Олег ЛУЖНЫЙ: «Англия — это другая планета футбола»

Для одного из помощников Юрия Семина по тренерскому штабу киевского “Динамо” Олега Лужного каждая поездка в Англию — возвращение в когда-то загадочный, но впоследствии вполне обжитый и ставший даже отчасти привычным другой мир.

 

Прежде, чем попросить Олега Романовича поделиться воспоминаниями о британском этапе своей карьеры, корреспондент “СЭ” задал Лужному дежурный вопрос: “Встреча со старыми друзьями в программу вашего путешествия в Сток-он-Трент включена?”

— Ну что вы… Кто же поедет в такую глубинку? Вот когда мы несколько лет назад мы играли в Лондоне с “Арсеналом”, с некоторыми из экс-партнеров повидался. Странное было чувство: играли две главные команды моей жизни…

 

БЕГ ПО “НИТКЕ”

 

— А, правда, что поначалу вы могли оказаться в составе другого английского гранда?

 

— Да, сначала меня приглашал “Ливерпуль“, однако Валерий Васильевич Лобановский попросил меня не уезжать из Киева. А на следующий год мне прислали контракт из “Ньюкасла“, но некоторые из его пунктов мне не понравились. Только тогда на связь вышел “Арсенал”. Я уже тогда работал с Шандором Варгой, и он помог мне разобраться в документальных тонкостях.

 

— Почему руководство “канониров” решило пригласить именно Лужного?

 

— Я об этом не спрашивал. Но могу вам сказать, что в серьезных европейских клубах совсем другой уровень селекции. Например, если руководители и наставники знают, что в составе есть возрастной игрок, который через год закончит с футболом, они начинают заблаговременно думать о том, кем можно подстраховаться на этой позиции. Приобретают парня, аккуратно обкатывают, подпуская к составу, а потом ставят в основу уже абсолютно готового игрока. У нас же в стране поиски дублера нередко начинаются тогда, когда основной игрок на поле не выходит.

 

— Что было самым сложным на первых порах адаптации в Англии? Язык?

 

— Да нет. Два-три слова выучил — стало полегче. А вот привыкнуть к популярной в британской премьер-лиге игре в линию оказалось гораздо сложнее, чем ко многим бытовым вопросам. Если ты полузащитник или форвард — никаких проблем. Но я-то был защитником! И до этого не то, что не пробовал, даже никогда не слышал, как в это играть. Сколько тысяч раз на тренировках мы с партнерами бегали как по нитке, вперед-назад, влево-вправо, пока я наконец-то освоился. В официальных же матчах поначалу было очень сложно: скорости в Англии страшные, рот раскрыл, зазевался — все, пиши пропало: соперник уже организовал выход один на один с вратарем. В нашем футболе в этом случае тебя всегда страховал задний защитник, а в “Арсенале” такого человека не было. Слава Богу, со временем привык…

 

— В новых командах футболистам обычно приходится самоутверждаться. У вас какие-то конфликты были?

 

— У меня? А вы что не помните, какие опытные и интеллектуальные футболисты выступали тогда в “Арсенале”? Да я в свои тридцать с хвостиком, когда мы играли “четыре в два”, заходил в “квадрат”, как самый младший!

 

В ГОСТЯХ У ДЖЕКА ПОТРОШИТЕЛЯ

 

— С кем из бывших партнеров по лондонскому клубу поддерживаете связь?

 

— Не теряю контактов с Виейра, периодически созваниваемся с Эду: он сейчас вернулся в Бразилию. Ну и, конечно, с Юнгбергом. Фредди в последнее время был в “Селтике“, но мы уже месяц не говорили, и я даже не знаю, как он сейчас.

 

— А ведь в бытность игроком “Арсенала” швед был одним из главных героев публикаций “желтой прессы”. Чего о нем только не писали?!

 

— Ага, а ему было до одного места, что там пишут. Он был молодым пацаном, из страны со свободным менталитетом: делал все, что хотел — брился наголо, красился. Если тебе не нравится — не смотри. При этом, несмотря на все чудачества, Фредди — человек очень добрый и порядочный.

 

— В столице Великобритании немало достопримечательностей…

 

— Когда я активно играл, времени на их осмотр было немного: сами знаете, в Англии ведь график непростой — два матча в неделю. А вот когда карьера закончилась — разгулялся и понял, что город действительно уникальный: исторические памятники встречаются буквально на каждом углу. Памятные места “Битлз”. Шерлока Холмса, Музей восковых фигур мадам Тюссо… Но на меня самое сильное впечатление произвела реконструкция старого Лондона, а точнее его района Ист-Энд, где бушевал Джек Потрошитель. Будет возможность — обязательно сходите. Прогулка может получиться очень волнующей: узкие переулочки, полумрак, крики… Страшновато, но весьма интересно.

 

— В Лондоне есть очень дорогой магазин под названием “Хэрродс”. Раньше шутили, что в нем отовариваются только новые русские…

 

— Да всем там отоваривались, в том числе и я. Что я хуже всех что ли? (Улыбается). Кстати, раньше его хозяином был президент “Фулхэма”.

 

— Однако вернемся к футболу: в 2000 году вас признали лучшим защитником Английской футбольной лиги по версии экспертной компании Opta Index…

 

— Ну, хоть в Англии оценили меня, потому что на родине я признания не дождался. (Смеется).

 

— Ну, почему же, в Украине вы вошли в символическую сборную 20-го века. А карьеру в “Арсенале” закончили победой в финале Кубка Англии-2003.

 

— Хорошо настроился на ту встречу с “Саутгемтоном”, притом, что Венгер отрядил меня в центр защиты. Спуску форвардам соперника не давал и был признан игроком матча.

 

В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДОВ

 

— А затем подписали контракт с только вошедшим в премьер-лигу “Вулверхэмптоном“, за который провели всего десяток матчей… Говорили — из-за непонимания с тренером.

 

— Я 11 лет играл в “Динамо”, а потом еще четыре — в “Арсенале”. Каждый год выступал в Лиге чемпионов, и почти каждый год моя команда выходила в плей-офф этого турнира. И вот “Вулверхэмптон“… Мне сразу сказали, что игроки у “волков” хорошие, и это была правда. Пол Инс, Стефан Иверсен, пару крепких португальцев — эти имена настраивали на позитивный лад: все мы хотели играть в хороший футбол. Но тренер Дэйв Джонс сразу же сказал защитникам: “Не нужно играть в пас, не нужно держать мяч, бейте вперед, а там — разберемся”. Мы говорим: “Так отберут ведь, и опять атака на наши ворота пойдет!” — “Ребята, — твердит наставник, — играйте, как я говорю”. Я Джонса судить не могу: у каждого наставника свое видение, может ему такой футбол действительно нравился, но мне нет. Хотя человек он — очень хороший, и отношения у нас сложились почти дружеские.

 

— Ровно два года назад, когда ваши с Юрием Семиным подопечные играли в Лондоне с “Арсеналом”, на большом экране показали момент, когда рухнувший после стыка динамовец полежал несколько секунд, а потом, как ни в чем не бывало, вскочил и бросился на свою половину поля. Честно говоря, было немножко стыдно.

 

— Немножко? Мне было очень стыдно. Потом весь стадион гудел всякий раз, когда этот игрок принимал мяч, потому что в Англии люди к этому не привыкли, там такого нет. Да и зачем придуриваться, если все сидящие на стадионе люди отлично разбираются в футболе и понимают, что к чему? В этой стране никто не будет ругать тебя за ошибку: все понимают, что ты не робот, но таких вот вещей не пропускают. Точно также в британской премьер-лиге никто из фанатов не поливает грязью своих игроков и тренера. Проиграли сегодня — ничего страшного, следующий матч будет лучше. Вот она — человеческая культура!

 

— Доводилось ли вам встречаться в Англии с “грязными” игроками?

 

— В принципе, в семье не без уродов: чисто теоретически сзади цепануть, разумеется, могли. Но в основном играли честно. А такого, чтобы исподтишка ущипнули, плюнули, наступили на ногу, не было никогда. Если уж били, так прямо: лицо в лицо. Я хочу пожелать всем молодым игрокам, которые стремятся выйти на серьезный уровень, ехать в Англию. В отношении футбольной культуры — это совершенно другая планета.

Источник: «СЭ в Украине»

Новости партнеров

Комментарии: