Виктор ДЕРДО: “Лучшие судьи Украины имеют возможность готовиться в хороших условиях”

Досье «ГОЛа!»

ВИКТОР ДЕРДО

Родился 12 апреля 1954 года в г. Березовка Одесской области.

Комитет арбитров ФФУ возглавляет с марта 2003 года.

В 1980 году окончил Одесский педагогический институт по специальности «преподаватель физического воспитания».

В 1971-73 гг. и с 1975 по 2003 год работал в ПТУ № 22 города Ильичевска.

В 1973-75 гг. служил в рядах Советской Армии.

Начало судейской деятельности – 1979 год.

С 1982 года обслуживал матчи второй лиги чемпионата СССР; с 1992 по 1999 – матчи высшей лиги чемпионата Украины.

Проводил финал Кубка Украины 1995 года.

В 1995-2000 гг. возглавлял комитет арбитров федерации футбола Одесской области, в 2002-2003 – заместитель председателя федерации футбола Одесской области.

Комитет арбитров ФФУ возглавляет с марта 2003 года.

Внимания клубам, сборным в прессе всегда хватает. Даже в межсезонье, когда футболистам и тренерам и отдохнуть-то пора от журналистов. В то же время мало кто задумывался о подготовке арбитров к новому футбольному сезону. Между тем она набирает темпы. Как она проходит, а также о взаимоотношениях с прессой, рассказывает председатель Ассоциации футбольных арбитров Украины Виктор Дердо.

— Виктор Григорьевич, готовятся ли арбитры к встрече футбольной весны или, быть может, они находятся в отпуске?

— Что вы! Подготовка как раз в самом разгаре. Приятно отметить, что лучшие судьи Украины, равно как и ведущие команды нашей страны, имеют возможность готовиться в хороших условиях. Первая группа уже прошла турецкий этап и вернулась на родину. Но тут же на ее место приехала вторая половина. Всего сборы в Анталии предусмотрены для 21 арбитра в поле и для 42 помощников рефери. Распорядок дня весьма насыщенный. Судите сами: в 7.45 – подъем и завтрак; затем три часа теоретической подготовки, где лекции читает Мирослав Ступар; проходят также дискуссии по проведенным матчам из нашего чемпионата. Днем проводятся товарищеские игры довольно высокого уровня, ведь здесь готовились даже участники Лиги чемпионов и Кубка УЕФА. Кроме того, за этими матчами наблюдает квалифицированная просмотровая бригада, которая затем высказывает компетентное мнение. И наконец вечером проходит анализ свежих поединков, для чего используется видеозапись, за которую здесь отвечает известный в прошлом арбитр ФИФА Владимир Петров.

— Закончил ли кто-либо карьеру арбитра, и будут ли новые имена среди тех, кто обслуживает матчи высшей лиги?

— По возрастному цензу не сможет больше судить харьковчанин Александр Кран; однако ему нельзя не поблагодарить – ведь закончил карьеру он на высоком уровне. О назначениях на второй круг говорить можно будет после утверждения официальных списков, которое состоится 25-26 февраля. Тогда разговор был бы в этом отношении более конкретным.

— Возвращаясь к «пройденному»: как бы вы оценили уровень нашего судейства в первом круге?

— Уровень арбитража (пусть и не намного) стал лучше. Ошибки были, в том числе и необъяснимые. Их процентное количество небольшое, но хотелось бы еще лучших показателей. Заметно: судьи меняют отношение к делу в сторону профессионализма. Как следствие, становится значительно меньше проблемных ситуаций. На исправление имеющихся ошибок направлены нынешние сборы. Насколько оправдан был такой шаг со стороны ФФУ, будем говорить уже после окончания чемпионата.

— На сегодняшний день пресса не имеет возможности публиковать оценки, выставленные инспекторами судьям за проведенные матчи. Можно ли привести статистику неудовлетворительных оценок за первый круг по лигам?

— Такая информация есть. В высшей лиге количество «неудов» (от 5,0 до 5,9 на футбольном языке) наибольшее, что объясняется пристальным вниманием к играм с участием сильнейших команд, – где-то 4-5. В первой лиге – 2-3 матча, а во второй, скажем так, полтора. Надо заметить, что у высших по рангу и более квалифицированные инспектора, да и публикации в прессе делают свое дело. Кстати, к газетным публикациям мы относимся достаточно серьезно и в отдельных случаях требуем представить видеозаписи матчей для установления истины.

— А можно ли узнать, насколько субъективным может быть наказание за плохую оценку, – ведь приходится слышать о различных видах наказания?

— Как при дисквалификации игроков, тренеров, при спорных моментах относительно выявления команды, которая стоит выше при равном количестве очков, так и у провинившихся судей есть свой регламент. Основной способ влияния – понижение в классе. Совсем отстранить человека от работы мы не можем – арбитр должен быть в форме. А срок наказания (при правильном восприятии) он использует как время для размышления. Что касается самого времени стажировки в низшей лиге, то речь может идти об одном месяце в случае первого наказания, а при повторном – от двух месяцев до одного круга. Такая система видится оптимальной на данный момент.

Кроме того, лиги украинского футбола являются своеобразной лестницей для подъема, ведь арбитр не может на одной ступени находиться слишком долгое время – иначе он просто окажется бесперспективным. Поэтому вторая лига для рефери используется как мостик при переходе от любительского, молодежного уровня к профессиональному футболу, а первая лига – непосредственно как резерв для обслуживания матчей с участием сильнейших команд. И мне кажется, что на сегодняшний день уровень судейства и уровень игры футболистов в каждой из лиг приблизительно соответствуют друг другу. Таким образом, оба уровня имеют все шансы расти вместе.

— Если остановиться еще раз на «секретности» оценок, то насколько подобный шаг оправдан – ведь до недавних пор оценки арбитрам являлись открытой информацией?

— В этом отношении есть рекомендации УЕФА – использовать оценки арбитрам для «внутреннего пользования», то есть для составления рейтингов. Кроме того, есть и другой момент. У многих наших судей есть еще работа, связанная с детскими школами, а значит, и имя, репутация. От ошибок же никто не застрахован, и, по моему мнению, запятнать честь человека из-за этого было бы неправильно. Об отстранениях от судейства так или иначе все узнают после соответствующих решений, но нельзя возводить ошибку чуть ли не в ранг преступления. Еще хочется сказать, что есть пробел во взаимоотношениях между арбитрами и клубами. И над этим надо работать. В частности, нельзя допускать никаких обвинений, пока видеоматериал не представлен для оценки соответствующей комиссии и та не вынесла своего решения. Когда же все станет ясно, то информация дойдет до заинтересованных лиц – негатив мы не собираемся скрывать.

— А как вы относитесь к запрету комментариев, ведь разве человек не может высказать собственное мнение?

— Комментарии – дело журналистов, вынесение решений – прерогатива специалистов. Наверное, некорректен часто сам принцип высказывания тренера о судействе матча с участием его команды. Да и может ли наставник сразу после встречи быть объективен, особенно если не достигнут положительный результат? Насколько мне известно, комментарии подобного плана запрещены и в других европейских странах.

— Виктор Григорьевич, объясните, пожалуйста, простому болельщику, как клуб все-таки может не согласиться с неправомерными решениями судьи, если основания для этого все же имеются?

— Это четко выписанный в регламенте процесс. И все клубы при желании могут воспользоваться подобными нормами. Для начала клуб должен перечислить в ПФЛ для рассмотрения своей жалобы определенную сумму. Делается это для того, чтобы количество жалоб можно было как-то регулировать, а иначе можно заниматься круглый год рассмотрением спорных эпизодов в матчах различных лиг. Так вот, клуб высшей лиги при подаче жалобы перечисляет сумму в 500 условных единиц, первой – 300, и второй – 100. К протесту прилагается видеокассета, на которой четко видно, в каком моменте имеют место претензии стороны к арбитру. Причем жалоба не будет принята, если инспектор до этого поставил неудовлетворительную оценку. Тогда просто отпадает необходимость что-либо обжаловать. Если комиссия в процессе просмотра приходит к выводу, что ошибка в действиях арбитра действительно была, то принимается решение о наказании провинившегося рефери, Однако оно еще должно быть утверждено контрольно-дисциплинарной комиссией ФФУ. Если и там согласятся с предыдущим мнением, то оно становится окончательным.

— Было бы интересным узнать, как происходит назначение арбитров. Многие говорят, что это слепой жребий. Так ли это?

— Жеребьевка абсолютно слепой быть не может, для чего есть специальные рекомендации УЕФА. Компьютер при назначении арбитров используется, но лишь для того, чтобы сделать количество матчей у каждого арбитра соответствующим его рейтингу, а также избежать частых «свиданий» конкретного арбитра с одной и той же командой. А число назначений зависит от той группы, которой находится судья. Всего таких групп четыре в высшей лиге, и, конечно, на самые принципиальные поединки назначаются арбитры из первой группы.

— Могут ли как-то влиять клубы на назначение арбитров на матчи с их участием?

— Лишь в определенной степени. Мы прислушиваемся к мнению клуба, но только в тех ситуациях, когда имел место конфликт между ним и данным арбитром, который рассматривался специальной комиссией. Когда же речь идет о простом протесте безо всяких на то оснований, к таким пожеланиям, безусловно, мы не имеем права относиться всерьез.

— Теперь вопрос несколько из другой среды. Много говорят о договорных матчах. Как арбитр должен себя повести, если он заподозрил что-то неладное?

— Эта норма никак не регламентирована. Однако любой арбитр вправе написать рапорт, где может отразить все свои претензии по матчу и событиям, окружавшим его. Такое письменное заявление будет отправлено в комиссию честной игры, где и будет рассмотрено.

— Несколько слов о представителях украинского судейского корпуса в Европе…

— Начну с принципов назначения на матчи под эгидой УЕФА. В европейской федерации тоже есть рейтинги. В топ-группу входят 26-28 арбитров, которые и обслуживают игры самого высокого уровня. Далее идет первая группа с таким же количественным представительством. Она является резервной и в принципе используется в тех же турнирах, но не в самых решающих матчах. Далее идет вторая группа, куда входят наши Виталий Годулян и Сергей Шебек, который всего лишь год еще по возрасту сможет судить. Арбитры этой категории привлекаются на матчи молодежных сборных, Кубка УЕФА, а также предварительных стадий Лиги чемпионов. Ниже идут третья, четвертая, пятая группы, в каждой из которых находится по 60-70 человек. Все это арбитры международной категории. В третьей Украину представляет Игорь Ищенко.

Мы должны думать о своем представительстве в будущем, для чего нужны молодые перспективные кадры. Нас особенно в Европе не ждут, так что мы собственными силами должны пробивать себе дорогу. В этом отношении главная надежда связывается с 33-летним киевлянином Сергеем Березкой. В марте для него будет назначен матч чемпионата Украины, на который специально прибудет представитель УЕФА, который ведет нашу страну по этой линии. Если все сложится успешно, то в перспективе Сергей сможет попасть в первую группу европейских арбитров. Добавлю, что серьезным условием является и знание языков. Хотя бы на двух признанных УЕФА языках арбитр должен уметь общаться свободно.

Если речь зашла о представительстве в Европе, то мужчины могут брать пример с женщин, где уже сейчас на хорошем счету киевлянка Татьяна Асеева и харьковчанка Екатерина Монзуль. Последней всего 24 года, и на нее в европейской федерации всерьез обратили внимание.

— Виктор Григорьевич, и напоследок вы имеете возможность на страницах «ГОЛа!» высказать пожелания своим подопечным…

— В первую очередь хочу, чтобы те прекрасные условия подготовки арбитров к новым играм привели к меньшему количеству недоработок и к большему взаимопониманию между всеми заинтересованными сторонами украинского футбола. Пусть все будут работать в тесном контакте, что привело бы к новым футбольных вершинам для нашей страны.

Беседовал Константин БАДУЛИН

Источник: “Гол”

Новости партнеров

Комментарии: