Словения – Украина. Снег сквозь слезы, или история одной трагедии. Часть вторая

Словения – Украина. Снег сквозь слезы, или история одной трагедии. Часть втораяПРО ФУТБОЛ вспоминает предыдущую схватку украинцев и словенцев в плей-офф отбора к чемпионату Европы

 

Как было сказано в конце первой части нашего повествования, несмотря на проигрыш в Словении, настроение в стане украинских болельщиков и отечественной журналисткой братии оставалось оптимистичным. Поражение списывали на нелепый второй гол, на неудачу, на судью, на недостаток настроя. В том, что класс у наших ребят намного выше, никто все так же не сомневался, а 1:2 в гостях – счет, который легко и очень часто отыгрывается. Что же касается удалений, то и они никого всерьез не пугали. К ответному поединку должен был восстановиться (и восстановился) Лужный, так что Парфенов все равно сел бы “банку”. А Гусин к тому времени уже давно славился прежде всего как разрушитель, нам же предстояло атаковать. Короче говоря, речи не шло не то, что о панике – никто даже не заикался о возможности не поехать на ЕВРО-2000. Просто казалось, что задача, изначально видевшаяся совсем простой, стала несколько сложнее.

 

Что касается составов, то словенцам, разумеется, никакого резона менять удачно сыгравший набор футболистов не было. Да и скамейкой особой они не располагали. Так что единственная перемена в старте по сравнению с матчем четырехдневной давности была вынужденной – Катанец потерял Кнавса и вместо него запустил Галича.

 

У нас изменений, что понятно, было значительно больше. Как я уже сказал, вернулся на поле и в роль капитана правый оборонец лондонского “Арсенала” Олег Лужный. Место Гусина в опорной зоне занял киевский динамовец Сергей Федоров, а его тезку Попова формально сменил еще один футболист, чье имя совпадает с именем автора этого материала – Сергей Скаченко. Но тут уж замена была, конечно, не по позиции. Просто Сабо вернулся к той тактике, которая принесла ему успех в домашнем матче против России (3:2), но которая, правда, потом не сработала в Москве – мощный Скаченко выдвинулся на острие, а Шевченко и Ребров должны были действовать из глубины.

 

17.11.1999. Киев. НСК “Олимпийский”. 70 000 зрителей. -6°С.

Украина – Словения 1:1 (0:0)

Голы: Ребров, (69, с пенальти) – Павлин (79).

Арбитр: Бернд Хайнеман (Германия).

Украина: Шовковский, Лужный, Федоров, Головко, Ващук, Дмитрулин, Кандауров (Ковалев, 46), Скаченко (Мороз, 74), Косовский (Попов, 74), Шевченко, Ребров.

Словения: Дабанович, Карич (Остерц, 74), Рудонья, Миланич, Галич, Милинович, Новак, Чех, Удович (Ачимович, 58), Захович, Павлин.

Предупреждения: Дмитрулин, 75 – Захович, 9, Павлин, 10, Миланич, 14, Ачимович, 86.

 

Впрочем, вполне возможно, что решение о выходе Скаченко наш тренер принял, учитывая тот фактор, о котором мы пока не говорили – погодный. Накануне встречи в свежем номере газеты “Команда” руководитель НСК “Олимпийский” четко сказал, что поле будет полностью очищено от снега, выпавшего в нашей столице, и волноваться по этому поводу не стоит. Однако произнеся эти слова, он просто не подозревал, что в день матча на Киев обрушится такой снегопад, что справиться с ним будет не под силу абсолютно никому – ни согнанным под это дело солдатам-срочникам, ни специальной технике. Все, что удалось сделать – это кое-как вычистить разметку да совсем чуть-чуть убрать снег с поляны. При этом последний даже и не думал прекращать падать, когда поединок уже начался, потому поле очень быстро стало абсолютно белым. Учитывая еще и минусовую температуру, нетрудно было догадаться, что газон превратился в смесь снега со льдом. Так что о полноценной игре в футбол речи уже быть не могло, и ясно было, что придется регулярно перемещать мяч верхом. А в такой игре Скаченко как раз и чувствует себя, как рыба в воде. Даже, если вода эта замерзшая.

Кстати, то, что мощный снегопад попросту шокировал организаторов матча, косвенно подтверждается тем, что они не успели подготовить оранжевые мячи, и мы имели возможность наблюдать редчайшую картину – команды играют на заснеженном поле белым “снарядом”! Это привело к тому, что даже с трибун подчас невозможно было понять, где находится мяч, что уж говорить о телетрансляции, тем более что качество ее было на пару порядков хуже того, что нам демонстрируют сегодня.

 

К слову, с этим белым мячом произошла интересная история. Откуда-то взялся миф о том, что против Словении мы проиграли как раз таки оранжевой “кулей”, и об этом часто говорят. В том числе и люди, непосредственно наблюдавшие за матчем. Возможно, их вводит в заблуждение история, произошедшая за год до того, осенью 98-го. Накануне домашнего матча “Динамо” против греческого “Панатинаикоса” Киев также посетил главный вестник зимы. В тот раз все были готовы к таким обстоятельствам, и мячи для матча были оранжевого цвета. Вот только надобности в них не было никакой, ибо тот снегопад был не сравним с кошмаром 17 ноября 1999 года, и поле “Олимпийского” вычистили. Вот так у нас интересно получилось – оранжевым по зеленому (это еще ничего), белым по белому (сущий ужас).

 

Ну и прежде чем переходить непосредственно к событиям ответного поединка, я бы хотел сказать несколько слов о болельщиках. Да, матч, конечно, имел огромное значение, но Словения – все-таки не гранд мирового футбола. И в столь ненастную погоду при шести градусах мороза на главную арену страны пришло по разным данным от 65 до 70 тысяч человек! Показатель, на мой взгляд, отменный, и двенадцатого игрока в тот день наша сборная получила в полной мере. Увы, помочь ей выкарабкаться из сложившейся ситуации он не смог.

 

Первый тайм превратился для сборной Украины в настоящую катастрофу. Потому что она, будучи командой, которой необходимо забивать хотя бы один гол, не могла создать абсолютно ничего. Было совершенно неясно, каким же образом действительно собирались действовать наши футболисты. Тех самых навесов на Скаченко мы так и не дождались – неужели подобной установки не было?! Не пытались украинцы и стрелять издали, хотя при такой погоде и цвете мяча сие виделось очевидным решением. Зато “желто-синие” стремились разыгрывать комбинации и раз за разом теряли мяч, поскальзываясь на катке “Олимпийского”. Шевченко почему-то решил, что именно в таких условиях сработает его дриблинг, хотя он, по большому счету, не проходил и в Любляне. Разумеется, из этого ничего не вышло. В итоге первую половину игры подопечные Йожефа Сабо просто помножили на ноль или, если хотите, выбросили в мусорную урну – им удалось лишь несколько раз организовать у ворот Дабановича небольшую суматоху да нанести парочку не особо опасных ударов.

 

Словения – Украина. Снег сквозь слезы, или история одной трагедии. Часть втораяОднако есть вещь, которая не позволяет списать все это исключительно на погоду. Знаете какая? Игра словенцев. Как это ни странно, но они очень быстро приспособились к снежному полю и чувствовали себя на нем достаточно комфортно. Тоже скользили, тоже ошибались, но гораздо меньше наших футболистов. В чем тут дело? Неправильные шипы? Еще что-нибудь? Сложно себе представить другую версию, ведь в гостях у нас в тот день были не исландцы или норвежцы, а ребята, привычные к таким условиям МЕНЬШЕ наших футболистов! Как бы там ни было, в первой половине игры Словения смотрелась намного предпочтительнее. При этом подопечные Сречко Катанеца вовсе не выставили, как нынче модно говорить, автобус около своих ворот. Отнюдь. Они были активны в центре поля, получая мяч, достаточно большими силами шли вперед.

 

И если уж кто и должен был до перерыва открывать счет, так это словенцы. Сначала на 9-й минуте их лишили, на мой взгляд, абсолютно заслуженного пенальти. Захович получил передачу с левого фланга, легко ушел от Федорова и вдоль линии штрафной начал смещаться на ударную позицию. Головко пытался помешать Златко, однако вынужден был сделать ему обыкновенную подножку. Да, Захович немного протащил ногу, да, он шел на этот контакт и желал его, но все-таки фол там был явный. Потому-то лидер словенской дружины и спорил с Берндом Хайнеманом столь яростно, что тот в итоге не выдержал и показал Златко желтую карточку. И после этого у Сабо еще поворачивается язык говорить о том, как Словения работает с судьями. Ох, Йожеф Йожефович… Второй раз гости были близки к голу в середине тайма. Карич с левого фланга запустил высокий навес примерно к линии вратарской, Шовковский ошибся на выходе, и Удович беспрепятственно пробил головой. На наше счастье (хотя опять же – какое уж тут счастье…) мяч прошел рядом с левой стойкой. Там, правда, Головко пытался подстраховать своего голкипера, но еще неизвестно, удалось бы Александру сделать это на скользком поле или нет.

 

Очевидно, что наших тренеров подобный ход игры не устраивал и на толику, и в перерыве им необходимо было что-то предпринимать. В плане замен это выразилось в выходе Ковалева вместо Кандаурова – игравший в Португалии полузащитник “Бенфики” в давно забытых условиях полностью потерялся и ничем помочь своей команде не мог. Что касается тактического рисунка игры в целом, то он особых изменений не претерпел – наши продолжали упорные попытки пробиться к воротам соперника через комбинации. Хотя сама практика подсказывала, что сейчас нужны другие пути – первый момент во владениях Дабановича был создан после подачи со штрафного. Правда, моментом это можно назвать лишь с некоторой натяжкой, ибо Ребров пробил головой мимо ближнего угла, который контролировал голкипер. Но все-таки что-то… Кстати, словенцы ответили похожим эпизодом, когда их футболист на дальней штанге в жестком единоборстве с нашим оборонцем также не сумел попасть в створ.

 

И лишь к середине второго тайма сборная Украины наконец-то приспособилась к тому, чем в этот день являлось поле. Тут-то мы наконец и увидели то, чего ждали и жаждали с первых минут – мощное давление на ворота Дабановича. В определенные моменты словенцы не то, что центр поля перейти не могли – они из своей штрафной не выбирались. И хотя этот пресс не приводил к опасным моментам, он заставлял гостей нервничать, что в итоге и привело к ошибке словенских оборонцев – Лужный промчался справа и прострелил в “карний майданчик”, а Милинович, проиграв позицию Шевченко, схватил того за руку. Андрей ощутил прикосновение соперника и среагировал на него мгновенным падением, Хайнеман тут же указал на “точку” (словенцы ж с судьями неплохо работают, вы не забыли?). Злость гостей и их тренера, швырнувшего оземь перчатки, можно понять – если уж это пенальти, то за фол на Заховиче в первом тайме, как выразился когда-то по совсем другому поводу сам Сабо, надо было ставить два одиннадцатиметровых. Но немецкий рефери рассудил так, как рассудил, а нынешний главный тренер “Динамо” легко развел Дабановича и мяч по разным углам.

 

Вот тут бы нам и продолжить давление, дожать слегка растерявшегося противника. И был ведь опыт совсем свежий, по ходу того же отборочного цикла – забили сидевшим в обороне исландцам и сами отошли назад, после чего получили рикошет и гол в свои ворота. Но
этот опыт никого ничему не научил… Добыв нужный счет, украинцы тут же откатились к своим воротам, а спустя несколько минут Сабо убрал с поля Косовского и Скаченко, выпустив вместо них Попова и Мороза соответственно. Опорник вместо атакующего хава, атакующий полузащитник вместо центрфорварда – ставка на удержание и контратаки очевидна. Да и смысл судить по косвенным признакам, если наш тренер, как только украинские футболисты отпраздновали гол, характерным жестом показал – назад!

 

Увы, удерживать вскоре стало нечего. Федоров зачем-то сфолил на Заховиче метрах в 22-х от ворот украинцев, когда Златко этим самым воротам никак не угрожал и вообще занимался тем, что пытался укротить мяч. Сам пострадавший и исполнил опаснейший стандарт, но мощным ударом послал “снаряд” в стенку. Увы, именно в тот миг, когда казалось, что опасность миновала, случилась беда – “круглый” отскочил к левому углу нашей штрафной под удар набежавшему Рудонье, тот пробил низом, Павлин подставил ногу, и мяч мимо уже среагировавшего на удар Шовковского закатился в сетку. Наши вяло сигнализировали об офсайде, но его не было – не успел выбежать футболист, стоявший на стойке. Правда, около вратаря сборной Украины в глубоком “вне игры” пребывал еще один словенец, однако он на развитие событий действительно никак не влиял. Нет, ну в самом деле просто ремейк исландской истории. Почему же, почему так часто мы не учимся на своих ошибках?

Впереди у “желто-синих” было двенадцать-тринадцать минут, учитывая добавленное время. Они, разумеется, понеслись вперед всем составом (причем именно всем – в последние две-три минуты Шовковский практически не покидал штрафную площадку соперника. Можно только представить себе, что творилось на душе у Саши и как ему хотелось забить. Но не суждено было…), вот только… Вот только это был необдуманный навал, и не более того. К которому словенцы вновь оказались полностью готовыми. Лишь в одном эпизоде после ошибки Дабановича на выходе в их штрафной началась настоящая паника, и Карич даже выбил мяч рукой из пустых ворот, однако о втором пенальти нечего было и мечтать – к тому времени Хайнеман уже показывал в сторону углового флага, ибо “круглый” успел покинуть пределы поля. Моментов же, дабы перевести игру в овертайм у нас не было. Разве что полумоментик, когда Дабанович отбил перед собой низовой выстрел Реброва, к мячу первым поспел Мороз (вот уж кто был уместен по такой погоде в плане своей фамилии), но добить ему совместными усилиями не позволили голкипер и защитник словенцев.

 

По-настоящему символичным стал кадр трансляции практически сразу после финального свистка – украинцы с каменными лицами спешат покинуть пределы поля, а рядом с ними кто-то из гостей стоит на коленях и потрясает сжатыми кулаками, не веря в свое счастье. Счастье, которое обошло стороной нас…

 

Словения – Украина. Снег сквозь слезы, или история одной трагедии. Часть втораяА почему оно нас обошло? Из-за снега? Судей? Фортуна отвернулась в решающий момент? Считаю, что ничего из этого не является причиной неудачи сборной Украины шестнадцатилетней давности. Как и ошибка Шовковского. Да, из-за нее задача усложнилась, но мы обязаны были решать ее в любом случае. Нас погубила самоуверенность, недостаточный настрой на первую встречу в Любляне, откровенная недооценка соперника, который оказался гораздо ближе нам по классу, чем мы себе представляли. Присутствовали и тренерские ошибки, о которых Йожеф Йожефович почему-то вспоминает с гораздо меньшей охотой, нежели о судьях или удаче (да и что нам вообще кивать на нее после фантастического спасения в Москве?). Каждый может иметь свое мнение, и я лишь выражаю собственное: в 99-м сборная Украина не попала на чемпионат Европы по своей вине, хотя имела все шансы не только поехать в Бельгию и Голландию, но и достойно выступить там. И винить мы должны лишь самих себя и больше абсолютно никого и ничего.

 

То поражение стало одним из самых болезненных в карьере футболистов, потерпевших его. Обычно о старых проигрышах говорят с улыбкой, с шутками, но я видел, как спустя много лет и Головко, и покойный Гусин, когда речь заходила о Словении, с трудом подбирали слова и честно признавались, что вспоминать об этом не хочется. Да что там говорить, этот проигрыш был и одним из самых тяжелых для всех, кто тогда поддерживал сборную Украины. И потому сейчас очень хочется реванша. Пусть из действующих лиц того противостояния в нынешнем будет присутствовать лишь Сречко Катанец, пусть возможная победа ныне никак не сможет дать полной сатисфакции за то поражение – она все-таки очень нужна. Чтобы замкнуть круг. Чтобы при упоминании слова “Словения” больше не открывалась старая рана, а на месте шрама от нее появились более свежие радостные воспоминания.

 

 

 

 

Источник: ПРО ФУТБОЛ

Новости партнеров

Комментарии: