Питер КЕНЬОН: “Игнорировать Россию невозможно!”

– Как вы оцениваете игру Алексея Смертина в первые месяцы сезона?

– Грандиозно! Он провел хороший сезон в “Портсмуте”, который был необходим, чтобы комфортно почувствовать себя в премьер-лиге. Несомненный прогресс Смертина, его адаптация в английском футболе позволили нашему клубу принять решение о возвращении футболиста в “Челси”. И с начала сезона Смертин стал одним из самых стабильных игроков команды.

Особо следует отметить его отношение к делу – и в играх, и на тренировках. Могу без преувеличения утверждать: в этом он является образцом для “Челси”, идеально соответствует тем требованиям, которые предъявляет клуб. Когда Смертин выходит на поле – отдает себя игре без остатка, когда не выходит – поддерживает команду так, как будто сам в игре. Это настоящий профессионал, который и своим поведением вне футбола соответствует самым высоким мировым стандартам. Не стану скрывать, что Смертин стал одним из самых приятных сюрпризов нынешнего сезона.

– Есть ли, по-вашему, в России другие игроки, которые могли бы заиграть в “Челси” столь же успешно, как Смертин?

– У вас в стране достаточно хороших игроков, на которых Россия всегда была богата. Но “Челси” – особый клуб, и я не вправе пророчить кому-то успех, да еще и публично называя фамилию. Время покажет.

– Правда ли, что летом московский “Спартак” был близок к подписанию контракта с Матеей Кежманом и лишь в последний момент серба перехватил “Челси”?

– Не имею об этом никакого представления. Жизни нашего клуба сопутствует такое количество слухов, что за всеми не уследишь. Поэтому мы комментируем только реально происшедшие события.

– Считаете ли Россию перспективным футбольным рынком?

– Наиболее важный рынок для “Челси” – домашний, английский. Не забываем также о США и Китае. Российский же рынок – поистине уникален. У нашего клуба особое отношение к России, и мы планируем развивать эту связь постоянно, используя каждую возможность.

Пока не готов публично конкретизировать программу популяризации “Челси” в России, но игра с ЦСКА в Лиге чемпионов – хороший случай для того, чтобы дать этому процессу дополнительный толчок.

Россию игнорировать невозможно! Не надо воспринимать мои слова насчет приоритета английского рынка как попытку замкнуться в своем мирке. У нас есть болельщики в Азии, в Америке – и нам, несомненно, необходимо увеличивать число фанов как там, так и в России. Представьте, когда мы сейчас улетали из Лондона, больше всего людей в аэропорту хотели сфотографироваться и взять автографы у Алексея Смертина! Это доказывает, что важность российского рынка, где у нас, кстати, есть официальный фан-клуб, – особая. В “раскрутке” брэнда в той или иной стране очень велика и роль прессы.

– Как вы считаете, изменилось ли в Англии отношение к России после покупки “Челси” Романом Абрамовичем?

– Изменилось. С точки зрения внимания к себе и своему футболу Россия от этой сделки выиграла очень много. Ну а матчи Лиги чемпионов с ЦСКА это внимание удвоили (смеется). Главное же состоит в том, что покупка Романом “Челси” сделала Россию темой для постоянных разговоров в футбольной Европе, а это, поверьте, очень важно. В том числе и для самого российского футбола.

– Прошел год с тех пор, как вы решили сменить один суперклуб на другой – “МЮ” на “Челси”. Не жалеете ли сейчас о том решении?

– Ни в коем случае. А дату своего решения уйти из “МЮ” помню до сих пор – 8 сентября прошлого года. Такие дни не забываются. Причина же была в том, что появилась возможность присоединиться к “Челси” в столь волнующее время. Для человека моей профессии это был великолепный шанс. В течение шести месяцев я по закону не мог официально работать в клубе, но даже подобные препоны меня не разочаровали. Эти полгода вникал в ситуацию в клубе, адаптировался к ней: скажем, внимание прессы к “синим” после покупки клуба Романом оказалось поистине колоссальным. И за последние полтора года название “Челси” стало не менее известным в мире, чем “МЮ”. Может быть, пока не совсем по спортивным причинам – но от этого работать еще интереснее!

Впрочем, и на поле мы за это время сделали немало. Например, назначили главным тренером Жозе Моуринью. При нем 14 игроков из команды ушли, семь – пришли. Был сформирован достаточно стабильный состав, причем количество игроков сборной Англии в нем больше, чем когда-либо в истории “Челси”. Костяк команды из англичан плюс классные игроки из-за рубежа – одна из главных частей нашей долгосрочной стратегии. Ее конечная цель – в течение десяти лет сделать “Челси” сильнейшей командой Европы. Это вовсе не означает, что девять лет и восемь месяцев мы намерены ждать и сидеть сложа руки – победы в крупных турнирах в течение этого времени необходимы. Но именно за десятилетие планируем создать структуру от детской академии до первой команды, которая позволит добиваться стабильно высоких результатов.

– Критерий успеха Кеньона в “Челси” – результаты команды или доходы клуба?

– И то, и другое. Помимо трофеев, я должен думать и о наших банковских счетах. Так, существует задача в течение пяти лет сделать “Челси” клубом, приносящим прибыль. И не сомневаюсь, что она будет решена.

– В “МЮ” вы имели дело с несколькими владельцами, в “Челси” – с одним. Здесь вам легче?

– Не легче, а иначе (смеется). Легко на таком уровне в футболе быть не может. Жизнь бросает тебе вызов каждый день. В случае с единоличным владельцем клуба главное – его отношение к футболу, страсть к нему. Поскольку я общаюсь с Романом постоянно, то вижу, сколько души он вкладывает в “Челси”. Порой у клубов появляются псевдохозяева, которые на самом деле представляют неких третьих лиц. Но достаточно посмотреть на эмоции Абрамовича во всем, что касается его клуба, чтобы понять, как ему важны успехи “синих”.

Кроме того, известно, как Роман не любит огласку клубного бизнеса. При том невероятном внимании прессы ведение дел в таком вот “непубличном” стиле кажется мне большим преимуществом, поскольку обо всех решениях становится известно лишь после того, как они приняты. Это тоже один из многочисленных плюсов, которые дала мне новая работа.

– А минусы?

– Пока я их не обнаружил (смеется).

– Помните вашу первую встречу с Абрамовичем? Как ему удалось уговорить вас уйти к нему из “МЮ”?

– Та встреча не имела никакого отношения к “Челси”. Она произошла на “Олд Траффорд” после выдающейся встречи “Манчестер Юнайтед” – “Реал” в Лиге чемпионов. Так что могу сказать: как человек, работавший тогда в “МЮ”, я сыграл некоторую роль в том, чтобы мой будущий босс заинтересовался английским футболом. Эмоции, которые Роман испытал в тот незабываемый вечер, побудили его заняться тем, чем он занимается сейчас.

– Отличается ли чем-то подход Абрамовича к существованию футбольного суперклуба от подхода иных крупных бизнесменов?

– Отличается. Чаще всего огромные деньги тратятся на покупку клуба, и затем уже гораздо меньшие – на приобретение игроков. В случае с “Челси” все наоборот: на пополнение владелец клуба расходует куда большие средства.

– Насколько сложно работать с одним из самых богатых людей мира?

– Знаете, что самое главное? “Челси” для него – страсть, а не дело холодного разума. Он влюблен в команду и готов делать для ее прогресса все, что возможно. В то же время он прекрасно знает футбол и всегда обсуждает его с нами в спокойной, а не взвинченной манере. Что касается манеры ведения им дел, то я бы назвал ее стратегической. Роман не замкнут на сегодняшнем дне, с одним-единственным поражением для него не обрушивается мир, у него есть понимание более объемной, перспективной картины. У меня не было никаких проблем во взаимоотношениях с руководителем “МЮ”, когда я там работал, но именно Абрамовича по всем названным причинам я бы назвал идеальным владельцем клуба для исполнительного директора. Можно ведь поддаться эмоциям, прочитать газеты, где пишут, что все делается неправильно, – и пересмотреть курс. Но если Роман определился с программой действий, то не отступает от нее и тем самым оказывает мне как исполнителю огромную помощь.

Кстати, приглашение Жозе Моуринью – часть этой самой перспективы. В его философии футбола мы увидели тот масштабный подход, который, увы, не был свойствен Клаудио Раньери. Прежде чем принять решение, мы много раз беседовали с Раньери – и поняли, что для него существует “эта суббота”, то есть матч ближайшего тура, и больше ничего. (Пресс-атташе “Челси” Саймон Гринберг добавляет: “Возьмите тот факт, что Моуринью за недолгое время пребывания в команде уже пять-шесть раз разговаривал с детскими тренерами из нашей клубной академии, разъяснял свои взгляды на футбол, наблюдал за их матчами. В то время как Раньери за прошлый сезон не сделал этого ни разу”.) Решение по Раньери не было единовременным, оно вызревало долго. Как и факт приглашения Моуринью не следует воспринимать как следствие одного лишь результата финального матча Лиги чемпионов.

– Вы хотите сказать, что, если Моуринью не добьется скорых успехов, он проработает все эти десять лет?

– А почему нет? С другой стороны, повторю: речь не о том, чтобы девять лет спать, а за десятый проснуться и сделать суперклуб. Сам Моуринью поставил себе цель выиграть первенство премьер-лиги до истечения срока своего нынешнего контракта. Но главное-то в другом: мы хотели увидеть у тренера понимание, в каком направлении должен двигаться клуб. У Моуринью мы его нашли, и оно полностью совпадает с нашим. Кроме того, после многочисленных побед с “Порту” Жозе жаждал нового и очень серьезного вызова в своей тренерской карьере, а большего вызова, чем “Челси”, сейчас найти невозможно. Верим, что запланированный нами десятилетний путь к репутации лучшей современной команды пройдем именно с Моуринью. Ему всего 41 год – и при уже имеющихся огромных успехах прекрасные перспективы. И Роман, и я безоговорочно поддерживаем нашего нового тренера и убеждены, что основа по-настоящему большого успеха – в постоянстве.

– Вы сделали “МЮ” самым раскрученным футбольным брэндом в мире. Как вам это удалось и реально ли повторить то же самое с “Челси”?

– До того как я принял предложение от “Челси”, у меня было несколько серьезных разговоров с Романом и с теми, кто его окружает. И я понял, что эти люди осознают: успех нельзя купить. Финансовая мощь крайне важна во всех сферах жизни, в том числе в футболе, но одна только коллекция звездных имен не гарантирует победы. Есть немало клубов – наиболее показательным является случай миланского “Интера” последних лет восьми, – которые тратят на игроков огромные деньги, но не добиваются адекватного им результата.

Поэтому для начала нужно было определиться с краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными целями. Не стоит ведь забывать, что стабильные успехи “Реала” не ограничиваются последними пятью годами: мадридский клуб является самым титулованным за всю историю футбольной Европы. То же касается и “МЮ”: дело не ограничивается 90-ми годами, были и 50-е, и 60-е, и все это напрямую взаимосвязано. Поэтому целью нового “Челси” стало изменение подхода к футболу и футбольному бизнесу, перестройка его на современный лад. И мы на полпути к этому – должны пройти годы, чтобы клуб стал на этот путь твердо.

Можем ли мы превзойти “Реал” и “Манчестер Юнайтед”? Да, можем, и я в это верю безоговорочно. Но должны ли мы для этого копировать их пути? Нет, не должны. Путь “Королевского клуба” с покупкой всех суперзвезд мира я не считаю приемлемым для “Челси”, хотя и не исключаю, что он может принести плоды. Но мы формируем свой путь, и один из его краеугольных камней – ставка на костяк из английских игроков. Мы не можем забывать, что играем в премьер-лиге. По этой же причине необходимо уделять большое внимание нашей академии. Разумеется, пока она начнет давать полноценную отдачу – без покупки зарубежных звезд не обойтись. Но не стоит забывать, что у “МЮ” – 50 миллионов болельщиков по всему миру, а у нас, по некоторым подсчетам, не более семи миллионов. В этом отношении не стоит тягаться с манчестерцами. Наша основная ставка на то, чтобы вся Англия и весь мир помнили о нашем лондонском происхождении. Чтобы мы олицетворяли в глазах людей столицу Англии.

Кстати, хотел бы заметить, что такой подход – при тех средствах, которые вкладываются в покупку игроков, – помогает всему английскому футболу. Большие деньги остаются внутри него и достаются тем клубам, которые продают нам своих футболистов. Это – еще один повод для Англии ценить то, что “Челси” делает для ее футбола.

– Какие элементы бизнеса вы считаете ключевыми для успеха футбольного клуба?

– Все начинается с самой команды. Хотя бы потому, что 35 процентов дохода клуба приходится на продажу билетов – разумеется, если трибуны заполнены до отказа – и реализацию атрибутики. На телевизионные контракты приходится 25 – 30 процентов, столько же – на спонсорские соглашения. Но не будет того же спонсорства без успехов на поле! При этом крайне важно уделять внимание болельщикам, владельцам сезонных абонементов, членам фан-клуба. Даже если в этой сфере у вас все внешне выглядит благополучно, не стоит полагать, что так будет всегда. Каждый сезон надо находить какие-то новые способы, чтобы зазывать болельщиков на стадион. Да, “Челси”, как и любой серьезный клуб, – это бизнес, что смешно отрицать. Но футбольная часть этого бизнеса – основная и непреложная. Если этого не понимать, невозможно за 10 лет превратиться в сильнейший клуб мирового футбола.

– Как вам удается убедить звезд переходить в “Челси”, ведь они знают, что могут сесть на скамейку запасных?

– Почему-то существует представление, что в составе “синих” – сто игроков. Между тем после прихода Моуринью основной состав был сокращен до 24 человек – тех же самых, что есть у “МЮ”, “Арсенала” и других ведущих клубов. Я ведь не зря отметил, что летом клуб покинули 14 игроков, а пополнили его только семь. Меньше же футболистов с нынешним календарем иметь попросту нельзя.

Нам не нужны игроки, которые приходят в “Челси” только ради денег. Сюда должны идти профессионалы. Сейчас в мире такой футбол, что характер и менталитет становятся более важными категориями, чем абстрактный талант. И думаем мы теперь над каждой кандидатурой очень тщательно – в частности, над тем, как человек воспримет соблазны такого мегаполиса, как Лондон. И как он будет относиться к неизбежным периодам, в течение которых окажется на скамейке.

– Ваш бывший клуб входил в организацию суперклубов G-14, нынешний – нет. Это важно для вас?

– Не думаю, что пройдет много времени, прежде чем “Челси” пополнит ряды этой структуры. Действительно, придаю этому важное значение. С помощью G-14 европейский клубный футбол имеет то право голоса, которого заслуживает со всех точек зрения – и игровой, и финансовой.

– Ваш комментарий сурового решения “Челси” разорвать контракт с Адрианом Муту, попавшимся на употреблении кокаина?

– Это правильное решение. И момент для того, чтобы его принять, считаю верным. Иного решения в сложившейся ситуации быть не могло.

Игорь РАБИНЕР

Источник: Спорт-Экспресс

Новости партнеров

Комментарии: