«Динамо»: жертвы системной ошибки

Об одном легендарном советском тренере, привыкшем опережать время, распространили небылицу. Якобы, после ухода из жизни в его кабинете нашли записку: “Не идите за мной, я заблудился”. На первый взгляд, этот исторический анекдот выглядит пошловато, однако навевает вопрос: всегда ли виноват сбившийся с пути грибник? Может быть, лес был незнакомым? Возможно дали неверную карту? Врасплох застала непогода? Звери оказались недружелюбными? При таких вот, как говорил Станиславский, предлагаемых обстоятельствах не только заблудиться можно – не мудрено и вовсе без вести пропасть. Что называется, с концами. Тем более, если сам грибник – человек амбициозный и самоуверенный, решил лезть напролом, понадеявшись на опыт.

В случае с возглавившим “Динамо” летом 2009-го и рассчитывающим выиграть с ним через три года Лигу чемпионов Валерием Газзаевым все эти форс-мажорные факторы сыграли в унисон. Отработав половину этого срока, российский специалист понял, что такими темпами грибной суп ему не сварить. Съедобных экземпляров в его корзине оказалось немного, а моральных сил продолжать гоняться за мухоморами и поганками еще меньше. Газзаев отступил, а иначе уставший менять тренеров, будто автомобильные покрышки, президент киевлян Игорь Суркис, вольную своему тренеру бы, скорее всего, не выписал. Однако поговорим о причинно-следственной связи.

Зимой впечатленный прогрессом введенных в основной состав клуба и даже сборной Хачериди и Ярмоленко мозговой центр бело-голубых объявил о курсе, взятом на воспитание и внедрение в основу собственных молодых кадров. И дал понять: если в весенней части сезона-2009/10 доморощенные таланты не заиграют на должном уровне, летом под квалификацию Лиги чемпионов будет сделано конкретное кадровое усиление. Программа сработала: таланты не заиграли, усиление случилось. Однако не обошлось без системной ошибки: ни плеймейкер Бертольо, ни форвард Андре вписаться в командную игру нового клуба с далекого континента в аварийном порядке не смогли. И на фоне традиционно переполненного лазарета, нестабильности молодежи и смещения биологических ритмов оттрубивших свое на чемпионате мира в ЮАР Нинковича и Юссуфа динамовский коллектив напоминал строение из детского конструктора, угодившее под пылесос при домашней уборке.
Короткое знойное межсезонье было традиционно посвящено закладке функционального фундамента. Утрамбовывал его работавший по своим конспектам славных армейских времен Газзаев скрупулезно и фанатично: футболисты терпели мощные нагрузки, надеясь, что это принесет свои плоды непосредственно в ходе нового сезона. Тем не менее, начинать его пришлось без целого ряда ключевых игроков, а продолжать на фоне повышенного массового травматизма. Вслед за старой травмой Шовковского, последовали потери Хачериди и Маграу, отравление Ярмоленко, воспаление легких Зозули, повреждение Бертольо, сломанный нос Данилу Силвы, порванная связка Попова, загадочный вирус Каддури и постоянная игра через боль Гусева и Шевченко. Капитан, поддерживаемый выдвигавшимся на лидерские позиции универсальным солдатом Еременко, тянул команду весь июль и начало августа. Но воевать вдвоем оказалось очень сложно. Критикуемый всеми Милевский потерял голевое чутье почти на три месяца. Заменивший “вратаря республики” Бойко отметился ляпами в первом и последнем при Газзаеве матчах сезона с “Оболонью” и “Шерифом“. Очень неровно играл стремительно ворвавшийся в основу, но впоследствии утративший стабильность Гармаш.

А календарь времени на поблажки киевлянам не давал. Летом команде пришлось провести одиннадцать матчей за месяц. “Динамо” превратилось в команду, которая никогда не играет два одинаковых тайма в одном матче. Для достижения серьезных побед такого вот параболического графика хватало далеко не всегда. Надлом наступил как раз в середине августа, когда команда вчистую проиграла в Полтаве. Газзаев на пресс-конференции был немногословен, намекнув на негативное качество работы судьи. Через неделю, когда “Динамо” не смогло одолеть дома “Днепр“, Валерий Георгиевич пошел дальше, назвав арбитра “негодяем” и обвинив его в “тупости”. Иных аргументов для объяснения неудач в эти дни не находилось. Однако вслед за этим последовали два разноцветных тайма в Амстердаме и роковое поражение от “Аякса“, оставившее Киев без Лиги чемпионов. А затем и домашняя ничья с БАТЭ при подавляющем преимуществе хозяев поля. Агония максималиста Газзаева, все порывавшегося подать в отставку, была прервана в Тирасполе, где, по оценкам болельщиков и журналистов, команда провела худшую игру за последнее десятилетие.

При сменившем “злого” следователя “добряке” Олеге Лужном, команда вроде бы воспряла. Нагрузки спали, атмосфера стала более лояльной. Заиграл приглашенный Коваль, встрепенулись Ярмоленко, Гусев и Хачериди, начал забивать Милевский. Но после рекордной победы над “Ильичевцем” последовало необъяснимое поражение от “Оболони” и две ничьи с “Таврией” и “Металлистом“, заставившие Олега Лужного попрощаться с болельщиками в качестве основного наставника клуба, а Игоря Суркиса – признать, что интрига в борьбе за золото в чемпионате фактически умерла, а на тренерском мостике состоится еще одна рокировка.

Шаг назад, столь необходимый для любого выхода из критической плоскости, уже сделан. Есть надежда, что не заржавеет и за двумя вперед. А самопожертвование заблудившихся Газзаева с Лужным не окажется бесполезными. И уж точно не из одной только профессиональной корпоративности вернувшийся в клуб Юрий Семин признал, что оба его предшественника проделали огромную работу по воспитанию молодых кадров. Которая поможет ему самому не сбиться с пути в новом 2011-м году.

Источник: «СЭ в Украине»

Новости партнеров

Комментарии: