Марчелло ЛИППИ: “Отдал бы “Золотой мяч” Шевченко”

Марчелло Липпи – 29-й главный тренер в истории сборной Италии. Бывший наставник “Ювентуса” сменил Джованни Трапаттони и возглавил “Скуадру адзурру” 16 июля нынешнего года. Италия под руководством Липпи лидирует в 5-й отборочной группе. На этой неделе итальянцы проведут в городе Мессина товарищеский матч против сборной Финляндии, а накануне небольшая группа итальянских репортеров и корреспондент “СЭ” беседовали с Липпи.

Георгий КУДИНОВ

из Милана

– Вы никогда не скрывали, что всегда мечтали стать тренером сборной Италии. Не жалеете сегодня, что взвалили на себя такой груз ответственности? Не вспоминаете слова Трапаттони, который, уходя, сказал, что Липпи еще предстоит осознать, каково быть тренером “Скуадры адзурры”?

– Быть тренером сборной Италии по футболу – это огромная честь. И в то же время огромная ответственность. Скажу так: в этой работе есть и плюсы, и минусы. Но думаю, что плюсов у нее все-таки больше. Во всяком случае, на сегодняшний день я считаю именно так.

– Сборная Италии уже больше двадцати лет не может выиграть ни одного турнира. Ваша задача – восполнить этот пробел?

– Моя ближайшая задача – вывести команду на чемпионат мира. На мой взгляд, у сборной Италии есть для выполнения этой задачи все необходимое. Не буду лукавить и говорить, что мы – не фавориты своей группы. Италию ведь всегда считают фаворитом любой отборочной группы, так что к этому надо привыкнуть. А вот кто наш главный соперник – Норвегия, Словения или Белоруссия, – еще не понял. Впрочем, так ли это важно? Главное, чтобы мы сами верили в свои силы. Что касается чемпионата мира в Германии, то там надо попытаться выступить как можно лучше. Сегодня рано загадывать, как все сложится, но задачи будут стоять максимальные.

– Чем объясните тот факт, что за довольно короткий промежуток времени вы успели вызвать в расположение сборной уже около 40 разных игроков?

– А вы обратите внимание, сколь насыщен в этом сезоне календарь матчей на клубном уровне. Расширение серии А до 20 команд, участие ведущих клубов в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА, поединки Кубка Италии – из-за этого команды играют по два раза в неделю. На ведущих футболистов выпадает огромная нагрузка. С этим приходится считаться, поэтому, скажем, на товарищеские матчи вызываю ближайший резерв команды, давая возможность кому-то из лидеров отдохнуть. Я ведь сам недавно был клубным тренером, поэтому понимаю, с какими проблемами сталкиваются мои коллеги, расставаясь на несколько дней с игроками. Как тренер сборной я должен работать в контакте с клубными наставниками и понимать их проблемы. Хотелось бы, естественно, чтобы и с их стороны было понимание. Добавлю, что есть еще и второй аспект проблемы. Расширяя список кандидатов в сборную, я даю возможность новичкам или резервистам приобрести уникальный опыт выступления на международном уровне. Одно дело играть в Европе за свой клуб или молодежную сборную, другое дело – за первую сборную. Чем больше у нас будет игроков с таким опытом, тем лучше.

– На каких критериях вы основывались, принимая эстафетную палочку из рук Джованни Трапаттони и создавая “свою” сборную Италии?

– Я взял за основу тот фундамент, который был при Трапаттони. И постарался ввести в “Скуадру адзурру” лучших игроков из молодежной сборной. При этом, повторюсь, попытался наладить контакт с клубными тренерами, чтобы с их помощью определить тот круг новых кандидатур, что предлагает нам серия А.

– Вам не кажется, что в последние годы ведущие игроки не очень-то баловали сборную самоотдачей, энтузиазмом даже в официальных матчах? А уж про товарищеские и говорить не приходится…

– Не хотел бы говорить о том, что было раньше, потому что меня при этом не было. Могу рассуждать о той ситуации, что сложилась сегодня. А она меня радует. Я прибыл в сборную с полными чемоданами идей и энтузиазма и сразу же открыто сказал об этом игрокам. С первых дней пребывания на посту главного тренера сборной я задался целью передать своим подопечным всю свою положительную энергию. И увидел, что у игроков загорелись глаза. Они очень хотят реабилитировать свою команду в глазах Европы. Словом, мой энтузиазм нашел понимание у игроков сборной Италии. Мы все вместе хотим вновь сделать “Скуадру адзурру” одним из лидеров мирового футбола.

– Вы хотите сказать, что игроки стали проявлять больше энтузиазма и накануне товарищеских матчей, от которых они раньше бегали словно черт от ладана?

– Еще раз скажу, что не знаю, как было раньше. Я чувствую доверие к себе и желание игроков выступать за национальную команду. Знали бы вы, сколько я получаю от них звонков со словами о том, что они готовы к тому или иному матчу, как горят желанием надеть футболку сборной своей страны. Уверен, что в своих словах мои подопечные совершенно искренни.

– После пяти матчей сборной Италии под вашим руководством нет ясности, по какой тактической схеме играет команда. Не могли бы вы прояснить ситуацию?

– Мне доводилось слышать, что, мол, моя сборная каждый раз играет по новой схеме. Это не так. У меня есть две базовые расстановки. Первая – 4-3-2-1. Вторая – классическая, то есть 4-4-2. Все остальное – вариации на заданную тему. Если же говорить о слабых местах нынешней сборной, то существует проблема с линейными игроками левого фланга. Если не считать, конечно, Дзамбротты. Но вот в случае его травмы ситуация сразу осложнится.

– Дзамбротта стал одним из двух-трех игроков, к кому после португальского чемпионата Европы ни у кого не было претензий. И в сборной он играет как раз на месте левого линейного. Между тем у вас в “Ювентусе” он начинал правым полузащитником, ведь так?

– Так. Я переквалифицировал правого полузащитника Дзамбротту в сезоне-02/03. Дзамбротта получил серьезную травму на чемпионате мира, а потому выбыл из строя на несколько месяцев. В его отсутствие на правом фланге удачно заиграл Каморанези. Когда Дзамбротта вернулся в строй, Каморанези продолжал играть ярко, поставив меня перед выбором: или он, или Дзамбротта. Но дело в том, что я хотел задействовать сразу обоих. Тогда и поговорил по душам с Дзамброттой. В подобных случаях очень важно, чтобы перед тобой был умный футболист, способный правильно понять и оценить слова тренера. Так и произошло. Я убедил Дзамбротту в том, что он не только способен достойно сыграть новую для него роль, но и стать наследником Паоло Мальдини в сборной. Сегодня считаю Дзамбротту одним из лучших в мире игроков в своем амплуа. Рад, что этот футболист своим трудом добился подобного успеха.

– Вы слишком долго были тренером “Ювентуса”, который многие в Италии либо обожают, либо ненавидят. Вам клубное прошлое не мешает?

– А даже если бы и мешало? Я же все равно не стал бы от него открещиваться. При этом не забывайте, что у меня был и период работы в “Интере”, пусть и недолгий. Тренер сборной должен быть выше клубных пристрастий. Мне кажется, в моем случае не все так плохо, если даже один из лидеров ультрас “Фиорентины” – главного врага “Ювентуса” – недавно нашел для меня добрые слова.

– Вряд ли вы готовы завершить свою тренерскую карьеру после ухода из сборной. Что будет дальше?

– Сегодня рано загадывать, но я действительно не собираюсь ставить точку в своей тренерской карьере. Надеюсь, работа в “Скуадре адзурре” будет не последней главой моего романа.

– Значит, мы можем увидеть вас на тренерской скамейке “Милана” или “Ромы”?

– Исключаю эти два варианта. В Италии я больше не буду работать с ведущими командами, с кем-то из тех клубов, что выиграли скудетто в последние десять лет. Во мне осталась такая большая часть “Ювентуса”, что трудно допустить даже мысль, что смогу тренировать кого-то из его основных конкурентов.

– А как вам вариант зарубежного трудоустройства?

– Не буду скрывать, что меня интригует возможность поработать за рубежом. В частности, в Испании. Мне нравится и сама эта страна, и ее футбол. И есть еще такой важный момент, как язык, – ведь испанский очень похож на итальянский. У меня было в свое время предложение из мадридского “Реала”, но я ответил отказом, потому что работал в не менее великом клубе – “Ювентусе”.

– Считается, что вы большие друзья с сэром Алексом Фергюсоном из “МЮ”. Он не зовет вас принять у него эстафету?

– То ли в шутку, то ли всерьез он каждый раз говорит мне: “Марчелло, ты должен прийти мне на смену”. Мне нравятся его слова, вот только свой пост он никак оставлять не хочет (смеется). А если серьезно, то в данном случае существует большая проблема – английский язык. Я им не владею в достаточной степени, а в то, что можно передать свои идеи через переводчика, не верю. Боюсь себе даже представить, что было бы, согласись я на предложение турецкой федерации принять ее сборную накануне отборочного турнира…

– Так когда же случится ваше возвращение в клубный футбол?

– Дайте же мне здесь сначала немного поработать! Мой контракт с федерацией футбола рассчитан на два года. Но я бы хотел, чтобы моя работа в сборной продлилась дольше – четыре года, шесть лет. Посмотрим, совпадут ли мои желания с моими возможностями.

– Нынешний календарный год подходит к концу. Совсем скоро будут определены лучшие игроки года по разным номинациям. Кому бы вы, например, отдали “Золотой мяч”, который в прошлом году получил ваш подопечный Павел Недвед?

– Будь я журналистом, отдал бы свой голос украинцу Андрею Шевченко из “Милана”. В тренерском опросе, который проводит ФИФА, я указал именно его фамилию. Это прекрасный футболист, который имеет очень хорошую и абсолютно заслуженную международную репутацию.

Источник: Спорт-Экспресс

Новости партнеров

Комментарии: