Вячеслав КОЛОСКОВ: “Мысли об отставке меня не посещают”

название фото

Мы разговаривали в его кабинете за две недели до начала чемпионата Европы – как раз в тот день, когда у сборной был медосмотр. Условились еще раз поговорить, когда судьба сборной на этом чемпионате определится. После игры с Португалией все стало ясно: поставленная президентом РФС задача выиграть Кубок Европы оказалась мифом…

Чуда не случилось

— Вячеслав Иванович, после двух проигранных сборной матчей, после очередного фиаско российского футбола мысли об отставке не посещают?

– Нет. Это эмоции, на поводу у которых не стоит идти. Скажу больше. И главный тренер сборной команды Георгий Ярцев, насколько мне известно, в отставку подавать не собирается.

– Вы лукавили, когда говорили о том, что задачей на этот чемпионат является победа?

— Нет, не лукавил. Ну зачем, скажите, жить, если не ставить перед собой самых высоких целей? Но мы понимали, что от желания до возможности – большой путь.

У Мостового был шанс извиниться

— Ярцев остается в команде до истечения действующего контракта?

— Дело даже не в контракте. Вспомните, при каких обстоятельствах мы в Португалию пробивались. Ведь проиграй команда в матче с ирландцами и не победи швейцарцев, мы бы сейчас в Португалии не играли. Все об этом уже как-то забыли. Тогда бы чем кончилось, не пробейся мы дальше – покритиковали бы федерацию, перемыли бы кости Колоскову. Или еще кому… А Ярцев пришел и сделал дело. Решил очень важную для всей страны задачу. Кроме того, я вижу, как относятся к тренеру футболисты. С каким уважением. Тренер и игроки доверяют друг другу.

— Получается, что единственной ошибкой Ярцева на этом чемпионате было приглашение Мостового?

— Мне кажется, он сам это признает когда-нибудь. Наверное, это ошибка… Хотя… На моей памяти Мостовой приехал ТАКИМ в сборную первый раз. Он появился без травмы, пахал. Но эгоистическое нутро проявилось в самый неподходящий момент.

— Решение об освобождении Мостового принималось при вашем непосредственном участии?

— Конечно, я как руководитель делегации знал обо всей ситуации. И решение принималось коллегиально. Я, Тукманов, Ярцев, Бородюк и Дасаев. Решение было принято 14-го вечером. После этого Ярцев с ним поговорил, и оба пошли на теоретическое занятие. У Мостового там был еще шанс обратиться к команде, извиниться. Сказать, что его неправильно поняли. Мостовой промолчал – даже в этом проявилось его негативное отношение к задаче команды. А значит, и к стране.

Конфликта Булыкин – Мостовой не было

— Главная претензия Мостового – тяжелые нагрузки на тренировках. Они ведь и вправду проходили в двухразовом режиме и в тяжелых условиях жары.

— Мостовой не прав. Я защитил диссертацию как раз по физическим нагрузкам и могу говорить предметно. Ярцев проводил поддерживающие тренировки – и ни одной развивающей. Все упражнения были на пульсе не выше 120 ударов в минуту. Они носили в основном тактический характер. Более того, к ветеранам, которые закончили сезон, – Мостовому и Аленичеву – отношение было индивидуальное. Их освободили от нормативов, а там нагрузки действительно серьезные. Рывок на 50 метров, прыжок, серии: 7 раз по 50 метров… Но Аленичев-то провел классный сезон и хорошо выглядел на Евро! А Мостовой вдруг устал после первой же игры.

Вообще было собрание. Мы сказали ветеранам, чтобы они не молчали, если при подготовке что-то не так. Говорили бы! Но нет – молчат, молчат… А потом, когда случается неудача, когда ты выглядишь хуже всех, вдруг говоришь, что тебя в 35 лет перегрузили. Фантазии! Потому что в этом возрасте человек сам себя готовит: где-то ускорился, а где-то сделал вид, что ускорился.

— Последний вопрос по делу Мостового. Слух о его конфликте с Булыкиным во время чемпионата имеет под собой основания?

— Ярко выраженного конфликта не было. Может быть, между собой где-то у них что-то и произошло… Но на нашем решении отчислить Мостового из команды это никак не сказалось.

О кариесе, атлетизме и Шевченко

— Физически сборная на фоне соперников по группе выглядела слабо…

— Увы, это угрожающая тенденция. На всех уровнях сборных команд, начиная с пятнадцатилетних и заканчивая первой сборной, мы проигрываем в атлетизме. Мы, если обратили внимание, в одном и том же темпе играем весь матч. А соперник прибавляет. Вот шведы просто смяли итальянцев в последние двадцать минут! Итальянцев!

Скажу больше – мы ведь смотрим наших мальчишек с 15 лет – с того момента, когда начинаем формировать сборные. Набираем сорок человек, проводим медобследование. И из сорока человек нет ни одного полностью здорового! Практически у ста процентов кариес. Нет ни одного здорового юноши, пришедшего в сборную команду! Значит, это уже проблемы не только футбола, а всего государства.

Сейчас ничего нет – все лопнуло! Нет сегодня государства в футболе. Что такое полторы тысячи рублей зарплаты для детского тренера?! А работать-то надо практически круглосуточно, с разъездами! Какой специалист будет работать? Он лучше пойдет на рынок в «Лужники» к Алешину тачку возить. И будет получать намного больше. Вот так – пока государство не повернется к футболу в этих вопросах, у нас ничего не получится.

– У Андрея Шевченко лет в 15 тоже наверняка был кариес, а играет парень дай бог каждому!

— (Смеется.) Я к чему заговорил про кариес… Что это такое? Кариес – дефект, который может привести к серьезным заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Это постоянная инфекция. Но когда Шевченко в первый раз привезли в «Милан» на тестирование, он по результатам (соотношение жировой и мышечной массы, координация суставов) показал лучший результат в команде. Не было вообще такого футболиста в Италии! То есть таким человек родился, а потом ему дали возможность развиться. И у нас тоже может появиться. Но пока я такого человека не вижу.

— Ваш прогноз на перспективу российского футбола?

— До 2008 года я, зная все пять российских юношеских сборных, чуда не жду. Только участие в чемпионатах мира и Европы. Я видел все наши юношеские команды – мы проигрываем соперникам по всем компонентам.

Мы не были худшими на турнире

— Команда России была худшей на этом чемпионате?

— Конечно, нет. А чем лучше болгары или швейцарцы? Это, как автомобили, – есть «Ролс-Ройсс» и «Феррари», а есть «Нива» и «Москвич». И все они называются машинами – хотя разница между ними — пропасть. Так и здесь на Евро. Все 16 участников – футбольные команды. Лучшие на континенте. Есть чуть лучше и чуть хуже. Через две недели станет известна самая лучшая.

— Какое место объективно наше?

— C 10-го по 16-е. Мы пока ближе к аутсайдерам.

Об Онопко

— В нынешней сборной вы видите замену стержневому игроку сборной последних лет – Виктору Онопко? Даже не в смысле позиции замену, а в плане былинности, что ли… Стабильности?

— Вижу. Почему нет? Вот на этом чемпионате хорошо себя проявил Бугаев. Очень хороший защитник. Аккуратный, тактически очень грамотный. Не паникер. Интеллигентный игрок. Есть ему и пара – Шаронов, настоящий атлет, пример ярко выраженного центрального защитника, который своим видом и мощью может внести растерянность в рядах соперника. Плюс к этому есть у нас Игнашевич.

Кстати, об Онопко и его возможном участии в этом чемпионате. Мог он играть, не мог… Мы уже убедились, что больного человека на крупный турнир брать нельзя. Даже если что-то потянуто-растянуто. Здесь не медучреждение. Не стационар. Должны ехать здоровые люди. Вот выздоровел Сенников – поехал. Вести Онопко в качестве Мостового образца прошлого чемпионата мира не было никакой надобности. Дай бог ему здоровья. Если начнет играть, то никто от него отказываться не собирается.

Кроме уже названных мною Игнашевича, Шаронова и Бугаева, есть Рогочий, который прекрасно играл. Но он снизил требовательность к себе. Начал деградировать.

Смертин был единственным гладиатором

— Среди будущих надежд вы не назвали форвардов. Они разочаровали?

— Нет. Но трудно сражаться в одиночку с несколькими защитниками. Как говорят, с превосходящими силами противника. Тот же Булыкин в первом матче выиграл большинство единоборств, но сбрасывать мячи было некому – полузащитники не успевали на подбор.

Нет у нас, к сожалению, спортивной наглости. Вот как играли шведы с итальянцами. У них было желание не просто сыграть, а подавить соперника. Растоптать его! Мы же играли в футбол очень и очень интеллигентно. Футбол сегодня – игра «гладиаторов». Этого гладиаторства не было.

— В российской сборной не было на турнире ни одного «гладиатора»?

— (После паузы.) За исключением Смертина. Вот после второго тура промелькнуло сообщение, что Смертин лучший по количеству отборов на всем чемпионате! Это гладиатор. Такими должны быть все, кто выходит на поле.

– Вы сами сказали о том, что в одиночку форвардам было тяжело сражаться. Тактика игры с одним нападающим – ошибка Ярцева?

— Критерий истины в футболе, как известно, один – результат. Если нет результата, тогда можно говорить о том, в чем выбор тренера оказался неверным. Когда мы с Георгием Александровичем рассуждали о тактике, была уверенность в правоте. Испанцы техничные ребята, надо постараться насытить середину поля, придержать мяч… Идея правильная, но реализовать ее футболисты не смогли. Если мы не владеем мячом, как Булыкину что-то сделать впереди?

Мы сделали расшифровку технико-тактических данных. Не буду называть фамилию, есть футболист, который 12 раз вступал с испанцами в единоборство и 12 раз его проиграл. Какая здесь тактика? 90 минут одно и то же – вратарь получает мяч, все стоят и не открываются, голкипер выбивает мяч в никуда. Соперник его отбирает и снова идет атака на наши ворота. Ну, откройтесь же кто-нибудь!

Сейчас многие хвалят оборону и ругают атаку. Не согласен – что мы могли сделать с одним форвардом? Мы провалили игру на флангах, в матче с испанцами все атаки на наши ворота начинались с краев – хорошо, что успевали выносить мячи Шаронов и Смертин. Плюс у нас очень низкая плотность.

Смотрели матч Италия – Швеция? Там все игроки на пятачке центрального круга – каждый держит своего игрока. Нет ни полметра пространства. У нас же по всему полю разбредаются.

— Так чья же в этом вина, если не главного тренера?

— Так он и хочет этого добиться, но не получается пока! У одних игроков робость какая-то, у других не хватает функциональной подготовки, третьи просто впервые попали на такой чемпионат. Разбалансированность. Но лучших футболистов у нас нет. Эти 22 игрока плюс еще пяток, которые есть, и будут составлять костяк.

— Кого имеете в виду в числе пятерых?

— Онопко, Игнашевич, Аршавин, Панов, Рогочий. Есть еще Адамов. Но они должны понимать, что требования Евро отличаются от нашего чемпионата. Они должны понимать, что в своем чемпионате должны быть на две головы выше всех.

О деньгах и жвачке

— История с удалением Овчинникова в игре с португальцами наделала много шуму. Комиссар матча даже извинялся после ее окончания. Будь возможна подача апелляции, вы настаивали бы?

— Я ориентируюсь на главного тренера, который четко сказал, что претензий к судье нет. И вправду, у нас был не такой момент, как у французов с хорватами, когда Трезеге рукой перехватил мяч, положил его на землю и забил гол. Это преступление. А у нас все было в динамике. Может быть, Овчинников и коснулся в какой-то момент мяча рукой. И обычно в такой ситуации этот фол – последняя надежда. Но, на мой взгляд, в данной ситуации максимумом было назначение обычного штрафного.

— Обстановка на этом турнире вокруг сборной была на редкость демократичной. С чем это связано?

— С позицией главного тренера. Нам удалось его убедить, что сборная – это продукт всей страны. Конечно, скажи он нам, и команду бы закрыли. Мы были открыты. Но помните, перед игрой с португальцами мы закрылись – ситуация того требовала. Потому что в футболе мелочей нет. Никаких.

Вот позвонил мне из Москвы Тягачев и сказал, что во время исполнения гимна некоторые игроки жвачку жуют. Что это – неуважение? Я сказал об этом Ярцеву, он тут же собрал команду. А, казалось бы, мелочь… Мы отреагировали, и на следующей игре жвачки не было. Если и была, то за щекой.

— РФС окажется в убытке после этого турнира?

— Нет. Но нас это не радует – потому что футболисты не заработали высоких премиальных. В общей сложности сумма выплат составит около 3 миллионов швейцарских франков.

— Спонсоры сборной не разбегутся?

— Нет. Многие из представителей компаний здесь. Их мнение: если они, в отсутствие помощи государства не будут помогать, то кто же это будет делать? Никто не разбежался.

Источник: “Советский спорт”

Новости партнеров

Комментарии: