Расширение России отменяется

Сумрачное утро понедельника не предвещало ничего доброго. Скажу откровенно: на Лужнецкую набережную, где определялось количество участников чемпионата премьер-лиги 2005 года, я собирался, как на похороны. Нет, исполком РФС не мог официально расширить лигу до 18 команд – он мог только проголосовать за вынос этого вопроса на конференцию футбольного союза. Но такое голосование – оно ведь как приказ. Выскажись исполком за расширение, пути назад уже не было бы.

Великий аппаратчик

После того как за какой-то месяц половина президентов клубов РФПЛ как по команде сменила свои позиции в вопросе о расширении лиги на 180 градусов, вердикт исполкома РФС казался предрешенным. Если нашлись в России разнообразные рычажки и кнопочки, благодаря которым из 16 богатых и влиятельных людей не отступили только четверо, – с чего вдруг будет сопротивляться исполком, который никогда не отличался духом фронды и наполовину состоит из безвестных “представителей регионов”?

Для того чтобы представить себе Вячеслава Колоскова в роли борца за справедливость, нужно было обладать мощным воображением. В иные дни мы знали его как человека, который, скажем, за считаные месяцы может кардинально поменять свое мнение о совмещении постов главного тренера клуба и сборной. В роли преследователя участников договорных матчей руководитель РФС тоже не был замечен, отрицательно отнесся к идее о независимом иностранном тренере во главе сборной… Хронические неуспехи этой сборной, увенчавшиеся 1:7 в Лиссабоне, со временем в глазах болельщиков стали олицетворять не мелькавшие, как в калейдоскопе, тренеры, а именно он, чиновник с четвертьвековым стажем. Непотопляемый. Какой-то уж слишком довольный жизнью.

Но в труднейший для своей карьеры момент, в разгар открытой войны с министром спорта великий аппаратчик Колосков нашел единственный ход, который мог развернуть вектор общественного мнения в его сторону. Мы вправе объяснять принципиальность президента РФС в вопросе о расширении лиги любыми кулуарными причинами – но кто теперь будет спорить, что именно он встал на пути самого позорного решения в истории российского футбола?

– Если бы исполком проголосовал за 18 команд, я сегодня же написал бы заявление об уходе, – заявил в понедельник Колосков. – Пойди мы по этому пути, у нас через год было бы 20 команд, через два – 22. Все это непрофессионально и нечестно по отношению к футболу. А я не марионетка. Исполком избрал меня для того, чтобы я соблюдал устав и регламент, и если бы этого не произошло, я был бы вынужден уйти.

Никто не знает, было бы в действительности написано президентом РФС заявление об уходе или нет. Никому теперь не дано выяснить, зависело ли решение исполкома, скажем, от итогов выборов в Волгограде. В конце концов, главное не это. А то, что Колосков, как ни фантастично это звучит, действительно проявил себя как гарант закона.

Уже после исполкома, на пресс-конференции, президент РФС на полуироничный вопрос: “Приятно чувствовать себя поборником справедливости?” – на полном серьезе ответил: “А я всегда выступаю в этой роли”.

Положим, не всегда, Вячеслав Иванович. Но после событий минувшего понедельника у тех, кто жаждет отправить вас в отставку, задача будет куда сложнее.

Загадка Алешина

Как все было на Лужнецкой? Об этом я узнал от одного из членов исполкома, пожелавшего остаться не названным. Перед обсуждением первого вопроса повестки дня Колосков зачитал обращение РФПЛ. И тут же поставил на открытое голосование – вносить вопрос о расширении лиги в повестку или нет. “За” высказались 10 человек. “Против” – 13. Сам президент не голосовал: как он разъяснил позже, это происходит только в том случае, если мнения разделились поровну. А здесь равенства не было бы, даже если бы присутствовали три президента клубов, на заседание не прибывшие: в отличие от Владимира Горюнова и Германа Ткаченко Валерий Филатов всегда являлся непримиримым противником расширения. Да и как проголосовал бы глава “Крыльев”, я бы с уверенностью прогнозировать не стал.

С другой стороны, были в голосовании и сюрпризы. Так, по словам того же источника, Владимир Алешин, хозяин одного из четырех клубов – противников расширения, вдруг оказался в противоположном стане. Возможно, Алешин вовсе не собирался поддерживать расширение – а просто был за то, чтобы обсуждение этого вопроса включили в повестку дня. Может, высказаться человеку хотелось. Но факт остается фактом.

Из известных в футбольном мире людей так же, как Алешин, по нашей информации, проголосовали Евгений Гинер и Юрий Заварзин. В то время как против рассмотрения вопроса о расширении высказались, в частности, Никита Симонян, Алексей Парамонов, Владимир Радионов, Александр Чернов, Николай Левников.

На этом тема был закрыта – хотя, по словам источника, занавес опускать еще рано. Причем якобы наибольшую активность проявляет теперь не “Ротор”, о котором много говорилось в последние дни (Владимир Горюнов после поражения на выборах губернатора Волгоградской области на исполком, как вы уже знаете, не приехал), а “Кубань”. По некоторым сведениям, нельзя исключать того, что богатые краснодарцы попытаются “вписаться” в премьер-лигу-2005 иным способом – заменив в ней “Аланию”, чье будущее сейчас в полнейшем тумане.

Надо заметить, что страсти по расширению на исполкоме РФС так и не закипели – Колосков поступил умно, проведя голосование в самом начале заседания. Куда больший резонанс вызвал отчет Георгия Ярцева. По словам нашего источника, исполком рассчитывал, что главный тренер сборной явится с подробными технико-тактическими характеристиками игроков, проанализирует собственные ошибки в осеннем цикле и уйдет от привычных штампов. Ярцев же вышел на доклад почти без подготовки, с одним-единственным листком. Продекларировал: “Я с себя ответственности не снимаю”, но затем вместо тренерского анализа присутствующие услышали знакомые ссылки – на травмы, календарь… О собственных ошибках речь так и не зашла.

Потому Ярцеву, признав его работу неудовлетворительной, и дали три недели на разработку детальной программы действий. Если она не будет представлена, в конце декабря исполком может отправить главного тренера сборной в отставку.

У лжи десятки подпольных кличек

Вернемся, однако, к несостоявшемуся расширению. Вот любопытные факты.

16 сентября, спустя два дня после знаменитого решения КДК по поводу драки в матче “Сатурн” – ЦСКА, в столичном “Президент-отеле” состоялась неформальная встреча глав ряда клубов премьер-лиги. По нашей информации, на этом экстренном собрании были представлены семь команд – “Локомотив”, “Торпедо”, “Спартак”, “Москва”, “Шинник”, “Сатурн” и “Амкар”. Приглашение прислали и “Зениту”, но в этот день питерцы играли домашний матч с “Црвеной Звездой” и прибыть не смогли.

Стихийно сформировавшаяся оппозиция руководству РФПЛ согласовывала позиции по множеству вопросов – в том числе и по теме расширения. По словам некоторых участников встречи, все в тот момент дружно обещали, что будут выступать категорически против такой идеи. Правда, некоторые сомнения в полной достоверности этой информации вызывает позиция “Амкара” – одного из тогдашних аутсайдеров.

“Зенит” и “Крылья” во встрече не участвовали, но четко озвучили свое негативное (опять же на тот момент) отношение к идее расширения в анкете “СЭ” от 6 октября. Из лидеров российского футбола лишь ЦСКА держал нейтралитет, что легко объяснить постом Евгения Гинера в премьер-лиге. Но даже без него больше половины президентов клубов нашего высшего дивизиона в середине сентября были против расширения.

И какая же коллективная потеря лица приключилась совсем недолгое время спустя! Причем новое обсуждение темы – с 11 голосами за расширение против четырех – случилось за тур до конца чемпионата. Это, увы, яркий показатель того, какие нравы царят в нашем футболе. Да и не только в футболе.

Хотелось бы когда-нибудь узнать поподробнее о механизме этой невзорвавшейся бомбы. Кем и с чьей помощью была запущена идея и обработаны люди, которые только что высказали противоположную точку зрения? “Когда позиция меняется, это может быть вызвано различными рычагами – административными, финансовыми, – рассуждал позже один из немногих принципиальных “антирасширистов”, хозяин “Спартака” Леонид Федун. – Чтобы держать собственную твердую позицию, надо под этим иметь материальную основу”. Так какими же были эти рычаги? И почему материальная – а скорее все-таки моральная – основа нашлась только у “Спартака”, “Локомотива”, “Москвы” и “Торпедо” (причем у последнего, как выяснилось, тоже не до конца)?

“У лжи десятки подпольных кличек”, – писал Сергей Довлатов. На нас вдруг обрушились десятки аргументов, почему в элитном дивизионе России необходимы 18 команд и никак не меньше. Никто, правда, не объяснял, с какой стати это должно произойти именно с 2005 года и в обход всех существующих законов.

Зато мы узнали, что в российский футбол вкладывается слишком много денег, чтобы команды проводили всего по 30 матчей. И что расширение полезно для участников еврокубков, которые будут начинать первенство на пороге весны, а завершать – в конце ноября. Но какой будет в это время погода и во что превратятся поля, сказано почему-то не было. В дискуссию включился и Олег Романцев: когда судьба “Динамо” еще не была решена, он публично высказался за 18 команд. Хотя в середине 90-х он же, находясь во главе “Спартака”, не раз призывал, наоборот, сократить лигу до 10 – 12 клубов…

Чем меньше играем дома, тем лучше – в Европе?

Подробнее – о том, что расширение лиги оказалось бы полезным для участников еврокубков. Вспомним, например, 1990 год, когда по политическим причинам снялись две грузинские команды и “Жальгирис”. 13 участников предпоследнего чемпионата СССР проводили куцых 24 матча – а в весну вышли и “Спартак”, и “Торпедо”, и киевское “Динамо”. Это была та самая осень, когда спартаковцы прошли “Наполи” с Марадоной, а торпедовцы – “Севилью” и “Монако”. А следующей весной 16 команд и еще не начавшийся чемпионат СССР не помешали “Спартаку” растерзать “Реал”…

Сторонники расширения воскликнут: а как же 92-й, когда в первый год чемпионата России в высшей лиге играли 20 команд, но “Спартак” побеждал “Ливерпуль”, ЦСКА – “Барселону”, “Динамо” – “Торино”, а “Торпедо” – “Манчестер Юнайтед”?! Вот только разбиты те 20 команд были на две группы с последующим финальным турниром. И чемпионат для лучших составлял всего 26 туров.

Следующий, 93-й, – 18 команд, два круга, полная загрузка. И – такой же полный осенний провал. “Спартак” с крупным счетом “горит” в Лиге чемпионов “Монако”, “Динамо” получает 0:6 от “Айнтрахта”. Владикавказский “Спартак” и “Локомотив” выбывают на первом же этапе – правда, уступают не кому-нибудь, а “Боруссии” из Дортмунда и “Ювентусу”. Но “Торпедо”-то и вовсе проигрывает “Маккаби”!

Успешный евросезон пришел в Россию лишь осенью 95-го – с шестью победами “Спартака” в групповом этапе Лиги и оглушительной сенсацией “Ротора”, выбившего из Кубка УЕФА “МЮ”. Сколько команд было в высшей лиге? Правильно, 16…

И те же 16 команд не мешали “Спартаку” в 2000-м громить “Арсенал” во вьюжных Лужниках – 4:1, а “Локомотиву” – проходить в весну год и два назад. И блестяще играть в середине декабря на “Сантьяго Бернабеу”.

Так что и с беспристрастных европейских позиций острой необходимости в расширении премьер-лиги не наблюдается.

Очень надеюсь, что скоро вся эта дискуссия о расширении – не имеющая, будем откровенны, ничего общего ни с заботой об успешном выступлении в еврокубках, ни с радением о доходах лиги, – будет вспоминаться как страшный сон. Кстати, когда сама идея только возникла, Герман Ткаченко на страницах “СЭ” назвал ее “преступной чушью”.

Чушь, слава богу, так и не воплотилась в жизнь. Но сюжет всей этой истории доказывает: в нашей стране нет никаких гарантий, что в других обстоятельствах исход не окажется иным.

Источник: Спорт-Экспресс

Новости партнеров

Комментарии: