Анатолий БЕССМЕРТНЫЙ: «Михаил Фоменко — наставник строгий»

Он коренной киевлянин, но в родном для него клубе — киевском “Динамо” — Анатолию Бессмертному удалось поиграть всего два года.

 

В последнее время бывший защитник, выступавший на позиции либеро, успешно проявляет себя в тренерском амплуа и, пожалуй, входит в число самых перспективных специалистов страны.

 

— Анатолий, вы пре­бываете в отличной спортивной форме! Тот, кто видел вас в деле на площадке зала ЦСКА в Киеве, где проходят матчи “Бизнес-лиги”, ни­когда не поверит, что в январе вам исполнилось 45…

 

— Спасибо за компли­мент. Стараюсь не рассла­бляться. Лишнего веса нет — уже хорошо. В “Полтаве”, где я работаю, бегаю кроссы наравне со своими подопеч­ными, посещаю спортзал. Да и игровых навыков, наде­юсь, растерять не успел. Ко­нечно, участвовать в матчах высокого уровня уже вряд ли могу, но без мяча по-прежнему себя не мыслю.

 

— Вы родились в Киеве, и, как и у всех нормальных пацанов, у вас в детстве была мечта…

 

— … Играть в “Динамо“! Любовь к этому клубу впи­тал, как говорится, с моло­ком матери. С гордостью ношу звание воспитанника динамовской школы, мой первый тренер — Владимир Иванович Онищенко.

 

— В “основу” своего род­ного клуба вы шли околь­ными путями…

 

— После выпуска попал в “дубль”, но там столкнулся с очень высокой конкуренци­ей. В результате меня отпра­вили в симферопольскую “Таврию“. Тренировали крымчан Вячеслав Соловьев (тот самый наставник, с которым “Динамо” в 1961-м выи­грало свое первое золото чем­пионатов СССР) и не менее легендарный Виктор Канев­ский. У таких специалистов мне бы учиться и учиться, но тут наступил призывной воз­раст, и меня отрядили в При­карпатский военный округ. Месяца два шагал по плацу, как и полагается, носил ар­мейскую форму. Затем забра­ли в спортроту, а уже оттуда — в команду “СКА-Карпаты” (Львов).

 

— Что такое армейская жизнь, хорошо прочувство­вали?

 

— Было много разных слу­чаев. Сегодня роешь траншею, завтра ее закапываешь. Все прошли через это. Одним из дембелей у нас был, к слову, Сергей Ковалец, который на год старше меня. Благо дедов­щины с его стороны по отноше­нию ко мне не было (улыбает­ся). Ни тогда, ни позже в “Динамо“, в котором мы оба оказа­лись через несколько лет.

 

— Как состоялось ваше возвращение в Киев?

 

— Пришлось поиграть еще в “Галичине” из Дрогобыча, где я дослуживал. По­сле окончания службы в ар­мии провел год в мукачевском “Прибористе”, и уже потом меня пригласили в “Динамо“. Хотя были вари­анты и с другим “Динамо” — московским, и с “Черно­морцем”. С одесситами, при­знаюсь, даже контракт ­подписал, но Киев в последний момент перехватил. Приметил меня Михаил Михайло­вич Коман, да и Онищенко, наверное, замолвил словеч­ко, поскольку знал меня очень хорошо. Я попал в ко­манду в самом конце 1991 года и еще успел принять участие в матче в розыгрыше Кубка СССР против минско­го “Динамо“.

 

— Поединки в еврокубках с вашим участием мож­но пересчитать по пальцам, но примечательно то, что три из них вы провели про­тив легендарной “Барсело­ны” Йохана Кройффа.

 

— В начале 90-х жребий сводил нас с каталонцами с потрясающей регулярно­стью. Несомненно, на тот момент “сине-гранатовые” были лучшим клубом мира! С таки­ми футболистами, как Стоичков, Лаудруп, Бакеро, Гвардиола, Ромарио, сыграть было очень почетно.

 

— Как удалось победить грозную “Барсу” вдесяте­ром в памятном матче в сен­тябре 1993-го в Киеве?

 

— После удаления Сереги Мизина, которое случилось, кажется, на 28-й минуте, вся команда дополнительно спло­тилась, мобилизовалась. Ми­хаил Иванович Фоменко — наставник строгий, и чтобы не подставлять Мизина под праведный гнев тренера, мы из кожи вон лезли.

 

— В той игре вы персо­нально действовали против Стоичкова…

 

— Да, причем первая наша дуэль на футбольном поле произошла за полтора года до этого, когда на Республикан­ском мы уступили — 0:2. Тогда я сыграл неудачно — болгарин из-под меня смог забить. Поэтому во второй нашей встрече уже учел ошибки: болгарина почти не было вид­но на поле.

 

— Через две недели в Барселоне все встало на свои места. Чуда не произо­шло?

 

— За это время каталонцы, видимо, пересмотрели свое отношение к нам — поняли, что забрасывать нас шапками не стоило. Настрой у них был совершенно другой, а класс исполнителей, конечно, по­зволял ликвидировать и не такую разницу в счете. В от­ветной игре Михаил Ивано­вич доверил мне стеречь Ро­марио (у Стоичкова был кон­фликт с руководством, и он матч пропускал). Бразилец отвозил меня по полной про­грамме, обстучал все штанги, но не забил.

 

— Против кого играть было сложнее — против Стоичкова или Ромарио?

 

— Оба — форварды экстра-класса, но бразилец был более гибким, что ли. Да и вся ката­лонская команда с ним отлич­но взаимодействовала — па­сы, выверенные до миллиме­тра, шли под удобную ногу. В целом “Барселона” выглядела как машина, в механизме ко­торой нет ни единого сбоя. Противопоставить ей что-то было почти невозможно.

 

Киевское “Динамо” в те годы переживало не луч­шие времена. Многие игро­ки позже признавались, что у клубного руководства не хватало денег на качествен­ное питание, межсезонные сборы…

 

— Я был молодым футбо­листом и, возможно, многих вещей не понимал. Сложно сказать, что творилось в руководстве, но все самые элемен­тарные условия для занятий мы имели. Да, зарплата была небольшая, но выплачива­лась исправно. На базе нас кормили, да и сборы все так же продолжали проводить за границей.

 

— Когда в начале 1994 го­да четверо динамовцев (вы, Кутепов, Грицына и Хруслов) уехали в “Динамо-Газовик“, российские газе­ты писали: “Козаки вы­зволяют Тюмень“.

 

— После того, как в 1993-м Фоменко по неизвестным причинам покинул “Дина­мо” (поражение от “Барсело­ны” было единственным за много месяцев, да и игра, и результаты команды на внутренней арене радовали), коллектив принял Йожеф Сабо, который начал стро­ить новую команду и от услуг нашей четверки решил от­казаться. А поскольку играть нам очень хотелось, то согла­сились на предложение Гри­гория Михайловича Суркиса, ставшего к тому времени президентом коллектива, отправиться в тюменский “Динамо-Газовик“.

После первого круга рос­сийского первенства тюменцы шли на последнем месте. Задача была остаться в выс­шем дивизионе, и с этой за­дачей мы блестяще справи­лись. Чемпионат мы завершили в верхней части тур­нирной таблицы, при этом забрали очки у лидеров, сы­грав, к примеру, вничью с московскими ЦСКА и “Спартаком“.

 

— Тюменскую команду в том сезоне возглавлял Эдуард Малофеев. Почув­ствовали, что такое “искренний футбол“?

 

— Этот термину нас в раздевалке на установках зву­чал часто. Эдуард Василье­вич пропагандировал агрессивные действия в атакующей фазе, что базировалось на хорошей физической подготов­ке коллектива.

 

— Знаменитые установ­ки Малофеева запомни­лись?

 

— Они стихи нам читал, и притчи рассказывал! Иногда мог забыть продиктовать со­став на игру, но несколько своих анекдотов перед мат­чем стабильно выдав ал. Ребя­та между собой, конечно, посмеивались, но, во всяком случае, не скучали, хотя мно­гие установки длились по часу и больше. Зато после этого выходили на поле с горящими глазами. Что и говорить, мо­тиватор Эдуард Васильевич был сильный!

 

— За карьеру вам дове­лось поработать со многи­ми известными специали­стами. Кто внес наиболь­шую лепту в ваше футболь­ное развитие?

 

— Прежде всего, благода­рен Владимиру Онищенко, который дал путевку в боль­шой спорт, научил азам. А в целом, у всех тренеров, под чьим руководством играл, старался брать лучшие каче­ства. Не жаловался на взаи­мопонимание с Михаилом Фоменко, Анатолием Пузачем, Эдуардом Малофеевым, Сергеем Андреевым, у кото­рого не один год играл в “Ростсельмаше”.

 

Для ростовчан Андреев — легенда и имеет такое же зна­чение, как, например, Олег Блохин для киевского “Дина­мо”. У Сергея Васильевича от­мечу европейский подход и в работе, и в общении с футболистами. Когда он впервые после одной из тренировок пригла­сил меня поиграть на бильяр­де, я был несколько шокиро­ван. По сравнению со стилем общения, с которым я сталки­вался в своих предыдущих ко­мандах, контраст был рази­тельный! Кстати, с Андреевым поддерживаем прекрасные отношения и сейчас.

 

Слова бла­годарности могу сказать в адрес Сергея Морозова, под на­чалом которого выступал в черкасском “Днепре“, Алек­сандра Рябоконя (у него доигрывал в “Борисфене“), Сергея Юрана. С Сергеем мы одногод­ки, но в начале 2000-х он уже начал тренерскую карьеру в “Динамо” (Ставрополь), где я провел полтора года.

 

— В 2010 году в вашей жизни начался и сейчас успешно продолжается но­вый большой проект — ФК “Полтава”…

 

— К этому времени я уже успел познать с этим коллек­тивом и падения, и взлеты. Но положительных моментов все же было гораздо больше, чем отрицательных. Прези­дент клуба — Леонид Соболев — человек слова. Помните, как Мюллер “17-ти мгновени­ях весны” говорил? “Никому нельзя верить. Мне можно”. Так и наш президент — если дал обещание, то его обязательно выполнит. Сейчас за­канчивается строительство новой тренировочной базы, где команда круглый год мо­жет тренироваться на искус­ственном поле отличного ка­чества.

 

За два года под моим руко­водством, с 2010-го по 2012-й, коллектив поднялся из второй лиги в первую. Летом 2013-го стали работать в паре с Ильей Близнюком, с которым вместе играли еще в Ростове. У него по сравнению со мной больше тренерского опыта, и я сам позвонил Илье и предложил возглавить “Полтаву”. У него есть чему поучиться. В наших ближайших планах — создать команду, с которой все будут считаться и которая стабильно будет занимать место в пятерке.

 

— Как ваш клуб уживает­ся в одном городе с “Ворсклой“, у которой, по впол­не понятным причинам, во много раз больше болель­щиков?

 

— Мы не конкурируем с “бело-зелеными” в плане привлечения зрительской ауди­тории. У нас с ними нормаль­ные рабочие отношения. Мы понимаем, что “Ворскла” в городе — флагман. Однако благодаря тому, что мы территориально привязаны к кон­кретному району Левада, у нас есть наша стабильная пу­блика, свои фанаты. Думаю, “Полтаву” в этом плане мож­но сравнить с киевскими “пи­воварами”.

 

— Расскажите о вашей семье.

 

— Жена Юлия и шести­летняя дочь Елена — мой тыл, которому я посвящаю все свободное время. Как только появляются выход­ные, спешу из Полтавы в Ки­ев, благо расстояние между городами не такое большое. В свое время супруга следо­вала за мной, как жена дека­бриста, и в Тюмень, и в Ростов, и в Новороссийск. Так что сейчас отлично разбира­ется в географии наших вос­точных соседей и, конечно, живо интересуется всеми футбольными новостями.

 

— У каких тренеров вы предпочитаете учиться?

 

— Футбол с каждым годом все больше глобализируется, и сейчас информации много. Стараюсь черпать что-то хо­рошее у того же Гвардиолы, у Моуриньо. Но в то же время понимаю, что любая копия будет хуже оригинала. Иде­альным для всех ты никогда не будешь, но нужно выраба­тывать свою линию и гнуть ее до конца.

Источник: Динамо Киев от Шурика

Новости партнеров

Комментарии: