Талят ШЕЙХАМЕТОВ: «Золотые медали 1992 года сейчас кажутся чуть ли не доброй сказкой»

Талят Шейхаметов (sctavriya.com)Мастер спорта Талят Шейхаметов – нападающий симферопольской “Таврии” начала 1990-х годов. За три с небольшим года он провел крымскую команду 87 матчей в чемпионатах и Кубках СССР и Украины, забив за это время 18 голов. Сейчас работает в тренерском штабе юношеской сборной Украины (ее главный наставник – еще один бывший игрок “Таврии” Александр Головко) для футболистов 1996 года рождения.

 

– Расскажите, как выбрали футбол делом своей жизни?

 – Как и многие мальчишки того времени, начинал играть во дворе. Это было в родном Шахрисабзе Узбекской ССР. Сразу выбрал футбол. Тогда наше поколение любило активные игры. Это сейчас, к огромному сожалению, многие сидят у компьютера, детей и юношей не вытащишь побегать, позаниматься игровыми видами спорта.

 

Мяч тогда был редкостью. Кому-то его приобретали родители. Тогда он, конечно, становился общим. Порой мы экономили на школьных завтраках, чтобы затем собрать определенную сумму и найти мяч. Но тогда его было непросто купить – у нас почти не продавали. Приходилось ждать, ловить момент, когда мяч появится на прилавке.

 

Мой первый тренер – Шамиль Джумаев. Благодаря этому человеку я в 13 лет получил свой шанс в ДЮСШ. И сполна им воспользовался, окончательно полюбив футбол.

 

– Вы всегда были форвардом?

 – Я начинал играть в полузащите. Но довольно скоро тренер перевел меня в нападение. Моей первой командой был “Хисар” из родного Шахрисабза. Я там дебютировал в чемпионате второй лиги СССР. Мне тогда было 16 лет. Затем оказался в “Пахтакоре” (Ташкент).

 

– Как вас нашел и уговорил перейти в “Таврию” Анатолий Заяев?

 – Это замечательный человек и отличный специалист обладал уникальными талантами, которые сейчас далеко не в каждом человеке встретишь. Он умел находить нужных ему футболистов там, где другой даже и искать не стал бы, умел убеждать таких исполнителей перейти в его команду.

 

Когда Анатолий Заяев пригласил меня в “Таврию“, я уже был игроком основы “Пахтакора“. Тогда Заяев уже наверняка имел нужную ему информацию обо мне. Все-таки и играли в одном чемпионате, и футболисты из разных республик общались, и судьи. Клуб из Ташкента тогда по союзным меркам был повыше симферопольцев. Но Заяев отлично уловил тот момент, что мои соотечественники стали возвращаться в Крым. Он уговорил моих родителей в том, что мне нужно перейти в “Таврию“. Хотя я тогда не думал ничего менять. Строил планы на будущий в сезон в “Пахтакоре“. Хотел там оставаться в первой команде. Но Анатолий Заяев уговорил меня переехать в Симферополь.

 

– Каким запомнили ваш дебютный сезон в “Таврии” – в 1990-м году?

 – Мы мало пропускали, но и мало забивали. На старте чемпионата “Таврии” часто не хватало самой малости. У нас было много ничьих в тех играх, где мы имели преимущество. Затем уволили тренера – Николая Павлова. Наверное, потому что были большие ожидания. Ведь сезон-1989 получился для “Таврии” успешным – 6-е место в первой лиге СССР. Очень хотелось и в 1990-м выступить удачно. Но на симферопольскую команду уже и соперники настраивались по-особому, и судейство не всегда было адекватным. Особенно в гостевых матчах. В итоге наша команда заняла 9-ю строчку.

 

– В 1991 году вы не играли. Почему?

– В конце 1990-го на послесезонной тренировке на деревянной площадке я получил довольно серьезную травму ноги. Пострадал я, увы, от врача “Таврии” Черепанова. После этого я очень долго восстанавливался, много индивидуально тренировался. Поэтому в 1991-м году не провел ни одного матча.

 

– Непростым для вас получился и первый чемпионат Украины?

 – Реабилитация после травмы продолжалась и в 1992-м, чемпионском году. Более или менее хорошо я почувствовал себя уже ближе к Кубку европейских чемпионов. А в первенстве страны пропустил и решающий матч группового этапа – с “Шахтером“, и золотую игру – во Львове с “Динамо“. На решающий поединок у команды вообще из-за травм, болезней и дисквалификаций осталось, по-моему, 14 футболистов. Но “Таврия” под руководством Анатолия Заяева с честью вышла из трудной ситуации и стала первым чемпионом Украины. Мы оказались сильнее духом, характером, сплоченностью.

 

– Каким получился следующий, пост-чемпионский сезон?

– После золота-1992 “Таврию” покинули ряд игроков. Конечно, это сказалось. К тому же во втором чемпионате Украины уже были, на мой взгляд, расставлены акценты в национальном клубном футболе. У кого получилось сохранить или найти достаточное финансирование, те выбились в лидеры. А в “Таврии” тогда этого не было. Хотя начали мы сезон-1992-1993 неплохо. Некоторое время шли в первой пятерке. Но затем стали получать в гостевых встречах много пенальти в свои ворота…

 

– Сезон-1993-1994 вы успели начать в “Таврии“, продолжить в Израиле, а закончить снова в Симферополе…

– Тогда я провел 13 матчей в столице Крыма, после чего пришлось уехать играть в Израиль. А после возвращения успел выступить в том числе и в финале Кубка Украины против “Черноморца“. Это был мой последний поединок в футболке “Таврии“.

 

– Что запомнили из тренировочных сборов симферопольской команды?

– Ввиду географического положения Крыма у нас всегда были длинные предсезонные сборы. Дольше, чем у многих других. Это отложилось в памяти. Мы начинали втягивающий сбор в декабре. Затем – после праздника – собирались 5-6-го января. А чемпионат первой лиги СССР стартовал только в апреле. Вот мы с января и занимались почти 3 месяца. По 2-3 тренировки в день на базе “Спартак“, где были не самые лучшие поля. Для нынешней молодежи это, возможно, прозвучит дико или очень необычно, но там покрытие меняли по 2 раза в день. Утром мы могли тренироваться на земле (травяным назвать то покрытие не могу), днем – на опилках, а вечером – в другом месте – на морском песке. Конечно, было нелегко, нагрузки колоссальные нам давали. Учитывая, что фармакология в то время была не очень развитой, приходилось “выезжать” на том багаже, который дала природа. Это сейчас футболистам предоставляют комфортные условия. А нам даже игровую форму не всегда вовремя меняли. И ничего – выходили и побеждали. Но сравнивать то время и нынешнее никак нельзя.

 

– Какое место в вашей карьере занимает “Таврия“?

– Считаю “Таврию” главной командой моей жизни! Потому что и играл в Симферополе дольше всего, и основной успех – чемпионство 1992 года – достигнут здесь, и коллектив тогда у нас был отличный. Всегда с удовольствием вспоминаю ту “Таврию“. Со многими продолжаем общаться. Золотые медали 1992 года сейчас кажутся чуть ли не доброй сказкой.

 

Тогда у нас все работали на благо команды. Главным “добытчиком” был Анатолий Николаевич Заяев. Он выполнял огромный объем работы. Был не только тренером, но и организатором, и многим другим.

 

Отличных слов заслуживают два наших тогдашних повара на базе. Кормили всегда вкусно, по-домашнему. И остальные сотрудники клуба тоже запомнились с лучшей стороны.

 

– Самый сильный защитник, против которого играли?

 – Таких было много. И в союзные времена, и в начале 1990-х. Против того же Александра Головко, когда он перешел в “Динамо“, было непросто действовать. Тогда в целом школа защитников была классной. Сейчас в Украине, увы, этого нет. Нападающие часто были в дефиците, но защитниками страна славилась. А теперь и хороших игроков обороны мало, не то что форвардов.

 

– Какие слова тренеров запомнили на всю жизнь?

 – Отложилось требование “Чтобы обыграть соперника, нужно сначала превзойти себя”. Это было у всех моих тренеров. Они постоянно нам говорили, что победить можно любую команду. Главное – “обыграть” свои сомнения, превзойти самого себя.

 

– Вы – более строгий тренер, чем ваши наставники?

– В сборной Украины для игроков 1996 года рождения и Александр Головко, и я стараемся быть для наших подопечных старшими товарищами. Прежде всего – это. Мы не ищем повода ругать молодежь. Конечно, мы с ними общаемся, требуем с них. Разумеется, напоминаем им, что мы ответственны за них. Субординацию никто не отменял и не отменяет. Но молодежь сейчас “продвинутая”, перед ними открыт весь мир. С молодыми футболистами интересно разговаривать. Мы развиваемся вместе с ними. Учиться нужно всегда.

 

– Что нужно для того, чтобы стать хорошим футболистом?

– Все необходимо. И талант, и работоспособность, и дисциплина, и желание играть и прогрессировать, и удача.

 

– Расскажите о вашей работе в футбольной сборной Украины для игроков 1996 года рождения.

– Мы вышли в финальную часть Евро-2013, в мае играли в решающем раунде. Чтобы туда попасть, пришлось выиграть две отборочные группы, элит-раунд. А там вообще проявили стойкость и характер – в Германии опередили местную команду, играя против нее значительную часть матча в меньшинстве. То есть этот год у нашей сборной для игроков 1996 года рождения довольно насыщенный.

 

Сейчас мы едем на турнир в Чехию с участием 6 команд. Он начнется 20 августа. В сентябре сыграем со сборной Италии. Скорее всего, в Киеве. А в ноябре в гостях проведем два товарищеских поединка с командой Норвегии. В ближайшие полгода нашему тренерскому штабу важно посмотреть как можно больше футболистов, которые имели мало игровой практики, дать им шанс проявить себя. Это необходимо для определения костяка команды, что начнет путь на чемпионат Европы в категории U-19. В декабре нынешнего года состоится жеребьевка, а осенью 2014-го года будут сыграны уже официальные отборочные матчи.

 

– В этом году “Таврии” – 55 лет! Ваши слова ветеранам, команде и болельщикам!

– Ветеранам желаю крепкого здоровья. Болельщикам – терпения и понимания. Поддерживайте команду всегда! Сейчас “Таврии” особо нужна сплоченность игроков и зрителей. Футболистам желаю с честью выйти из нынешней ситуации.

Источник: СК «Таврия»

Новости партнеров

Комментарии: