Любош МИХЕЛ: «С приходом Коллины Луческу реже вспоминает о судьях»

Глава департамента международных соревнований ФК “ШахтерЛюбош Михел рассказал о последствиях прихода Пьерлуиджи Коллины в украинский футбол:

 

– Приглашение на роль куратора судейского корпуса Украины Пьерлуиджи Коллины себя оправдывает?

– Как было на Украине раньше? Сами судьи говорили, что не чувствуют себя независимыми. И наказания рефери получали не всегда за работу на поле, а только лишь потому, что кому-то их работа не нравилась.

За время работы Коллины уровень судейства в Украине и сам подход к нему изменились. И продолжают меняться. Получают шансы молодые ребята, которые проходят серьезную подготовку: им нужно набраться опыта, отсудить в элите 15-20 игр, чтобы коленки не тряслись. Но главное, повторюсь: судьи перестали бояться. Они судят то, что видят. Приведу пример: за половину нынешнего сезона футболисты получили столько красных карточек, сколько еще два года назад не набиралось и за весь чемпионат.

– Разве количество карточек – прямой показатель качества?

– Безусловно, нет. Однако в случае с украинским чемпионатом я делаю акцент именно на этом: судьи не боятся удалять игроков ведущих клубов – “Шахтера“, “Динамо”, “Днепра” или “Металлиста“. Милевский, Ярмоленко, Ракицкий – имя и принадлежность к элитным клубам не имеют ровно никакого значения.

Пьерлуиджи Коллина, насколько известно, устраивал семинары для футболистов и тренеров. Вряд ли главные действующие лица украинского чемпионата воспринимали их серьезно…

– Клубы отнеслись к ликбезу Коллины с разной степенью серьезности. Это их право. “Шахтер“, например, представляли на семинарах я и Дмитрий Чигринский. Мне кажется, начинание Коллины – оно правильное. Почему? Претензий к работе арбитров у всех много, но копнешь глубже – и оказывается, что маститые тренеры и опытные футболисты не знают правил. Это нонсенс! Уверен, что и в российском футболе встречаются подобные ситуации. А комментаторы? Просто тихий ужас, как они порой трактуют ситуации, влияя на общественное мнение! Некоторым из них не помешало бы пройти курсы по правилам игры.

– Итальянец всегда берет своих подчиненных под защиту, а правы они или нет – неважно. На ваш взгляд, судейские ошибки должны становится достоянием общественности?

– Страсти вокруг темы судейства кипели во все времена. Массмедиа это точно выгодно: скандалы поднимают рейтинг изданий и ток-шоу на телевидении. Впрочем, у каждого свой интерес.

– Тренеры защищают игроков, Коллина – судей. А что касается наказания арбитров за допущенные ошибки?

– Здесь вступает в силу конвенция УЕФА, запрещающая публично называть срок наказания арбитров. В чем разница между наказанием арбитра и футболиста? Судья допустил ошибку – мы говорим именно об ошибке, о человеческом факторе, а не о предвзятости – и на два месяца лишился работы. А футболист может не забить пенальти на 90-й минуте – и все равно продолжит играть, получая заплату и премиальные. Так кто больше пострадал? Вот и думайте…

– Как полагаете: появление в российском футболе Роберто Розетти – стремление перенять хороший опыт или просто дань моде?

– Хотите аналогию? Вот смотрите. Почему я отказался возглавить судейский корпус в Словакии? Я работал с президентами или владельцами клубов, хорошо знаю каждого, встречался с ними на обедах и ужинах. В такой ситуации очень трудно быть полностью независимым. Поэтому в таких странах, как Украина или Россия, Турция или Болгария, где вокруг судейской темы много разговоров, слухов, где постоянное недоверие – доминирующий мотив, должны появляться фигуры вроде Коллины или Розетти. Я не знаю, почему руководство российского футбола остановило выбор на итальянце, случайное ли это совпадение или действительно пригодился украинский опыт? Но одно могу сказать твердо: Россия пошла правильным путем. Основная цель реформы – результат, который идет на пользу футболу. Мы часто говорим: футбол – это бизнес. Ничего страшного, если итальянским банком руководит, к примеру, португалец, а английской финансовой корпорацией – швед. Важно, как работают эти профессионалы.

 

Независимые журналисты летают бизнес-классом

 

– Наставник “ШахтераМирча Луческу регулярно критикует судей. Это эмоции, трезвый расчет или желание защитить футболистов?

– В первые годы работы Мирчи с “Шахтером” он постоянно сталкивался с не самым квалифицированным судейством в матчах против киевского “Динамо”. Всем известно, что клубом и федерацией управлял тогда один и тот же человек. Луческу начал говорить об этом открыто. С приходом Коллины Мирча вспоминает о судьях куда реже.

– Зато после матча “Динамо” – “Шахтер” на Кубок Украины – выигранного, замечу, “горняками”, – Луческу позволил себе критиковать самого Коллину.

– Эмоции. Пресс-конференция начинается почти сразу после игры. За такой период времени невозможно провести серьезный анализ. Плюс провокационные вопросы журналистов…

– Тогда обратный пример. После сентябрьского матча чемпионата Украины “Динамо” – “Шахтер” главный тренер киевлян Юрий Семин сказал, что на судью перед игрой оказали такое давление, что он не назначил пенальти в ворота “Шахтера“. Речь, разумеется, шла о Луческу.

– Вот именно – перед игрой! Это называется – тактическая подготовка к матчу. Луческу всего лишь высказал свое мнение, и я не думаю, что оно сильно повлияло на работу судейской бригады.

– У вас нет ощущения, что судьи, получившие назначение на матчи в Киеве или в Донецке, словно на Голгофу идут?

– Судьи во все времена находились под мощным прессом. Но теперь они чувствуют поддержку Коллины. Они знают, что есть плечо, на которое можно опереться. Раньше после ошибок в играх “Динамо” – “Шахтер” можно было запросто завершить судейскую карьеру где-нибудь в третьем дивизионе.

– Россия, как и Украина, отказалась от практики привлечения зарубежных судей к обслуживанию топ-матчей. Есть люди, предлагающие вернуться к этой практике. Ваше мнение?

– Ничего не вижу предосудительного, если на топ-матчи приглашается арбитр из Европы. Я сам судил “золотой матч” “Динамо” – “Шахтер” в мае 2006-го. Прилетел, отработал и улетел обратно в Словакию. Я понятия не имел обо всех этих хитросплетениях, о сложных взаимоотношениях двух украинских грандов. Я просто не забивал себе голову лишней информацией.

– Насколько, с вашей точки зрения, объективны в оценках работы арбитров журналисты? Многое ли зависит от клубных пристрастий?

– Когда я возвращался домой с некоторых матчей Лиги чемпионов, видел журналистов ведущих спортивных изданий, летящих бизнес-классом. С моей точки зрения, такой журналист может быть независимым и объективным. А если журналист летит вместе с командой, он ей уже по определению обязан. Можно ли представить, чтобы арбитр летал на матчи Лиги чемпионов за счет какой-то команды? Так что вопросы к журналистам, связанные с объективностью оценок и суждений, есть и на Украине, и в Словакии. В России, полагаю, тоже.

 

 

 

 

Источник: Спорт день за днем

Новости партнеров

Комментарии: