Вячеслав КОЛОСКОВ: “Финальный турнир – наш потолок”

название фото

Люди, которые постоянно общаются с президентом РФС, утверждают: в таком подавленном настроении, как после матча Россия – Португалия, его не видели давно. Даже с журналистами – впервые на моей памяти! – Вячеслав Колосков беседовать после матча на “Да Луш” вежливо отказался. Мы встретились вчера днем в отеле Tivoli – уже после возвращения российской делегации из Лиссабона в Виламоуру – и постарались подвести предварительные итоги бесславного выступления сборной России на Euro-2004.

Картина, нарисованная Колосковым, выглядит очень уж безрадостной. Хотя, на мой взгляд, отражает реальное положение дел в нашем футболе.

– Многие команды еще только, что называется, втягиваются в чемпионат, а российская команда уже собирает вещи, поскольку знает – 22 июня, через день после игры с Грецией, она возвращается домой. Предполагали ли вы, что все для нас завершится так быстро?

– Разумеется, нет. Мы ехали сюда с надеждами на то, что хотя бы из группы выйти сможем. Прекрасно осознавали: и Испании, и Португалии, да и той же Греции, о возросшей силе которой я говорил еще после жеребьевки, в мастерстве мы уступаем. Рассчитывали, что удастся предъявить свои козыри: умение собраться на решающие игры, которое было проявлено в отборочном цикле, а также поставленную командную игру – что бы там ни говорили, я считаю: в отдельных матчах сборная показывала современный футбол.

Надеялся также, что наши молодые, перспективные игроки вместе с ветеранами образуют боеспособный коллектив, который смог бы достойно здесь выступить. Всему этому, увы, не суждено было сбыться. Ни одну из наших сильных сторон использовать нам не позволили. В итоге по престижу российского футбола нанесен серьезный удар.

– Вы наверняка общались в Португалии с руководителями международных федераций, известными футбольными людьми. Как они оценили выступление российской сборной?

– Можно сказать, с сочувствием. Мишель Платини, скажем, удивился, почему против хозяев турнира команда так плохо играла в первом тайме, но потом заметил, что после перерыва дела пошли лучше. При этом недоумения собеседники не высказывали. Наверное, потому, что сюрпризов от нас никто не ожидал.

– Вам не кажется, что сборная не проявила волевых качеств в достаточной мере? Те же латыши или греки в этом плане смотрятся гораздо убедительнее.

– Первый тайм матча с португальцами меня просто поразил. Если против Испании футболисты бились, как могли, от начала и до конца, то здесь, пока мы не остались вдесятером, такого не наблюдалось. Играли чересчур осторожно, я бы даже сказал, боязливо. Уступали единоборства, допустили немыслимое количество брака. Дошло до того, что наш вратарь часто не имел возможности нормально ввести мяч в игру, поскольку прикрыты были даже все защитники. У соперников, напротив, игроки охотно предлагали себя.

– Как же все-таки расценивать выступление сборной на чемпионате Европы? Случилось то, что и должно было случиться?

– К большому сожалению, вынужден с вами согласиться: разница в классе между нами и теми же испанцами и португальцами сейчас колоссальна. Если объективно, наше место в европейской табели о рангах колеблется где-то между 10-м и 16-м. О чем говорить, если мы в рейтинге ФИФА идем на 30-й строчке. Иными словами, успехом для нас является уже само участие в чемпионатах мира или Европы. На что-то большее мы можем рассчитывать только при стечении обстоятельств.

– Нас здесь еще ждет матч против Греции. Представители федерации футбола этой страны на вас еще не выходили – ведь для соперников матч станет определяющим?

– Нет, и, уверен, они не станут этого делать. Бесполезно. Если рассуждать в таком направлении, можно предположить, что к нам должны обратиться еще и испанцы с португальцами с тем, чтобы мы дали грекам бой. Однако на форумах подобного уровня делать такие вещи не принято. Могу обещать: команда будет бороться.

– Как вы считаете, целесообразно ли тренерскому штабу в последней игре выпустить на поле футболистов, которые не принимали участия в первых двух матчах?

– Безусловно. Те же Анюков, Семшов, Кириченко смогут почувствовать дыхание европейского чемпионата, и это наверняка пригодится им в будущем. Терять нам все равно уже нечего. Нужно хотя бы достойно завершить выступления в Португалии, и мы, полагаю, способны это сделать. Вот Быстров вышел по ходу второго тайма – и сумел обострить игру. Это лишний раз подтвердило, что способные молодые игроки у нас есть.

– Задача-минимум, провозглашенная перед Euro-2004, звучала так: выйти в четвертьфинал. Кто будет нести ответственность за то, что она осталась нерешенной?

– Речь идет не о срыве плана по выпуску деталей и не о нарушении технологического процесса. Это – спорт, где кроме нас есть еще и соперники, которые просто-напросто лучше сделали свое дело. Нельзя винить в случившемся игрока, тренера или руководителя. Просто таков на данный момент уровень нашего футбола. Скажу больше: в ближайшие пять лет какого-либо качественного прорыва ожидать не приходится. Утверждаю это, поскольку, постоянно наблюдая за детскими и юношескими командами, отлично знаю наши резервы. Уже в этом возрасте в соперничестве со сверстниками из Италии, Испании, Португалии, Чехии и Англии шансов у России немного.

Я не раз говорил о том, что у нас отсутствуют элементарные условия подготовки футболистов. Мы стараемся что-то делать – сейчас в стране уже 60 полей с искусственным покрытием, а три года назад было всего 10. Но в той же Норвегии в два с лишним раза больше, да и в Швеции тоже, что позволяет им начинать национальный чемпионат в манеже. Там раньше поняли, что для северных стран другого выхода нет. Способная молодежь в России появляется постоянно, стало быть, она должна иметь возможности для повышения мастерства. Это единственный путь, который может поднять наш футбол.

– Почему же тогда на чемпионате Европы перед командой была поставлена именно такая цель? Выходит, она была искусственно завышена?

– Психологический фактор мог сыграть свою роль. Да и как иначе сформулировать задачу? Тем более что футболисты и тренеры с ней согласились, высказав намерение пробиться в четвертьфинал.

– Ярцев продолжит работу со сборной?

– Он будет возглавлять ее до истечения контракта, то есть до окончания ЧМ-2006. Мы не можем шарахаться из стороны в сторону. Не думаю, что в нашем неудачном выступлении тренер виноват больше остальных. Еще раз повторю: пробившись в финальный турнир чемпионата Европы, команда добралась до своего потолка. Здесь она попыталась прыгнуть выше головы – не получилось.

– Что теперь ждет сборную России?

– Будем работать. Резервы есть – скажем, в плане тактического построения и усиления некоторых позиций. Наверняка вы обратили внимание, что в Португалии слабо сыграли крайние хавбеки. Чем, к примеру, объяснить обилие карточек? Тем, что тот же Смертин раз за разом вынужден был отрабатывать за хавбеков, которые теряли мяч и не успевали за своими визави.

– Откуда же нам взять других полузащитников? Разве на Euro-2004 поехали не все сильнейшие?

– На сегодняшний день – все. За исключением Аршавина и Панова, не попавших в заявку, и вспомнить-то некого. Потому-то и сказал о тактике. Мы постоянно обсуждаем эту тему с Ярцевым, но проблему квалификации футболистов решить не так-то легко. Реальность такова, что у нас есть несколько серьезных, по европейским меркам, футболистов – таких, как Смертин и Аленичев. Есть другие опытные игроки и перспективная молодежь. Все это вместе делает российскую сборную, скажем так, нормальной командой, которой, как я уже говорил, по силам выходить в финальные турниры чемпионата мира и Европы.

– Не считаете ли, что скандала с отчислением Мостового удалось бы избежать, если бы руководители Футбольного союза и сборной вовремя разглядели надвигающийся конфликт, который, судя по всему, начался еще до отъезда в Португалию?

– Наверное, вы правы. Зная характер этого игрока, неладное можно было бы предположить заранее. Однако я наблюдал за тем, как он готовится к этому чемпионату, и могу сказать, что таким отмобилизованным прежде не видел его никогда. Помог он сборной и в концовке отборочного турнира, откликнувшись на первое же приглашение Ярцева. Надеялись, что желание футболиста выиграть хотя бы что-то за длительную карьеру будет выше всего остального. Как выяснилось, напрасно.

Источник: Спорт-Экспресс

Новости партнеров

Комментарии: