Хороший Уткин – голодный Уткин

    “Столько их развелось! Все они на одно лицо”, – слышишь порой от рядового болельщика в адрес действительно немного разросшегося за последние годы отряда комментаторов. На самом деле у многих все же свое лицо, узнаваемое, на других не похожее. Насколько симпатичное – каждый выбирает на свой вкус. Но на чемпионат Европы Первый и Второй каналы, ответственные за доведение телесигнала до России, без сомнения, отобрали самых полномочных своих представителей.

    С двумя из них – Константином Выборновым, представляющим Первый, и Василием Уткиным, работающим на Euro на “Россию”, – мы и побеседовали перед стартом первенства континента, задав одинаковые вопросы. Уже по ответам на них можно судить, какие разные репортажи нас ждут. И это, полагаю, плюс.

    – Может ли хороший комментатор “вытащить” плохой матч, сделать его лучше?

    Выборнов: – Безусловно, может. В этом и заключается одна из тонкостей комментаторской профессии. Более того, знаю, что многие коллеги предпочитают работать в экстремальных условиях. Одно дело, когда все есть: компьютер, монитор, полный набор информации, пресс-центр работает хорошо, поле видно прекрасно – комментаторская позиция не где-то там в углу под козырьком, а по центру. А вот настоящая проверка – при плохой видимости и отсутствии всяческой информации, как было, например, на Фарерах. Комментаторской кабины не наблюдалось вовсе, а вместо нее – стройка, наверху которой за двойным – мягко говоря, непрозрачным – стеклом нас и посадили. Мы поставили один стул на другой, положили доску, чтобы не упасть – ибо под нами зияла проделанная рабочими дыра, сквозь которую ездило ведро с краской. Окно было немного разбито, что позволяло более или менее видеть происходящее на поле. Думаю, комментатор обязан “вытаскивать” матч даже в такой ситуации.

    Если игра плохая – 0:0 и никаких моментов, – то всегда есть возможность ее спасти. Для восприятия футбола главное, разумеется, чтобы команды играли. Но комментатор тоже должен играть. Конечно, проще это делать, когда достойно выглядят те, о ком ты рассказываешь. Если команды выдают зрелище, задача комментатора – не мешать зрителю смотреть.

    Уткин: – Думаю, нет. Но некоторые комментаторы позволяют себе такое утверждать, однако, насколько могу судить по разговорам с коллегами, это в большой степени шутка. Потому что люди прежде всего смотрят футбол. Плохой матч – это плохой матч, хороший – это хороший. Тем не менее у плохого матча может быть хороший комментарий.

    – А плохой комментатор способен “завалить” хорошую игру?

    Выборнов: – Плохой? Наверное, может. Не случайно, многие зрители – особенно специалисты – часто говорят: дескать, слушать невозможно, выключаем звук. Раз так считают те, кто футбол знает и понимает, значит, может.

    Уткин: – А вот это возможно.

    – Существует ли для комментатора понятие “набрать форму”?

    Выборнов: – Да, конечно. Поскольку если комментатор работает непосредственно по профессии раз в год, без регулярной практики, то идеально, более того, просто хорошо у него не получится. Это все равно что писать статью или делать какое-либо иное дело с такой же периодичностью. Откомментировал пяток матчей, вошел в ритм – другое дело. Скажу больше: работать на футболе, либо хоккее, или, скажем, баскетболе – совсем разные вещи.

    Уткин: – Да. В нашей работе – хотя это порой трудно выразить словами – очень много от ремесла. Работу комментатора можно описать почти спортивными понятиями. Ты должен успевать за происходящим на поле, понимать, тут же формулировать. Иногда пытался поставить себя на место коллег с Первого канала или “России”, когда у них еще не было специализированного спортивного вещания, и думал, что если бы мне довелось работать в таком нерегулярном темпе, допустим, один матч в месяц, то, наверное, выглядел совсем иначе. Многие вещи, которые получаются, когда выхожу в эфир как минимум два раза в неделю, у меня бы не проходили.

    У нас, на футбольном канале, лето – это как бы не сезон, российский чемпионат мы показываем очень умеренно. Для меня сезон начинается в сентябре. Не знаю, как выгляжу со стороны, но мне необходимы недели две-три, чтобы чувствовать себя уверенно.

    Есть зависимость не только от частоты комментирования матчей, но и от того, с трибуны ты работаешь или “под картинку”. За два месяца знал, что меня пошлют на финал Лиги чемпионов. А так как редко работаю вживую, попросил посылать меня на матчи российского первенства в каждый игровой день – с целью вернуть навык.

    – Как вы лично выходите на пик формы?

    Выборнов: – Чем больше имеешь практики, тем лучше. Но в принципе у каждого, наверное, свой рецепт. Я, например, пытаюсь просчитать все возможные ситуации, которые могут возникнуть в матче. Если в итоге удается их предвидеть и, следовательно, знать, как вести себя при том или ином развитии событий, значит, нахожусь в форме. Если нет – комментарий получается хуже.

    Уткин: – Сейчас выходить на пик формы с помощью специальных упражнений не требовалось. Хотя – так уж сложилась моя профессиональная карьера – впервые поеду на такой турнир (даже в качестве болельщика не был). Поэтому мне себя подхлестывать не нужно. Готовлюсь. Это не очень обычно, поскольку к чемпионату Испании, который веду регулярно, мне готовиться не нужно – слежу за ним в течение семи лет. Только накануне матча “Реал” – “Барселона” могу статистику историческую глянуть.

    А сейчас внимательно читаю все, что есть о командах в Интернете, составил небольшие цитатнички. Правда, вряд ли буду их открывать и уж точно не возьму с собой на комментаторскую позицию. Просто полезно, если они будут под рукой.

    – Отрабатываете “стандартные положения”? Есть ли у вас “домашние заготовки”?

    Выборнов: – Обязательно. Это одна из главных составляющих подготовки. Футболисты отрабатывают тактику, схему, “стандарты”. Комментатор – то же самое. Без домашних заготовок комментарий получится пресным. Даже если ты великолепно знаешь футбол. Все 90 минут посвящать статистическим показателям не стоит. Возможно, это будет любопытно специалисту, но не так интересно обывателю, который предпочтет узнать какие-то отнюдь не статистические подробности об игроке. Их не должно быть много, но если есть возможность привязать интересную историю к происходящему на поле, репортаж всегда выигрывает. Надо ведь не только мяч по полю “гонять”.

    Уткин: – У меня нет. Конечно, иногда проскочит шутка, которая родилась в разговоре с друзьями, но это потому, что она к месту пришлась. Как и анекдот. Вот и все. Специально не прихожу на матч с тем, чтобы сказать, например, про Зидана “то самое”. Такого быть не может. Мало того, когда пробую так сделать, как правило, получается неудачно.

    – Может ли комментатор, образно говоря, не выйти из группы, т.е. выступить не ахти как? Или наоборот – скажем, добраться до финала?

    Выборнов: – Все возможно. Но нам несколько проще, чем футболистам: у нас заранее распределены матчи, время эфира и т.д. Сборная комментаторов играет в любом случае до финала. К слову, в составе нашей комментаторской группы поедет Егор Титов, который вместе с Виктором Гусевым начнет работу на чемпионате с матча открытия.

    Уткин: – На телевидении все распределено: я точно знаю, что буду делать до конца чемпионата. Но вообще случаи бывают разные. Из истории известно, что порой по ходу турнира принимаются самые разнообразные кадровые решения. Виктор Гусев недавно рассказывал, как его по ходу одного из турниров назначили комментировать финальный матч. В Москве почему-то решили, что это должен делать именно он.

    Мне много раз рассказывали, как на ЧМ-86 изначально на финал назначили Николая Озерова, а в итоге последняя игра, которую он провел, была встреча 1/8 финала. Поэтому перестановки возможны. Человек, в конце концов, может элементарно заболеть.

    На чемпионате я буду разъездным комментатором, и, наверное, никто, кроме меня, не посетит столько стадионов – восемь из десяти возможных. Это очень здорово, мне, считаю, повезло. И вот, грешным делом, когда прислали расписание, стало обидно, что не попадаю на арену в Браге, знаменитую тем, что пристроена к скале. Хотел было с кем-нибудь поменяться, оказалось – невозможно. Любая перестановка может сбить весь график. Если все пойдет по плану, финал будет комментировать Григорий Твалтвадзе.

    – Распространенное житейское мнение про комментатора: сел, отговорил полтора часа – и в кассу! А как на самом деле?

    Выборнов: – Предположим, выходит теннисист Андре Агасси на корт и обыгрывает оппонента – 6:1, 6:1 – за сорок минут. Казалось бы, что это за игра?! А то, что он постоянно тренируется по два раза в день, три дня целенаправленно готовился к конкретному сопернику, соблюдал режим, вычеркнув ради победы несколько суток из жизни, – этого не видно. Но именно так достигается результат. То же самое и у вас, пишущих журналистов. Вроде чего там писать эту колонку?! Но не мне вам рассказывать, сколько на самом деле требуется труда. Надо съездить, посмотреть, понять, обработать, с людьми поговорить, в Интернете порыться, вложить мысль, а это – время.

    Все оценивается по результату. Полтора часа ты говорил или 30 минут – значения не имеет. Важно, чтобы зрителю нравилось. А если не готовился – это сразу видно. Тогда действительно получится: “и в кассу”!

    Уткин: – Хорошо знаю по себе: когда комментарий удачный, эмоциональный, когда с матчем повезло, я, например, очень устаю. На час-полтора точно совершенно выпадаю из жизни. Мне поначалу казалось, что, может, просто наговорился и общаться ни с кем не хочется, а усталости как таковой нет – сяду за руль и поеду. А на самом деле – нет. Очень устаешь.

    А вот никакой подготовки к игре у меня не бывает, живу нормальной человеческой жизнью. Единственное, в день репортажа не ужинаю. На сытый желудок возникает сонливость и реакция притупляется. Я люблю работать голодным.

    Кстати говоря, болельщики иногда спрашивают: правда ли, что комментаторы любят опрокинуть рюмочку-другую перед эфиром? Могу сказать, что привычку такую, особенно на чемпионате Европы, вводить опасно. Во-первых, после матча едешь на машине, а во-вторых, они идут каждый день. Но в принципе не могу сказать, что запрещаю себе спиртное в день игры. В Португалии, стране отличного вина и портвейна, не выпить… Это примерно то же самое, как поехать на матч с зашторенными в машине окнами и не смотреть по сторонам.

    – Не опасаетесь, что реклама, как бывало, съест часть игрового времени?

    Выборнов: – Реклама будет наверняка, от этого не уйти. Есть определенные требования УЕФА и компаний, которые продают права на чемпионат Европы. Скорее всего, добавится и наша реклама. Но как все будет выглядеть – это не ко мне.

    Уткин: – Опасаюсь. Считаю, на этот счет существует даже профессиональная боязнь комментаторов – от тебя же ничего не зависит. Не люблю ситуации, когда сам ничего исправить не можешь и воздействовать не в силах. Знаю, что такие накладки возникали на любом крупном соревновании. В этот раз, насколько мне известно, внутри матчей рекламных блоков не будет.

    Но все равно беспокоюсь, что подобное может произойти. Как произошло с моим коллегой Геннадием Орловым на ЧМ-98, когда реклама перебрала. Вернее, не реклама, а те, кто был в эфире до матча – уж не помню, какая передача. А в результате не показали гол Роналдо в игре Голландия – Бразилия. После той встречи общался с Геннадием и знаю, что он просто был убит. В глазах всего света полным идиотом, естественно, выглядит комментатор.

    – Последний вопрос. Каков ваш прогноз на выступление сборной России и на чемпионат в целом?

    Выборнов: – Начну со второго. В процентах семидесяти прогнозов главными фаворитами называют французов. По мне, так на это звание в равной степени претендуют пять-шесть команд. Но я лично ставлю на Голландию. Это ничем вроде не подкреплено: голландцы в отборочном турнире проиграли чехам, участвовали в стыковых матчах, не все у них ладится. Но мне, не знаю почему, кажется, что они могут выстрелить. Тем более после Euro-2000, где все от них ждали победы, и судьи помогали, и вообще все делалось ради того, чтобы они стали чемпионами. А голландцы ими не стали. У себя дома. Может, на этот раз они получат своеобразную компенсацию.

    А что касается нашей сборной, всегда относил себя к разряду оптимистов и считал, что наши способны на многое. И продолжаю так же считать, несмотря на все последние проблемы. Остаюсь при этом реалистом. Мое мнение: наши из группы не выйдут. Если ошибусь, буду двумя руками, двумя ногами и всем своим существом “за”!

    Конечно, шансы есть. Мы не слабее португальцев. Наш минус в том, что они играют дома. Там и судьи, и болельщики, и всевозможные подоплеки. Невозможно представить чемпионат, который на пороге четвертьфинала останется без Португалии. По крайней мере я себе это представить не могу – в силу знания определенных событий, которые происходили на последних крупных турнирах. То же касается Испании, из которой в Португалию рванет огромный поток туристов. Все, не секрет, замешено на финансах.

    Главное – чтобы наши играли достойно. Никто не бросит в них камень, если они проиграют, допустим, 1:2 или 0:2, будут назначены два пенальти, которых не было, да еще пару россиян выгонят с поля… Если будут биться, то и удача может лицом повернуться.

    Уткин: – Сборная России определенно не входит в число восьми сильнейших на континенте. Поэтому наша задача – постараться использовать шанс, если он нам представится. А представиться он может. Поскольку что Португалия, что Испания – команды маститые, всегда, или почти всегда, находящиеся в статусе фаворита, но при этом почему-то никогда и ничего не выигрывающие. Нам не стоит задумываться, почему они не выигрывают, но поскольку с ними это происходит, вероятно, нужно быть готовыми использовать свой шанс. И в этом смысле я в нашу команду верю. Хотя любое выступление на Euro не может считаться неудачным. Мы – среди шестнадцати сильнейших, а это – наше место по любому рейтингу.

    А что касается всего чемпионата, честно говоря, думаю, что выиграет… либо Португалия, либо Испания. Не говорю, что они вдвоем разыграют финал. Вполне возможно, что из группы выйдет лишь одна из них. Тогда у меня останется единственная команда-фаворит.

    Этим соседям особенно повезло с тренерами. Наставник португальцев Сколари показал, чего он стоит, когда у него есть возможность систематической работы. А за тренером испанцев Саесом слежу с тех времен, когда он привел молодежную сборную своей страны к победе на ЧМ-99 в Нигерии. В его руках сборная будет особенно адекватной, поскольку многих подопечных он знает давно.

Источник: Спорт-Экспресс

Новости партнеров

Комментарии: