Досье
Паоло Мальдини
Родился 26 июня 1968 года в Милане.
Рост 187 см, вес 85 кг.
Титулы:
7 скудетто (1988, 1992, 1993, 1994, 1996, 1999, 2004).
1 Кубок Италии (2003).
3 Суперкубка Италии (1992, 1993, 2004).
4 Кубка чемпионов (1989, 1990, 1994, 2003).
4 Суперкубка Европы (1989, 1990, 1994, 2003).
2 Межконтинентальных кубка (1989, 1990). Вице-чемпион мира (1994). Вице-чемпион Европы (2000). Бронзовый призер чемпионата мира (1990). Лучший футболист мира-94 по версии World Soccer. За сборную Италии провел 126 матчей.
– Почему, по вашему мнению, ни вы, ни Франко Барези так и не получили “Золотой мяч”, хотя многие считают, что вы оба его заслуживали?
– Возможно, потому, что критерии выявления победителя постоянно меняются. И уж точно потому, что защитники всегда находятся в невыгодном положении по сравнению с игроками атаки. При этом я не считаю, что этот трофей является фундаментальным в карьере футболиста. Не только мы с Барези, но и многие другие известные футболисты, которые могли бы стать обладателями “Золотого мяча”, так его и не получили.
– Что думаете о нынешнем владельце этого трофея, вашем партнере по команде Андрее Шевченко?
– Это феномен. Шевченко выиграл с “Миланом” все, что можно, а до этого был лидером киевского “Динамо”. До недавнего времени ему не очень помогала его национальная сборная, зато теперь у Андрея есть хороший шанс попасть на чемпионат мира.
– Чем силен Шевченко?
– Он рожден для того, чтобы забивать голы. К тому же у него потрясающая способность учиться и совершенствоваться. Со временем Шевченко сумел прибавить – несмотря на то, что и в самом молодом возрасте уже был звездой. А еще с годами он стал более коллективным игроком, тогда как раньше меньше работал на команду, чем сейчас.
– Вас можно назвать друзьями?
– Да. Хочу сказать, что слава и популярность не изменили Шевченко. Итальянский футбол многих ломает психологически. Андрей же остался тем простым в общении человеком, каким и был, когда только перебрался на Апеннины.
– Не все согласны с тем, что “Золотой мяч” 2004 года должен был достаться именно Шевченко. Что вы на это скажете?
– Полемики вокруг этого трофея хватает всегда, поэтому бессмысленно убеждать кого-то в чем-то. Пусть каждый останется при своем мнении. Я вот, например, уверен, что Шевченко заслужил “Золотой мяч” больше Деку, Анри или Роналдинью.
– Вы недавно снимались в рекламном ролике вместе с Роналдинью и сказали о нем много хороших слов. Как вам идея: Роналдинью – в “Милане”?
– Один его прошлогодний гол в наши ворота на стадионе “Камп Ноу” чего стоит! Это, наверное, единственный игрок в мире, ради которого наш клуб мог бы пойти на сумасшедшие расходы. Роналдинью – уникальный футболист. Он нравится болельщикам, он наслаждается футболом, а футбол наслаждается им. Да еще этот парень всегда улыбается! Лучшей рекламы нашей игре не придумаешь. Но и о Шевченко могу сказать то же самое.
– Главный тренер “Скуадры адзурры” Марчелло Липпи сказал как-то, что игрок должен уходить из сборной только в конце карьеры. Вы согласны с этим?
– Нет. После пятнадцати лет, проведенных в национальной сборной, я принял решение закончить выступления в ней, оставив о себе неплохую память. Все-таки двойная нагрузка – сборная и клуб – не такое простое дело. К тому же мне показалось, что лучше уйти из сборной в добром здравии и в тот момент, когда тебя еще считают достойным играть за нее, нежели дожидаться, когда тебя попросят уйти.
– Как вам удается с каждым новым сезоном находить все новые стимулы, чтобы играть на высшем уровне?
– Ошибаетесь. Мне не нужны новые стимулы, они все те же, что и раньше. Футбол по-прежнему доставляет мне удовольствие, я живу им так же, как и двадцать лет назад. Не ощущаю психологической усталости даже на тренировках. Когда закончу карьеру, всего этого мне будет не хватать.
– Как вы объясните тот факт, что в детстве симпатизировали “Ювентусу”?
– Мне было 10 лет, когда сборная Италии под руководством Энцо Беарзота, составленная во многом из игроков “Ювентуса”, провела яркий чемпионат мира в Аргентине. В детстве на тебя наибольшее впечатление производят бомбардиры. Вот я и восхищался Беттегой из “Ювентуса”. Тем самым Беттегой, который сегодня является одним из руководителей туринского клуба. Но и среди защитников были ярчайшие персонажи. Как не вспомнить Кабрини, который в молодом возрасте стал одним из лидеров сборной. А он ведь тоже играл за “Юве”.
– Это правда, что в свое время “Ювентус” сделал попытку купить вас?
– Прямых контактов со мной не было. Возможно, велись какие-то разговоры на уровне руководства двух клубов в начале эпохи Берлускони. Но тогда, как и сегодня, наш президент не расставался с игроками, на которых делал ставку.
– В чем секрет “Милана” и “Ювентуса”, которые считаются флагманами итальянского футбола?
– Думаю, что это именно в наших двух командах эффективнее всего организована вся клубная структура. Руководители “Милана” и “Юве” лучше других ведут трансферную политику и умеют подбирать нужных футболистов. Одновременно с этим в наших клубах существует преемственность традиций, а ветераны становятся наставниками и даже друзьями новичков.
– Кто из нападающих доставил вам за карьеру больше всего хлопот?
– Диего Марадона. В нем сочетались непревзойденная техника, хорошая физическая подготовка, лидерские качества. Игрок-команда, великий футболист. Но я вам скажу, что и раннего Роналдо мне никогда не забыть. Он был феноменален в своей непредсказуемости. Разумеется, я сознательно не упоминаю такого выдающегося игрока недавнего прошлого, как ван Бастен, потому что он, к счастью, был моим партнером по “Милану”. Мне также повезло, что сегодня моим одноклубником является Шевченко.
– Кто еще из соперников оставил след в вашей душе за долгую карьеру?
– Выделил бы Дзолу и Томмази. По человеческим и профессиональным качествам считаю обоих незаурядными фигурами кальчо.
– Кого из итальянцев серии А вы могли бы назвать своим преемником?
– Пожалуй, Дзамбротту из “Ювентуса”. Этот игрок щедро одарен природой.
– В какой роли вы видите себя после окончания карьеры?
– Свое будущее связываю только с “Миланом”. Но не в роли тренера, скорее в роли футбольного чиновника.
– 20 января исполнится 20 лет, как вы выступаете за основной состав “Милана”. Вы гордитесь своей уникальностью?
– При подобных вопросах я думаю не о собственной уникальности, а о своем возрасте. И всегда вспоминаю, что мы с отцом Чезаре на двоих служим “Милану” уже более сорока лет.
– А можете вспомнить что-то особенное из своего футбольного детства?
– У меня были проблемы с умением бить левой ногой, поэтому отец часами заставлял меня тренировать удары левой. Так что я с раннего детства понял, что без ежедневного труда не будет никакого успеха. Я за многое благодарен отцу, рад, что мне удалось пойти по его стопам, и со временем, как и он, получить капитанскую повязку. Вы представить себе не можете, как выскакивало из груди мое сердце в Манчестере, когда в качестве капитана “Милана” я спустя сорок лет после отца поднял Кубок чемпионов. Мамма миа!
– Одним из тренеров, который оставил большой след в вашей карьере, был Фабио Капелло. Между тем многие полагают, что вы расстались с ним отнюдь не друзьями. Это так?
– Ну почему все помнят только наше не очень гладкое расставание в 1998 году, забывая про все остальное?! В тот момент “Милан” находился не в самой лучшей турнирной ситуации, мы провели пару невнятных сезонов. Нет ничего удивительного в том, что могли возникнуть кое-какие разногласия. Но хорошего-то было куда больше! Я ведь играл у Капелло еще в дубле “Милана”, и мы взяли тогда Кубок Италии для молодежных команд. Между прочим, за последние тридцать лет это был единственный успех нашей молодежки, если отбросить две недавние победы подопечных Мауро Тассотти на турнире во Вьяреджо. А как я могу забыть пять лет, за которые мы выиграли с Капелло четыре скудетто и Кубок чемпионов?! У Капелло жесткий характер, он во многом диктатор, но многочисленные победы говорят о его уникальности.
А какие неожиданные психологические ходы он умел находить! Например, за несколько дней до афинского финала Кубка чемпионов, в котором фаворитом была “Барселона”, мы провели бездарный тренировочный матч с “Фиорентиной” из серии В и уступили – 0:2. Нам и после побед иной раз доставалось от тренера, а тут такой конфуз накануне финала! Но в раздевалке Капелло с довольным видом заявил: “Ребята, сегодня я понял, что мы выиграем Кубок чемпионов”. Услышать из уст Капелло подобное высказывание – из разряда фантастики. Допускаю, что он блефовал, но факт остается фактом: его слова придали нам столько дополнительных сил и уверенности, что мы разнесли “Барселону” со счетом 4:0, даже несмотря на отсутствие в наших рядах Барези и Костакурты.
– А что вы можете сказать об Арриго Сакки, с которым также связано немало ярких моментов в истории “Милана”?
– Для начала обязан отдать дань уважения Нильсу Лидхольму, при котором я дебютировал в “Милане” 20 января 1985 года в игре с “Удинезе”. Без доверия и напутствия Лидхольма, наверное, не было бы сегодняшнего Мальдини. Что же касается Сакки, то мне вспоминается такой эпизод. Летом 1987 года я отдыхал на Сардинии. С Сакки в тот момент еще не был знаком. И вот он, став новым тренером, решил позвонить мне в гостиницу. Мобильных телефонов тогда еще не было, поэтому меня позвали в холл отеля, где находилась телефонная кабинка. В плавках и в халате я провел там целый час. Сакки сказал мне: “Паоло, ты должен решить, кем будешь – плейбоем или футболистом”. А вскоре после того разговора я познакомился с Адрианой – своей нынешней женой. И этот факт Сакки очень успокоил…
Он внес революционные изменения в футбол. На следующий день после нашей победы над румынским “Стяуа” французская “Экип” написала следующее: “До вчерашнего вечера мы знали о существовании лишь одного футбола. Теперь мы знаем, что существует и альтернативный – в исполнении “Милана” под руководством синьора Сакки”.
– Вам доводилось выигрывать скудетто и под руководством Альберто Дзаккерони.
– Те, кто утверждает, что он выиграл скудетто только за счет фортуны, ничего не понимают в футболе. После двух наших провальных сезонов Дзаккерони очень быстро нашел выход из положения и сумел найти ключ к каждому из нас. Помню, как во время первого летнего сбора он по вечерам с пачкой газет заходил ко мне в номер, а также к другим игрокам. Смотрите, говорил тренер, нас никто не считает достойными скудетто, но мы можем его выиграть. Так и получилось.
– Что вспомните про Табареса и Терима?
– По человеческим качествам ничего отрицательного сказать нельзя. Первому не повезло в том, что он попал в клуб в очень неудачный момент. Второму же не хватило терпения, чтобы довести до конца свои начинания. Разумеется, в моем сердце навсегда останется тот отрезок работы в “Милане”, когда его возглавлял мой отец. При нем мы провели неплохую концовку сезона и выиграли знаменитое миланское дерби со счетом 6:0.
– Ваш нынешний тренер – Карло Анчелотти. Что скажете о нем?
– Он провел бархатную революцию. При нем в “Милане” одновременно находились такие звезды полузащиты, как Ривалдо, Руй Кошта, Кака, Зеедорф, и звездные нападающие. Меня смешат те, кто считает, что Анчелотти – слишком мягкий человек, идущий на поводу у игроков. Его сила состоит в том, что, не изменяя самому себе, он умеет находить общий язык с футболистами и прислушиваться к нашему мнению.
Источник: Спорт-Экспресс