Олег ТАРАДАЙ: «В 2004 году в сознании Шевы что-то поменялось. Называл Блохина на «ты»…»

Олег Тарадай (http://dynamo.kiev.ua/)Олег Иванович Тарадай, более 11 лет отработавший менеджером сборной Украины, рассказал о непростых отношениях с экс-капитаном сборной Шевченко, задиристом Воронине, мягкотелом Милевском и оценил перспективы новых лидеров сборной — Ярмоленко и Коноплянки.

 

— В сборную вы пришли в 2002-м…

— Пригласил Леонид Буряк. С Леонидом Иосифовичем мы были знакомы еще по “Черноморцу“, где я работал сначала пресс-атташе, потом начальником команды и директором клуба. В итоге менеджером сборной я отработал 11 лет и 5 месяцев — до 5 июня 2013 года. За это время в национальной команде сменились шесть тренеров — Буряк, Блохин, Михайличенко, Маркевич, Калитвинцев, снова Блохин и, наконец, Фоменко.

 

— Что входило в круг ваших обязанностей?

— По сути я был нянькой для сборников. Отвечал за подбор гостиниц и организацию тренировочного процесса во время выездных матчей, вместе с доктором курировал питание, оформление паспортов и виз команде. Попутно решал кучу мелких организационных вопросов.

 

— Как складывались отношения с футболистами?

— Первое время не мог нарадоваться на Шеву — Андрей вел себя просто образцово. Но в итоге на моих глазах произошла трансформация Шевченко. После того как в 2004 году он выиграл “Золотой мяч“, в его сознании что-то поменялось. У нас с ним был один не очень приятный эпизод. Играли в Загребе с Хорватией. Шева прилетел на матч со своим хорватским массажистом.

 

Кстати, перед игрой хорват зашел в раздевалку сборной и попал под горячую руку Михайличенко. Тренер его просто выгнал.

 

Так вот я забронировал хорвату номер, но был уверен, что оплатит его Андрей — цена вопроса была, как сейчас помню, 212 евро. Все-таки личный массажист имел весьма опосредованное отношение к сборной Украины. Шевченко это очень не понравилось. Андрей начал со мной разговор в стиле “кто я такой и что я здесь делаю”. Я ответил, что мой работодатель — президент федерации, а его дело — играть в футбол.

 

— Как Шевченко отреагировал?

— Обиделся и полгода со мной не общался. Потом все вернулось на круги своя. Хотя мне уже было психологически тяжело с ним разговаривать.

 

— В кулуарах ходила история, что однажды в раздевалке при всей команде Шевченко сказал Блохину: “А ты, Блоха, помолчи”.

— Лично я ничего такого не слышал. Хотя практически всегда находился в раздевалке. Но исключать тоже не могу. Шева был единственным футболистом, кто называл Блохина на “ты”.

 

Было два момента, когда Андрей немного переступал линию. Блохин ему оба раза простил. Наверное, понимал, к кому Шева может пойти…

 

— К абсолютному чемпиону мира в супертяжелом весе Владимиру Кличко в Бердичеве на турнире его имени прорвалась девушка — повиснув у боксера на шее, она истошно вопила: “Володя!!!” Со звездами футбольной сборной Украины случалось подобное?

— Был эпизод в Тбилиси перед игрой со сборной Грузии. Одна девушка попала на стадион во время нашей тренировки. И все занятие кричала: “Хочу Шевченко! Хочу его обнять и поцеловать!”.

 

А в Тиране, когда играли против албанцев, я буквально закрывал Андрея грудью. Одна фанатка ласточкой прыгнула через охранников прямо на Шеву. Скажу вам, эффектнейший акробатический номер! Шевченко в то время был очень популярен в Европе.

 

— Андрея всегда селили в номере одного?

— При мне — да. Ребята после обеда могли играть в карты, а Шеве нужна была тишина, он всегда спал. Помню, в Ереване, когда играли выездной матч с Арменией, Андрей подошел ко мне и попросил, чтобы ему поменяли номер. Сказал, что слишком громко. Не проблема, переселили.

 

Также выделяли одноместный номер Шовковскому. Остальные ребята жили по двое.

 

— Выбор отелей оставался за вами или следовали указаниям главного тренера?

— Обычно тренеры доверяли моему выбору. И накладок никогда не возникало. Были эпизоды с питанием. Например, на чемпионате мира 2006 года в Германии мы поселились в одной из гостиниц Кельна. Отправились на обед. Я начал проверять еду и с удивлением обнаружил, что картошка — из порошка. Естественно, указал на это. Мне ответили, что до нас в гостинице жила одна из африканских сборных, и они ели этот картофель за милую душу. Я ответил: “Пусть представители Африки едят, что хотят, но блюдо нужно поменять”. Бедный повар не знал куда бежать, но в итоге справился.

 

— В свое время Блохин выгнал из сборной Зотова, Закарлюку и Чечера — за нарушение спортивного режима. Часто ребята уходили в загул?

— В 2011 году один из игроков устроил кордебалет. Фамилию называть не буду — он до сих пор в сборной, в последнем матче против Франции в Париже выходил на поле. Начудил прилично. Команда в гостинице остановилась. Он серьезно принял на грудь.

 

Покуражился — разбил зеркало в ванной комнате. Камера видеонаблюдения все это зафиксировала. Хорошо, директор гостиницы вошел в положение — мы быстро уладили вопрос. И игрок никаких травм не получил.

 

— Не про Милевского история?

— С Артемом проблем не возникало. Признаюсь честно: мне он очень симпатичен. Периодически созваниваемся. Милевский просто слишком добрый и мягкий человек, плывет по течению. Не смог удержаться от соблазна больших денег. Голова пошла кругом.

 

— Лучший его друг Алиев — другой?

— Тоже нормальный парень. Единственный минус — очень вспыльчивый и темпераментный. Если Миля — спокойный, то Саша всегда может ответить.

 

— Интересно ваше мнение о нынешних лидерах сборной Украины. Ярмоленко.

— Андрей может пойти по пути Шевы — поймать звезду. Он уже начал понимать, что стоит чуть выше, чем партнеры по сборной. Думаю, ему бы не мешало поработать с психологом.

 

— Коноплянка.

— Женя намного проще. Считаю, и ему, и Ярмоленко для дальнейшего прогресса нужно менять клубы на более качественные. Тогда добьются большего.

 

— С кем из тренеров сборной за 11 лет вам было тяжелее всего найти общий язык?

— Без всякого лукавства, я получал удовольствие от работы со всеми тренерами. Первое время было непросто с Блохиным. Но за время работы со сборной Олег Владимирович стал намного уравновешеннее и спокойнее.

 

— При ком из тренеров обстановка в сборной была наиболее раскрепощенной?

— При Маркевиче, когда ему помогали Калитвинцев и Хацкевич. Манера поведения тренерского штаба, подход к делу — все нравилось. Был какой-то эмоциональный всплеск. Не знаю, чем это объяснить. Возможно, сменой обстановки — переездом сборной из Киева в Харьков (Маркевич тренировал еще и харьковский “Металлист” — ред.).

 

Калитвинцев и Хацкевич сделали более разнообразным тренировочный процесс. Раскрепостили ребят. Помню упражнения на смекалку: два свистка — влево, три свистка — назад, один — вперед, четыре — вправо. Опять же, все это с юмором…

 

— Кто в сборной отличался самой большой любовью к ненормативной лексике?

— Из тренеров — Блохин. Из футболистов — Ракицкий, Кучер и Шевчук.

 

Михаил Фоменко сумел вывести сборную Украины в стыковые матчи ЧМ?2014 и после домашней феерической победы над французами, казалось, был близок к тому, чтобы сделать сказку былью. Что представляет собой Михаил Иванович как человек?

— Мы с ним очень мало контактировали. Фоменко замкнутый. Могу лишь сказать, что у него были самые продолжительные установки — до получаса. Предыдущие наставники обычно укладывались в 15–20 минут.

 

— А почему вы мало общались?

— Не до того было. Когда в федерации поменялось руководство, а затем и тренерский штаб сборной, волна перемен накрыла ФФУ. Новое руководство стало искать рабочие места для своих людей. В футболе это нормальное явление.

 

— И многих смело той волной?

— Трудовые соглашения были прекращены с 35 работниками. Я ушел в отпуск на две недели. А когда вернулся, рядом со мной в кабинете сидел еще один менеджер сборной. Я должен был ему помогать. По сути, это была уже не работа.

 

— Чем решили заняться?

— 4 месяца тренировал любительскую футбольную команду в Кировоградской области. Для меня это дело чести. Решил отдать часть знаний, которые приобрел за время работы в большом футболе.

 

— Видите себя тренером?

— В большой футбол возвращаться не хочу — дважды в одну реку не входят. Хочу реализоваться как детский тренер. Отсутствие футбольных полей, квалифицированного тренерского корпуса — бич нашего детского футбола. Поэтому даже футболистов сборной иногда называют деревянными.

 

Ведь что такое футбол? Взаимодействие ног и мяча. А у нас для игроков национальной команды сделать 3–4 точные передачи — за счастье. Сказывается отсутствие работы с мячом в детские годы. Все должно начинаться с азов, а азов нет. Мячей нет, амуниции, инвентаря. Дети играют на огородах… А ведь Кировоград дал большому футболу Поркуяна, Михайлова, Канчельскиса, Коноплянку!

 

Проблема не только в отсутствии должной инфраструктуры. Трагедия в том, что в большинстве своем детские тренеры — дрессировщики. А тренер должен быть прежде всего педагогом.

Источник: Советский спорт

Новости партнеров

Комментарии: