Жозе МОУРИНЬЮ: “Опыт работы с русскими могу назвать фантастическим”

– В “Порту” у вас играл Аленичев – и забил два мяча в финалах Кубка УЕФА и Лиги чемпионов. В “Челси” регулярно выходит на поле Смертин. Наконец, летом вы перешли в клуб, владелец которого – из России. Все это не более чем совпадение или вам по каким-то причинам действительно нравится работать с россиянами?

– Даже не знаю, почему так произошло, но мой опыт, связанный с русскими, можно назвать фантастическим. Аленичев был для меня особым игроком. Это один из самых умных футболистов из тех, которых я встречал. Чрезвычайно открытый, сумевший полностью адаптироваться к моему пониманию футбола, Дмитрий стал для меня безумно дорог – и отплатил мне же голами в двух финалах еврокубков (смеется). Я никогда не забуду этого человека. Очень жаль, что ему за 30. Если бы он был молодым парнем, то сейчас не вернулся бы в Россию, а был бы…

– …в “Челси”?

– Вполне возможно. Со Смертиным я до прошлого лета не был лично знаком. Но встретился с ним в июне во время чемпионата Европы (на яхте Романа Абрамовича на следующий день после победы над Грецией – Прим. “СЭ”), потому что я хотел переговорить со всеми футболистами, принадлежащими “Челси”. И мне очень понравился его характер. Тогда, в июне, я сказал Алексею: “Не могу обещать тебе, что ты будешь играть”. Он ответил, что годом ранее шансов бороться за место в составе у него не было и поэтому он ушел в аренду в “Портсмут”. Однако теперь готов к борьбе за это место и будет показывать все, что он умеет. Этого ответа мне оказалось достаточно, чтобы понять, как же Смертин хочет попасть в команду.

Он игрок совсем другого типа, нежели Аленичев. Не настолько техничный, не настолько мыслящий на поле – зато с фантастическим менталитетом. Всегда преданный команде, всегда стремящийся работать не на себя, а на команду. И Алексей был вознагражден за упорство: он стал чрезвычайно полезен для “Челси”!

В нашей команде есть много созидателей – таких, как Фрэнк Лэмпард. Но нам нужен был такой человек, как этот русский, – напрочь лишенный эгоизма, хладнокровный на поле, умеющий дорожить мячом и сыграть просто, но эффективно. Так что мой опыт работы с ним тоже исключительно положительный.

Ну а владелец – он и есть владелец. Перво-наперво, мы должны уважать то, что этот человек означает для клуба. Но я уважаю его не только за это, но и за его человеческие качества. Для меня Абрамович более важен как человек, чем как работодатель. Он обожает футбол, обожает “Челси”. Это не просто обладатель определенной частной собственности. Он в любой момент готов оказывать нам всякую посильную помощь, помогать тренеру и игрокам, делать все, что нужно клубу для развития. На данный момент я получаю удовольствие от работы с ним. В общем, пока что мои профессиональные отношения с русскими были очень и очень успешными.

– Можете представить, что в один прекрасный день возглавите российский клуб или сборную?

– В футболе действует правило: “Никогда не говори “никогда”. 15 лет назад никому и в голову не могло прийти, что в России будут играть высококвалифицированные иностранцы и что их будет много. Но с того момента столько изменилось!

Сейчас я тружусь в Англии – лучшей стране для работы в футболе. Надеюсь провести здесь много лет. Моя цель – выиграть с “Челси” все, что возможно, и завоевать право остаться в этом клубе надолго. Но что будет на самом деле – не знает никто. При том что Россия однозначно прогрессирует как футбольная страна, ее чемпионат становится все мощнее, я не вижу в своей работе в вашей стране ничего невозможного.

Я никогда не был в России и ни разу – до завтрашнего дня – мои команды не играли против российских клубов. Но все то, что я слышал о стране, и в особенности о Москве и ее стремительном развитии, делает очень реальным для людей с другого конца Европы приезд в Россию и работу там.

– Ваши слова о российском футболе приятны. Но в прошлую среду вы наблюдали за матчем сборных Португалии и России. Что, по-вашему, произошло с нашей сборной? Если бы были тренером этой команды, ушли бы в отставку после этих 1:7?

– Конечно же, я хотел, чтобы Португалия выиграла этот матч. Но, будучи рад победе, не был рад такому счету. Потому что вообще не люблю драматичные ситуации такого рода. Каждый удар превращался в гол. Если бы матч продолжался еще пять минут, португальцы могли бы забить на мяч или два больше. Это был один из тех дней для вашей команды, когда у соперника влетает в ворота все, а ты можешь биться как только возможно – но ничего не получается.

Я не могу назвать кого-то одного виноватого в этом разгроме. Наверное, это и невозможно. Я коллективный человек и, когда моя команда выигрывает, люблю говорить: “МЫ победили”. А когда моя команда проигрывает – конечно, я первый отвечаю за это, поскольку являюсь главным тренером. Но я также люблю говорить: “МЫ проиграли”. Такое поражение не может быть виной одного тренера, равно как и одних игроков. Что же касается отставки, то ничего не могу сказать по этому поводу, потому что каждый такой случай – сугубо индивидуален.

Скажу о другом: когда люди разочарованы, главное – найти мотивацию для того, чтобы вернуться к борьбе. К примеру, когда мы проиграли в прошлую субботу “Манчестер Сити”, я стал с особым нетерпением ждать завтрашней встречи с ЦСКА – потому что всегда хочу играть и выигрывать. Так что лучший выход для российской сборной – дождаться ноября, следующего матча, сплотиться и добиться победы. Тогда горечь португальской неудачи сразу забудется.

– Российские болельщики, увы, потеряли веру в то, что наши клубы могут выиграть еврокубки. Однако вам с весьма скромным по бюджету “Порту” это удалось.

– Да, и, между прочим, “Порту” стал первым победителем Лиги чемпионов не из Англии, Италии, Испании и Германии с того момента, когда Кубок чемпионов превратился в Лигу чемпионов. Надо иметь о-очень большую экономическую мощь, чтобы превзойти эти страны в футболе. Но “Порту”, смею утверждать, был особой командой.

Я имел в распоряжении два года, чтобы построить эту команду. Одни и те же люди – игроки и тренер – прошли через труднейшие матчи Кубка УЕФА, выиграли его, вышли в Лигу чемпионов. Мы двигались шаг за шагом. Никакого давления, прекрасные условия для работы, лучшие игроки Португалии вместе в одной команде плюс два-три сильных иностранца – вот формула этого успеха.

Наша победа показала миру, что организация, время, терпение, отсутствие давления при больших амбициях могут принести результат не только в трех-четырех ведущих европейских странах. Не обладаю глубоким знанием российского футбола, но когда гляжу на ЦСКА (а я внимательно слежу за этой командой), вижу: это очень хорошая команда и завтра нам предстоит крайне трудная игра. Это команда, которая вполне может выйти в следующий раунд Лиги чемпионов. А когда ты выходишь в стадию плей-офф, произойти может все, что угодно.

Единственное, что может существенно помешать ЦСКА и мешает российским клубам каждый год, – зимний перерыв. Когда русские клубы доходят до кубковой стадии, они оказываются не столь сильны, как предыдущей осенью. На данный момент ЦСКА – сильный коллектив, у него за спиной много матчей чемпионата. Игроки готовы физически, уверены в себе и представляют собой сильный коллектив. Но, возможно, за зиму, пока другие чемпионаты будут продолжаться, а в России будет долгая пауза, многое изменится. Практически со стопроцентной вероятностью могу сказать, что сейчас эта команда сильнее, чем будет весной.

Зато ЦСКА наверняка избежит другого бича, много лет ударявшего зимой по российским клубам, – распродажи ведущих игроков. Насколько понимаю, ведущие команды вашей страны сейчас обладают серьезной экономической силой и не нуждаются в таких продажах. И следующей весной, к примеру, мы увидим в ЦСКА и Вагнера Лав, и Олича, а если кто-то захочет их приобрести, услышит: “Они не продаются. У нас достаточно денег”.

– Перед тем как Аленичев вышел на замену в финале Лиги чемпионов, вы его поцеловали…

– Иногда я чувствую, что так надо. Я верю не только в подготовку команды, в ее физическую силу, но и в чувства, в эмоции. И у меня возникло ощущение, что Аленичев – один из тех игроков, которые в этот момент способны “убить матч”, то есть окончательно оформить нашу победу. Счет был 1:0, и к тому моменту у нас почти полностью сломалась игра. “Монако” проигрывал, атаковал, был все ближе к цели – и я почувствовал, что на поле нужен умный и свежий игрок, который своими неординарными действиями поставит соперника в тупик. Вот и попросил Аленичева сыграть роль свободного художника.

Я заменил нападающего и сказал Дмитрию: “Мне не нужен еще один нападающий. Мне нужен человек, который будет играть свободную роль – ту, которую сам захочет. Войди в игру, почувствуй сам, каким образом ты можешь что-то создать. У тебя нет какого-то определенного строгого задания. Играй слева, справа – где хочешь”. И через пять минут после выхода он выдал голевой пас Деку, а потом и сам забил! То есть действительно стал человеком, который переломил игру в нашу пользу.

Да, я поцеловал его перед тем, как он вышел на поле. И обязательно поцелую, если он захочет увидеть меня в Москве, когда я приеду с “Челси” играть против ЦСКА. Потому что, повторяю, не могу его забыть – и никогда не забуду. Для меня, кстати, стало большим сюрпризом, что он не остался в “Порту”, а вернулся в Россию. Думаю, что Дмитрий сделал это по семейным причинам. У него маленькая дочка, жена ждет второго ребенка, они любят Россию и после окончания карьеры хотят жить на родине. Кроме того, я видел фотографии дома Аленичева. После этих снимков я понимаю, что Дмитрий должен быть в Москве! Этот дом настолько прекрасен, что не жить в нем – невыносимо! Очень надеюсь, что мы увидимся. Очень этого хочу.

– Признайтесь: отчасти перенесли свое отношение к Аленичеву на Смертина?

– Нет. Смертин сам по себе – один из тех игроков, на которых ты можешь положиться. Да, для него тяжело быть лучшим и самым ярким игроком на поле. Но он никогда не будет худшим игроком на поле. Он представляет собой такой тип футболиста, которого ты попросишь выполнить любое задание и в ответ услышишь: “Да”. И он его действительно выполнит.

Таких игроков, поверьте мне, не много. Ты можешь иметь набор волшебников, каждый из которых способен в одиночку выиграть матч за счет своего таланта. Но когда они вдруг оказываются в плохом настроении, все волшебство куда-то исчезает. В эти моменты и оказываются так нужны стабильные игроки, которые никогда не подведут. Смертин – стабилен, дисциплинирован, тактически образован, всегда четко делает то, что его просит тренер. От персональной опеки до оборонительной работы в полузащите для того чтобы разгрузить другого хавбека для участия в атаках.

Думаю, что ему пошел на пользу опыт французского футбола, где тактика играет большую роль. Успешный год в “Портсмуте” позволил Алексею адаптироваться в английском футболе – и в “Челси” он пришел в идеальный для своей карьеры момент. Потому сейчас он и является одним из тех игроков, которым я доверяю. Он не играет каждый матч, потому что это невозможно. С таким насыщенным календарем состав надо периодически обновлять. Но мое доверие к Смертину безусловно.

– Что вы ответите скептикам в России и Англии, которые полагают, будто вы ставите Смертина потому, что он соотечественник хозяина клуба? Потому, что Абрамовичу-де приятно видеть Алексея в составе?

– Лучший ответ таков: болельщики “Челси” любят его! Завтра вы услышите, как Смертина встретит публика. Люди любят его не за красивые глаза и не за национальность. А потому, что он очень хороший и очень полезный игрок. Чрезвычайно трудолюбивый и преданный игре.

У меня нет любимчиков, я отдаю предпочтение тем игрокам, которые сильнее. Я привез в “Челси” трех португальцев – и иногда они не играют. Так что дело не в том, что Алексей – русский. Я мечтал бы пригласить в наш клуб Андрея Шевченко (пусть он не русский, а украинец) – но не из-за того, что он из бывшего СССР, а потому, что он нападающий мирового класса. И я никогда не приглашу в “Челси”, прошу прощения, дерьмового игрока из России только потому, что он из России. Мне нужен ценный для “Челси” игрок – вне зависимости от страны, которую он представляет.

– Что вы написали в своем дневнике в ночь после победы в Лиге чемпионов?

– Это был фрагмент будущей книги – ее рукопись заперта в комнате моего дома в Португалии. Писал обо всех своих эмоциях перед игрой и после игры. И, естественно, о самой игре – как я обдумывал тактику, как готовил команду, что происходило во время матча. Замены, причины тех или иных решений.

Но перечитаю я эту рукопись только после завершения своей тренерской карьеры. Потому что должен концентрироваться на сегодняшнем дне. Как и игрок, тренер не может жить тем, что было у него вчера. Я уже забыл о том, что выиграл. Потому что хочу выиграть вновь.

Источник: Спорт-Экспресс

Новости партнеров

Комментарии: