Анатолий ТИМОЩУК: “Если воплотим в жизнь все задумки Луческу…”

Анатолий Тимощук    Во время домашнего матча “Шахтера” с “Барселоной” было приятно увидеть, что восстанавливающийся после травмы капитан “горняков” Анатолий ТИМОЩУК, насколько это возможно, находится в гуще событий на скамейке запасных, подбадривая ребят, изредка, как показалось, даже выполняя функции помощника главного тренера. По сложившейся в нашей газете традиции мнением о выступлении “Шахтера” в первой половине сезона делится капитан команды “не по службе, а по душе”.

       – Анатолий, начнем с вопроса о капитанстве. Раньше был капитан и его “утвержденные” замы. Теперь этого нет, судя по тому, что в твое вынужденное отсутствие четверо игроков выводили команду на поле с капитанской повязкой?

       – Если говорить о “трудовом стаже” выступлений за “Шахтер”, то замещать капитана должны были Мариуш Левандовский или Андрей Воробей. Но сегодня остались в прошлом собрания команды, на которых выбирали капитана, вице-капитанов. Теперь это – прерогатива тренеров. Они накануне матча решают, кто выведет команду в качестве капитана. Думаю, решающим здесь является состояние футболиста – как функциональное, так и психологическое.

       – Осень для тебя выдалась, мягко говоря, не совсем удачной – впервые за годы выступления в “Шахтере” ты получил серьезную травму. Но с другой стороны – появилась возможность увидеть игру команды не только изнутри, но и с трибуны, скамейки запасных, из комментаторской кабины. Как бы ты, основываясь на “разносторонности” взглядов, оценил выступление “Шахтера” в первой половине сезона?

       – Наверное, в целом наше выступление в национальных и европейских турнирах можно считать удачным. Что касается чемпионата, думаю, первую половину турнирной дистанции мы прошли нормально, исключая, конечно, два проигранных матча – с “Металлистом” и “Таврией”. Ни по классу, ни по опыту мы не должны были уступать этим соперникам. Но приходится констатировать прописную истину: это – футбол. Эти матчи оставили неприятный осадок, но он получился “ретушированным” тем, что мы закончили первый круг на первом месте, опережая ближайшего преследователя на один “пункт”. Все же приятно уходить на зимние каникулы, находясь во главе турнирной таблицы.

       В Кубке страны мы уверенно прошли в полуфинал, “наголову разбив” по ходу своего обидчика – “Таврию”.

       В еврокубках мы при, в общем-то, довольно приличной игре сумели себя хорошо проявить, добившись неплохого результата – выхода в весеннюю часть розыгрыша Кубка УЕФА.

       – Это турнирные итоги. А можешь дать свою “игровую” оценку выступлений “Шахтера”? Что привнес в стиль игры команды Мирча Луческу?

       – Думаю, прежде всего мы начали играть более ярко, уверенно, прибавилось стабильности в сравнении с предыдущими годами. Наша игра где-то стала более красочной. Конечно, можно было бы в Лиге намного удачней сыграть, показывая хороший футбол не фрагментарно, а постоянно. Считаю нашим упущением очки, потерянные в домашнем матче с “Миланом” и выездном – с “Селтиком”. Да и первые 50 минут встречи в Милане команда провела на высоком уровне. Где-то все же еще недостает равной по силе игры в течение двух таймов. Думаю, это придет со временем. Не надо забывать, что Мирча Луческу недолго работает с командой, и за последний год в состав влилось много новых футболистов. Но даже при этом наш прогресс, думаю, заметен всем – и специалистам, и болельщикам. Могу сказать, что если мы воплотим в жизнь все задумки Луческу, то сможем замахнуться на самые высокие цели, кажущиеся сегодня недостижимыми.

       – У нас всегда осенью был спад в игре. Не миновали мы его и в этом году. Но если раньше он напоминал “яму” как по игре, так и по результатам, то на этот раз прошел с меньшими потерями. И все же сложилось впечатление, что функционально и психологически на первые матчи Лиги пришелся “пик”, за которым из-за неудач последовал определенный спад. В чем тебе видятся причины этого?

       – Трудно сказать. Мы на высоком уровне как по игре, так и по результатам “вкатились” в сезон, чем сразу же установили себе планку на приличной высоте: и в чемпионате, и в еврокубках. Ближе к концу первой половины сезона у команды естественным образом наметился спад. Прежде всего психологический. Кроме матчей за “Шахтер”, у нас полтора десятка футболистов играют за сборные своих стран. И получается, что с полной отдачей игроки “Шахтера” за половину сезона проводят больше матчей, чем футболисты других команд за весь сезон. Игры “наслаиваются” друг на друга. И везде требуется одно – результат. Психологически это, поверьте мне, очень серьезная нагрузка. Поэтому ровно пройти весь круг практически невозможно.

       В отношении выхода на какой-то игровой пик формы к определенным матчам… Думаю, такого не было, потому что для этого вход в сезон идет постепенно, по нарастающей. Мы же “с места в карьер” динамично стартовали и в чемпионате страны, и в квалификации Лиги чемпионов.

       – Анатолий, ты по основному амплуа – игрок обороны. А стиль, демонстрируемый “Шахтером” под руководством Луческу, можно назвать сверхатакующим. Порой складывалось ощущение, что в обороне у нас играют только два центральных защитника и помогающий им “по эпизоду” кто-то из центральных хавов. Чаще всего – Тимощук. При такой командной манере игры игрокам центральной оси полузащиты, наверное, тяжко приходится? На вас ведь ложится большой объем работы.

       – Формально мы играем по схеме “4-4-2”. Сама по себе она ни для кого не является новинкой. Но, ориентируясь на лучшие европейские образцы командных стилей, мы играем с полной взаимозаменяемостью каждого футболиста на любом участке поля. Подключение игрока обороны в атаку влечет за собой его подстраховку кем-то из партнеров, по эпизоду оказавшемуся ближе к возникшей “пустоте”. У нас при подстраховке игроков обороны основная роль отводится футболистам центральной оси полузащиты. Причем подстраховка не только центральных защитников, но и крайних. При этом на нас ложится дополнительная нагрузка. С одной стороны, это логично – мы “по позиции” находимся к линии обороны ближе всех. Но и другие игроки должны больше заниматься подстраховкой партнеров. А вот это у нас пока что не получается на протяжении всех игр: два-три футболиста в каком-то поединке выпадают из ансамбля.

       – Так может быть нарекания, которые слышны в адрес центра обороны “Шахтера”, не вполне правомочны? Тщательнее нужно отрабатывать сзади футболистам, играющим на краю обороны и атаки?

       – Так сразу и не ответишь. Возьмем, к примеру, “Барселону”. При том коловращении футболистов, которое демонстрирует каталонский клуб, когда не знаешь, кто у них в какой момент подключится в атаку или отработает сзади, трудно без детального разбора определить – чья была ошибка в том или ином эпизоде. В принципе, у нас с “Барсой” схожие стили игры в центре полузащиты: один игрок – номинально опорный полузащитник, а два – перед ним. В процессе игры происходит взаимозаменяемость фланговых игроков с центральными и наоборот. Думаю, именно в такой футбол сегодня и нужно играть.

       А ошибки в обороне – это предмет детального анализа. Вот так сразу говорить о вине тех или иных футболистов в пропущенных голах, уверен, не стоит. Повторюсь, по существу у нас сейчас формируется новый коллектив, поэтому неизбежны “проколы” во взаимодействии. Но четкость взаимопонимания – дело времени.

       – Сегодня идет много разговоров о большом количестве легионеров в наших клубах. Сейчас в “Шахтере” вместе с “основой” тренируется несколько молодых футболистов. Мог бы ты, будучи уже не юнцом в футболе, высказать свое мнение о них?

       – С нами сейчас постоянно тренируется довольно много молодых игроков. Это – Чигринский, Коротецкий, Федецкий, Кулаков, Пивненко, Молдован. Радует то, что они смогли обратить на себя внимание главного тренера, довольно удачно дебютировать в “Шахтере”. Могу сказать, что на тренировках эти ребята смотрятся весьма неплохо. Думаю, у них есть все возможности – и в отношении условий, и в смысле их игроцкого потенциала – для роста, чтобы стать классными футболистами. Уверен, рядом с основными игроками “Шахтера” у молодых есть шанс стать мастерами высокого класса.

       На фарт не буду называть имен тех, кто, на мой взгляд, несмотря на свой юный возраст – 17-18 лет, уже в ближайшем будущем и при должном отношении к делу может заявить о себе в полный голос. Но поверьте, такие ребята среди работающих в основной группе есть.

       – Анатолий, в связи с этим не могу не коснуться вопроса, связанного с легионерами: как у них продвигаются дела с русским языком, и стал ли он “командным языком межнационального общения”?

       – Все новички, пришедшие в команду недавно, старательно занимаются с преподавателем, включая, к слову, и тренера по физподготовке Карло Николини. Нормально по-русски общаются и те ребята, которым русский язык дается тяжело: Агахова, Флоря, Рац. И с определенным допущением можно сказать, что русский стал для всей команды языком общения.

       – Перед межсезоньем болельщики находятся в ожидании новых приобретений игроков. Как ты считаешь, сегодняшний подбор исполнителей в “Шахтере” настолько потенциально силен, что дополнительного усиления со стороны не требуется? Или же нужно доукрепить какие-то позиции?

       – Думаю, что есть у нас футболисты как полностью раскрывшие свой потенциал, так и с перспективой роста в профессиональном отношении. Поэтому на определенные позиции, на мой взгляд, нам потребуется усиление. А вот на какие, пусть останется в тайне: я ведь не тренер, а такой же игрок, как и остальные ребята.

Олег АНТИПОВ, Евгений БАБАЕВ,

газета ФК “Шахтер”

Источник: Террикон

Новости партнеров

Комментарии: