Игорь ЛЕОНОВ: «Где бы ни работал, мое сердце принадлежит «Шахтеру»

Игорь Леонов (http://www.sport-express.ua) Экс-футболист и экс-тренер, а ныне – селекционер “Шахтера” откровенно и искренне рассказал, как проходил курс “старого” бойца в Лаосе, “командировки” в Кременчуг и друзей … Про футболиста Игоря Леонова болельщикиШахтера” говорили: “светлая голова”, хотя – брюнет. Подразумевались грамотные действия Игоря на футбольном поле – в опорной зоне или в роли центрального защитника. Проявил себя Игорь Иванович и в селекционной службе “горняков”, к которой вернулся после того, как получил первый тренерский опыт в “Ильичевце“.

 

“С Леоненко общаемся дважды в неделю”

 

– Игорь Иванович, вам недавно (14 сентября. – Д.Д.) исполнилось 45. Как встретили день рождения?

– В самолете. Мы с Геннадием Орбу возвращались из Киева, где проходили обучение и практику на тренерский PRO-диплом.

 

– А в телефонном режиме кто поздравил?

– О, было очень много звонков. Президент “Шахтера” Ринат Леонидович Ахметов лично поздравил звонил также генеральный директор клуба Сергей Анатольевич Палкин. А вот президент “Ильичевца” Владимир Семенович Бойко, наверное, не знает, когда у меня день рождения (смеется).

 

– Уверен, что Виктор Леоненко вам также звонил ...

– Конечно, у нас – товарищеские отношения. Мы вообще с Витей дважды в неделю обязательно общаемся, независимо от того, есть ли повод. Знаете, он – очень хороший собеседник, с которым интересно общаться, причем не обязательно о футболе. С Сергеем Ребровым, с которым вместе играли за “Шахтер“, также остались хорошие отношения. Вообще, у меня много друзей.

 

– За рубежом тоже?

– Безусловно. Вот Леша Кобозева звонил из Германии. Кстати, мы 1988? Го вместе пришли в “Шахтер“, с тех пор и дружим. Алексей вот уже 20 лет живет в Бекум – это тихий городок, расположенный в 60-70 км от Дюссельдорфа. Однажды он тренировал команды низших региональных лиг, но сейчас отошел от футбола, трудится в одной из фирм и экспортирует жалюзи. Это было еще связано с тем, что он перенес операцию на тазобедренном суставе. Ходит нормально, но бегать ему тяжеловато. Знаете, когда заканчиваешь с футболом, болячки начинают донимать. Мне вот спину прооперировали …

 

“Щербаков должен был сиять в” Барселоне

 

– Путь в футболе начинали в керченском “Океане”. После школы вас в “Таврию” пригласил нынешний глава ФФУ, (а в то время коуч симферопольцев) Анатолий Дмитриевич Коньков. Затем он возглавил “Шахтер” и призвавшего вас в Донецк …

– Да, за что я ему очень благодарен. Конечно же, поздравил Анатолия Дмитриевича с назначением на пост президента Федерации, пожелал успехов на новом месте.

 

– Перед распадом СССР в “Шахтере” подобралась сильная плеяда футболистов: Сергей Щербаков, Виктор Онопко, Андрей Канчельскис … Могли тогда замахнуться на “золото” чемпионата Союза?

– Конечно. Бы “Шахтер” -91 сохранил состав на следующий год, даю 80 процентов, что мы стали бы чемпионами. И еще двумя-тремя футболистами укрепились. А то у нас основная обойма состояла из 13 исполнителей. В последнем чемпионате СССР мы первый круг прошли ровно, уступив только в 15-м туре в Днепропетровске. Держались на втором месте после ЦСКА, в команде был сплав молодости и опыта. Но страна приказала долго жить, и нам пришлось искать новые места работы. Мы с Лешей Кобозева выехали в Австрию – в “Санкт-Пельтен“, затем и другие ребята разбежались …

 

– Наверное, в памяти остался матч “Шахтера” с ЦСКА в Донецке, когда на 90-й минуте судья из Баку Рагимов “придумал” пенальти в ворота “горняков”?

– Еще бы, такие матчи не забываются! Мы уверенно выигрывали – Сергей Щербаков забил фантастический, по красоте, гол, подхватив мяч на своей половине поля, обыграл нескольких “армейцев” и поставил эффектную точку. Но на 90? Й минуте, когда упал Корнеев, а я к нему не прикоснулся судья указал на отметку. Рагимова потом дисквалифицировали, но что с того – победу у нас все равно украли! Жаль было болельщиков. Если бы тот матч выиграли, вышли бы в лидеры.

 

Правда, в Москве потом во втором круге должок вернули, обыграв ЦСКА со счетом итоговое девятое место, а “Шахтер” тогда, между прочим, финишировал на 10-му. Во втором круге мы заняли второе место, вышли в полуфинал Кубка страны, доказав, что чего-то все-таки стоят как футболисты. Олег Матвеев и Сергей Ателькин забивали чуть ли не все мячи команды, а Матвеев из 21? М голом в активе (за “Шахтер” и “Кремень”) стал лучшим бомбардиром чемпионата.

 

На насс в Кременчуге ходил полный стадион, там – фантастические болельщики! Кстати, “Шахтер” дома мы обыграли тогда со счетом 3:2, отличились Матвеев, Ателькин и Корпонай. А в следующем сезоне Валерий Яремченко вернулся в “Шахтер“, и мы с аренды вернулись в свой клуб, выиграв Кубок страны и “серебро”. Хорошо, что президентом “Шахтера” стал Ринат Леонидович Ахметов, были мобилизованы финансовые ресурсы, ребята в Донецк пошли, в частности, хорошие иностранцы, а не такие, как раньше.

 

– В конце карьеры съездили в Китай и отличились в первой российской лиге. Чем запомнились те вояжи?

– В Китай попал после разговора с Сергеем Нагорняк. Но пробыл там всего две недели. Не хочется и вспоминать … У Лаоса на базе собралось 12 команд, как в армии. После просмотра, включает в себя жуткие по сложности тесты, какая команда тебя выберет, в той и играть. В 33 года мне пришлось тяжеловато.

 

Мы – иностранцы – жили в гостинице, а китайцы в бараках, ходили строем. Что тренер скажет, то и делали, дисциплина – железная. Слово, прошел курс молодого, а в моем случае – “старого” бойца (смеется).

 

Правда, все же готовился подписывать контракт (Леонид Колтун там работал тренером), но какие-то ловкие ребята вместо меня, а потом и вместо Вити Мороза “увипхалы” в команду каких-то болгарских игроков. Вернулся домой, поиграл за “Зарю” у Сергея Погодина, затем возник вариант с командой “Волгарь-Газпром” (Астрахань), куда меня пригласил Корней Андреевич Шперлинг.

 

Потом попросили усилить “Газовик-Газпром” (Ижевск). В первой лиге тогда рубка была серьезная. Помню, после поражения от “Шинника” в Астрахани принимаем казанский “Рубин“, и мы выиграли – 3:2 – на заполненном тридцатитысячный стадионе Старая арена заревела, задрожала, простыми словами, атмосфера была невероятная! Нас носили на руках …

 

“Перехватить у ” Милана” Кака было нереально”

 

– В “Шахтере” вы, вместе с еще рядом бывших футболистов, вошли в селекционную группу, которую возглавлял Владимир Плоскина.

– Да. Владимир Иванович, который, к сожалению, рано ушел из жизни, был очень хорошим селекционером. Он в той группе был с Виктором Степановичем Малышевым. Затем к ним присоединились Алексей Чередник, я, Геннадий Орбу и Сергей Ковалев, а через полгода Сергей Ателькин и Олег Матвеев. Нам президент клуба поставил задачу ездить, смотреть футболистов, ведь время, когда покупали игроков только по видеокассетах, прошло. И мы увидели свет.

 

– С момента, когда игрок попадал на карандаш, сколько времени могли за ним наблюдать?

– Полгода, а то и год. Поочередно смотрели футболиста, потом все вместе собирались и обсуждали кандидатуры.

 

– Знаю, что в блокнотах были фамилии Кака и Робиньо ...

– Да. Первой нашей поездкой была командировка в Бразилию. Изучили все “Сантос”, а Кака выступал за “Сан-Пауло”. Глядя на его игру, невооруженным глазом было заметно, что это – будущая звезда. Мы спросили его агента о цене, но нам сказали, что можно и не узнавать, ведь Кака ведет “Милан“. Перебить трансфер в такой ситуации было нереально. То “Сантос” мне очень нравился. Вообще, всех ребят разобрали затем по топ-клубах. Алекс, Ренато, Робиньо, Лео, Луис Фабиано

 

– Кто в “Шахтер” пришел при вашем непосредственном участии?

– Наша группа сработала так, что в “Шахтер” пришли Дарио Срна, Томаш Хюбшман, Игор Дуляй, Разван Рац, Фернандиньо, Жадсон. Как вы помните, эти ребята потом завоевали Кубок УЕФА.

 

– Чем привлек внимание Фернандиньо? Насколько знаю, он играл крайнего хава?

– Да, отвечал за правую бровку. Мы с Владимиром Плоскина смотрели Фернандиньо вживую, потом на другую игру с Плоскина летал Гена Орбу. Следили. Фернандиньо и другие ребята выделялись очень сильно. Однажды Сергей Ковалев, несмотря на 19-летнего Дани Алвеша, который сейчас в “Барселоне“, отметил, будет парень здорово бровку следить.

 

Так и вышло. Жадсон, например, отличался прекрасным видением поля, точными передачами. Четыре года мы летали по всему миру, а потом, когда академию “Шахтера” открыли, пошли тренировать ребят. Сейчас, после работы в “Ильичевце“, я снова вернулся на селекционные хлеба в свой родной клуб. Замечу: где бы ни работал, мое сердце принадлежит “Шахтеру“.

 

– Владимир Бойко чем-то объяснил вашей отставке с поста и.о. главного тренера “Ильичевца“?

– Да, мы встретились. Он поблагодарил за работу, все-таки оставили команду в премьер-лиге. И сказал, что хочет увидеть “на старости лет” в Мариуполе Лигу Европы. Отметил, что с опытным Николаем Петровичем Павловым работал раньше. Мы восприняли все, как есть. Но желание работать тренером меня не покидает …

Источник: Украинский футбол

Новости партнеров

Комментарии: