Ханс-Петер БРИГЕЛЬ: “Нам может помочь только несокрушимый командный дух”

       Сборную Албании 49-летний немец Ханс-Петер Бригель возглавляет с января 2003 года. Его тренерская карьера началась в 1989 году в швейцарском “Гларусе”, а продолжилась в “Эденкобене”. Во второй бундеслиге в сезоне-1994/95 он возглавлял “Ваттеншайд-09”, а затем Бригеля потянуло в Турцию – один год он был тренером “Бешикташа”, а после и “Трабзонспора”.

       С 1979 по 1986 год тренер ближайшего соперника сборной Украины сыграл в составе сборной ФРГ 72 матча, причем впервые в стартовом составе национальной команды он появился в Тбилиси 21 ноября 1979 года в победной встрече с командой СССР (3:1). С 1975 по 1984 год Бригель выступал за “Кайзерслаутерн”, порле чего перешел в итальянскую “Верону”, с которой сразу же выиграл скудетто. Спустя два года он уже защищал цвета “Сампдории”, где и завершил свою карьеру. Вернувшись в Германию, Бригель сдал экзамен и получил лицензию тренера. В бундеслиге он некоторое время работал техническим директором “Кайзерслаутерна” и несколько месяцев входил в наблюдательный совет клуба. В качестве спортивного директора проработал два года в “Айнтрахте” (Трир).

       – Как случилось, что вы отправились в качестве национального тренера в Албанию? Там что, вспомнили три ваши игры в 1981 и 1983 годах против этой команды?

       – Нет, об этом они не вспоминали. Албания имеет хорошие контакты с турецким футболом. Во время моей деятельности в Турции возникли первые взаимоотношения. По завершении контракта с “Трабзонспором” Албанский футбольный союз совершенно официально спросил меня, не заинтересуюсь ли я деятельностью там. Я сказал себе: “Почему бы и нет?” Но сначала из этого ничего не получилось. Как принято у них, были найдены два кандидата, решение по которым принимал президиум союза. Я был одним из двух кандидатов, но выбор пал не на меня, а на итальянца Джузеппе Доссену. Возможно, потому, что контакты между Албанией и Италией всегда были очень тесными.

       После поражения Албании в игре с Россией со счетом 1:4 (16 октября 2002 года) Доссена улетел в Италию и больше не объявлялся. Тогда албанцы снова обратились ко мне. После недельных переговоров я подписал контракт и приступил к работе.

       – Как проходило ваше знакомство с игроками?

       – О, это было не простое дело. Около 20 футболистов, которые входят в национальную сборную, играют по контрактам в европейских командах – в Греции, Италии, Хорватии, Германии. Я ездил на игры, беседовал с ними и их тренерами. В течение короткого времени мы смогли согласовать вопрос о проведении товарищеского матча с Вьетнамом, на него были отпущены и игроки из-за границы. Это была единственная встреча, в которой в моем распоряжении оказались почти все футболисты, которых я хотел бы видеть в сборной. Мы выиграли 5:0, с этого все и началось.

       – На сей раз на зимние сборы в Турции зарубежные клубы ваших игроков не отпустили…

       – Да, поэтому я пригласил туда молодых талантливых футболистов из албанских клубов. Мы провели три контрольных встречи. Две выиграли и одну проиграли самому сильному оппоненту на сборе – “Карлсруэ”. Но я не ставил в этих матчах результат во главу угла. Прежде всего мне необходимо было узнать, на кого еще в будущем я могу рассчитывать.

       – На каком языке вы объясняетесь с ними? Вы говорите по-албански?

       – Нет, но многие говорят по-немецки. И по-итальянски, а на нем и я говорю “очень хорошо. Здесь мне на пользу пошли годы, проведенные в Италии.

       – Албания никогда не пробивалась в финальные турниры чемпионатов мира или Европы. Как вы оцениваете ее шансы в нынешнем отборочном цикле?

       – Конечно, мы кое-что умеем, и до тех пор, пока я располагаю игроками основного состава, мы можем обыграть кого угодно на своем поле. Однако стоит только выбыть из строя хотя бы двоим футболистам, выступающим в зарубежных клубах, и у нас начинаются неприятности. У Албании нет звезд. В игре с Грузией в обороне играли два номинальных полузащитника, после удаления нашего игрока к ним добавился еще один.

       – И какими вы видите перспективы в квалификации к чемпионату мира-2006?

       – То, что мы можем рассчитывать на путевку в Германию – это иллюзия. На самом деле я бы оценил наши шансы даже менее, чем в один процент. Все знают, что Албания – одна из беднейших стран в Европе. Уровень здешнего элитного дивизиона соответствует четвертой немецкой лиге. Условия для тренировок просто катастрофические, большинство дворовых команд в Германии располагают куда лучшими. Инфраструктура очень и очень бедная, вы даже не представляете себе, насколько. Даже во время тренировки есть опасность получить травму. Когда я приехал в эту страну, можно было насчитать только три приемлемых футбольных поля, сейчас их, ну может быть, восемь, не больше. Здесь большие трудности с выращиванием травы, но в то же время местная ассоциация предпринимает немалые усилия, чтобы исправить ситуацию. Здесь работают тренеры с юношескими сборными, начиная с 15 до 21 года. Но в целом страна испытывает недостаток талантов для того, чтобы двигаться дальше.

       – Возвращаясь к игре с Грецией, которую ваша команда сенсационно выиграла, насколько вам помогло то, что вы досконально знаете методы тренировок Отто Рехагеля?

       – Я видел три матча Греции на Euro-2004, это мне помогло. Я был приятно удивлен, когда нам удалось в первые десять минут игры забить два гола. Я знал, что мы можем добиться положительного результата, но я думал, что все решится во второй половине игры. Наш первый гол стал результатом ошибки защитника, а второй -просто фантастический штрафной удар, достойный бразильских мастеров.

       – Юрген Клинсманн живет в Калифорнии и работает тренером в Германии. Вы живете в Гермерхейме и тренируете сборную Албании…

       – Мы с Клинсманном пребываем в разных весовых категориях. Как минимум полгода я провожу в Албании, поскольку возглавляю работу с молодежными и юношескими командами. Юрген же сосредоточен только на работе с национальной сборной Германии. Так что мой диапазон работы несколько шире.

       – Вы сами иногда подключаетесь к тренировкам команды?

       – После того, как я дважды разрывал ахиллово сухожилие, я решил, что лучше этого не делать.

Источник: Спорт-Экспресс в Украине

Новости партнеров

Комментарии: