Владимир ГЕРАЩЕНКО: «Для полной коллекции не хватает золотых медалей»

название фото

Карьера этого футболиста сложилась неоднозначно. В юном возрасте он дебютировал в родной команде, за которую всегда мечтал играть. Однако, только набравшись опыта, вынужден был сменить обстановку. Там, на чужбине, он добился самых значительных побед, хотя все это время его тянуло домой. И вот, уже на закате карьеры, он вновь предстал перед нами в футболке «Днепра». Все таким же надежным и уверенным в себе защитником. Более того, он повел за собой молодежь, которая сегодня уже является лицом и главным достоянием «Днепра». Стал настоящим лидером команды и просто авторитетным и уважаемым человеком. Жаль, век футболиста не долог. Сегодня Владимир Геращенко тренирует совсем юных мальчишек, которые, возможно, в недалеком будущем заявят о себе в родной команде. Как ровно 20 лет назад заявил о себе в «Днепре» их наставник. Юбилей. Чем не повод для встречи?

Досье:

Владимир ГЕРАЩЕНКО – родился 28 апреля 1968 года в Днепропетровске. Рост 190 см, вес 83 кг. Воспитанник школы «Днепр-75» (тренер – В. Мусиенко).

Карьера: 1984-1990 гг. – «Днепр» (Днепропетровск), 1991-1999 гг. – «Ротор» (Волгоград), 1999 г. «Амкар» (Пермь), 2000-2002 гг. «Днепр» (Днепропетровск), 2002-й – «Заря» (Луганск).

Всего в высшей лиге СССР, России и Украины провел 244 матча, забил 16 мячей.

Дебют в «Днепре»: 30 июля 1985 года в матче «Днепр» – «Шахтер» 5:4.

Серебряный призер чемпионата России 1993, 1997 гг. Бронзовый призер чемпионата Украи-ны 2001 г. В юношеской сборной СССР 13 матчей. В молодежной сборной СССР 11 матчей.

Ныне – тренер детской футбольной школы «Днепр».

Женат с 1986 года. Жена – Ирина. Подрастают трое детей: два сына и дочь.

Увлечение: кино, интернет и собаки.

«Детский футбол требует большего внимания»

– Владимир, расскажите, пожалуйста, о своей нынешней работе.

– Сейчас я тренирую ребят в детской футбольной школе «Днепр», которая образовалась только прошлым летом. Большого опыта, конечно, нет, но работа мне нравится.

– Как возник этот вариант?

– Руководство «Днепра», в частности генеральный директор Андрей Стеценко и директор школы Петр Кутузов сделали мне такое предложение. На что я дал согласие. Тем более что другой работы у меня на тот момент не было, и я, если честно, хотел работать в «Днепре».

– Какие впечатления от новой роли?

– Честно говоря, непросто (смеется). Не зря ведь говорят: лучше играть, чем тренировать. Это дано не каждому футболисту. Как будет со мной, покажет время. Конечно, много чего нового для себя открываю. У меня в команде 20 человек 1988 года рождения. К каждому игроку нужно найти подход, суметь объяснить, чтобы он понял, и сумел выполнить то, что от него требуется. Идеи и мысли есть, но необходимо еще их донести до умов этих мальчишек.

– Команда Ваша участвует в каких-либо соревнованиях?

– Да, мы играем на первенство Украины среди детско-юношеских команд. Зона у нас довольно сильная. Один «Шахтер» чего стоит. Мы пока на 6 месте. Хотелось бы лучше, конечно, но перспектива есть, поэтому рук не опускаем. Результат в детском футболе не главное. Есть в моей команде способные ребята. Вот если станут мастерами, это и будет результат работы тренера. Тем более что им до выпуска осталось всего полгода, а дальше уже могут устраиваться в профессиональные клубы. Это, на мой взгляд, самый сложный период в карьере молодого игрока – переход из детского футбола во взрослый.

– У Вас больше местных ребята или приезжих?

– В основном местные. Хотя в будущем руководство «Днепра» планирует расширить географию и приглашать талантов и из других городов.

– Владимир, в своей работе вы как-то ориентируетесь на главную команду, либо этот процесс идет независимо?

– Естественно, мы готовим ребят под «Днепр», под его стиль, требования тренерского штаба. Сейчас, кстати, двое моих ребят поехали на сборы вместе с дублем. Это Юрий Еременко и Евгений Барышников. Просматривали также вратаря нашего и еще пару человек. Но говорить о том, что им открыта дорога в дубль, еще рано. Им нужно время, чтобы перестроится. Они еще по детски мыслят, теряются на поле. Их легко можно отличить от тех, кто играет в дубле уже год-два. Кто успеет быстро освоиться во взрослом футболе, у того больше шансов заиграть на высоком уровне. Конечно, немало зависит и от тренера. Если он дает шанс, игрок это чувствует и старается себя проявить. Ведь мало таких футболистов, которые раскрываются сразу же, с первых игр. Молодые особенно нуждаются в доверии, поддержке. Тогда у них и глаза «горят» и уверенность появляется. У нас же некоторые детские тренеры на Украине во главу угла ставят результат. Это не правильно.

– Турнир дублеров, по Вашему, положительно влияет на рост молодых футболистов?

– Конечно, эти соревнования очень полезны, но мне кажется, что было бы лучше играть тем же составом во второй лиге. Там все-таки уровень повыше – многие команды ставят перед со-бой конкретные задачи, от этого и игры более напряженные. И переход из детского футбола во взрослый был бы менее болезненным и продолжительным.

– Владимир, с тренировочными площадками у Вас такие же проблемы как и у всех?

– Да, это общая боль нашей области. Как ни странно, но регион с такими богатыми традициями, с такими экономическими возможностями не имеет ни одного достойного спортивного комплекса. В запорожском интернате, к примеру, есть три синтетических поля. Это уже что-то. О Донецке и Киеве я вообще молчу. Мы же тренируемся на «Металлурге». Пока его не развалили. Но опять же, если погода позволяет, можем заниматься на улице. А если нет – приходится идти в зал, где создать должные условия для большого футбола невозможно. Уделяем внимание физической подготовке. Вот так и перебиваемся. Недавно я побывал в тренировочном лагере команды «АТБ» и был приятно удивлен. Люди сделали очень неплохой гаревый манеж для детей. По-моему, у нас в городе такого больше нет. Для ребятишек такая поляна большое подспорье.

– Многие детские тренеры жалуются на то, что их команды, бывает, попросту «убивают» люди в черном. Вы с этим уже сталкивались?

– Да, было и такое. Есть тренеры, которые «работают» с судьями ради побед. Они думают, что если выиграли турнир, значит хорошо. Я же не вижу смысла идти таким путем. Может, на них руководство клубов давит, не знаю, но пользы этим они не приносят детскому футболу. Скорее наоборот. Но, увы, таковы реалии.

«Днепр» в 80-х был силен командным духом

– Владимир, многим будет интересно узнать, как Вы попали в футбол? Где начинали?

– Я был среди тех многочисленных ребят, что гоняли во дворах мяч. Только у нас была своя команда – «Комета». И тренер свой – Геннадий Михайлович Кузьменков. Мы с ним дошли до финальной части «Кожаного мяча». И после того выступления многих наших ребят забрали в «Днепр-75». Я попал к Виталию Спиридоновичу Мусиенко. А от туда уже в дубль «Днепра». Мне повезло, что я застал Емца и Жиздика. Могу с полной ответственностью сказать, что это были великие люди, настоящие профессионалы, которые стояли у истоков самых громких успехов «Днепра». Дублеров тренировали также хорошие наставники – Жучков и Азаренков. Благодаря им для меня переход во взрослый футбол прошел достаточно гладко. Приглашали меня и в юношескую сборную СССР, которой руководил тогда Анатолий Бышовец. Интересно, что мне доверяли играть среди тех, кто был на 2 года старше. Эти обстоятельства также помогли быстрее перестроиться. В целом, отмечу, что с тренерами мне очень повезло. После этих специалистов я работал у Кучеревского, Салькова, Прокопенко, Белоусова, Симоняна, Романцева, Семина, Садырина. Целая плеяда. Грех жаловаться. В 1984-м меня официально взяли на работу в «Днепр». В трудовой книжке записали – инструктор по спорту Южного машиностроительно-го завода. Шесть лет я провел в родной команде, а затем уехал в «Ротор», за который отыграл 9 лет.

– Давайте не будем забегать так далеко вперед, а остановимся для начала на Ваших на-чинаниях в «Днепре». Дебют свой помните?

– Конечно. Такое не забывается! Буквально накануне мы с тренером Базилевичем выиграли какой-то юношеский турнир. После этого я и узнал, что нужно готовится к дебюту. Это был матч с «Шахтером», который закончился с хоккейным счетом 5:4. Я вышел в стартовом составе и провел на поле, кажется, все 90 минут. Волновался жутко. Очень не хотелось ударить лицом в грязь в компании таких футболистов, как Протасов, Литовченко, Таран и другие. За «Шахтер» играли Грачев, Соколовский. После игры я так и не уснул – эмоции били через край. Наверное, каждый игрок испытывает такие чувства. Нынешней молодежи тоже есть на кого равняться – «Днепр» сегодня базовая команда национальной сборной.

– Чем запомнился «Днепр» 80-х?

– В первую очередь, командным духом. Коллектив был монолитный. Мне даже тогда казалось, что кого не поставь в состав – будет и игра, и результат. Микроклимат был особенным. Все, начиная от президента клуба и бывшего директора Южмаша покойного Макарова и заканчивая поварами на базе, работали на одну цель. И город очень сильно помогал. Одним словом, команде уделялось очень много внимания, и футболисты работали в удовольствие и старались отблагодарить высокими результатами. Увы, но любой сказке рано или поздно приходит конец. В 1988-м и 1989-м команда завоевала высшие награды советского футбола. То к чему мы шли столько лет, сбылось. Настал черед нового поколения. Многие ребята заканчивали и хотели завершить карьеру в более обеспеченных клубах. Благо предложений из-за рубежа хватало. Поэтому лидеров было сложно удержать, а сразу их заменить было некем – молодым нужно было время, чтобы достичь такого же уровня. Я же принял предложение «Ротора», как и Ледяхов, Гудименко и Жидков. Команда выступала в первой союзной лиге и была перспективной, стояла задача выхода в высшую лигу, поэтому игроков хорошо стимулировали. К тому же президент клуба Горюнов был по-настоящему «болен» футболом. Он все делал для того, чтобы Волгоград пробился в элиту. В итоге его мечта сбылась. Но играть уже пришлось в новом государстве – союз развалился.

– В полтавской «Ворскле» Вы побывали в тот период?

– Да. Но это не был целенаправленный переход. Просто после августовских событий 91-го никто не знал, что будет дальше. Вот я и решил вернуться поближе к дому. Затем все же меня снова позвали в «Ротор» и я, так и не сыграв за «Ворсклу» ни одной игры, вернулся не берега Волги.

До «золота» так и не дотянули

– Первый сезон в новом чемпионате каким выдался?

– Однозначно непростым. Я бы сказал, скомканным. Команды были разбиты на две группы, календарь не очень удобным. К тому же в «Роторе» делали ставку на молодых. Можно сказать, создавали с чистого листа новую команду. Естественно, сразу она не заиграла, но постепенно мы вошли в элиту российского футбола. Большая заслуга в этом была тренеров: Салькова и Прокопенко.

– Кстати, «Ротор» дважды был в шаге от золотых медалей. Многие утверждают, что именно опыта не хватило команде для достижения заветной цели. Вы как считаете?

– Да. Я с этим согласен. Спартаковцы, с которыми мы спорили за первое место, были гораздо опытнее. Их состав изобиловал настоящими личностями. Они и в еврокубках играли, и костяк сборной составляли. Так что решающий матч в Волгограде мы проиграли 0:2. Одного желания было не достаточно.

– Судьи столичным команда помогали, наверное…

– Как и везде. Не без этого, конечно, но откровенно нас никто не «убивал». С другой стороны – почему Москва должна проигрывать какому-то Волгограду? И терять место в Лиге чемпионов. Тогда, наверное, это было что-то из разряда фантастики. Но мы хотя бы попытались.

– Вы лично были довольны или разочарованы серебряными наградами?

– Неоднозначные были чувства. С одной стороны – хороший результат, с другой – могли ведь и большего добиться. Сейчас оглядываюсь на свою карьеру и понимаю, что «золота» и не хватает для полной коллекции. Но то время уже не вернешь.

«Бордо» – моя «черная метка»

– Зато Вам посчастливилось сыграть незабываемые игры в еврокубках.

– Да. Много было хороших игр. Когда играл за «Днепр» соперничали с «Бенфикой», «ПСВ», «Бордо». А «Ротор» при мне и вовсе впервые пробил «окно в Европу». В городе был настоящий футбольный бум. Первым нашим соперником был французский «Нант», чемпион своей страны. Дома мы в тяжелой игре выиграли 3:2, а в гостях уступили справедливо 0:3.

– Какой-то матч Вам запомнился особенно?

– Больше всего врезались в память игры с «Бордо». Против этой команды я играл и в футболке «Днепра», и в футболке «Ротора». И в обоих случаях мои ошибки приводили к пенальти. В 85-м это был вообще мой дебют на евроарене. Я просто переволновался, придержал соперника за руку в штрафной зоне. С «точки» нам забили, «Днепр» проиграл 1:2 и выбыл из борьбы. С «Ротором» история повторилась. Хотя в том случае, мне показалось, что нарушение было вне штрафной площади. Говорят, что у каждого игрока есть «черная» команда. Вот, наверное, «Бордо» именно такой и был для меня.

– Долго «Ротор» на вершине не продержался. Почему?

– Опять же многих футболистов манили столичные клубы. Кое-кто уехал за границу. Настала смена поколений. У меня же пошла серия травм, из-за которых много пропустил. Всего сделал за всю карьеру 8 операций. Да и возраст давал о себе знать. А когда начались и финансовые проблемы встал вопрос о смене клуба.

– И Вы перешли в «Амкар». В команду малоизвестную. Разве не было других предложений?

– Наверное, у меня судьба такая – переходить в клубы, которые только поднимаются наверх. Также и «Амкар» – только вышел в первую лигу, стояла задача закрепиться в ней. Руководство клуба делало для этого все возможное. Коллектив подобрался неплохой, под руководством Оборина. Одним словом, условия были очень хорошие. Сейчас, по прошествии трех лет, приятно смотреть, что люди, влюбленные в футбол, все-таки осуществили свою мечту и вывели «Амкар» в высшую лигу. Увы, сразу закрепиться не удалось. Думаю, со второй попытки, учтя прошлые ошибки, будет лучше.

Гражданином России меня сделали без моего согласия

– В Перми Вы отыграли год и, наконец-то, вернулись в «Днепр»…

– Честно говоря, еще уходя из «Ротора» я думал о возвращении, но предложения не было. Через год оно поступило, я собрал вещи и поехал домой. Хотя меня просили остаться. Вот так, после 10 лет в России, вернулся на Украину.

– Кстати, насколько я знаю, Вам сделали российское гражданство. Это правда?

– Правда, только сделали это без моего согласия (улыбается). Рассчитывали меня привлечь за сборную России. К тому же в то время действовал лимит на легионеров.

– Но за сборную Вы так и не сыграли. Почему?

– Сначала мне было интересно попробовать себя на таком уровне. Чувствовал в себе силы. «Ротор» ведь был одним из ведущих клубов страны. Вот нас с Веретенников и приглашали. Но только потом я понял, что это делалось лишь из уважения. Никто на нас всерьез не рассчитывал. А когда на турнире в Гонконге мне сказали, что собираются выпустить на несколько минут, я придумал себе травму. Чтобы не выходить. В тот момент я понимал, что одна минута может перечеркнуть все. Ведь оставался еще шанс сыграть в сборной Украине. Были разговоры о моей кандидатуре, но до дела так и не дошло. Жаль, что так и не довелось сыграть за национальную команду.

– По возвращении Вы застали совсем не тот «Днепр», из которого уходили. Не было сомнений о правильности того шага?

– Не было. Я ведь следил за судьбой команды и знал куда иду. К тому же, как я уже говорил, мне не впервые приходилось выкарабкиваться из низов. В Днепропетровске действительно были непростые времена, но постепенно команда росла. Николаю Федоренко удалось слепить из того, что было очень неплохую команду, которая, на мой взгляд, даже прыгнула выше головы и стала бронзовым призером. Затем с приходом Кучеревского команду начали перестраивать. Я же вновь получил травму и вернуться в основную обойму было тяжело. Мне предложили работу в дубле, но я не хотел заканчивать карьеру игрока. Казалось, что могу принести еще пользу. Поэтому поехал в Луганск. Хотя сейчас я жалею о том, что отказался. В «Заре» я сыграл не так много и понял, что даже во второй лиге мне тяжело. Принял решение, как говорится, повесить бутсы на гвоздь. В “Днепре” мне было комфортно, и если бы не травмы, думаю, послужил бы команде подольше. Но что поделаешь – так сложилось, что пришлось уйти из футбола раньше, чем думалось, и искать себе другое применение. Это жизнь.

«Футбол – ничем не заменить»

– Сейчас где-то поддерживаете форму?

– Да. Все равно завязать с футболом раз и навсегда невозможно. Многие ребята бегают, пока колени не сотрутся. Я же по приглашению господина Меркулова прошлый сезон отыграл за никопольский «Колос», выступающий на первенство области. В этом году он вновь мне предложил играть в команде. Кстати, в 2004-м мы выиграли чемпионат, а в финале кубка проиграли. Думаем наверстать упущенное в этом году.

– Тренерская работа это одно, а самому побегать это другое дело…

– Вы абсолютно правы. Тех эмоций, которые дарит спорт № 1, ничем не заменить. Без мяча – как без кислорода, долго не могу.

– Владимир, сейчас проходит турнир памяти Николая Кудрицкого. Ваша команда также участвует в этих соревнованиях. А что Вы можете сказать об этом неординарном футболисте, с которым Вам довелось играть плечо в плечо?

– Да, я хорошо знал Колю. Это был очень жизнерадостный человек. Очень не любил проигрывать. Мы с ним частенько в карты играли. Раньше у нас многие были помешаны на «Джокере». У Коли была очень сильная воля к победе, целеустремленность. Одним словом, рубаха-парень. Любил какой-нибудь прикол отмочить. Жаль, что он ушел от нас так рано.

– С кем из бывших партнеров по «Днепру» поддерживаете отношения?

– Да практически со всеми. Раз в неделю обязательно бываю на базе «Днепра». Посещаю тренировки главной команды. Тем более что Евгений Мефодьевич дал добро, в целях моего самообразования. Конечно, хотелось бы пронаблюдать полный цикл, поехать с командой на сборы. В идеале, хорошо было бы побывать в «Динамо», «Шахтере». Посмотреть как там у людей построена работа. Или в какой-то из европейских клубов. И, конечно же, не мешало бы закончить тренерскую школу. Думаю, займусь этим вопросом вплотную в будущем.

– Отчего же не сразу? Вот, например, Лужному предложили сходу местно главного тренера.

– Ну, еще неизвестно, как все у него сложится. Я, конечно, желаю ему успехов. Просто сколько случаев, когда хорошему футболисту не удается стать хорошим тренером. Тот же Шалимов так и не смог поднять «Уралан». Это не так просто. Я бы сказал, не каждому дано быть тренером. Это очень сложная и многогранная профессия.

– Владимир, сейчас одна из самых острых проблем в нашем футболе – легионеры. Вы разделяете мнение о том, что нужен лимит?

– Да. Иностранные футболисты в таком количестве, как сейчас, тормозят рост украинских исполнителей. Одно дело, когда это действительно классные игроки, как Матузалем, Гавранчич. В таком случае польза нашему футболу неоспорима. А другое – когда легионер не сильнее нашего парня, но предпочтение отдадут именно ему, потому что у него определенные условия в контракте. Вот я общаюсь с Бахаревым из «Шахтера», так он рассказывает, что легионеры там в особом почете. К ним даже отношение более снисходительное. Так не должно быть. Поэтому «Днепр» в этом плане больше работает на украинский футбол.

– И последнее. Владимир, что Вы пожелаете юным футболистам, которые только начинают своей путь в большом футболе?

– Главное – это по-настоящему любить футбол. По хорошему «болеть» им. Ставить перед собой высокие задачи и стремится к своей цели. И не огорчаться, и не опускать рук, если что-то не получается. Все равно упорство и труд все перетрут. Даже если в футболе не сложится, важно – остаться хорошим человеком и осуществлять уже нефутбольные мечты.

Источник: fanat.com.ua

Новости партнеров

Комментарии: