Геннадий ЗУБОВ: «В «Барселоне» не затерялся бы…»

Про таких, как он, метко сказано: мал да удал. На поле за ним не поспевали ни свои, ни чужие — на своем правом фланге Геннадий Зубов, что называется, делал ветер. И в той же степени, в какой он влюблял в себя на футбольном поле своей настырностью, в обыденной жизни вне зеленого газона Геннадий располагал к себе открытостью, простотой, 3 отсутствием пафоса. Таким же он остается и сейчас.

 

— Чем сейчас занимается любимец донецких болельщиков Геннадий Зубов?

 

— В данный момент у меня отпуск, нахожусь с семьей на Азовском море, под Бердянском. Детям нравится — море теплое, погода хорошая. Уже все успели как следует загореть и отдохнуть.

 

— Тему военных действий на востоке обойти нам вряд ли удастся. Когда собираетесь возвращаться в Донецк, где ситуация сейчас очень напряженная?

 

— Очень многие люди эвакуируются из города. Сами понимаете, когда везде слышатся взрывы, разрываются снаряды, непросто жить нормальной жизнью. К этому очень сложно привыкнуть. И тем не менее рано или поздно в Донецк мы все равно вернемся. Нам там жить и работать! А пока будем надеяться, что с Божьей помощью ситуация нормализуется.

 

— Детско-юношеская академия “Шахтера“, в которой вы трудитесь, продолжит функционировать в новом сезоне?

 

— Если не в Донецке, то в другом городе школа обязательно будет работать, готовить своих воспитанников. Для этого руководство клуба и тренерский состав будут делать все от них зависящее. До этого момента вооруженных столкновений в районе нашей тренировочной базы, слава Богу, не было. Команда “Шахтера” (U-15), которую я возглавляю, успешно доиграла до конца первенства, в итоге завоевав золотые медали чемпионата Украины. Тем самым мы повторили свое прошлогоднее достижение. Та к что как футболист я выиграл чемпионат Украины один раз, но как у детского тренера титулов у меня уже больше…

 

— Вам нравится работа в качестве детского наставника?

 

— В академии “Шахтера” я работаю уже семь лет, с каждым годом опыта прибавляется. Да, нравится все — и управлять тренировочным процессом, и общаться с подопечными. Детский футбол и взрослый футбол — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. У детей свои особенности психологии. Тренер должен быть в первую очередь психологом. Скажу так: мне интересно вникать в эти нюансы.

 

— Как, по-вашему, есть ли в вашей команде будущие Зубовы, Воробьи, Ателькины?

 

— Не хотелось бы забегать вперед, однако если семь человек из нашей команды привлекли в сборную Украины данного возраста, то это о чем-то говорит! Я не ручаюсь, что подготовлю нового Зубова или Воробья. Но, вполне возможно, через несколько лет некоторые другие фамилии в украинском футболе прозвучат не менее громко. По крайней мере, у многих своих ребят я вижу большой футбольный потенциал.

 

— Ребят, которых вы дважды привели к званию чемпионов, будете вести и дальше, или в ближайшее время переключитесь на младший возраст?

 

— Решение по этому поводу будет принимать руководство.

 

— А во взрослом футболе себя видите в будущем?

 

— Почему нет? Но всему свое время. Стремление и желание работать у меня есть. Главное — учиться, развиваться. В ближайшее время собираюсь поступить на курсы для получения тренерского диплома категории “А”.

 

— Сами себя в форме держите? Часто выходите на футбольное поле?

 

— По возможности поддерживаю спортивный тонус, регулярно выступаю в матчах ветеранов.

 

— Ваши фирменные проходы по правой бровке еще можно увидеть?

 

— (Улыбается.) Вы же понимаете, скорость уже не та, что раньше. Умом все понимаешь, видишь игру, знаешь, куда отдать, да и техника никуда не подевалась. А вот физических кондиций уже недостает. Хотя со времени завершения карьеры я и не сильно-то и поправился — всего 10 килограммов набрал по сравнению с моей оптимальной игровой формой.

 

Болельщики продолжают узнавать на улице?

 

— Конечно. Узнают, подходят, фотографируются. Не скрою, мне очень приятно, что наше поколение помнят.

 

— Этой весной ФК “Шахтер” организовал акцию в одной из общеобразовательных школ. С детьми встретились вы и Луис Адриано. Бразильского нападающего ребятишки завалили вопросами, а вас спрашивали очень мало…

 

— Вы же учитывайте возраст аудитории! Сегодняшние школьники меня на футбольном поле не могли видеть по объективным причинам. Зато больше вопросов мне поступило от учителей и от родителей. А школа эта, кстати, непростая — в ней, будучи ребенком, учился Ринат Леонидович Ахметов.

 

— Вы были прекрасным фланговым игроком. А в современном футболе значение вингеров сложно переоценить. Наверняка чувствовали бы себя в теперешней игре лучше всех…

 

— У себя в академии я сам приверженец флангового футбола. Большинство острых комбинаций команды начинают именно с флангов.

 

— История ваших первых шагов в футболе достаточно любопытна. Вы родились в промышленном Алчевске, где футбол еще тогда, в советское время, успешно поднимал Анатолий Волобуев. Вот что Анатолий Иванович вспоминал: “Гену я заметил во дворе. Мы жили с ним в соседних домах, и как-то раз, глядя в окно на игравших в футбол детей, я обратил внимание на маленького, реактивного мальчика. Он вытворял такие вещи, что я просто не мог не выйти во двор, чтобы поговорить с ним, пригласить его в нашу детско-юношескую спортивную школу. У мальчика горели глаза, и я сразу понял, что это — футболист”…

 

— Анатолию Ивановичу я действительно благодарен за то, что обратил на меня внимание. Он передал меня в надежные руки: вначале я занимался в алчевской ДЮСШ, затем поехал в луганский спортинтернат, где отучился три года. Та м моим воспитателем был покойный ныне Сергей Николаевич Горковенко.

 

— И еще кое-что из воспоминаний Волобуева: “В юношеском футболе Зубов всегда был самым молодым. А что делать, когда в 8-9-летнем возрасте он играл как 11-12-летние мальчики? В 14 лет он мог соперничать с совершеннолетними футболистами. В 16 — играл за команду мастеров, алчевскую “Сталь”. 17летний Зубов выступал в сборной Украины соответствующего возраста, завоевав с командой под руководством Киянченко бронзу чемпионата Европы“.

 

— Ни один титул просто не дается, его нужно завоевывать, что называется, потом и кровью. В детстве я хотел быть похожим на своего кумира Диего Марадону, а любимой зарубежной командой была “Барселона“. Кстати, матчи каталонского гранда стараюсь не пропускать даже теперь — в этом смысле вкусы у меня не изменились. А Месси, Иньесту, Хави считаю на сегодняшний день лучшими атакующими игроками в мире.

 

— Вас, как и эту тройку футболистов, природа не наградила высоким ростом. В “Барселоне” вы бы наверняка хорошо смотрелись… А если серьезно, никогда не комплексовали из-за своих 162 сантиметров?

 

— То , что низкий рост в футболе является недостатком — не более чем предрассудок. В мировом футболе, опять же, есть масса примеров, доказывающих обратное. Не в росте дело. Главное, чтобы была голова на плечах… Я никогда не боялся верховой борьбы — семь мячей в чемпионате Украины забил головой! Бывало, выигрывал дуэли и у двухметровых защитников.

 

— Вы забили за “Шахтер” 73 мяча. Какие из них для вас наиболее памятные?

 

— Пожалуй, номер один в этом списке — гол в ворота пражской “Спарты“, проведенный в групповом турнире Лиги чемпионов. Бил в да льний угол по такой траектории, чтобы вратарю было тяжело дотянуться до мяча. Кстати, этот гол назвали одним из лучших в том туре. Неплохой мяч забил “Боавиште“. Особняком стоят голы, проведенные за национальную сборную. На “Олимпийском” в матче плей-офф за выход на чемпионат мира огорчил самого Оливера Кана, голкипера бундестима… А вообще мне нравятся все мои голы. Время от времени их пересматриваю — у меня дома есть специальная видеоподборка.

 

— С кем на поле было лучшее взаимопонимание?

 

— Своему куму — Андрею Воробью — я просто попадал мячом в голов у, и от нее мяч залетал в ворота (смеется). Много результативных пасов отдал на Матвеева, Ателькина, Белика…

 

— Они вам не выставлялись после этого?

 

— Нет (улыбается). Все в шутки-прибаутки переводили.

 

— Привычная картина для конца 90-х — начала 2000-х: после очередной громкой победы, как только прозвучит финальный свисток, вы забираетесь на спину администратора “Шахтера” Евгения Кананы и “проезжаете” несколько метров. Откуда пошла такая традиция?

 

— Первый раз все произошло само собой — кажется, после одного из выигранных нами финалов Кубка Украины я как-то машинально в водовороте эмоций взлетел на спину Евгению Витальевичу. Затем этот обряд мы повторяли, как говорится, уже на фарт — после выигранных ответственных матчей против “Динамо” и в Лиге чемпионов…

 

— Неудивительно, что после яркого выступления горняков в групповом турнире Лиги чемпионов 2000 года на некоторых футболистов “Шахтера” нацелились многие известные европейские клубы. Поговаривают, например, что в Зубове и Старостяке был очень заинтересован голландский ПСВ…

 

— Я слышал об этом разве что от ваших коллег — журналистов. Думаю, все было лишь на уровне слухов и разговоров. Не знаю, может, приглашения в клуб и поступали, но нам о них ничего не рассказывали. Да и ни о чем я не жалею. Доволен тем, как сложилась моя футбольная карьера. Донецкому “Шахтеру” я отдал 10 лет как игрок, сейчас работаю в этом клубе как детский тренер…

 

— Обиды на Луческу нет за то, что он не нашел для вас места в своей команде?

 

— Ну какая может быть обида? Был бы на его месте другой наставник, наверное, вынес бы такой же вердикт…

 

— Вы все же очень рано закончили карьеру: в 27 лет покинули “Шахтер“, а последним клубом был заштатный луганский “Коммунальник“…

 

— Я рано начал играть в футбол. Наверное, организм выработался. К тому же, в “Шахтере” десять лет меня учили науке побеждать. В какой-то момент я понял, что сил для этого у меня уже недостаточно. В других командах после “Шахтера” был совсем другой уровень, сплошное выживание. Считаю, что после высшей лиги нужно было сразу заканчивать с профессиональным футболом. Лучше уйти вовремя…

Источник: Динамо Киев от Шурика

Новости партнеров

Комментарии: