Андрей НЕСМАЧНЫЙ: “Карьеру в “Динамо” начал с операции”

       Путь Андрея Несмачного в основной состав “Динамо” может служить примером для нынешней молодежи, списывающей все свои беды на засилье легионеров и невнимание тренеров. Никому не известный крымский парень за несколько лет прошел путь из третьей команды до игрока основы в поединках Лиги чемпионов, причем сделал это крайне эффектно и непринужденно, заставив поверить в себя самого Валерия Лобановского. Сейчас в карьере Андрея настал непростой период – являясь игроком национальной сборной, он не имеет постоянного места в основе “Динамо”. Впрочем, сам футболист не склонен драматизировать по этому поводу.

       – Таковы законы футбола – играет тот, кто лучше на сегодняшний день, – берет слово Андрей. – Долгое время я был игроком основного состава, однако повреждение коленного сустава и последовавшая операция на несколько месяцев выбили меня из колеи. Теперь, слава Богу, все нормально. Отправился вместе с командой на первый сбор в Эмираты, готов бороться за утраченные позиции.

Конкуренция на пользу

       – Главный твой конкурент на левом фланге – Бадр Эль Каддури. Какие у вас отношения, не возникают разногласия на профессиональной почве?

       – В команде уровня “Динамо” такого быть не может. Здесь все решает твоя готовность на данный момент, способность приносить пользу коллективу. Мы с Бадром в отличных отношениях, бывает, проводим вместе свободное время, в прошлом году ездили отдыхать в компании в Египет. С этим проблем не возникает.

       А здоровая конкуренция идет только на пользу. Сильный игрок на твоей позиции подстегивает к совершенству, заставляет с много большей требовательностью относиться к футболу в целом. Теперь ставлю перед собой задачу вернуть место в основном составе “Динамо”.

       – Андрей, давай по порядку. Как футбол вошел в твою жизнь, стал профессией…

       – Как и большинство ребят, в первом классе записался в ДЮСШ. Приходил из школы домой, быстренько делал уроки и – бегом на тренировку. Их у меня бывало и по три в день. После них ног не чувствовал, еле доносил ноги домой. Выступал на различных детских турнирах, в одном из них – международном – мне вручили приз лучшего игрока.

       В 14 лет на одном из соревнований в Симферополе ко мне подошел тренер Виктор Орлов и предложил поступить в местное училище Олимпийского резерва. Мои родители и я сначала были категорически против, но тренер проявил настойчивость, сказал, что “это будет, возможно, единственный шанс попробовать себя в большом футболе”. Этот аргумент оказался решающим.

       – Как быстро адаптировался на новом месте?

       – Поначалу было нелегко, подумайте сами: в 14 лет оказаться одному в новом городе. Очень скучал по родным, друзьям. Но вскоре привык, появились первые друзья, к тому же свободного времени практически не оставалось. Тренировки, игры, учеба – все проходило с калейдоскопической скоростью. И, самое главное, смог играть в футбол на совершенно другом, качественно высоком уровне. Ведь одно дело гонять мяч на пустыре со сверстниками, а совсем другое – тренироваться под присмотром профессионального наставника, выполнять специально подобранные комплексы упражнений. Адаптировавшись в новой среде, быстро понял, что футбол – моя будущая профессия.

       – Какие перспективы открывались у молодого парня, выпускника училища олимпийского резерва?

       – Мы были на виду, ездили по всей Украине, выступали во множестве турниров. Многие наши выпускники вскоре “осели” в главной команде полуострова, симферопольской “Таврии”, некоторые пошли дальше. Когда мне было 16, тренер юниорской сборной Украины Виктор Кащей пригласил меня на сбор в Киев. Сыграл в одном из турниров, где и был взят “на карандаш” динамовскими селекционерами. Мне говорили про заинтересованность со стороны “Таврии”, но когда приглашают в “Динамо”… В общем, не раздумывая согласился на переход. Очень помог и Виктор Кащей, который параллельно со сборной работал в тренерском штабе “Динамо”.

       – Большинство новичков долго ходят под впечатлением от базы в Конча-Заспе. Что тебя поразило более всего?

       – Тогда новый корпус базы еще не был построен, но и без него от удивления открывался рот. Мне всегда импонировал подход к работе в клубе. Все отлажено до мелочей, от футболиста требуется одно – выходить на поле и играть. Никаких проблем, отвлекающих тебя от футбола. Другими словами, молодому человеку созданы все условия для самосовершенствования, повышения мастерства. Плюс – тренерский штаб. За игрой многих его представителей я еще несколько лет назад наблюдал по телевизору, а сейчас они любезно делятся опытом.

       Переход в “Динамо” омрачился неприятной травмой. После тщательного осмотра клубные врачи констатировали повреждение мениска. Так что, подписав контракт, сразу лег на операционный стол. Уже после восстановления приступил к тренировкам – сначала в составе “Динамо-3”, потом “Динамо-2”. В то время первую команду уже возглавлял Валерий Васильевич Лобановский, клуб стоял на пороге новых побед. Я стабильно выступал за вторую команду, тренером которой был Валерий Зуев. Не знаю, что во мне разглядели тренеры, но через некоторое время все чаще стали подпускать на тренировки в основном составе, а вскоре состоялся и дебют в составе первой команды. Как сейчас помню, вышел в матче против донецкого “Металлурга”. На первых порах преимущественно выходил на замену, а в дальнейшем Валерий Васильевич доверил место и в “основе”.

Со “звездами” – без проблем!

       – Сразу нашел общий язык со “звездами” состава конца 90-х?

       – Да, особых трудностей не возникло. Тогда все говорили на одном языке, ребята дружили семьями, часто куда-то выбирались. К тому же в основном составе с тобой выходили Шевченко, Калитвинцев, Ребров, Лужный… Это подстегивало к работе, самосовершенствованию, желанию ни в чем не уступать лидерам. Еще с тех времен у меня сохранились отличные отношения с Олегом Венглинским, Сашей Радченко, Игорем Скобой, Виталиком Лисицким. Сейчас футбольная судьба разбросала нас по разным уголкам Украины, но дружбе, как оказалось, это ничуть не помешало. Во время зимнего отпуска не упустим возможности выбраться на теплое море и солнечный пляж.

       – Наверняка и сейчас вспоминаешь первые шаги в команде Лобановского?

       – Такое не забывается. Понимаю, Валерий Васильевич очень рисковал, подпуская к основному составу совсем молодого необстрелянного парня. Видимо, если и в дальнейшем тренер мне доверял, значит, его надежды оправдал. Для меня самое памятное событие произошло в 1999 году. Дебютировать в Лиге чемпионов в матче против “Русенборга”, да еще при переполненном 80-тысячнике! Бурлящие трибуны, шум, скандирование “Динамо”!, “Динамо”!, пристально оценивающие твой каждый шаг тысячи пар глаз… В таких ситуациях играешь, не чувствуя усталости, тебя переполняют эмоции, желание везде быть первым. Может, поэтому наша команда так удачно играет в домашних матчах, в том числе и еврокубковых.

       – Почему, на твой взгляд, команда последние пять евросезонов останавливается на групповом этапе Лиги чемпионов? В чем причины, с одной стороны, стабильности, а с другой – отсутствия прогресса?

       – Результаты в Лиге чемпионов четко показывают класс команды. Значит, на сегодняшний день наш уровень – групповой турнир. В каждом сезоне мы находимся в самой малости от продолжения борьбы в 1/8 финала, но свой шанс так и не используем. Нас не в чем упрекнуть болельщикам, на поле мы отдаем себя на все 100%, а результат…

       – Какие воспоминания у тебя остались от совместной работы с Лобановским?

       – Это был великий человек и Тренер. С ним было очень приятно работать, я постоянно ощущал его поддержку, он всегда мог вдохновить нас на подвиги. Одно время у меня был определенный спад в игре, я сам хотел получить совет от тренера, но Лобановский, который все видел, сам пригласил к себе, и после нашего разговора мои дела пошли на лад. Фактически, своему становлению на таком высоком уровне я обязан Валерию Васильевичу, ведь он сделал для меня очень много.

       – В “Динамо” и сборной ты все время играешь левым защитником. С детства облюбовал эту позицию?

       – Нет, как и многие из ребят, в первые годы занятий футболом играл нападающим, чуть позже переквалифицировался в опорного полузащитника. Уже в Киеве Владимир Онищенко поставил меня на левый фланг защиты. Возможно, потому что у меня “игровая” нога – левая. Хотя я постоянно работаю и над своей правой, дисбаланс все же сохраняется. Но в футболе нет предела совершенству, есть над чем работать на тренировках, а иногда и после них.

       – Чтобы попасть в основной состав, нужно сначала оттуда кого-то вытеснить. Кто играл в “Динамо” на твоей позиции?

       – Каха Каладзе, правда, он вскоре сам ушел из команды. Мы выполняли во многом похожие функции, и если бы я был тогда на уровне Кахи, может, обоим нашлось бы со временем место в тренерских схемах. Но это я сейчас так думаю. А тогда волновался, конечно, хотел сыграть лучше, показать, что я могу. Ребята поддерживали. Совсем не было впечатления, что тренируешься и живешь на базе рядом со “звездами”. Удивительная атмосфера была тогда в “Динамо”. Во многом это заслуга главного тренера.

Теперь без группировок

       – Сейчас этого нет?

       – Почему, многое осталось. Но нынче другая жизнь, другие нравы и порядки. В команде в большинстве легионеры, которые хоть и стараются быть вместе с коллективом, в силу языкового барьера и менталитета это сделать не всегда могут. Да, многие ребята, в основном из Восточной Европы, уже хорошо овладели языком, в общении с ними нет дискомфорта. Но для этого потребовалось три-четыре года, а для футбола это очень много. Какое-то время в команде были географические “группировки”, однако Йожеф Йожефович все быстро поставил на место.

       – Может, стоит ввести ограничение на число легионеров? На первых порах, возможно, будет небольшой спад в нашем футболе, но потом все вернется на круги своя.

       – Я не считаю, что количество легионеров стоит уменьшать искусственно. Нынешний приток иностранцев стал следствием экономического спада после развала СССР. Многие школы закрылись, ушли детские тренеры, да и родители стали меньше внимания уделять физическому воспитанию своих чад. Если нынешняя политика футбольного руководства страны окажется эффективной, ее следствие украинский футбол ощутит через какие-то пять-семь лет.

       Мне кажется, успехи наших команд в будущем будут связаны с нашими футболистами, выросшими здесь и понимающими, за чью честь они играют. Иностранец, даже самый квалифицированный, будет всего лишь выполнять контракт. Если он сам не захочет, его никто не заставит отдать все силы, сыграть “через не могу” ради чести клуба.

       – Как смотришь, чтобы попробовать свои силы в зарубежном клубе?

       – Очень много зависит от поступившего предложения. Если это будет серьезный западноевропейский клуб, регулярно выступающий в еврокубках, то почему бы и нет. Тем более, перед глазами положительный опыт Шевченко и Каладзе. Следует учесть и ошибки, допущенные другими нашими футболистами, так и не сыскавшими счастья на заграничных футбольных полях. Но сейчас следует зарабатывать себе имя, побеждать вместе с “Динамо” и сборной Украины, иначе серьезные предложения тебе не поступят. Хотя на данном этапе этот вопрос для меня второстепенен. Весенняя часть сезона будет очень насыщенной и во многом определяющей. Грех не воспользоваться шансом попасть на чемпионат мира, тем более, после столь успешного старта. Кроме этого, выступление в Кубке УЕФА, возвращение в клубный музей национального кубка, не собираемся отдавать чемпионские медали. В общем, задачи поставлены конкретные и вполне реальные. Над их выполнением и буду работать, а зарубежные клубы пусть пока подождут. Дома работы непочатый край.

Алекс Ньюпорт

Источник: “Гол”

Новости партнеров

Комментарии: