
– Хотел бы этой профессией занять свое будущее?
– Не буду загадывать, но вряд ли. Больше всего сегодня хочу остаться в футболе.
– В академии часто появляешься?
– Нет. Я ведь занимаюсь экстерном. Поэтому даже своих одногруппников в лицо не знаю! Кроме, конечно, тех пятерых ребят из “Шахтера-2”, с которыми сюда поступал. Правда, вот еще преподавателей знаю. В этом, в принципе, и вся моя студенческая жизнь.
Людмила РУСАНОВА
Источник: “Весь Спорт”