Василий УТКИН: “Почему греки стали чемпионами?”

Конечно же, все мы идиоты. Разбирая победу сборной Греции на чемпионате Европы в день, который станет на долгие годы профессиональным праздников букмекеров, очень важно начинать с этого тезиса. Никто из нас не мог такого себе представить – чтобы эта скуластая, жилистая Золушка была провозглашена королевой бала. Так что каждый из нас в отдельности и все мы вместе, друзья, – набитое дурачье.

Скажем это себе весело и счастливо. Всплеснув руками и улыбнувшись до ушей – жизнь в очередной раз преподнесла нам сюрприз, доказав свою неисчерпаемость. Греция – чемпион Европы. Греция – чемпион Европы? Греция.

Это удивительное явление сложилось мозаикой из фрагментов многих истин. Одних замусоленных и пустых, других – тонких и глубоких. Каждая из них нам более или менее знакома. Ну, например, такая: в футбол сегодня научились играть все. Или: перед началом матча шансы в любой игре – пятьдесят на пятьдесят. Или житейское: смелость города берет.

Вроде и правда, но ответа на вопрос, почему именно город Лиссабон был взят именно греческой смелостью, да еще и в этот самый день, тут, конечно, нет.

Главных истин, тех, которые могут быть названы если не глубокими, то по крайней мере актуальными, две. Первая: действительно, перегруженность событиями клубного сезона приводит к тому, что большие сборные, команды-фавориты, вынуждены решать как одну из главных проблему усталости своих ведущих игроков. Утомленность клубным сезоном – всеобъемлющий фактор. Это ведь подразумевает не только то, что игроки сборной, к примеру, Франции не в состоянии играть в высоком темпе девяносто или сколько там потребуется минут. С утомленными людьми крайне сложно заниматься постановкой командной игры, отрабатывать новые тактические приемы, расписывать комбинации…

В общем насыщенность клубного календаря делает работу тренера сборной в канун большого турнира чем-то вроде похода по минному полю – права на ошибку нет. Малейший просчет в подготовке – и твоя команда уже только тень себя самой. Вроде бы и Зидан на поле, ан нет – не похож он на самого себя, не выдает проектной мощности. Вроде бы и Анри, и вполне он по-арсенальски открывается на левом фланге, но и пас получает не вовремя, и партнер прибегает не оттуда, и в общем мяч летит мимо, если его еще раньше не забрал в подкате суровый защитник с греческим, конечно же, профилем.

Единственной командой, сумевшей решить эту проблему на чемпионате Европы, оказалась сборная Португалии.

Причем ей, несомненно, было несколько проще остальных – она играла дома, и игроки подходили к собственной подготовке предельно ответственно. Шанс сыграть первенство Европы перед своими зрителями – то, ради чего стоит жить. И поэтому что Руй Кошта, что Фигу, что Деку, который наиграл матчей за сезон навряд ли меньше Зидана, кстати, выглядели сравнительно свежими. По тем причинам, о которых мы говорили выше, в сборной Португалии провалился только один игрок – правый защитник Паулу Феррейра, открытие сезона в Лиге чемпионов и новое, разумеется, дорогое приобретение “Челси”. Но ему нашлась адекватная замена.

Эта первая причина говорит в основном, конечно, не о греках. А о тех, кто должен быть сегодня на их месте, но до места этого не добрался.

Вторая причина заключается в том, что не быть фаворитом сегодня во многом даже проще, чем быть им. Когда ты фаворит, ты, во-первых, сталкиваешься с описанной выше проблемой усталости ведущих игроков. А во-вторых, ты становишься жертвой. Твоя игра, которую ты заботливо ставишь, твой состав, который ты кропотливо балансируешь, известны всем соперникам. Твоя игра изучаема, и, следовательно, ее можно разрушить, если озаботиться такой проблемой.

Настоящая команда – не фаворит именно за такой подготовкой и проводила месяцы в канун европейского чемпионата. Если ты обладаешь крепкой, неплохо выученной командой, способной воспринять тренерский план на игру и придерживаться его достаточно строго, то у тебя отличные шансы приструнить турнирного великана. Так сборная Дании умывала в абсолютно равной – кто подумать бы мог заранее – игре итальянцев. Так не справились с греками в отборочном турнире португальцы и испанцы… На них охотились, к ним готовились, а они к своему сопернику – нет. Они со своей стороны готовились не к матчу, а к турниру, они намеревались отшлифовать свою собственную игру, сформулировать собственный стиль как оружие победы. А вышло наоборот: этот самый их стиль уже был взвешен, разложен на составляющие, всячески оприходован и тем самым обезврежен.

И вот это уже, конечно, о Греции. Но все это слишком общо, чтобы быть прямым руководством к действию.

Помимо тенденции, которую грекам удалось оседлать, они добились сразу нескольких весомых успехов. Их ведущие футболисты, например, сплошь и рядом оказывались в ситуации недостаточной игровой практики накануне Евро, не проходя в составы своих клубов. Так было с Делласом в «Роме», с Никополидисом в «Панатинаикосе», с Харистеасом в «Вердере». Отсюда, в частности, возникла свежесть и мотивация, но, с другой стороны, это ведь проблема, когда человек не играет. Побороть это затруднение удалось с помощью систематической работы по балансировке состава, которую тренер Рехагель вел в течение трех с половиной лет. Его игроки в результате знали, что, как бы ни складывалась их личная карьера, в сборной они нужны, их там ждут и сами они прекрасно знают, чем им там следует заниматься. Феномен не нов: точно так же было, скажем, в сборной Хорватии шесть лет назад, когда она стала третьей на чемпионате мира. Румынская сборная в свои лучшие годы отличалась таким же искусством использовать наилучшим образом игроков, так или иначе сидевших подолгу на скамейке в своих клубах…

Тренер сборной Греции Рехагель провел отличную работу и по постановке командной игры. За свою продолжительную карьеру этот специалист не раз добивался значительных успехов с не великими командами, и получалось у него это потому, что он умеет исходить из тех возможностей, которые имеет. В общем, по одежке протягивает ножки. Так было в “Вердере” и “Кайзерслаутерне”, которые он делал чемпионами Германии; сейчас же в сборной Греции он составил своих футболистов так, что, например, у того же центрального защитника Делласа не бросался в глаза недостаток скорости, а зато работали на полную мощность умение выбрать позицию и сыграть головой.

Действительно, атаки соперника замедлялись далеко на подступах к греческой штрафной. И уже было совершенно неважно, тягуч Деллас или резок: оборонительная его игра свелась именно к тем приемам, которыми он владел мастерски.

Точно так же Рехагель, например, из двух наиболее изобретательных в комбинационном смысле хавбеков – Цартаса и Басинаса – выбрал второго. Потому что его отличает умение отдать длинную передачу, и располагается он на поле глубже. Это отлично вписалось в общую тенденцию контратакующей игры. А Цартас, игрок невероятно в Греции популярный, очень тонкий и техничный, выходил иногда и во втором тайме, когда искусство подержать мяч было более востребовано. Или в матче с Россией, где у Басинаса игра просто не пошла.

Грекам, безусловно, сопутствовала удача. Прежде всего в матче с испанцами, где по всем раскладам они должны были крупно проиграть. Заметим это себе: испанцев, которые играли против греков, отличало среди всех прочих сильных команд то, что они встречались с ними в отборочном турнире и, во-первых, неплохо знали, чего от греков ждать, а во-вторых, были на них шибко сердиты за суммарное поражение. Единственный матч, который греки по игре уступили вчистую, был именно игрой с командой, для которой они сами были объектом охоты, известным и изученным, – и добиться с Испанией ничьей им помогло чудо. Это ведь, в конце концов, никак не греческое достижение, что соперник мазал из убойных позиций.

Травма Недведа в полуфинале – из тех же удач. Гол на последней минуте первого добавленного тайма, в момент, когда у соперника не было времени отыграться, – тоже, несомненно, удача. Та самая, которая сопутствует сильному.

Всемирно-историческое значение греческой победы – из тех, что не стоит ни недооценивать, ни переоценивать. Главный вывод таков: в наше время успех на большом турнире определяется только качественной подготовкой к этому турниру. Наличие звезд, победные традиции – все это суть только знамена, которые мы разворачиваем над головой, и только. И это означает, что практически каждая команда имеет шанс добиться хорошего результата. Если будет хорошо готова.

И это не новость. Это показали на последнем чемпионате мира, в частности, корейцы и американцы.

И другой вывод. Если хочется, конечно, давайте возведем Делласа и Харистеаса, Загоракиса и Сейтаридиса, а главное – Отто Рехагеля в божественный чин. Давайте разглядим сияние вокруг их голов и станем бить себя в грудь, что в их лице нам явилась какая-то очень новая и очень универсальная правда, коей теперь нам осталось только последовать.

Если хочется, то, по поговорке, можно, конечно. Но… Никаких подобных последствий не имела, в частности, еще более сенсационная победа, вписанная в исторические свитки европейских первенств. Я вспоминаю, конечно, двенадцатилетней давности победу датчан, которых тоже никто и никогда не держал за фаворитов. Она не вывела никого из той сборной в ранг мегазвезд, она не сделала тренера мессией. Где сейчас тот удивительный, харизматичный, эффектно посеребренный сединой Рихард Меллер-Нильсен? Он пробовал почудесить с тех пор со сборными Финляндии и Израиля, и ничего особенно запоминающегося у него не вышло. Потому что и он не бог, и Рехагель, и их игроки – тоже. Ценность их успеха не персонально в них, а в той качественной работе, которую они проделали. Смысл именно в отсутствии нимбов, ореолов и прочей мистической атрибутики.

Рехагелю – слава! Греции – ура! Загоракис – лучший игрок турнира! Звучит действительно диковато, но… А кто еще? Вот такой выдался турнир. И вот так сыграл его Загоракис, лидер этой сборной и ее капитан. Но великие остались великими, а греки – греками. Эта история закончилась, и она является для каждого руководством к действию, но никак не иконой.

Хоть мы и полные идиоты на этом чемпионате Европы и его результат всех нас поставил в тупик, но такую вот простую вещь мы понимаем.

Покорившие Европу

вратари

№ 1 Антониос Никополидис (“Панатинаикос”)

№ 12 Константинос Халкиас (“Панатинаикос”)

№ 13 Теофанис Катергианнакис (“Олимпиакос”)

защитники

№ 2 Юркас Сейтаридис (“Панатинаикос”)

№ 3 Стилианос Венетидис (“Олимпиакос”)

№ 4 Николаос Дабизас (“Лестер”)

№ 5 Траянос Деллас (“Рома”)

№ 14 Панайотис Фиссас (“Бенфика”

№ 18 Яннис Гумас (“Панатинаикос”)

№ 19 Михалис Капсис (АЕК)

полузащитники

№ 6 Ангелос Басинас (“Панатинаикос”)

№ 7 Теодорос Загоракис (АЕК)

№ 8 Стилианос Яннакопулос (“Болтон”)

№ 10 Василиос Цартас (АЕК)

№ 16 Пантелис Кафес (“Олимпиакос”)

№ 17 Георгиос Георгиадис (“Олимпиакос”)

№ 20 Георгиос Карагунис (“Интер”)

№ 22 Костас Кацуранис (АЕК)

№ 23 Василиос Лакис (АЕК)

нападающие

№ 9 Ангелос Харистеас (“Вердер”)

№ 11 Демис Николаидис (“Атлетико”)

№ 15 Зисис Вризас (“Фиорентина”)

№ 21 Демис Пападопулос (“Панатинаикос”)

главный тренер – Отто Рехагель

Сборная Греции в топ-турнирах: однажды пробилась в финальную часть чемпионата мира-94, где три своих групповых матча проиграла с общим счетом 0:10.

Полет Отто Рехагеля

Дата рождения: 09.08.1938

Предыдущие клубы:

игрок – «Герта», «Кайзерслаутерн»; тренер – «Киккерс Оффенбах», «Вердер» Бр, «Боруссия» Д, «Арминия» Б, «Фортуна» Дюс, «Бавария», «Кайзерслаутерн» и сборная Греции, второй в ее истории чемпионат Европы. И первый титул. Никто подобного до этого добиться не сумел.

Играл на позиции полузащитника оборонительного плана. Играл корректно и за всю карьеру красную карточку получил один раз. Первую тренерскую работу Рехагель получил сразу же в первой бундеслиге, где ему доверили «Киккерс Оффенбах». Подняв за два сезона этот клуб до восьмого места, он покинул его в конце 1975 года.

Через три месяца Рехагеля пригласил бременский “Вердер”, в котором тот создал себе имя, но с первого раза отношения тренера с клубом не сложились, и «Король Отто» отправился в долгое странствие по Дортмунду, Бильфельду и Дюссельдорфу, где работал с «Боруссией», «Арминией» и «Фортуной» соответственно. С последней добился своего первого титула в карьере, завоевав Кубок Германии 1980 года.

«Вердеру» же понадобилось вылететь во вторую бундеслигу, чтобы догадаться вернуть Рехагеля. Руководство клуба закономерно посчитало, что для обладателя кубка страны будет вполне выполнимой задачей вернуть клуб в элитный дивизион. Так начиналась 14-летняя история пребывания Рехагеля в Бремене, в ходе которого «Вердер» из слабенького клуба стал одним из ведущих в стране и завоевал два чемпионских титула (1988, 1993), два Кубка Германии (1991, 1994) и один Кубок Кубков (1992). Затем Франц Беккенбауэр пригласил успешного специалиста в свой клуб. За неполный сезон с «Баварией» Рехагель завоевал Кубок УЕФА.

Источник: “Газета”

Новости партнеров

Комментарии: