Павел НЕДВЕД. Последний романтик.

НедведОн вернулся. Вернулся, очнувшись от забытья прошлого сезона. Вернулся таким, каким мы все его помним и любим. Вернулся после провала, которым неожиданно был увенчан триумф. Вернулся, когда все уже мысленно пытались найти ему замену, списав его беспомощность на поле не психологической усталостью, а старостью, подступившей нежданно и необратимо. Вернулся тем самым Павлом Недведом, который еще совсем недавно наводил ужас на все команды Европы и который подобно двигателю вел “Ювентус” сквозь дебри всевозможных турниров.

Наверно, невозможно выразить словами, чем стал для “Ювентуса” Недвед за те три сезона, что он защищает черно-белые цвета “Старой Синьоры”. Лучшим игроком. Лидером. Человеком, который в каждом матче готов отдать себя игре до последнего вдоха. А ведь Недведа в “Ювентусе могло бы и не быть, если бы не… Зидан. А точнее, если бы патологическая скупость генерального директора “Юве” Лючано Моджи, который благодаря своему фантастическому чутью вовремя предугадал момент, когда цена на главную звезду европейского футбола достигла предела. Зидан в итоге оказался в мадридском “Реале”, а “Ювентус” остался с солидной суммой денег на руках и без игрока, через которого в течение нескольких лет полностью строилась игра команды. Руководством клуба было принято нелогичное и, на первый взгляд, заведомо проигрышное решение купить у римского “Лацио” на место Зидана чеха Павла Недведа. Умный, техничный, обладающий феноменальным видением поля и последним пасом Зидан и обычный фланговый бегунок, на тот момент 29-ти лет от роду, чьи лучшие времена, казалось, уже далеко в прошлом – а точнее в 2000 году, когда он в составе римского клуба стал обладателем скудетто, выхваченного в последнем туре не у кого-нибудь, а как раз у “Ювентуса”.

Это потом все специалисты дружно аплодировали Марчелло Липпи, сумевшему разглядеть в немолодом уже футболисте не только гигантский нерастраченный потенциал, но и задатки диспетчера, которые почему-то остались незамеченными для тренеров “Лацио” и сборной Чехии, заставлявших Недведа совершать на поле лишь однообразные фланговые рейды. А тогда, в 2001 году, покупка чешского полузащитника казалась не более чем попыткой на время закрыть образовавшуюся с продажей Зидана дыру.

Заслуга Липпи в рождении Павла в новом для него амплуа действительно колоссальна. Хотя на вопрос о том, как же так вышло, что просто Недвед вдруг превратился в ТОГО САМОГО Недведа, “игрок бегающий” перевоплотился в “игрока мыслящего”, наверно, точно не сможет ответить и сам Липпи. Не все получалось сразу. И поначалу многие прогнозы пессимистов, казалось, имели под собой более чем убедительные основания. Недведу потребовалось почти полтора сезона, чтобы свыкнуться со своей новой позицией. И еще полсезона, чтобы посрамить всех тех, кто поспешил похоронить “Ювентус”, как только была поставлена жирная точка в пятилетней летописи “Эра Зидана”.

Его звездный час пробил в начале второго круга сезона 2002/03. Специалисты, конечно, уже до этого отмечали возросшую по сравнению с предыдущим сезоном роль Павла в игре команды. Но открыть глаза на свою игру всей Европе Недведу удалось только зимой 2003 года. А предшествовали этому события в высшей степени драматичные. В матче с “Аталантой” на ровном месте получил травму Дель Пьеро, выбыв, таким образом, более чем на 2 месяца. На целых 2 месяца “Юве” остался без своего капитана, без своего лучшего бомбардира, без единственного нападающего, показывавшего в том сезоне стабильную, уверенную игру, вступая в самый ответственный период сезона ослабленным как психологически, так и с чисто игровой точки зрения.

Но не успел “Ювентус” прийти в себя после такого жестокого удара футбольной судьбы, как команду подстерегало еще одно несчастье. В преддверии важнейших матчей второго группового этапа Лиги Чемпионов против принципиальнейшего соперника “Манчестер Юнайтед” две трети команды свалилось с гриппом. Да-да, как выяснилось, в профессиональном спорте такое еще возможно. Вся Европа еле сдерживала смешки, выслушивая путаные объяснения Липпи относительно того, почему один из богатейших клубов Старого Света не может позволить себе селить игроков в отдельные гостиничные номера, дабы предотвратить повальное распространение инфекции, если таковая все-таки возникнет. Но самой команде тогда было не до смеха. Поданное в УЕФА прошение с просьбой перенести матч не было встречено с должным пониманием. Игроков едва набиралось на основной состав, на поле пришлось выйти и некоторым уже загрипповавшим футболистам, а сам Липпи рисковал провести матч с температурой 39°. И все это в условиях крайне сложной турнирной ситуации, когда каждое очко ценилось на вес золота.

“Юве” проиграл тот матч. Проиграл достойно 1-2 (причем мяч у туринцев забил именно Недвед), при этом имея по ходу игры все шансы на более благоприятный исход. А потом… Потом, спустя всего неделю, был ответный матч в Турине. Наверно, никто уже и не скажет, что же в точности произошло в той игре, закончившейся для “бьянконери” домашним разгромом 0-3. То ли вернувшиеся в строй звезды так и не смогли полностью оправиться от гриппа, то ли, как это часто случается в футболе, в тот самый вечер и в том самом матче “МЮ” был просто сильнее. Но так ли уж это важно, в чем именно состояли причины подобной оплеухи? Гораздо более важным было другое – после этой встречи перспективы “Ювентуса” в Лиге Чемпионов виделись весьма туманными, а сам клуб подходил к матчу со своим главным конкурентом в борьбе за скудетто миланским “Интером”, матчу, который должен был состояться всего через несколько дней после лигочемпионского поединка с “МЮ”, с тяжким психологическим грузом обрушившейся на игроков и тренера критики.

Матч против “Интера” стал, без преувеличения, переломным для “Юве” в том сезоне, своеобразным моментом истины – для всей команды. И для Павла Недведа. Именно после этой феерической встречи всем без исключения вдруг стало ясно, что игра “Старой Синьоры” уже давно просто немыслима без чеха, занимавшего в построениях Липпи не больше не меньше, а ключевую позицию. Но главное, именно в этой встрече Недвед смог во все красе продемонстрировать свои феноменальные лидерские качества, в столь сложный для команды период не побоявшись взять в руки знамя вождя, и не просто взять, но и суметь не уронить его и, более того, гордо пронести над головой до самого конца сезона. И нести его и по сей день.

А еще именно тогда, должно быть, впервые прозвучала мысль о том, что Недвед смог в полной мере заменить Зидана. Нет, Недвед, конечно же, не стал вторым Зиданом, не стал диспетчером в том смысле, в каком принято употреблять это слово. Недвед – это скорее новый тип плеймекера, чьим главным козырем является потрясающая скорость. Если Зизу – это диспетчер-дирижер, то Недвед – это, пожалуй, диспетчер-мотор. Его основная задача – до максимума разогнать атаку команды, в чем ему в немалой степени, помимо собственно скорости, помогает и совершенно нечеловеческая выносливость и работоспособность.

Строгий критик, пристально следящий за “Ювентусом” вообще и выступлениями Недведа в частности, сделает абсолютно справедливый вывод, если скажет, что игра Павла как плеймейкера не идеальна. Все дело в том, что в сущности он не распасовщик. Проникающий пас в штрафную не самое сильное его качество, и таких проникающих пасов, равно как и голевых передач в принципе, в туринский период его карьеры можно насчитать не так уж и много. Пожалуй, в этом аспекте он наиболее эффективен при игре на контратаках, где определяющее значение, наряду с видением поля, приобретает как раз таки скорость – безусловный “конек” Недведа. Те, кто хотят видеть в нем только распасовщика и сравнивают его с другими плеймейкерами, как правило, бывают разочарованы. Функция Недведа – придать действиям команды динамичность, которая в комбинации с остроумием и изобретательностью как самого Павла, так и его партнеров способна стать грозным оружием против любой команды. А голевые пасы? Наверно, это и не вина Недведа, а скорее беда всей команды, беда, причиной которой является банальная недальновидность руководства клуба, взвалившего на единственного в команде центрального полузащитника созидательного плана слишком много функций и так и не выделившего денег на покупку еще одного креативного полузащитника.

Недвед удивительным образом сочетает в себе сознательный альтруизм с бессознательным эгоизмом. Эгоизмом, который также порой становится поводом для нареканий со стороны наиболее критично настроенных болельщиков. Это притом, что вряд ли в мировом футболе найдется игрок более командный, чем Недвед. Парадокс, не правда ли? Но неслучайно эгоизм Павла назван бессознательным, потому как происходит он от огромного, всепоглощающего желания… помочь своей команде. Причем желание это нередко настолько огромно и настолько всепоглощающе, что буквально заставляет Недведа брать игру на себя даже тогда, когда, казалось бы, возможно гораздо более продуктивное развитие какой-либо игровой ситуации. Иными словами, Недвед настолько привык в одиночку тащить команду и рассчитывать только на свои силы, что иногда просто забывает о том, что рядом, и зачастую в более выгодном положении, находятся его партнеры. Да, бывает, его бессмысленные удары издали раздражают, но вспомните, сколько раз эти дальние удары спасали “Ювентус” от поражений или приносили “Старой Синьоре” такие важные победы. А его гол “Перудже”, очередной “удар издали”, в прошлом сезоне? Ни это ли называется гениальностью?

Но все его недостатки, маленькие и большие, с лихвой компенсирует его поистине альтруистичная заряженность на борьбу. По умению биться до последней секунды, вне зависимости от соперника, от развития игры, от собственной функциональной готовности, он по-прежнему вне досягаемости. Иногда складывается впечатление, что он, часто собирающий на себе больше фолов, чем все остальные игроки, вместе взятые, соткан из железа, а вместо сердца у него, как поется в старой советской песне, пламенный мотор. Недвед не просто борец, это последний романтик европейского футбола, одновременно и работающий на поле, и получающий от самой игры искреннее удовольствие. Романтик, не раз превращавший действо под названием футбол в живую человеческую драму. Потому что только настоящие романтики, романтики от футбола, способны плакать оттого, что не смогут помочь своей команде в главном матче года. Разве это не высшая степень альтруизма?

Теперь уже можно с уверенностью сказать – он вернулся. Его спад во втором круге прошлого сезона был предопределен. Забавно, но это, вероятно, единственное, в чем он оказался похожим на Зидана, с которым его так часто сравнивают – как и Зидан, Павел после получения Золотого Мяча, провел вторую половину сезона гораздо слабее.

Но теперь все это уже не имеет смысла. Недвед снова блистателен. Его игра заставляет замолчать всех тех, кто с нескрываемым злорадством поспешил сбросить его со счетов. И он снова готов взять в свои руки знамя вождя. И вряд ли найдется кто-то, кто полагает, что оно будет для него слишком тяжелым.

Сейчас ситуация в “Ювентусе” мало чем отличается от той, что сложилась в клубе зимой 2003 года. Травма Дель Пьеро, кадровый дефицит, пора важнейших матчей. Но на этот раз нам есть на кого положиться – потому что ОН вернулся.

Источник: forzajuve.ru

Новости партнеров

Комментарии: