Борис БЕЛОШАПКА: «В наше время в футболе было больше романтики»

Ветеран “Таврии” в интервью клубной пресс-службе рассказал, что порой доводилось играть при -16 на снегу, что футбол – это тяжелый труд, и о многом другом.

 

Уверенный и рассудительный в воротах, балагур и весельчак за пределами футбольного поля. Именно таким знают болельщики и спортсмены голкипера Бориса Белошапку. В 1986-1991 годах он провел за “Таврию” 221 матч в чемпионатах СССР и 7 поединков – в Кубках страны. Во время карьеры Борис Иванович поражал своими мощными прыжками с места в углы ворот и умением отражать пенальти.

 

— Борис Иванович, где и как начинали заниматься футболом?

 

— Я родился в городе Калиновка Винницкой области. Азы футбола постигал там. Занимался в местной ДЮСШ. Мой первый тренер – Александр Брус. В маленьком районном центре зимой ребятня играла в хоккей, а летом – в футбол. В средней школе я действовал в нападении, а в ДЮСШ меня почему-то сразу поставили в ворота. Мне эта позиция пришлась по душе. К слову, зимой участвовал в соревновании “Золотая шайба” и там тоже играл вратарем.

 

— На кого из вратарей равнялись?

 

— На Харальда Шумахера. Мне импонировала немецкая вратарская техника. В 1980-е годы он считался одним из лучших голкиперов Европы, был хорошим специалистом по отбиванию пенальти.

 

— Вас болельщикиТаврии” тоже помнят, как отлично действовавшего во время 11-метровых ударов. Только в чемпионатах Вы не позволили соперникам симферопольцев реализовать 11 пенальти! В чем секрет?

 

— Возможно, звезды так на небе сходились. (Улыбается) Никакой особой тактики в этих эпизодах у меня не было. Другое дело, что мы с Сергеем Яковлевичем Шевченко после тренировок оставались и очень долго отрабатывали “стандарты”, порой в шутку спорили на мороженое – кто кого перехитрит. Остальные партнеры по команде нас долго ждали тогда в автобусе. Но зато, возможно, это и приносило результат: Сергей отлично выполнял штрафные удары, а мне иногда удавалось отражать пенальти.

 

— Где начали профессионально играть?

 

— В “Днепре” (Могилев), в чемпионате второй лиги СССР. Главным тренером той команды был Анатолий Байдачный, а начальником – Александр Васин. В 1981-м году я приехал играть с ними в составе сборной УССР общества “Трудовые резервы“. Они меня заметили и пригласили выступать за “Днепр“. Вместе со мной взяли еще троих футболистов. В моем дебютном сезоне команда из Могилева заняла второе место, а в 1982-м году – первое, получив путевку в лигу рангом выше. Провел в “Днепре” еще два чемпионата.

 

— А в 1985-м году покинули этот коллектив.

 

— Меня пригласили в команду высшей лиги – “Динамо” (Минск). Провел там сезон. Основным вратарем там был Иван Жикю. А мне хотелось играть в основном составе. Так или иначе, но на меня вышла “Таврия“. Анатолий Заяев от кого-то узнал обо мне. Он пообещал мне квартиру в Симферополе. Я приехал сюда, получил квартиру, стал выступать в столице Крыма. Правда, не сразу – Минск не хотел меня отпускать. Были проблемы с моей заявкой. Но благодаря настойчивости Анатолия Заяева все удалось решить.

 

— Какие были первые впечатления от симферопольской команды?

 

— В 1986-м у “Таврии” был очень хороший состав. Мы добротно выступили во второй лиге СССР. В Кубке Советского Союза, обыграв в том числе московский “Локомотив“, достигли стадии 1-4 финала – матч этого этапа мы проведем в 1987-м году. Словом, коллектив тогда в Симферополе был очень сильный, сплоченный. Первый поединок за “Таврию” я провел 29 марта 1986-го. Мы дома разгромили соперников из Ровно – 3:0. В том же году я отразил и первый пенальти в чемпионате за команду из столицы Крыма – в июле в Одессе в игре со СКА. В сезоне-1987 парировал три 11-метровых в рамках первенства страны. А в 1989-м в августе мы сыграли 0:0 в Запорожье, где мне не забили два пенальти.

 

— Самый памятный парированный пенальти за время выступлений в “Таврии“?

 

— В мае 1987 года мы играли четвертьфинальный поединок Кубка СССР с командой из Харькова. Встреча завершилась вничью – 0:0. А в серии послематчевых пенальти я отбил три пенальти! “Таврия” победила и вышла в полуфинал. За это все футболисты получили звания “Мастер спорта Советского Союза по футболу“. Тогда это очень много значило.

 

— Наиболее запомнившийся матч за “Таврию“?

 

— Самым эмоциональным считаю поединок со сборной СССР. Мы сыграли в Симферополе. Хоть то был и товарищеский матч, но именно он запомнился больше всего, потому что “Таврия” не уступила национальной команде, я сыграл “на ноль”. Да и зрителей на той встрече было очень много! Подобного я не помню ни до, ни после того поединка. Даже на фото видно, что люди заполнили не только все деревянные скамейки на трибунах, но и стояли над чашей стадиона в 3-4 ряда. Людей на том матче было, на мой взгляд, намного больше 30 тысяч! Безусловно, именно “Таврию” считаю командой своей жизни.

 

— Ходят легенды о тяжелых тренировочных сборах “Таврии“…

 

— Занятия были довольно насыщенные. Например, когда мы тренировались в Ялте, то пляж у моря был условно разделен для разных команд. И с 7 утра футболисты из разных городов начинали заниматься. Первой, конечно, была зарядка. Советского футболиста без зарядки даже представить трудно. Считаю, что в зарядке есть очень много плюсов для человеческого организма. И для организма спортсмена, конечно! К примеру, до 2000-х годов мы даже не знали, что такое травмы паховых колец или проблемы со спиной. Во многом отсутствие подобных футбольных напастей было благодаря зарядке.

 

— Лучший партнер в “Таврии“?

 

— Очень надежно, комфортно было играть с Николаем Турчиненко. Он отлично “читал” игру, хорошо действовал головой, умел предвидеть ситуацию.

 

— Тренер, которого больше всего запомнили по игре в “Таврии“?

 

— В 1987-м году работал в нашей команде вторым тренером Виктор Израилевич Каневский. Тогда у нас было как в “Место встречи изменить нельзя”: Вячеслав Дмитриевич Соловьев был, как Шарапов, добрый, а Каневский – наоборот, держал нас в ежовых рукавицах. Когда он уезжал на несколько дней, мы словно отдыхали. Но результат нашей совместной работы, конечно, был неплохой.

 

— Самый коварный нападающий, который доставлял больше всего хлопот?

 

— Довольно часто меня огорчал Виктор Леоненко. Также немало мне забивал Виталий Раздаев из команды “Кузбасс” (Кемерово). Это – лучший бомбардир первой лиги СССР по футболу за всю историю.

 

— Где игралось легче – дома или в гостях?

 

— В Симферополе тогда поле было в идеальном состоянии. Конечно, на “Локомотиве” было гораздо приятнее играть, чем в Екатеринбурге при, допустим, -14. А в Тюмени вообще бывало, что приходилось поздней осенью играть при -16 и на заснеженной поляне. И никто даже не думал переносить подобный матч. В Ярославле тоже доводилось играть на снегу. Поединки проводились через два дня на третий. И никто не хныкал, что приходится часто выполнять свою работу. (Улыбается) В наше время в футболе было больше романтики. И исполнители были сильнее, чем сейчас. Возможно, это и нравилось зрителям, которые заполняли трибуны.

 

— В 1992-м решили попробовать свои силы за границей?

 

— Уехал играть сначала в “Мотор” (Люблин, Польша). Провел там год. А затем еще четыре сезона выступал в Израиле, за “Маккаби” (Яффа). В этой стране был довольно интересный чемпионат. Тогда там играли Уваров, Баль, Герасимец, Пилипчук, Чанов, Гайдаш, Кудрицкий и многие другие футболисты из Советского Союза. Если не ошибаюсь, 45 легионеров в то время в Израиле было. “Маккаби” (Яффа) из арабского района, мы регулярно играли в пятницу. То есть в субботу и воскресенье были, можно сказать, выходные. В целом, там меньше тренировок давалось. А в Союзе ведь было так: январь-февраль-март – трехразовые тренировки, апрель-май-июнь-июль – двухразовые, и только после этого нагрузки уменьшались. В Израиле можно было самому приезжать на матч, за полтора часа до поединка. После игры ты был свободен. Никто тебя не контролировал. Но на тренировках и во время матчей нужно было выкладываться по полной, тащить на себе команду. Иначе легионера легко могли выпроводить из страны.

 

— Какой эпизод из этого этапа карьеры запомнился?

 

— Я приехал на просмотр. Мы встречались с “Маккаби” (Тель-Авив). В первом тайме стоял я. Мы сыграли 0:0. Во второй половине был уже другой голкипер – Сергей Павлов из России, который тоже был на просмотре. После матча известный вратарь Александр Уваров спросил у меня, как я за три дня выучил иврит? Ответ был прост. Я на перчатках нанес слова, необходимые для руководства полевыми футболистами. (Улыбается)

 

— В 1997-м году вернулись в Украину?

 

— До 2000-го года играл в Кировограде, с небольшим (на 14 матчей) возвращением в “Маккаби” (Яффа). На рубеже 20-го и 21-го веков приехал в “Таврию“. Но ни одного официального поединка за симферопольцев не провел, а стал работать тренером по работе с вратарями. Впрочем, я еще чувствовал в себе силы еще играть! Поэтому уехал в Узбекистан, в Кызылкум, где тогда работал Сергей Яковлевич Шевченко. Провел там два сезона, дважды стал призером чемпионата Узбекистана. Сергей Шевченко создал там очень хороший коллектив. Запомнилась победа над гегемоном местного футбола – “Пахтакором” – 2:1. Это было очень престижно и очень сложно сделать. Мы играли… 112 минут, но они так и не смогли сравнять счет. (Улыбается) Тогда в Кызылкуме подобралась хорошая команда – Байрамов, Николаев, которые много лет выступали за сборную.

 

— Но и на этом ваша игровая карьера не закончилась.

 

— В 2003-м году выступал в чемпионате Казахстана, за “Ордабасы” (туда мы снова отправились вместе с Сергеем Яковлевичем Шевченко), а также поиграл за другую команду из Узбекистана – “Андижан“. В 2004-м году мы с Сергеем Шевченко еще раз приехали в Кызылкум. После чего уже повесил бутсы на гвоздь и вернулся в Украине.

 

— Где нашли применение вашему богатому опыту?

 

— Сначала работал в “Кривбассе“, а с 2005-го года трудился в структуре донецкого “Шахтера” – в академии, а затем в третьей команде этого клуба и дубле, где был ассистентом у Валерия Яремченко и с которым мы дважды стали чемпионами молодежного первенства страны.

 

— Чем для Вас стал футбол?

 

— Футбол – это важная часть жизни, но и тяжелый труд. Молодым нужно раз и навсегда усвоить данную истину. Ничего в футболе не дается просто так, легко, без борьбы, без труда. Я, например, родом с маленького города. Поэтому с детства уяснил – или упорно тружусь, или моя судьба – каждый день слышать гудок машиностроительного завода. Я тренировался очень много, с утра до вечера. Ведь особых футбольных данных у меня не было. Всего добился только благодаря упорному труду, настойчивости.

 

— В этом году “Таврии” – 55 лет. Наши поздравления Вам!

 

— Благодарю! Команде желаю подъема по турнирной таблице чемпионата, а в дальнейшем – бороться за место (как минимум) в Лиге Европы, ветеранам – здоровья, болельщикам – оставаться с “Таврией” всегда, приходить на стадион!

Источник: Официальный сайт СК «Таврия» (Симферополь)

Новости партнеров

Комментарии: