«Динамо» (Киев): Show Must Go On

Последние лет 10 писать о киевском “Динамо” кажется скучным и бессмысленным. Главным образом из-за того, что вполне можно взять один написанный когда-то текст, менять в нем имена, счета и даты, а он будет все таким же актуальным, как и когда-то. Причиной тому то, что “Динамо“, сменившее с момента смерти Валерия Васильевича Лобановского немало тренеров, никаких выводов не сделало, работу над ошибками, судя по всему, не проводило, а потому упорно наступает на одни и те же грабли. Отсюда и вытекает то, что изменения какие-либо происходят только в сторону ухудшения, при этом суть самих изменений не меняется. Помнится, когда-то Алексея Александровича Михайличенко публика критиковала за развал “великой команды”. Сегодня доводится встречать мнение, что Михайличенко был чуть ли не лучшим тренером постлобановской эпохи.

 

На самом деле началось это падение вниз 21 апреля 1999 года (если уж совсем точно – 7 апреля). Именно в этот день “Динамо” уступило “Баварии” 0:1 в полуфинале Лиги чемпионов. И именно тогда Лобановский, который совершенно очевидно рассчитывал на финал, фактически опустил руки и от команды отмахнулся. Во всяком случае, именно такое впечатление складывалось. Лобановский прекрасно понимал, что второго такого шанса у него не будет, а, подозреваю, главной причиной его возвращения была Лига чемпионов. Но дело не в этом. Какое-то время команда выглядела вполне достойно. То ли довольно высокий класс тех игроков, то ли авторитет мэтра – что-то не позволяло “Динамо” утратить свое лицо. Потом Лобановский умер.

 

Потянулись товарищи с конспектами, которые обещали хранить традиции. Кумиры детства предстали в новом образе, и образ этот не понравился не только мне. Уже тогда, в начале 2000-х, было понятно, что это путь в никуда. Тем не менее Игорь Михайлович Суркис внимательно слушал доводы людей с конспектами и продолжал кормить болельщиков сказками о сохранении традиций и возрождении былой славы. Михайличенко, Сабо, Буряк, Демьяненко, Сабо, Лужный… Каждый раз при увольнении тренера возникал саркастический вопрос: так, кто еще из бывших игроков не был тренером “Динамо“? Порой казалось, что именно по такому признаку наставники и подбирались… (Судя по последним событиям, так и есть.) Семь лет ушло на то, чтобы понять: традиции конспектами не сохранишь. Да и вообще, давно уже растоптаны все традиции. Легионерами, не желающими ничего знать об истории великого “Динамо“, доморощенными талантами, для которых поход на дискотеку и дорогая машина значат гораздо больше, чем скромная буква “Д” на груди. Да и сама буква “Д” стала не более чем средством дохода, причем, судя по всему, для некоторых она превратилась в нелюбимую работу, бросить которую жалко из-за хорошей зарплаты.

 

Первых приход Юрия Павловича Семина я склонна считать удачным. Во-первых, полуфинал Кубка УЕФА – это достижение приятное. Во-вторых, его тогдашняя команда хоть и не баловала изысканным футболом (впрочем, какие уж тут изыски могут быть), но представляла собой некую целостную структуру. И потому отпускать Семина было ошибкой, хоть удержать его тогда не было никакой возможности. Вторую ошибку Суркис сделал, когда уговорил Юрия Павловича вернуться (уж не знаю, сколько зеленых аргументов для этого понадобилось). Ибо Газзаев оставил после себя обломки корабля, а на этих обломках горделиво восседали пираты, еще вчера бывшие приличными матросами, окончательно вкусившие вседозволенность и безнаказанность. Вот, кстати, парадокс: чем хуже играла команда, тем выше взлетала самооценка избранных футболистов, и ко второму пришествию ЮрПалыча самолюбование уже стало злокачественной опухолью, стремительно разрастающейся по телу коллектива. Лечить ее ЮрПалычем было невозможно. Мне кажется, в процессе своих метаний наставник подрастерял авторитет. А “Динамо” в тот момент как никогда нужна была железная рука, которая бы быстро поставила на место возомнивших о себе непризнанных гениев. Семину так и не удалось установить контроль над коллективом. Игроки делали, что хотели и когда хотели, а под конец славной карьеры российского специалиста в “Динамо” стали открыто посылать его даже в прессе. Думаю, не только меня потряс ответ Хачериди на вопрос о том, что сказал Семин после игры: “Не знаю, я помылся и ушел”. Слухи о том, в какой форме ребята обращаются к тренеру, заполонили город. И форма эта весьма далека от подчеркнуто вежливой.

 

Честно говоря, мне непонятно, почему уважаемый Юрий Павлович терпел подобное к себе отношение и спокойно наблюдал за тем, как команда разваливается, футболисты не воспринимают, а болельщики оскорбляют. Непонятно, почему не ушел сам, когда можно было уйти с высоко поднятой головой. Непонятно, почему самостоятельно растоптал некогда доброе имя, которое теперь стало чуть ли не нарицательным, причем не с самым интеллигентным значением. Фраза Семина: “Могу прекрасно понять руководителей клуба, которые приняли такое решение и ничего плохого о них сказать не могу” – смешна и горька одновременно. Лицемерное “прекрасные отношения с работниками клуба и о “Динамо” остались самые яркие воспоминания” даже не смешно. Хотя да, это ярко – узнать о своем увольнении из прессы (так во всяком случае утверждал Игорь Михайлович).

 

Непонятна мне и позиция президента. На семино-газзаевские эксперименты ушло еще три года. За это время клуб дошел до той самой черты, когда кажется, что хуже уже быть не может. Хотя мы все прекрасно понимаем, что нынешний уровень может оказаться не самой низшей точкой падения. И вполне возможно, через пять лет о команде Семина скажут, что это был неплохой коллектив. Непонятно мне и другое. Расшатывание дисциплины не могло не происходить как минимум при молчаливом согласии президента. В его власти применять штрафные санкции. Мне видится это так. Если президент понимает, что тренер утратил авторитет в команде, он либо меняет тренера, либо, если такой возможности нет, вмешивается в дисциплинарную работу. Если учитель не справляется с шаловливым школьником, он тащит того к директору. У нас же нашкодившие школьники посылали учителя на глазах у директора, а может, и в дуэте с ним. Президент клуба спокойно наблюдал за тем, как губят его команду, но никак не повлиял на это. Варианта два: либо ему команда безразлична, либо лукавил Игорь Михайлович, говоря, что не помнит, какие отступные положены тренеру за досрочное прерывание контракта. В первом случае любые разговоры вообще не имеют никакого смысла. Во втором – неустойку-то все равно придется платить, только теперь к ней еще добавляется потерянное время. Время, которое для нынешнего “Динамо” бесценно.

 

Вообще во всей этой истории фигуре президента уделяется незаслуженно мало внимания. Вроде как всем удобно, что у нас то Михайличенко слабый, то Буряк безликий, то Лужный неопытен, то Сабо старомоден, Газзаев и Семин – вообще страшно сказать… А кто стоит за всеми этими назначениями? Кто никак не хочет понять, что команде давно уже нужны серьезные перемены? Кто отрицает факт, что нужен человек, который жесткой рукой выгонит лишних, а остальных заставит работать. Нужен человек, который не зависит от местных раскладов, договоренностей (от них вообще следует отказаться), стран, где удобно покупать игроков, агентов, у которых удобно покупать футблистов… А может, это и есть главная проблема? Все перечисленные тренеры, особенно бывшие динамовцы, очень удобны руководству. Этакие молчаливые исполнители. (Есть и более красноречивое слово, но оно будет звучать не интеллигентно.) Их можно подчинить себе, а потом, когда команда зайдет в очередной тупик, заклеймить позором и выгнать. Так было практически со всеми. При этом тот же Михайличенко вдруг стал гениальным спортивным директором, который “блестяще справляется с работой и тренерской деятельностью заниматься не будет”. В этот же день блестящий спортивный директор вошел в штаб только что назначенного Блохина… Нелогичность и непоследовательность решений руководства – вот главная причина хаоса, который со временем превратился в цирк. Я не хочу употреблять обидные слова, но уже довольно продолжительное время все происходящее в “Динамо” вызывает смех. Смех, скорее, от безысходности, а не оттого, что смешно. Ибо на самом деле смешного тут мало.

 

Вот, например, новый тренер… Когда Игорь Суркис заявил, что за два дня найдет тренера, сразу стало понятно, что ничего хорошего ждать не приходится. За два дня можно договориться с Сабо. Оказалось, еще и с Блохиным. Я частично понимаю радость определенной части болельщиков, но и разделить ее не могу. Ибо в этом назначении мне непонятна позиция обеих сторон.

 

Я не зря возвращалась в прошлое. 10 лет было потрачено руководством клуба на поиски пути развития, и за один день оно вернулось к своей отправной точке. Олег Владимирович, который стал народным любимцем по причине выхода сборной на ЧМ-2006 с первого места и попадания этой сборной в восьмерку лучших, как клубный тренер себя, прямо скажем, не проявил. Ввиду сложного характера гения он вступал в конфликты, не доведя свою работу до логического завершения, и отправлялся в изгнание. Игорь Михайлович не может не понимать, что тренер клуба и тренер сборной – два разных тренера. В сборной вполне можно выехать на психологии, эмоциях и фарте. Ибо сборная как высшая форма футбола живет эпизодами. Сборников можно “накачать”, как, допустим, было на последнем ЧЕ. Кстати, он же показал, что “накачка” – величина непостоянная и недолгосрочная, а как раз эпизодическая. Ее может быть достаточно для спаренных матчей отбора, но мало даже для группового турнира. Клуб проводит матчи еженедельно. На эмоциях можно выиграть первый матч, второй. Дальше нужен системный подход. А выбор игроков ограничен рамками одного клуба. Олег Владимирович на этом поприще больших успехов не добивался. Почему ему доверили “Динамо“, для меня загадка. Йожеф Йожефович высказал мнение, что теперь в “Динамо” будет дисциплина. Тоже вопрос спорный. Блохин, безусловно, обладает сильным характером, но при этом подвержен конфликтам, а этот недуг порой приводит к обратному эффекту. Ну а в том, что Олег Владимирович вступит в конфронтацию хоть с кем-нибудь, сомневаться не приходится. В сборной он конфликтовал с игроками-лидерами. В клубе, где общение футболистов с наставником проходит чаще и интенсивнее, тоже найдется с кем. Когда конфликт начнет подбираться к верхним слоям, Блохин будет объявлен плохим тренером и уволен. За несохраненные традиции и невозвращение былой славы, о которой теперь снова вспомнили. Хотя да, какое-то время в команде будет дисциплина, но ровно до того момента, пока права звезд не будут существенно ущемлены. Не забывайте еще о потенциальных спорах тренера и игроков о том, кто же все-таки звезднее.

 

Второй вопрос: а зачем это Блохину? Игорь Суркис сказал, что “национальная сборная – вершина тренерской карьеры, но Олег Блохин в ней многого уже достиг”. Хочется спросить: по большому счету, чего? Да, восьмерка лучших, но при этом даже тогда сборная Блохина дважды позорно проиграла. Чего еще добился в сборной Блохин, чтобы позволять себе по-барски бросать ее на пути к чемпионату мира? Помнится, Мирон Богданович Маркевич в похожей ситуации был заклеймен позором, объявлен предателем и недопатриотом. За решение бросить сборную в угоду интересов клуба наставника осыпали самыми неприятными эпитетами. Чем отличается от него Блохин? Или двойные стандарты у нас все еще не отменяли? А как же интересы национальной сборной, в которой у Блохина что-то начало получаться, а ввиду слабости потенциальных соперников у команды появился отменный шанс из группы выползти? Причем если Маркевич оставил сборную ради вполне понятных перспектив, то будущее Блохина пока что видится весьма туманным. Тут вспомнилось и шоу с участием Олега Владимировича, когда он якобы ушел с поста тренера сборной (напомню, было это накануне важного матча отбора на ЧМ-2006), а потом якобы вернулся, поскольку тогдашний президент ФФУ сумел его уговорить. Кстати, хочется спросить болельщиков “Динамо“, не пугает ли их появление столь принципиально беспринципного наставника, который в любой момент может совершить подобный трюк уже с ними?

 

Кроме того, “Динамо“, которое с помощью админресурса долго вуалировало серьезность своих проблем, нынче оголилось, испугав своей непривлекательной наготой неподготовленный люд. Но даже если предположить, что Блохин каким-то чудом склеит разрозненные кусочки в нечто целостное, выше второго места до смены футбольной и не только власти клуб все равно не поднимется. Причем однозначно не скажешь, второго ли… Стоило ли бросать на произвол судьбы сборную ради второго (в лучшем случае) места в чемпионате Украины?

 

И все же один плюс в этом назначении очевиден и бесспорен. Признаюсь, я давно мечтала о совместной пресс-конференции Игоря Суркиса и Олега Блохина. Она состоится. Ну а соло Блохина вообще можно будет наблюдать еженедельно, а в еврокубковые недели и того чаще. Вот где-где, а на пресс-конференциях сложная натура гения Блохина раскрывает весь свой потенциал.

 

Источник: ПРО ФУТБОЛ

Новости партнеров

Комментарии: