Франц БЕККЕНБАУЭР: “Билетов желающим посетить ЧМ-2006 не хватит”

название фото

ДОСЬЕ “СЭ”

Франц БЕККЕНБАУЭР

    Родился 11 сентября 1945 года в Мюнхене.

    Играл в защите и полузащите. Выступал за мюнхенскую “Баварию” (1958 – 1977), нью-йоркский “Космос” (1977 – 1980, 1983), “Гамбург” (1980 – 1982).

    В 1965 – 1977 годах провел за сборную ФРГ 103 встречи (14 голов), 50 раз выводил на поле национальную команду в роли капитана. В еврокубках – 76 матчей (6 голов), в бундеслиге – 425 (44).

    Чемпион мира (1974), серебряный (1966) и бронзовый (1970) призер мировых первенств. Чемпион Европы (1972), серебряный призер первенства континента (1976). Обладатель Кубка чемпионов (1974, 1975, 1976), Кубка кубков (1967), Межконтинентального кубка (1976). Чемпион Германии (1969, 1972, 1973, 1974, 1982), обладатель Кубка Германии (1966, 1967, 1969, 1971). Чемпион США (1977).

    Лучший футболист Европы (1972, 1976). Игрок года Германии (1966, 1968, 1974, 1976). Лучший футболист США (1977). Лучший футболист Германии XX века (по результатам опроса журнала Kicker).

    Главный тренер сборной Германии (1984 – 1990), с которой завоевал золото (1990) и серебро (1986) мировых чемпионатов.

    Тренер и спортивный директор “Марселя” (1990 – 1991) – финалиста Кубка чемпионов. Тренер “Баварии” (1994, 1996) – чемпиона Германии (1994) и обладателя Кубка УЕФА (1996).

    С 1994 года – президент “Баварии”, с февраля 2002-го – президент и шеф наблюдательного совета клуба. Председатель Оргкомитета по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2006 года.

    “Можно ли Франца Беккенбауэра сравнить с Альбертом Эйнштейном?” С такого вопроса начинается книга “Наши лучшие. 100 самых великих немцев”. Она была выпущена после того, как летом 2003 года германский государственный телеканал ZDF провел всенародный опрос с целью определить самых великих немцев за всю историю. Беккенбауэр в этом списке хоть и уступил величайшему физику Эйнштейну, но опередил философов Канта, Ницше и Шопенгауэра, поэтов Шиллера и Гейне, композитора Вагнера, писателя Томаса Манна.

    Впрочем, в Германии уже давно никто не удивляется высочайшему положению Беккенбауэра в немецкой иерархии. Чего только стоит прозвище Кайзер, полученное Францем в стране, которая просто фетишизирует демократию. Сказать сегодня, что Беккенбауэр в Германии популярен и любим, – значит, не сказать ничего. На днях, например, спортивный телеканал DSF предложил зрителям решить следующую задачу. На экране одновременно было показано восемь фотографий… губ. Надо было определить – какая из них принадлежит Беккенбауэру Тот, кто давал правильный ответ, получал – ни много ни мало – 30 тысяч евро!

    Когда Франц играл, его сравнивали с Моцартом. Он поражал всех легкостью обращения с мячом (при этом, владея им, никогда на него не смотрел!), глубиной и щедростью игровых идей, умением задавать нужный темп игры, создавать на поле изящную музыку футбола. Когда стал тренером, его ставили в один ряд с представителями классической немецкой философии – за умение докопаться до главного, понять суть и природу вещей, принять парадоксальное, но единственно верное решение.

    Биографы Беккенбауэра обратили внимание на такой любопытный факт. Звездный час Франца пробивает в следующие один за другим июльские дни раз в шестнадцать лет. Судите сами: в июле 1958 года (правда, о точном дне статистики спорят) подросток Беккенбауэр пришел в “Баварию”. 7 июля 1974-го в Мюнхене он, капитан сборной ФРГ, поднял над головой кубок за победу в чемпионате мира. 8 июля 1990-го в Риме тренер Беккенбауэр привел подопечных к высшему мировому титулу. 9 июля 2006-го в Берлине состоится финальный матч очередного мирового первенства, и уже сейчас можно предположить, что это будет очередной звездный час Кайзера.

    Но начали мы беседу с вопроса о России.

    – Вы много раз были в России. Какой приезд запомнился больше всего?

    – Два из них навсегда сохранятся в моей памяти. И оба связаны со Львом Яшиным. Однажды я был капитаном сборной мира, которая в честь его 60-летия играла для детей Чернобыля. Это было 10 августа 1989 года. Незадолго до этого я приезжал ко Льву в гости. Ему как раз ампутировали правую ногу. Тогда я думал, что каким-то образом сумею загладить вину перед другом, ведь я не смог приехать, кажется, в 1971 году, на прощальную игру Яшина. Общаясь со Львом, видел, как он страдал, оказавшись на пенсии. Был тогда у него дома. Незабываемый вечер за столом, который, казалось, прогибался от русских изысканных яств. И сегодня помню этот московский адрес – улица Чапаевская, дом 18.

КАЮСЬ: ДВАЖДЫ ПЕРЕБЕГАЛ ДОРОГУ РУССКИМ

    – Если вы не против, поговорим о российском футболе. Наша сборная слабо стартовала в третьей отборочной группе: сыграла в Москве – 1:1 со Словакией, а потом потерпела катастрофическое поражение в Лиссабоне от Португалии – 1:7. Каковы, на ваш взгляд, шансы россиян попасть в Германию на финальный турнир мирового первенства?

    – Прежде всего хочу пожелать моим русским друзьям, чтобы они все-таки оказались в числе лидеров своей отборочной группы. Что же касается нынешних результатов… 1:7 против Португалии – это, естественно, тяжелый удар. Даже несмотря на то, что, как я слышал, в команде отсутствовало полдюжины игроков основного состава. Выход в финальный турнир с первого места, судя по всему, обеспечат себе португальцы. Но и на второе место Георгию Ярцеву будет выйти непросто. Словакия, как и ее звезда – лучший бомбардир бундеслиги Марек Минтал, – играет неброско, но очень эффективно.

    – Чего не хватает русским футболистам, чтобы добиваться на международной арене весомых побед?

    – Зачастую удачи, столь необходимой в спорте. Особенно это ощущалось в то время, когда у вас были по-настоящему сильные команды. Всегда что-то становилось у них на пути! На чемпионате Европы 1988 года ваша сборная, продемонстрировав прекрасный атакующий футбол, побила Голландию, Англию, Италию, но потерпела неудачу в финале, столкнувшись с находящимися в своей лучшей форме игроками мирового класса Гуллитом и ван Бастеном.

    Как-то и я перешел дорогу русским – в полуфинале чемпионата мира 1966 года мне удалось забить решающий гол в ворота сборной СССР, после которого счет стал 2:1 в нашу пользу. Тем самым расстроил моего будущего друга Льва Яшина. А в европейских клубных турнирах ваши команды часто страдали от того, что после бесконечно долгой русской зимы начинали свой чемпионат лишь тогда, когда другие уже давно играли.

    Правда, московскому “Спартаку” это не помешало в 1991-м в четвертьфинале Кубка чемпионов победить на “Сантьяго Бернабеу” мадридский “Реал” – 3:1. А потом, когда дело дошло до борьбы за выход в финал, я снова встал на вашем пути. На этот раз – как тренер “Марселя”, который дважды одолел москвичей. Простите.

О КЕРЖАКОВЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ

    – В российской премьер-лиге работало немало авторитетных западных тренеров – итальянец Скала, португалец Жорже, француз Курбис. Но все они тех результатов, которых от них ожидали, так и не достигли. Может ли вообще иностранный тренер добиться в России успеха?

    – Нахожусь от вашей страны довольно далеко, поэтому не знаю всех деталей. Однако могу предположить, что проблема в следующем: разница в менталитете между иностранцами и россиянами слишком велика, а языковые барьеры – чересчур высоки. Тренер должен уметь общаться с игроками напрямую, и в разговоре с ними слышать все полутона. Только это помогает полностью овладеть ситуацией.

    – Многие немецкие клубы испытывают сейчас финансовые трудности. Какова была бы реакция в Германии, если бы кто-нибудь из крупных российских предпринимателей вложил серьезные деньги в один из ведущих клубов бундеслиги?

    – Если бы это гарантировало такой успех, какой есть сейчас у “Челси” после прихода в клуб Романа Абрамовича, то фанам было бы все равно, откуда пришли деньги. Серьезные инвесторы желанны везде.

    – Российская сборная почти постоянно играет в финальных турнирах чемпионатов мира и Европы. Однако нашим игрокам всегда было крайне трудно пробиться в бундеслиге. В чем дело?

    – С вашими футболистами в бундеслиге такая же ситуация, как с западными тренерами в России. Главные трудности – менталитет и язык. Кроме того, добавляется еще такая проблема, которую мы называем “культурным шоком” – с ней сталкиваются люди из Восточной Европы, когда знакомятся с жизнью на Западе. Например, Бут в Дортмундской “Боруссии” и “Фрайбурге”, Беланов в менхенгладбахской “Боруссии” сильно начинали, но затем, вкусив здешнюю сладкую жизнь, так же резко сдавали.

    – Периодически всплывают различные имена российских игроков, которыми якобы интересуется “Бавария”. Раньше много говорили о спартаковце Титове, недавно в центре внимания был Кержаков из санкт-петербургского “Зенита”…

    – Титов – еще может быть. Кержаков? О нем я не знаю. Но в принципе “Бавария” следит за всем зарубежным трансферным рынком.

О СУДЕЙСКОМ СКАНДАЛЕ ГОВОРЯТ ЧЕРЕСЧУР МНОГО

    – Тогда поговорим о ваших делах на посту президента “Баварии”. Почему клуб не покупает мировых звезд? Как вообще строится трансферная политика?

    – Суть ее состоит в том, чтобы получать классных игроков – однако только тех, кого мы можем себе позволить. Идя по такому пути, “Бавария” не только уже почти четыре десятилетия принадлежит к клубам высшего европейского класса, но и не имеет долгов.

    – Может ли причиной не очень убедительных в последние два-три года выступлений “Баварии” быть то, что вы большую часть своего времени посвящаете не делам клуба, а проблемам организации будущего чемпионата мира?

    – Какая команда играет всегда успешно и одновременно показывает привлекательный футбол? Возможно, все, в том числе и я, требуют от “Баварии” слишком многого. Впрочем, в данный момент у нас снова все более или менее в порядке. Даже без моего участия. Но и во времена, когда я отвечал за все, “Бавария” не всегда действовала достаточно убедительно.

    – Одна из тем, которая в последнее время постоянно обсуждается футбольной общественностью, – судейский скандал в Германии. Насколько велик урон от него немецкому футболу и чемпионату мира 2006 года?

    – Так легко все говорят об этом скандале. Но нельзя сейчас 80 000 арбитров Германии стричь под одну гребенку, связывая их с проступками отдельных людей! Это большая ошибка. В скандале замешаны лишь криминальные элементы, появление которых, к сожалению, не исключено ни в одной стране мира. Понятно, что в данном случае задет жизненно важный нерв футбола. Но DFB сделает все, чтобы никакая тень больше не падала на чемпионат мира 2006 года.

ГЕРМАНИЯ БУДЕТ ОДНИМ ИЗ ФАВОРИТОВ ЧМ-2006

    – Когда вы испытывали большую ответственность: в 1974-м, как игрок сборной на домашнем для нее мировом чемпионате, в 1990-м, как тренер, от которого все ждали только победы, или сейчас, как организатор ЧМ-2006 у себя на родине?

    – Самая трудная задача – это, конечно, принимать чемпионат мира. Хотя бы потому, что такой шанс дается лишь раз в жизни. Игрок в течение карьеры может несколько раз участвовать в мировом первенстве, и в составе хорошей команды завоевать два или даже три чемпионских титула. Это же касается и тренера. В конце концов, если футболист или наставник в своем первом турнире не добились успеха, то у каждого из них есть возможность через четыре года снова попытать счастья. Кстати, и как игрок, и как тренер я это испытал на себе. Но во второй раз стать хозяином чемпионата мира, по сути, нереально. Хорошо, когда в жизни хотя бы раз представляется возможность организовать и провести мировое первенство в своей стране. Поэтому-то сейчас испытываю большую ответственность, чем в 1974-м, как капитан сборной, и в 1990-м, как тренер.

    – Сразу после первенства 2002 года в Японии и Корее вы заявили, что Германия в 2006-м на своем поле станет чемпионом мира. По-прежнему придерживаетесь того же мнения?

    – В 2002-м наша команда уступила в финале бразильцам в определенной степени из-за невезения. Понятно, что после этого сразу же ставишь цель завоевать чемпионский титул на следующем турнире. Тем более когда знаешь, что у твоей сборной будет преимущество своего поля. Однако с тех пор в нашей национальной команде многое изменилось. За плечами, в частности, разочарование Euro-2004. Затем, правда, последовал многообещающий приход в сборную нового бундестренера Юргена Клинсманна. В связи с этим я бы сегодня сказал так: в 2006 году Германия будет принадлежать к широкому кругу фаворитов мирового чемпионата.

    – Футбол в вашей стране – больше, чем просто спорт. Не будет ли для немцев катастрофой, если их сборная не станет чемпионом?

    – Действительно, футбол в Германии для многих людей является важной частью жизни. И с каждым днем страна все больше живет предвкушением грандиозного турнира. Но если наши футболисты не выиграют чемпионат, траура по этому поводу точно не будет. Все-таки мировое первенство – это в любом случае радость для болельщиков.

    Вообще мы поставили цель – сделать это крупнейшее спортивное мероприятие праздником не только футбола, но и дружбы. После политических изменений в Европе последних лет пало множество границ, мешавших встречаться огромному количеству людей. Поэтому мы видим значение предстоящего чемпионата также и в том, что он внесет весомый вклад в дело сближения народов, развития дружеских отношений. Кроме того, это первенство является для нас и хорошим шансом показать Германию, как страну с развитой экономикой, еще раз продемонстрировать всем наши возможности. К этому, кстати, стремится и федеральное правительство, проводящее кампанию по созданию и поддержанию привлекательного имиджа страны.

БИЛЕТОВ НА ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ НЕ ХВАТИТ

    – Чем будет отличаться ЧМ-2006 от предыдущих мировых чемпионатов в плане организации?

    – Прежде всего тем, что города, где будут проходить матчи, находятся друг от друга на сравнительно недалеком расстоянии. В этом большое отличие от чемпионатов 1994 года в США и 2002-го в Японии и Корее. Я буду счастлив, если в 2006-м гости со всего мира увезут с собой самые хорошие впечатления о всех немецких городах.

    – Что вас, как президента Оргкомитета чемпионата мира, больше всего беспокоит?

    – Никто не может сейчас точно сказать, что произойдет в мире до лета 2006 года. Не омрачат ли постоянные разговоры о безопасности общую атмосферу предстоящего футбольного праздника? Надеюсь, что до чемпионата и в ходе его никаких тревожных сигналов, угрожающих проведению турнира, не поступит.

    – Уже сейчас слышны недовольные голоса по поводу того, что много билетов на матчи первенства достанутся всевозможным спонсорам и функционерам. Болельщикам же попасть на трибуны будет непросто.

    – Распределение билетов – одна из самых сложных для нас проблем, ведь не каждый, кто захочет попасть на стадион, на нем окажется. Даже если бы наши арены вмещали в два раза больше, билетов всем желающим все равно не хватило бы. Но, заверяю: проблемы болельщиков постоянно находятся в центре внимания сотрудников оргкомитета. Именно фаны в ходе турнира обеспечивают неповторимую атмосферу яркого праздника. С другой стороны, для организации чемпионата мира по футболу, за которым будут следить миллиарды людей на всех континентах, требуется приблизительно 430 миллионов евро. Столь крупное событие без сильных экономических партнеров провести невозможно. И спонсоры, которые своими миллионами помогают и нам, и ФИФА, естественно, имеют право на какие-то льготы. Однако о некоем “спонсорском” чемпионате не может быть и речи – турнир делается не для спонсоров, а для всех любителей футбола.

“ИНОСТРАНЕЦ” КЛИНСМАНН

    – Что отличает Юргена Клинсманна от предыдущих бундестренеров?

    – Он вырос в бундеслиге, большим футболистом стал в сборной. Но благодаря пребыванию за границей, лучше многих других понимает международные проблемы, жизнь на разных континентах, ощущает себя своим в любой стране. Проживая в Калифорнии, Клинсманн находится на определенном удалении от германской футбольной сцены. Оказывается, это вовсе неплохо. Он, как бундестренер, от такой ситуации порой только выигрывает – внедряет, например, в подготовку команды позитивные новшества, привезенные с собой из-за океана. Во всяком случае, мы в оргкомитете рады тому, что сборная с приходом Клинсманна в последнее время выглядит свежее, играет успешнее. Надеемся, она останется верна этому курсу, ведь выступление команды-хозяйки всегда влияет на общий климат финальных турниров мировых первенств.

    – Германия вроде бы неплохо играет против сборных ведущих мировых футбольных держав, но, несмотря на это, в последнее время их не побеждает. В чем дело?

    – Против команд первой десятки рейтинга ФИФА мы не можем выиграть уже более четырех лет. Хотя в отдельных случаях были к этому близки – например, в последних матчах с Аргентиной и Бразилией, которые завершились вничью. В этих поединках мы действовали довольно хорошо, но каждый раз нам чего-то не хватало, в том числе – удачи. А вот в товарищеских встречах с французами и голландцами шансов у нас не было. Надеюсь, что Клинсманн исправит ситуацию в ближайшее время, и уже в Кубке конфедераций сборная отпразднует победу в поединке с кем-нибудь из грандов.

    – И все-таки, почему в вашей стране в последнее время все меньше футболистов мирового класса?

    – После поколения Лотара Маттеуса и Руди Феллера в работе с подрастающей сменой кое-что было упущено. Германскому футбольному союзу (DFB) это, разумеется, известно, и он создал обширную программу поддержки талантов, которую проводит сейчас в жизнь. Однако до тех пор, пока она принесет первые плоды, пройдет еще несколько лет.

    – Есть ли сегодня в Германии молодые игроки, которые в будущем могут стать суперзвездами?

    – В такой большой федерации, как DFB, которая объединяет 6,3 миллиона членов, таланты, конечно, есть. Но выявить их и постоянно им помогать – это еще далеко не все. Главное зависит от самих футболистов: тот, кто хочет пробиться на высший уровень, просто обязан обладать волей, характером, настойчивостью, трудолюбием. Без этих качеств ничего не достигнешь. В настоящее время в бундеслиге есть несколько игроков, на которых возлагаются особые надежды. Эти ребята со временем могут войти в узкий круг мировой футбольной элиты, но их имена я не хотел бы сейчас называть.

ПАПОЙ РИМСКИМ Я УЖЕ ТОЧНО НЕ СТАНУ

    – Чем собираетесь заняться после 2006 года? Кристоф Даум как-то сказал, что вы были бы хорошим бундесканцлером. Другие видят вас будущим президентом ФИФА.

    – После чемпионата мира 2006 года прежде всего буду заботиться о своей семье. Мой малыш и моя маленькая принцесса должны по-настоящему познакомиться со своим отцом. Кроме того, собираюсь уделить время старым друзьям, с которыми в последнее время не имею возможности общаться. И если еще останется время, то буду ходить в горы с ледорубом и веревкой.

    – Всем известно, что у вас выдающиеся дипломатические способности. Это – природный дар или же вы этому где-то учились?

    – В средней школе Мюнхена-Гизинга проходил специальный курс дипломатии. Но шутки в сторону. Я бы не утверждал, что у меня особые дипломатические способности. Наоборот – терпение наверняка не является моим главным качеством. Я стараюсь к большинству людей относиться по-дружески – особенно к тем, кто и ко мне дружелюбен. Но могу быть и другим.

    – Говорят, что для вас нет ничего невозможного. И все-таки, есть ли нечто, что недостижимо?

    – Определенно, я уже не буду папой римским. И восьмитысячники Гималаев для меня чересчур высоки.

Источник: “Спорт-Экспресс”

Новости партнеров

Комментарии: