Мудрец из Орталесы

Совсем недавно наш бренный мир покинул тот, кого величали Мудрецом из Орталесы.

 

Всегда обидно, когда умирают люди, которые олицетворяли собою целую эпоху. Неважно где, в спорте, литературе или кино, такие вот уходы всегда навевают грусть. К ним нельзя подготовиться, их нельзя не заметить, и в глубине души каждого, кто узнал об утрате, всегда есть место непониманию. Как так? Еще вчера, казалось бы, он творил историю, а сегодня уже, получается, нет.

 

То же самое и с Луисом Арагонесом. С одной стороны, этот человек за свою жизнь успел сделать очень многое, на его счету трофеи в испанской Ла-Лиге, победы в Кубке Короля, и даже исторический триумф на Чемпионате Европы. А вот с другой стороны, нам все еще не верится, что Мудрец из Орталесы никогда больше не выйдет к журналистам, чтобы дать предельно краткий комментарий по поводу собственного, как всегда резонансного решения…

 

 

“Большие бутсы”.

 

Луис Арагонес родился и вырос одном из рабочих пригородов Мадрида – Орталесе. Заниматься футболом паренек начал в очень юном возрасте – еще в бытность учеником иезуитского колледжа. Но при этом его талант не оказался неотмеченным скаутами профессиональных команд, и вскоре юниору предложили заниматься в системе “Хетафе“. Было это в 1957 году.

 

Правда, в “Хетафе” Арагонес играл недолго. Им заинтересовался не кто-нибудь, а сам мадридский “Реал“, который и выкупил права на молодого нападающего у куда более скромного клуба из пригорода столицы. Но при этом “сливочные”, которые в то время располагали одним из наиболее звездных составов в европейском футболе, давать молодому Арагонесу игровое время не торопились. Вскоре Луис был отправлен сначала в одну аренду, затем вторую, третью… За три года, что их провел Арагонес по арендам в “Рекреативо“, “Овьедо” и “Эркулесе“, молодой игрок понял лишь одно: в “Реал” он больше не вернется никогда. Именно эти слова Луис Арагонес и поведал легендарному дону Сантьягу Бернабеу, когда покидал стан испанского гранда.

 

Не думаю, что поначалу президент “Реала” расстроился. Однако уже через несколько лет, увидев успехи молодого таланта, он наверняка изменил свое мнение. Оказавшийся не нужным мадридцам, Луис Арагонес подписал контракт с еще одним королевским клубом – “Бетисом” из Севильи, где на протяжении трех сезонов был безусловным титуларом, забив за это время 33 гола.

 

Постепенно об Арагонесе начинали говорить, и вот уже в 1964 году права на форварда приобрел еще один легендарный президент – дон Висенте Кальдерон, пригласивший игрока в стан “кольчонерос”. Пожалуй, этот переход и стал главной вехой в биографии Арагонеса-футболиста.

 

Времени на раскачку в Мадриде Арагонесу не потребовалось, и уже с первых матчей Луис стал главным заводилой и организатором атак “Атлетико“. Его передачи были великолепны, он прослыл лучшим исполнителем стандартом в Примере, а “матрасники” с Арагонесом в составе трижды побеждали в Примере, дважды – поднимали нал головой Копа-дель-Рей, и даже пробивались в финал Кубка Европейских Чемпионов (где наш герой провел единственный мяч своей команды в ворота “Баварии“). Что примечательно, практически все крупные победы “Атлетико” того времени связаны с результативными действиями Арагонеса: за 265 игр в составе “матрасников”, Арагонес провел 123 гола, и однажды даже стал лучшим бомбардиром испанской Примеры.

 

За эти успехи болельщики “рохибланкос” и прозвали нападающего “Большие Бутсы”, акцентируя внимание на умении Луиса Арагонеса забивать большие мячи в важных матчах.

 

 

От игрока к тренеру. Ранние годы на банкилье.

 

Собственно, переход Арагонеса на тренерскую работу произошел как-то сам собой. Дело в том, что в 1974 году, Арагонесу уже стукнуло 36, но при этом он все еще оставался лидером, и одним из самых опасных игроков в составе “матрасников”. Молодежь пыталась ему подражать, для всех своих партнеров он был непререкаемым авторитетом, и поэтому решение дона Висенте Кальдерона назначить Арагонеса тренером команды, как-то никого не удивило. Позже, сам Кальдерон сказал, что он по сути никого не назначал – он просто узаконил реальное положение дел в команде. В команде, где еще с конца 60-ых главным авторитетом и лидером раздевалки был именно Луис Арагонес.

 

Вот и получилось, что сначала Арагонес отбегал все 90 минут в составе “матрасников” как игрок, а уже спустя неделю он чинно восседал на банкилье, наблюдая за игрой своих вчерашних партнеров по команде.

 

Впрочем, этот факт нисколько не повлиял на успешность Арагонеса-тренера. Вчерашний футболист очень быстро понял, что к чему в тренерском ремесле, и на протяжении четырех лет, его “Атлетико” завоевал сначала Межконтинентальный Кубок, а затем и Копа-дель-Рей. Также в 1977 году Луис Арагонес смог привести “Атлетико” к победе в Ла-Лиге. Именно тогда, в середине 70-ых, болельщикиАтлетико” прозвали Арагонеса Мудрецом из Орталесы, отмечая живость его ума и логичность рассуждений, которые помогали “матрасникам” добывать одну победу за другой.

 

Тем не менее, несмотря на череду побед своей команды и блестящие перспективы на тренерской скамье, в середине 1977 года Арагонес решил передохнуть и отойти от дел. Отдых наставника затянулся и вернулся к делам он лишь спустя два года. Тогда Арагонеса опять пригласили в “Атлетико“, но на этот раз ничего у Луиса не получилось. Костяк команды, с которым Арагонес добивался больших побед, уже состарился, на его место пришли новые ребята, а поднять их на новый уровень Арагонес не сумел. После чего Мудрец с Орталесы опять ушел в себя.

 

Чтобы понять причины поражений и найти выход из ситуации, Арагонесу понадобилось три года. В 1982 году он опять вернулся в “Атлетико“, но на этот раз его возвращение получилось триумфальным. Команда Арагонеса завоевала Копа-дель-Рей и Суперкубок Испании по ходу сезона, после чего молодого и перспективного тренера пригласили в кризисную в то время “Барселону“, на место провалившегося Терри Венейблса.

 

В “Барселоне” у Арагонеса опять все срослось: очередной в карьере Копа-дель-Рей покорился наставнику уже в первом его сезоне на “Камп-Ноу”. Также Арагонесу удалось вытащить “Барсу” из кризиса, существенно улучшив турнирные позиции команды.

 

 

От вызова к вызову. Бурные девяностые Луиса Арагонеса.

 

В девяностые годы приоритеты тренера несколько поменялись: ему стало неинтересно подолгу работать с одной командой, и он предпочитал заниматься интересными краткосрочными проектами. Одним из таких проектов была “Севилья“, образца начала девяностых. В то время андалусийский клуб мог себе приобретать довольно известных игроков, таких как Тони Польстер или Диего Симеоне. Также в команде Арагонеса один сезон провел постаревший, но от этого не менее гениальный Диего Марадона. Пожалуй, то был действительно исторический отрезок для севильцев: именно в те времена в футбольную “Севилью” вместе с Луисом Арагонесом пришли большие победы, которые не покидают “Рамон Санчес Писхуан” до сего времени.

 

Потом была “Валенсия“, где у Арагонеса по рукой были мастера вроде Ариэля Ортеги, Клаудио Лопеса и Гаиски Мендьетты. Уже в первый свой сезон на “Месталье“, Мудрец и его коллектив занял вошел попал в тройку лучших команд Примеры. Казалось бы – вот она, работа, которая обеспечит Арагонеса славой и победами, но и здесь наставник не остался. Он сначала уехал тренировать намного более скромный “Бетис“, а уже потом – и вовсе отправился поднимать с колен “Реал Овьедо“.

 

Очередной громкий успех Арагонеса ждал уже вначале нового тысячелетия. В то время Мудрец как раз принял середняка Примеры – “Мальорку“, которая под руководством Арагонеса сумела стать серьезной силой в испанском футболе, и даже входила в число призеров первенства.

 

Благодаря Арагонесу и его умению находить талантливых футболистов, мир узнал о мощном и забивном форварде Диего Тристане, о скоростном и очень техничном вингере Альберте Луке, а игра камеранца Лаурена засияла новыми красками. До сих пор фаны “Мальорки” признают, что именно с приходом Арагонеса начался золотой период в истории их команды, и именно Луис Арагонес привил команде из Балеарских островов главный компонент для достижения больших целей – несокрушимый дух победителей.

 

Где бы ни работал Арагонес, он повсюду пытался привить своим подопечным желание побеждать в каждом матче. При этом сами футболисты утверждают, что он никогда не называл игроков по именам. В ходу у Арагонеса были словечка, вроде “парень”, “игрок”, “вратарь”, и т.д. При этом такое положение вещей нисколько не обременяло футболистов. Даже напротив – игроки, которым довелось работать под руководством Арагонеса в унисон утверждают, что такое отношение между тренером и футболистами делало всю команду в равной степени ответственной за результат, повышало мотивацию футболистов, заставляло их на поле доказывать тренеру собственную силу и необходимость команде.

 

Но и в сказочной Пальме, которая должна была присниться подруге российского шансонье, удержать Арагонеса не получилось. Быть может, он бы еще остался на сезон-два на Балеарских островах, но в то время в беду попал родной клуб Мудреца – “Атлетико“, вылетевший в Сегунду, и нуждавшийся в спасителе.

 

Арагонес, не долго думая, стал этим спасителем, вывел матрасников обратно в Примеру, после чего стал героем не только в глазах опытных фанов “рохибланкос”, но и превратился в кумира молодого поколения “матрасников”. Еще бы: команда, казалось, находилась на самом дне, но Арагонес сумел за считанные месяцы найти скрытые резервы в коллективе, и вернуть к жизни уже почти убитый менеджерским талантом Хесуса Хиля клуб.

 

 

Фурия Роха. Блестящий финал достойной карьеры.

 

И, наконец, после очередного подвига, на Арагонеса обратила внимание Федерация Футбола Испании. Чиновники решили, что умудренный опытом Мудрец сможет вывести на новый уровень Фурию Роху, и доверили ему тренировать главную команду страны.

 

Что было потом – пересказывать, думаю, не надо. Все итак помнят и погром командой Арагонеса украинцев на ЧМ-2006, и поражении испанцев в поединке с великолепной Францией Зинедина Зидана, и триумф Фурии уже через два года, на Евро-2008. Помнится, все тогда восхищались блестящем балансом между контролем мяча и скоростными прорывами испанской сборной. Мы спрашивали друг у друга: а кто такой этот Маркос Сенна, и почему мы раньше не видели этого шикарного игрока? Мы недоумевали, куда подевался, казалось бы, вечный Рауль, но в то же время мы восхищались невероятно эффективным Давидом Вильей. И пока мы задавали больше вопросов, чем получали ответов, в самой Испании болельщики в очередной раз молча преклонились перед талантом Мудреца из Орталесы. Именно он, и никто другой, своими непонятными стороннему глазу решениями, подарил миру ту сборную Испании, которая вот уже четыре года громит всех и вся по всему миру.

 

Собственно, в этом весь Арагонес. Его решения не всегда поддавались логике, и поэтому вызывали целые дискуссии в журналистской и болельщицкой среде. Его стиль (в который входили всегдашний спортивный костюм с формулировкой “мне так удобнее”, и обязательная сигарета) хоть и не был образцовым, зато явственно подчеркивал натуру наставника. Человек с народа, он так никогда и не стал другим. Простой, немногословный, склонный к волюнтаристским решениям, которые почти всегда позволяли его командам расти и побеждать – именно таким запомнили целые поколения испанцев Луиса Арагонеса.

 

Он не был самым титулованным тренером своего времени. Он не стал частью поп-культуры, и его лица не встретишь на громадных плакатах. Он просто делал свое дело. Делал, как умел, а умел – очень даже неплохо.

Источник: ПРО ФУТБОЛ

Новости партнеров

Комментарии: