Москва в авангарде эксперимента

В октябре в штаб-квартире УЕФА состоялось очередное заседание комитета европейского футбольного союза по спортсооружениям. Два из рассматриваемых вопросов представляли особый интерес для российского футбола. Первый – о ходе эксперимента УЕФА по внедрению искусственных газонов. Второй – о возможном предоставлении Москве права на проведение финала Лиги чемпионов. В обоих случаях речь шла о Большой спортивной арене Лужников – единственном отечественном стадионе, имеющем пятизвездный статус УЕФА.

Обратной дороги нет

Одним из докладчиков на заседании выступил Владимир Алешин.

– Москва сейчас идет, если можно так выразиться, в авангарде эксперимента, – пояснил генеральный директор ОАО “Лужники”. – Мы выполняем все пункты программы, финансируемой УЕФА, следуем рекомендациям союза и своевременно предоставляем результаты исследований. Так что наш вклад в разрешение УЕФА искусственных полей, полагаю, будет весьма велик.

– У вас нет сомнений, что это произойдет?

– Никаких. ФИФА уже дала добро на неограниченное использование синтетики, причем сделал это специальный комитет по правилам игры в футбол – довольно консервативный орган, функционирующий обособленно, в Англии. УЕФА тоже разрешил искусственную траву, но с санкции соперников. Эти ограничения будут сняты, скорее всего, в апреле 2005 года. И тогда любая команда сможет принимать кого угодно на сертифицированных ненатуральных полях.

– Но многие игроки и тренеры до сих пор жалуются на невысокое качество синтетики и считают ее вредной для здоровья.

– Сколько людей, столько и мнений. Но то, что синтетика – не антифутбольное покрытие, можно утверждать совершенно определенно. Ясно и другое: прогресс и новые технологии в самое ближайшее время сделают настоящий и искусственный газоны практически неотличимыми. И играть на них будет новое поколение футболистов – то, которое сейчас фактически растет и формируется на синтетике. И представляет собой, между прочим, подавляющую часть юношеского и любительского футбола Европы. То же самое, кстати, касается и инфраструктуры российских клубов.

– Однако тот, кто вынужден сейчас чередовать натуральные и искусственные газоны, пока испытывает разные ощущения.

– Во-первых, это можно назвать своеобразной платой за человеческие условия, которые предоставляет синтетика в отличие от осенней грязи и распутицы. И за нормальный “футбольный” футбол, в котором команды имеют шанс показать зрителям технику, скорости и красивые передачи, а не борьбу со стихией за то, чтобы удержаться на ногах. А во-вторых, некоторые наполнители еще и впрямь далеки от земли по своим свойствам. Но “подушки” из кварцевого песка и резиновой крошки постоянно совершенствуются, и здесь кроются огромные резервы роста. Конечно, ощущать под ногами землю приятнее. Но речь, заметьте, уже идет в основном об этом, а не о траве. Значит, внедрение искусственных полей на правильном пути.

Для российской глубинки с ее природными катаклизмами синтетика – вообще единственный выход из тупика. В ПФЛ это уже поняли и приняли ряд соответствующих решений. Важно только помнить о неукоснительном соблюдении технологии. Ведь если чуть ошибиться, положить пластик на бетон или не полить его вовремя, можно легко дискредитировать саму идею. Хотя содержание искусственных полей обходится намного дешевле ухода за натуральной травой.

– Что стало итогом октябрьского заседания комитета УЕФА по спортсооружениям?

– Специальный отчет. В нем сказано, что все пять участников эксперимента – в Москве, австрийском Зальцбурге, шотландском Данфермлайне, голландском Элмело и турецком Денизли – постелили свои газоны еще до введения соответствующих критериев УЕФА. Более того, в 2002 году на рынке вообще не было продукта, который бы им соответствовал, а теперь таких разработок уже более 40!

Далее позволю себе кратко привести данные из отчета, который Владимир Алешин передал корреспонденту “СЭ”. В нем есть результаты опросов игроков гостевых клубов, сравнивавших искусственный газон со своим – натуральным. По всем критериям – общему впечатлению, перекату, контролю, отскоку мяча, лидируют Лужники. Что касается игроков различных амплуа, то чуть выше оценивают искусственную траву полузащитники и форварды, чуть ниже – вратари и защитники. И те, и другие, если брать в среднем, считают, что она немного не дотягивает до натуральной.

Были опубликованы также данные медицинских исследований. На данной стадии не обнаружено никаких признаков того, что игра на синтетике приводит к увеличению риска травм. Вместо этого результаты анализа, несмотря на их существенный разброс, говорят о тенденции к снижению риска травматических повреждений.

Основные претензии прозвучали в адрес твердости синтетических полей и качества наполнителя, который в некоторых случаях раздражал слизистую глаз, перегревался в жару и имел неприятный запах. Кроме того, в Данфермлайне и Эребру слабая связь с производителем привела к проблемам в эксплуатации и увеличении серьезности травм. Среди отстающих также Зальцбург, где стадион принадлежит муниципалитету, допускающему неправильное его использование.

В целом все опрошенные игроки предпочли бы играть на хорошей натуральной траве, но, учитывая плохое состояние естественных полей между октябрем и маем, подавляющее число футболистов выбрало бы искусственный газон.

Без сидений в туалетах финал не дадут

В те же сроки – в апреле 2005-го – будет принято решение и по стадиону, который примет финал Лиги чемпионов-2005/2006. Выдвижение арен-кандидатов еще продолжается. В последствии в каждый город, претендующий на финал, приедет компетентная комиссия, на основании доклада которой и будет сделан выбор. А пока имеет смысл вести речь лишь о критериях для арен по проведению финалов клубных соревнований.

Всего существует 20 требований, специально разработанных УЕФА.

1. Минимальная вместимость – 50 тысяч зрителей для пятизвездных арен и 30 тысяч – для четырехзвездных.

2. Все места должны быть индивидуальными, со спинками.

3. Размеры игрового поля – 105х68 м.

4. Минимальное расстояние между границами игрового поля и подпорной стенкой:

– по боковой линии – 6 м

– за линией ворот – 7,5 м

5. По периметру игровой зоны не должно быть никакого ограждения.

6. Необходимы первоклассные раздевалки для обеих команд (одинаковых размеров и одинаковой меблировки, просторные, светлые и чистые) и судей.

7. Прямой, персональный и защищенный доступ для обеих команд и судей в игровую зону, а также для их прибытия/отъезда со стадиона.

8. Подходящее и соответствующим образом оборудованное помещение для допинг-контроля.

9. Подходящее и соответствующим образом оборудованное помещение для делегата/судейского наблюдателя УЕФА.

10. Освещенность не менее 1400 люкс в направлении главной телекамеры и не менее 1000 люкс в других направлениях. Эффективная система аварийного обеспечения электроэнергией для мгновенного и бесперебойного обеспечения световой интенсивности.

11. Современная и эффективная система громкоговорящей связи, гарантирующая вещание в зрительских зонах, внутри и снаружи стадиона, работающая чисто и четко, не заглушаемая шумом толпы и не зависящая от перебоев электропитания.

12. Стационарная цветная система теленаблюдения, охватывающая все общественные области внутри и снаружи стадиона, способная создавать мгновенные фотографии.

13. Наличие специального помещения с мониторами для теленаблюдения и беспрепятственным обзором всего внутреннего пространства стадиона. К нему должны примыкать контрольные посты табло для видеоинформации, громкой связи, полиции, пожарных и медиков.

14. Международно признанные публичные обозначения внутри, снаружи и на подступах к стадиону.

15. Наличие не менее двух секторов с не менее чем 50 крытыми местами в каждом для инвалидов и сопровождающих. Такие сектора должны быть оборудованы соответствующими санитарными помещениями и закусочными.

16. Приемлемые с точки зрения количества, чистоты и стандартов санитарные помещения для зрителей обоих полов. Туалеты без сидений не допускаются для зрителей любого пола.

17. Предоставление первоклассного оборудования для СМИ с точки зрения позиций для камер, рабочих мест, телестудий.

18. Первоклассные условия для VIP-персон, включая минимум 200 Mecт в VIP-ложе, зону для приема 400 почетных гостей, возможности для организации приема по 200 гостей каждой из команд-соперниц и достаточное место в непосредственной близости от арены Деревни чемпионов приблизительно на 4000 почетных гостей (только на финал Лиги чемпионов).

19. Наличие международных круглосуточных аэропортов, способных справиться с запросами финала УЕФА (до 80 чартерных рейсов в день дополнительно к регулярному расписанию).

20. Соответствующее статусу турнира размещение в отелях. Для УЕФА и его партнеров требуется не менее 1000 номеров в пятизвездных отелях (для финала Лиги чемпионов) или 500 номеров – для финала Кубка УЕФА. Кроме того, необходимо достаточное количество номеров всех остальных категорий.

Очевидно, что большинству из критериев европейского футбольного союза Лужники соответствуют уже сейчас, а для нормализации остального еще есть время. Кроме того, уже сейчас известно, что одна из главных преград на пути европейского футбола в России – сложный визовый режим, который в случае решения УЕФА в пользу Москвы для участников и гостей финала, скорее всего, будет максимально упрощен.

Источник: Спорт-Экспресс

Новости партнеров

Комментарии: