Отто РЕХАГЕЛЬ: “Кто сказал, что так играть нельзя?”

название фото

Отто Рехагель – творец «греческого чуда». Новый чемпион Европы – команда целиком и полностью «тренерская». Игроки, входящие в нее, вполне заурядные. И уж никак не звезды. Как ему удалось потрясти до самого основания футбольный мир?

«Как играть на результат, знают не только русские»

– Герр Рехагель, не все считают, что греческая сборная получила свой титул по праву. Мол, ваша победа — плод дикого стечения обстоятельств: везения, неважной формы соперников. А вы сами как думаете?

– Не понимаю, как вообще можно сомневаться в справедливости нашей победы. Достаточно просто посмотреть на список тех, кого мы обыграли. Мы разделались с Францией – на тот момент действующим чемпионом Европы. Победили Чехию, которую называли главным фаворитом. А хозяев португальцев и вовсе одолели дважды. При этом, заметьте, всех соперников мы победили чисто, без помощи судей и каких-то запрещенных приемов. И после этого в чем-то еще можно сомневаться?

Не нужно подменять понятия. Пусть наш триумф называют сенсационным, сверхнеожиданным – это, пожалуйста, сколько угодно. Но подвергать сомнению его закономерность – увольте.

– Скептики утверждают, что вы сыграли на утомленности и неважной форме лучших игроков соперничавших с вами команд. И даже на их будто бы недостаточной заряженности на борьбу.

– Ну, насчет отсутствия заряженности на борьбу – это все выдумки. Заряжены были все, все хотели победить. Другое дело – не знали как.

Что касается плохой формы игроков – это вопрос к тренерам: почему же они не ставили тех, кто находился в хорошей? Да, другие команды теоретически способны были показать более сильный футбол, чем мы. Но не показали. Не показали по той простой причине, что мы им этого не позволяли.

– Конечно! Вы же фактически играли в шесть защитников и без единого чистого нападающего, ни на минуту не разрежая плотность оборонительных редутов. И вы считаете данный способ достижения побед достойным?

– Отчего же нет? Он не был бы достойным только в одном случае – если бы запрещался правилами. Но в правилах нигде не сказано, что так играть в футбол нельзя. Другое дело, что нашу игру трудно было называть зрелищной. Но что же вы хотите? Если бы в моей команде были Зидан, Анри или Рауль, мы бы, наверное, играли зрелищно. А так мне приходилось довольствоваться теми, кто есть, и строить игру, исходя из их характеристик.

— Ваша команда проиграла на чемпионате всего один матч – сборной России. Для русских к тому времени чемпионат уже был закончен. А вы смогли забить столь необходимый мяч. Вы просчитывали такой исход еще до стартового свистка?

— Накануне матча с русскими я уверял всех, что уж русских мы победим. По первым двум матчам на Евро они не произвели на меня сильного впечатления. Казалось, нам предстоит играть с откровенно слабой командой. Но на Ярцеве я прокололся. Российская сборная – это всегда полная непредсказуемость! В отличие от сборной СССР времен Лобановского.

— В России, в отличие от Украины, Лобановского часто ругали за тот прагматичный футбол, который он прививал футболистам. А он отвечал: «Самое красивое в футболе – счет на табло». Вы готовы согласиться с Лобановским?

— Понимаю вашу иронию. Думаю, что в душе так, как Лобановский, считают почти все тренеры. В конце концов, нам платят зарплату за результат. А за эффектную игру еще ни разу никто никому не доплачивал.

«Было время, меня называли туристом»

– За те два с лишним года, что вы тренируете сборную Греции, она добилась фантастического прогресса…

– Если вы думаете, что все с самого начала шло гладко, то заблуждаетесь. Это сейчас меня вся Греция носит на руках, но так было не всегда. В первый раз я наблюдал за сборной заинтересованным взглядом – как будущий ее наставник – в августе 2001 года, в товарищеской игре с Россией в Москве (0:0).

Тогда я только присматривался к игрокам, прикидывал, на кого я смогу опираться в кампании к Евро. Саму кампанию мы начали плохо – с двух поражений по 0:2 от Испании (дома) и Украины (в гостях). Начитаться о себе в греческих газетах тогда пришлось многого. Самым безобидным был такой заголовок: «И зачем мы взяли этого туриста из Германии?» Но потом все пошло на лад: мы победили во всех шести оставшихся поединках, не пропустив ни одного гола, заняли в группе первое место и вдобавок выдали серию из 15 матчей без поражений. Только тогда отношение греческой прессы ко мне стало прямо противоположным.

– Итак, по части результатов мы имеем дело с метаморфозой. Надо полагать, она явилась отражением той метаморфозы, что произошла внутри самой команды?

– Несомненно. И у этой метаморфозы есть вполне четкое название – дисциплина и единство.

Дело в том, что у греческой сборной с этим были хронические нелады. Мне пришлось сделать обстановку в команде, если можно так выразиться, более «немецкой». Приведу пару примеров.

Когда я только-только приступил к работе, я столкнулся с местной традицией – игроки любят проводить ночи в увеселительных заведениях. Причем делают это не таясь, так как клубы о такой привычке знают. Не сказать, чтобы хозяева заведений были от этого в восторге. Но, по крайней мере, они ей не препятствуют. Мне пришлось наложить жесткое табу на ночную жизнь в период подготовки к матчам.

Вынужден был я вмешаться и в интимную жизнь игроков. Как-то мы приехали в Бухарест играть товарищеский матч с Румынией. Накануне я обратил внимание на то, что ряд игроков начали «клеиться» к обслуге отеля. Почувствовал, что добром это не кончится. Я распорядился, чтобы на одни сутки женский персонал гостиницы заменили на мужской. Футболисты поворчали, но успокоились. Им не осталось ничего, кроме как сосредоточиться на предстоящей игре. В результате она закончилась нашей победой.

– Словом, прогресс сборной складывался из множества мелочей…

– Если их можно назвать мелочами. Вот еще один случай этого же рода. Еще в сентябре 2003 года, когда стало ясно, что у нас реальные шансы на победу в отборочной группе, я обратился к национальной федерации Греции с просьбой продлить первенство страны на две недели. Для того чтобы игроки сборной имели игровую практику накануне чемпионата Европы. Календарь составили так, что последний матч чемпионата Греции должен быть сыгран 2 мая 2004 года – аж за 40 дней до Евро. Я настоял на том, чтобы заключительный тур был перенесен на 16 мая. Получив дополнительные две недели практики, игроки подошли к началу Евро в боевой форме.

«Из Греции уезжать не собираюсь»

– Насколько известно, греческий язык вы пока не освоили. Как общаетесь с игроками?

– Конечно, у меня есть переводчик, правда, непрофессиональный. Эти функции взял на себя мой ассистент Иоаннис Топалидис, грек по происхождению, которого я привез с собой из Германии. Таким образом, я обзавелся универсальным помощником, который не только переводит, но делает это с душой, донося до игроков именно те интонации, с которыми я к ним обращаюсь.

– А откуда эта оригинальная манера свистеть игрокам при помощи мизинца?

– Из далекого детства. В послевоенной Германии очень модно было разводить голубей. Не прошел мимо этого увлечения и я.

– По ходу группового турнира Евро вы неожиданно обрушились с критикой на организаторов турнира по поводу цвета сетки, натянутой на воротах.

– В данном случае я защищал болельщиков. Ведь они хотят смотреть настоящий футбол, хотят видеть, как мяч оказывается в сетке. Когда сетка белого цвета, видно все. А тут вдруг сетка стала черной. Не знаю, почему и кто до этого додумался. Но ничего более уродливого, чем черная сетка ворот, я не видел. Чемпионат Европы – не место для экспериментов. Болельщики приехали на праздник, и к ним нужно относиться, как к почетным гостям.

– В последнее время в Германии живо обсуждается вопрос – кто станет новым тренером ее сборной. Воочию оценив прогресс греков, германские болельщики убеждены, что только вы способны вывести национальную команду из кризиса и помочь ей успешно выступить в мундиале на родине через два года…

– Вот так быстро может поменяться мнение… Еще совсем недавно в Германии все считали, что мой потолок – это «Вердер». А теперь выставляют меня потенциальным спасителем нации. Нет, я не уйду из сборной Греции, потому что полюбил эту страну, которая, между прочим, даровала мне титул почетного гражданина. Люблю я и свою нынешнюю работу. К тому же мой контракт с эллинами действует еще два года. Так что я уйду из греческой сборной только в том случае, если мне скажут, что я больше не нужен.

Источник: “Советский спорт”

Новости партнеров

Комментарии: