Олег САЛЕНКО: “Смотришь на Зидана и думаешь: “Стоп, а какое у него амплуа?”

       Достаточно ли желания и богатого игрового прошлого футболисту для того, чтобы стать по-настоящему сильным тренером? Как показывает практика, ключик к ответу на этот вопрос кроется в категории доверия. На Западе звездам прошлого доверяют, и потому они – те же немцы Руди Феллер, Маттиас Заммер и Лотар Маттеус или же голландцы Руд Гуллит, Франк Райкаард и Марко ван Бастен – на заре карьеры руководят не только сильными клубами, но и ведущими европейскими сборными. В странах бывшего СССР давнишний и несколько натянутый пример Олега Романцева остается тем самым исключением, что лишь подтверждает правило: только-только закончившие свою карьеру игроки очень редко возглавляют коллективы класса сильнейших, а о национальных командах не могут даже и мечтать. Чаще всего им, как Юрию Калитвинцеву, Игорю Жабченко, Павлу Яковенко или же Андрею Чернышеву, приходится учиться на уровне юношеских и молодежных сборных, а полет первых ласточек, таких как Александр Севидов или Игорь Шалимов, обрывается достаточно быстро.

       Парадоксально, что в подобной ситуации без дела нередко оказываются и умудренные специалисты, такие как Мирон Маркевич, Михаил Фоменко или же Николай Павлов. Любопытные предложения из отечественных клубов в их адрес поступают все реже и реже…

       Отметивший не так давно свое 35-летие Олег Саленко – один из наиболее честолюбивых представителей новой волны отечественных специалистов. Учитывая, что это честолюбие подкреплено богатым опытом и независимостью суждений, совсем неудивительно, что после отставки рулевого “Оболони” Петра Слободяна фамилия Саленко, наряду с Александром Рябоконем и Сергеем Ковальцом, мгновенно оказалась на слуху в качестве одной из наиболее вероятных кандидатур.

       Об этом и многом другом шла речь в беседе корреспондента “СЭ” со ставшим гостем нашей редакции экс-форвардом питерского “Зенита”, киевского “Динамо”, испанских “Логроньеса” и “Валенсии”, шотландского “Глазго Рейнджере”, турецкого “Истанбулспора” и польской “Погони”.

ТЕОРЕТИЧЕСКИ МОЖНО ПРИГЛАСИТЬ ДАЖЕ ФЕРГЮССОНА

       – Олег, вы действительно являетесь одним из претендентов на пост главного тренера “Оболони”?

       – Сейчас, насколько я знаю, к кандидатам причисляют не менее десяти специалистов. Пригласить ведь можно кого угодно – хоть Липпи или Фергюссона, но желания работодателя должны совпадать с его возможностями. В свое время у меня была ознакомительная беседа с президентом клуба Александром Слободяном. Я рассказал о своей концепции реорганизации инфраструктуры, принципах создания команды, тактическом видении игры. Необходимо прививать футболистам профессиональный менталитет, который может помочь достичь результатов не только на внутренней арене.

       Проблемы многих украинских клубов кроются в области психологии. Та же “Оболонь” большинство матчей в первом круге проиграла до выхода на поле. В нашем первенстве сегодня можно играть и побеждать практически любого соперника, тем более, что перспективной молодежи хватает. В той же юношеской сборной Калитвинцева немало талантов…

       – Вашей первой тренерской пробой, если не ошибаюсь, был пост наставника сборной Украины по пляжному футболу?

       – Если рассуждать формально, то да. Но этот молодой вид спорта в большей степени рассчитан на развлекательный эффект, поэтому приравнивать этот эксперимент к серьезной пробе своих сил я бы не стал. До травмы и сам играл в Гидропарке и даже побеждал в первенстве страны по бич-футболу. Возможно, поэтому и получил предложение отобрать наиболее способных ребят для поездки на международный турнир в Португалию.

У ДВУХ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. ПОЧЕМУ НЕ ПОПРОБОВАТЬ ТРЕТЬЕМУ?

       – А чем занимаетесь в настоящее время?

       – При любой возможности играю в футбол, в том числе и в командах ветеранов. Немного занимаюсь бизнесом, присматриваюсь к окружающему миру…

       – Не смущает, что в СНГ удачных дебютов на тренерском поприще у футболистов, недавно закончивших карьеру, давно не было?

       – Простите, но о дна-две неудачи – еще не тенденция. А может быть получится у третьего? Беда ведь в том, что к руководству командами нормального уровня нас попросту не подпускают. Обратите внимание, чемпионаты стран СНГ столкнулись с застоем, при котором один и тот же крут тренеров – пусть опытных и авторитетных, но в чем-то консервативных – кочует из клуба в клуб, не привнося в футбол свежих идей.

       – Вы полны уверенности в том, что все сложится благополучно?

       – Оптимизма действительно хватает, и сформировался он не на ровном месте. Уровень нашего чемпионата не только позволяет решать задачи, но и способен стать полигоном для новаторских идей. Украина – не Испания, где тебя могут отправить в отставку после двух-трех неудач. И не Россия, где “душат” всех. Здесь главное – обыгрывать на своем поле равных тебе по классу. И как раз в этих-то матчах можно экспериментировать. Ну и конечно, попытаться научить футболистов думать и поверить в свои силы. Алгоритм успеха – вера в себя. На нее нанизывается индивидуальное мастерство и тренерская установка.

       – Вы рассчитываете выводить команды в еврокубки. Представляете, сколько лет прежде придется возиться в так называемом турнирном болоте?

       – Быстро выбиться из грязи в князи почти невозможно. Но текущий момент может оказаться удачным для перестройки клубных дел. Могут же, к примеру, “Оболонь” или тот же “Борисфен” параллельно решать задачу сохранения прописки в высшей лиге и реорганизации инфраструктуры, чтобы в новом сезоне ставить цели более высокого порядка.

       – Вы думаете, что, став у руля команды-аутсайдера, смогли бы экспериментировать?

       – В период межсезонья – да. Основной упор хотелось бы сделать на тактику и технику. Физические кондиции можно набрать. Это – важный, но отнюдь не первостепенный фактор. Главное, чтобы команда играла в футбол.

КАК ПРИГОТОВИТЬ КОКТЕЙЛЬ ПОБЕД?

       – Вы прошли школу многих прославленных специалистов. Кто из них в наибольшей степени сформировал ваши взгляды на футбол?

       – Выделил бы главного тренера юношеской сборной СССР Бориса Игнатьева, Павла Садырина, Валерия Лобановского, а также Карлоса Альберто Перейру, приводившего сборную Бразилии к четвертой победе в чемпионатах мира. В точности повторить этих великих тренеров нельзя, но позаимствовать лучшее, синтезировать это и привнести что-то свое, несомненно, можно. Тогда-то и родится некая философия футбола, которая будет способствовать достижению результата.

       – Ну а что лучшее взяли бы у четверки названных вами наставников?

       – У Игнатьева – умение создавать микроклимат. У Садырина – доверие к игрокам. У Лобановского – железную дисциплину и воспитание ответственности. У Перейры – умение создать из звезд монолитную команду.

       – А если порассуждать о тактических нюансах, присущих этим специалистам?

       – Философия Лобановского в представлении не нуждается. В ее основе научный подход и реализация максимума физических способностей игроков. Игнатьев в большей степени предпочитает спартаковскую стилистику со “стеночками”, забеганиями и игрой в одно касание. Кредо Садырина – наличие в составе оси лидеров. Иными словами, вожака в каждой линии. И, наконец, у Перейры – гармония взаимодействия имеющихся в его распоряжении мастеров.

       – В СССР доминировали динамовская и спартаковская модели игры. Что, третьего не дано?

       – Конечно, хочется, чтобы твоя команда играла зрелищно и много забивала. Но без надежной обороны успеха не добиться. Коктейль побед можно приготовить из обоих стилей с учетом современных скоростей.

ВЕНГЕР И КАПЕЛЛО СВОИ КОНСПЕКТЫ НЕ ПОКАЖУТ

       – От разнообразия тактических схем в современном футболе кружится голова. Здесь и 3-5-2, и 4-4-2, и 4-3-1-2. Какая из систем игры подходит под вашу философию?

       – Все эти условности отошли на второй план. В почете – тотальная универсализация. Смотришь на игру того же Зидана и думаешь: а кто он такой? Опорный хавбек, инсайд или оттянутый форвард?

       – Какой из западных клубов импонирует вам в наибольшей степени?

       – Тут выбор тоже на любой вкус. Романтики бьют поклоны “Барселоне”, прагматики – “Милану”, о “Реале” вообще разговор особый. Мне же нравится “Валенсия”. Почему? Особых звезд в команде вроде нет, но дисциплина и гармония заслуживают уважения.

       – Матчи первенства Украины посещаете часто?

       – В основном, в Киеве, который стал для меня родным. Жаль, правда, что ажиотажа в играх без участия наших грандов – “Динамо”, “Шахтера” и “Днепра” – мягко говоря, не наблюдается.

       – Кто-то из тренеров высшей лиги вызывает у вас особую симпатию?

       – Из классиков остался лишь Евгений Кучеревский, которому удалось создать самобытную команду. Но в целом нашим наставникам необходимо обрести ту самую открытость, что является отличительной чертой образа жизни любого западного клуба.

       – Что вы имеете в виду?

       – Не только манеру общения, но и организационные моменты. Заезды на базу за несколько дней до игры, о которых за рубежом никто и ничего не знает и которые очень сильно давят на психику игроков.

ЗНАЛ, КОМУ БЫЛО НУЖНО “ПИСЬМО 14-ТИ”

       – В этом году исполнилось 10 лет со дня вашего легендарного рекорда, установленного в поединке со сборной Камеруна на ЧМ-1994. С высоты лет не пересмотрели свою оценку случившегося?

       – Нет. Хотя обратил внимание, что время стало играть на меня, и Саленко стал частью истории. Когда молодежь слышит мою фамилию, сразу вспоминает о “Золотой бутсе”. При этом меня неприятно удивляет, что о великих игроках того же киевского “Динамо” и других клубов 80-х и 90-х никто уже не помнит.

       – Злые языки не устают повторять, что та заключительная игра группового турнира американского ЧМ была не иначе как “жмуркой”…

       – Меня об этом спрашивали уже не менее сотни раз. А ведь у Камеруна мотивация тогда была утроенной. Им в раздевалку премиальные завезли еще за несколько часов до игры, а победа обеспечивала место в 1/8 финала. Но у нас этого никто не понимает. Когда люди слышат счет 6:1, у них срабатывает стереотип – дело, видимо, нечисто.

       – Как складываются ваши отношения с теми, кто подписал знаменитое “письмо 14-ти”?

       – Нормально. Каждому – свое. Кто-то придерживается одной точки зрения, кто-то другой, кто-то, возможно, осознал, что сделал ошибку. В любом случае, я прекрасно понимал, откуда растут ноги, и кому нужно было разделить команду на два лагеря.

       – Какую из ошибок Садырина вы бы не повторили?

       – Не считаю возможным поправлять Павла Федоровича. Но гарантировать место в основе вернувшимся в сборную Карпину, Юрану и Мостовому, может быть, и не стоило. На весенних сборах наигрывался совершенно иной состав, и он, между прочим, не проиграл ни одного контрольного матча.

САМЫЙ ДОСАДНЫЙ ГОЛ НЕ ЗАБИЛ “ФИОРЕНТИНЕ”

       – Могли бы назвать 11 экс-партнеров Олега Саленко, которых, будучи тренером, не раздумывая, поставили бы в состав?

       – С каждым десятилетием футбол не просто шагает вперед, а меняется до неузнаваемости. Вот почему я никогда не понимал вопросов: кто сильнее – “Динамо”-75 или “Динамо”-86? Кто лучше: Гари Линекер или Пол Гаскойн? Михаэль или Брайан Лаудру-пы? Впрочем, это не означает, что не существует примеров футбольного долголетия и адаптации к любым новым требованиям игры. Самые близкие из таких примеров – Карпин и Мостовой.

       – Не было желания поехать на стажировку в один из западных клубов?

       – А смысл? Посмотришь за тренировками “Арсенала” или “Ювентуса”, а дальше что? Ведь Венгер и Капелло никогда не покажут свои конспекты и никогда не посвятят в планы относительно того или иного футболиста…

       – В свое время Игнатьев, кажется, доверял вам проводить, разминочные упражнения в юношеской сборной СССР?

       – Было дело. Борис Петрович всегда выделял в своих коллективах лидеров и демонстрировал повышенное доверие к ним.

       – Тренер “Осера” Ги Ру когда-то сказал: “Мне нужны девять бойцов и два артиста”. Вы бы стали держать в команде двух “пианистов”, рояль за которыми таскала бы вся команда?

       – Это зависит от их уровня. Если бы они играли виртуозно, наверное, да.

       – Одна из книг Олега Блохина называется “Гол, который я не забил”. А у вас такой есть?

       – Да, как и матч, который я не выиграл. Говорю о двухраундовой дуэли с “Фиорентиной” в сезоне-1989/90. В Италии мы уступили команде Роберто Баджо со счетом 0:1. Тогда мы с Литовченко вдвоем вывалились на ворота хозяев, вратарь бросился на меня, а защитник, страхуя кипера, занял место в рамке. Я, Конечно, мог ударить, но решил выкатить мяч наверняка Гене, стоявшему в паре метров от ворот. Так и сделал, но не учел одного: в такой ситуации тоже фиксируется офсайд… А в Киеве мы играли на льду, и взломать оборону итальянцев так и не смогли.

       – В завершение хочу задать щекотливый вопрос: не возникнет ли у вас ситуации, в которую не так давно попал экс-наставник “Таврии” Анатолий Заяев, не обладавший специализированным тренерским образованием?

       – Эту тему я уже зондировал. Сейчас, к счастью, уже можно совмещать обучение и руководство профессиональным клубом. Так что эта проблема разрешима. Главное другое – цель вижу, к работе готов!

Михаил СПИВАКОВСКИЙ

Источник: Спорт-Экспресс в Украине

Новости партнеров

Комментарии: