Андрей КАНЧЕЛЬСКИС: “Выбрав Россию – поступил правильно”

название фото

Досье

    КАНЧЕЛЬСКИС Андрей Антанасович.

    Родился 23 января 1969 года в Кировограде.

    Полузащитник. Мастер спорта международного класса. Выступал за кировоградскую “Звезду” (1986-1987), киевское “Динамо” (1988-1989), донецкий “Шахтер” (1990-1991), английские “Манчестер Юнайтед” (1991-1995), “Эвертон” (1995-1997), “Манчестер Сити” (2000-2001), “Саутгемптон” (2002-2003), итальянскую “Фиорентину” (1997-1998), шотландский “Глазго Рейнджере” (1998-2002), саудовский “Аль-Хилаль” (2003), с июня 2004 года – в российском “Сатурне”.

    В чемпионатах СССР – 43 матча (4 гола), России – 12 (2), Англии – 185 (48), Италии – 26 (2), Шотландии – 75 (13), Саудовской Аравии – 3.

    За сборную России (СССР, СНГ) провел 59 матчей (8 голов).

    Бронзовый призер чемпионата СССР (1989). Обладатель Кубка СССР (1990). Обладатель Суперкубка Европы (1991). Чемпион Англии (1993, 1994). Обладатель Кубка Англии (1994). Обладатель Кубка английской лиги (1992). Чемпион Шотландии (1999, 2000). Обладатель Кубка Шотландии (1999, 2000). Обладатель Кубка Саудовской Аравии (2003).

    Победитель молодежного чемпионата Европы (1990).

    Участник чемпионатов Европы (1992, 1996).

       Сложно передать чувства, переполнявшие болельщиков 29 апреля 1992 года. Тогда, 13 лет назад, сборная Украины проводила первый матч в новейшей истории. Наконец-то осуществилась мечта многих поколений: самая футбольная нация на просторах бывшего СССР получила возможность самостоятельно поиграть мускулами перед ведущими национальными сборными. А какими мечтами жили! Кутепов, Михайличенко, Кузнецов, Протасов, Литовченко, Канчельскис, Саленко, Никифоров, Цымбаларь, Онопко, Лужный, Добровольский, Юран… С такой командой если и стартовать, то, по меньшей мере, с финала континентального турнира. Многие из перечисленных в составе сборной СНГ действительно принимали участие в Евро-92, однако для украинской сборной действительность оказалась намного прозаичнее.

       Освобожденная на два года от официальных матчей национальная команда не смогла удержать ведущих игроков. Даже те, кто участвовал в историческом поединке против венгров, через некоторое время перебрались в Москву. По-разному сложились судьбы первопроходцев: одним, как Олегу Саленко, удалось покорить мир, другие, как Сергей Погодин, на годы исчезли из поля зрения. Но их общий вклад в становлении украинской сборной переоценить невозможно. Именно они закладывали фундамент для нынешних успехов уверенно лидирующей в отборочной группе ЧМ-2006 команды Олега Блохина.

       Сегодня “СЭ” вспоминает о событиях 13-летней давности. Открывают страницы истории рассказы Олега Саленко и Андрея Канчельскиса.

       Ровно тринадцать лет назад, 29 апреля 1992 года, в Ужгороде сборная Украины провела свой первый о фициальный матч. И с треском (не только по счету – 1:3, а именно по игре) уступила венграм. В тот же день в Москве проводила товарищеский матч сборная СНГ. И тоже не выиграла. Отметим, что ничью с англичанами (2:2) в составе команды Содружества независимых государств добывало пятеро украинцев.

       Футбольные судьбы украинцев, оказавшихся тогда на распутье, сложились по-разному. Практически каждый сделал блестящую карьеру на клубном уровне, прилично выглядел в составе европейских команд. А вот что касается сборной, точнее, сборных, пути-дорожки земляков разошлись.

       Владимир Лютый, отыграв за эсэнгэшную команду в финале Евро-1992, больше ни за какие сборные не выступал. Алексей Михайличенко привлекался в украинскую, но ненадолго. А вот Сергей Юран, Виктор Онопко и Андрей Канчельскис – с удовольствием выступали за главную команду России.

ВСЕ МОГЛО СЛОЖИТЬСЯ ПО-ДРУГОМУ

       – Как получилось, что 29 апреля 1992-го Андрей Канчельскис играл в Москве, а не в Ужгороде?бывшего полузащитника кировоградской “Звезды”, киевского “Динамо”, донецкого “Шахтера”, английского “МЮ”, итальянской “Фиорентины” и шотландского “Рейнджере” я разыскал в подмосковном Раменском: нынче известный футболист выступает за “Сатурн”.

       – Как получилось, как получилось… (После паузы.) Начинал я ведь еще в сборной Советского Союза. Только закрепился в ее составе, как случился распад этого самого Союза. Пошла неразбериха, появились проблемы: в стране, в футболе.

       – И вы тоже оказались на распутье?

       – Не сказал бы. Правопреемницей сборной СССР стала команда СНГ, а вслед за ней и России. Которая автоматически получила право участвовать в отборочном турнире чемпионата мира-1996. Естественно, многие ребята, в том числе я, Сережа Юран, Витя Онопко, согласились выступать сначала за сборную СНГ, а потом и за Россию. Об этом даже не стоит говорить, какие могут быть еще вопросы?..

       – Вот вопросов как раз уйма. Вы без раздумий согласились играть за Россию?

       – Времени на раздумья не хватало: все нужно было решать быстро. Я решил так, и о своем выборе не жалею. Да и выбора, по сути, не было. Ведь Украина, в отличие от России, на несколько лет оказалась вне большого футбола, ее сборная не имела права выступать в официальных турнирах.

       А мне на тот момент исполнилось 23 года. И терять даже парочку лет было бы непозволительной роскошью: прекрасно понимал, что жизнь, тем более футбольная, очень коротка. Каждому хочется играть, желательно, на высшем уровне.

       – Хорошо, Андрей, тогда вопрос в лоб. Если бы Украина начала выступать в официальных турнирах одновременно с Россией, вы бы…

       – …Естественно, задумался бы. В подобной ситуации можно было о чем-то говорить с теми же функционерами, предпринимать какие-то шаги. И все, наверное, сложилось бы по-другому: вполне мог сыграть за Украину.

НА ПРИГЛАШЕНИЕ В СБОРНУЮ ЛИТВЫ НЕ ОТКЛИКНУЛСЯ

       – Андрей, а как вообще в ту пору полнейшей неразберихи, происходил процесс приглашения футболистов в сборные?

       – Автоматически (улыбается). А если серьезно, то к каждому игроку искали индивидуальный подход. Вот, как в моем случае: сначала состоялся разговор, а потом поступило предложение: не хотите ли вы выступать за сборную СНГ, а впоследствии – за Россию?..

       – А с Федерацией футбола Украины переговоры велись?

       – Со мной связывались представители ФФУ. Уж и не вспомню, с кем конкретно разговаривал. Но, думаю, они тоже приняли мою позицию, трезво оценили ситуацию. А еще, как мне показалось, поняли, что очень сложно будет привлечь кого-то из игроков сборной СНГ под знамена сборной Украины. В итоге практически никто в украинскую команду так и не перешел…

       – Позвольте, но ваш партнер по сборной СНГ Алексей Михайличенко, со временем примерял футболку сборной Украины. Правда, надевал ее не так уж часто.

       – Вот-вот. С Лешей мы вместе выступали в финале чемпионата Европы-1992. Потом он согласился выступать за Украину. Это было его решение, и его нужно уважать.

       – Были и обратные шаги. В Ужгороде за Украину играли Цымбаларь, Саленко, впоследствии выступавшие за сборную России. Прокомментируете?

       – Опять-таки, это их желание. Спросите у ребят, чем они мотивировали свой поступок. (После паузы) …Да что мы все об Украине с Россией?.. Меня ведь и в сборную Литвы звали. Но я не откликнулся.

       – Почему?

       – Почему звали? Я ведь по национальности литовец. А почему отказался… Сложный вопрос. Сами понимаете, на тот момент литовская сборная была не такой уж сильной, другими словами, у нее было мало перспектив.

       – Андрей, как отнеслись к вашему поступку родные, друзья? С кем советовались, принимая такое жизненно важное решение?

       – Разговаривал, конечно, с родителями, с женой. Все, даже мои хорошие украинские друзья, оставляя, конечно, окончательный выбор за мной, советовали принять предложение российской федерации. Хотя бы потому, чтоб не потерять зря время.

       – В дальнейшем вы ни разу не пожалели о своем решении? Ведь и в 26 лет можно было заиграть в сборной Украины.

       – (Ухмыляясь.) Вы так говорите, будто я сто лет собирался играть. Конечно, слава Богу, я до сих пор выхожу на поле. Но пока дожидался бы, когда Украина начнет играть официальные матчи, всякое могло случиться. А вдруг – серьезная травма. И все… А тут – такой шанс. Поэтому нет, не жалею, считаю, сделал правильный выбор.

ЧЕХАРДА НИКОГДА НЕ ПРИВОДИЛА К УСПЕХУ

       – Андрей, положа руку на сердце, вы довольны карьерой в сборной России? Или же чувство неудовлетворенности осталось?

       – А почему я должен быть недоволен? Сыграл больше 60 матчей. Сыграл, считаю, на приличном уровне, у меня остались хорошие отношения с ребятами, тренерами.

       Но вы, наверное, правы, легкая неудовлетворенность присутствует. Хотелось бы выиграть какой-то солидный турнир. Ведь даже при наличии хороших условий, отличного подбора игроков, у сборной России редко что получалось: не только выиграть, но и показать.

       – Как думаете, почему?

       – Много причин. Очень сильно повлиял распад Союза. Когда в стране нестабильная ситуация, то наивно ждать стабильных результатов от спортсменов.

       Федерация футбола никак не могла определиться с тренерским составом. А чехарда никогда не приводила к успеху. Буквально после каждого отборочного цикла находили виновных, менялись тренеры, игроки. Словом, много было проблем.

       – Реакцией на происходившее стало скандальное “письмо 14-ти”, написанное игроками в преддверии чемпионата мира-1996. Сейчас, спустя десять лет, вы по-прежнему уверены в своей правоте?

       – Естественно. Мы пошли на этот шаг, будучи стопроцентно уверенными в своей правоте.

       Правда, сегодня понимаем, что можно было избежать открытого конфликта, найти компромисс. Просто тогда ситуация обострялась тем, что никто не желал идти нам навстречу. Руководство российского футбола не хотело нас принять, понять. Для них это было непривычно: как так – футболисты диктуют условия руководителям федерации!

       – Так в чем, все-таки суть того конфликта? Доводилось слышать, что многие футболисты, особенно легионеры, повели себя вызывающе, требовали для себя повышенных условий, комфорта. Мол, в раздевалке полотенца несвежие, тогда как у нас в западных клубах все на высочайшем уровне… На что руководители федерации отвечали, что денег не хватало даже на питание.

       – Давайте полотенца вспомним, носки, гетры. Все это ерунда. Им просто нужно было что-то говорить… Это имело место, но полотенца – мелочь.

       Все было совершенно по-другому. На тот момент, по нашему мнению, нужно было сменить тренерский штаб, и мы просили футбольное руководство, чтобы штаб этот возглавил Бышовец. Нас не услышали, и мы не поехали на чемпионат мира.

ДО СИХ ПОР ВСПОМИНАЕТСЯ ОБИДНЫЙ ГОЛ ХЕССЛЕРА

       – Почему именно Анатолий Федорович?

       – С ним мы довольно неплохо выступили на Евро-1992, сыграли вничью с мощными сборными Германии (1:1) и Голландии (0:0).

       – Но, с треском уступив шотландцам – 0:3, из группы не вышли.

       – Да, обидный проигрыш, нам просто не повезло. Но напомню, что он оказался единственным в 13-ти матчах, которые мы провели под руководством Бышовца. Потому и пошли к футбольным функционерам, пытались объяснить свою точку зрения.

       – А что первое вспоминается Андрею Канчельскису, когда с ним заговаривают о Евро-1992?

       – Обидный гол от немца Хесслера на последней минуте матча с Германией.

       – Сейчас вы играете в “Сатурне” вместе с Виктором Онопко, который в матче с голландцами буквально “съел” грозного Гуллита. А вы какой-то из своих поединков отметите?

       – Никогда не комментирую, тем более не хвалю свою игру. Для этого есть тренеры, специалисты. Что касается Онопко, то он получил задание персонально держать Гуллита. Как отмечали многие, Витя сыграл удачно.

       – Какое задание Бышовец давал лично вам?

       – В матчах с голландцами и немцами – блокировать активность левых защитников соперника, свести к минимуму подачи с моего фланга в нашу штрафную. В принципе, справился. Серьезных угроз с моей бровки не исходило.

БОКШИЧА И КОМПАНИЮ ОБЫГРАЛИ СПОКОЙНО

       – Возвратимся к вашему письму, к Бышовцу. Функционеры не вняли вашей просьбе, и вы взбунтовались…

       – Бунт влечет за собой хаос. Мы же пытались все сделать цивилизованно. Поэтому для начала попросили, а потом просто не приняли решение функционеров.

       – А ведь поедь вы в Америку, ваша карьера, в том числе и клубная, могла сложиться по-другому.

       – Не думаю. Я доволен карьерой. Как показало время, мы были тогда правы. Хотя… Я так и не попал ни на один чемпионат мира, и, видимо, уже не удастся. А очень хотелось бы сыграть на мундиале. Видимо, не судьба. Но о своем отказе ехать на ЧМ-1994 никогда не жалел.

       – В итоге вашим высшим достижением на уровне сборных так и осталась победа на молодежном чемпионате Европы 1990 года.

       – Я впервые принял участие в турнире такого уровня. Здорово мы тогда играли!.. Да и компания подобралась великолепная – Колыванов, Юран, Шматоваленко, Мостовой, Сидельников, Шалимов, все здорово сдружились. С нами работал отличный тренер – Владимир Родионов.

       Да и руководство было хорошее – понимающее. В том плане, что нам никто не мешал, не напрягал, мы очень редко встречались с представителями федерации футбола.

       – Так ли уж спокойно? Ведь соперниками была звездная сборная Югославии.

       – Мы вообще, весьма спокойно и уверенно дошли до финала. Пожалуй, только четвертьфинальные матчи с немцами выдались особо напряженными. В Симферополе мы сыграли вничью – 1:1, а на выезде выиграли – 2:1.

       А финальные поединки нам дались легко. Хотя в составе югославов, вы правы, выступали настоящие и будущие звезды – Ярни, Просинечки, Бобан, Бокшич, Шукер. Но мы уверенно победили и в Сараево (4:2), и в Симферополе – 3:1. Нам забил Бокшич, у нас голами отличились Добровольский, Мостовой и я.

       – А годом ранее вы дебютировали в первой сборной Союза. На поле и вне его Андрей Канчельскис – само хладнокровие. Но тогда, 23 августа 1989-го, в матче с поляками, наверное, волновались.

       – Еще бы. Тем более что совсем не ожидал вызова в главную команду, которую тогда тренировал Валерий Васильевич Лобановский. Накануне спокойно отбегал за молодежку, а на следующее утро мне объявили, чтобы готовился к игре за первую команду.

       Перед выходом на поле очень сильно переживал. А вы бы что чувствовали, оказавшись на поле рядом с такими звездами, как Михайличенко, Кузнецов, Заваров, Баль, Черенков?.. Правда, после первого касания к мячу волнение улетучилось, вошел в игру, провел на поле, по-моему, минут десять.

РЕБРОВ ЕЩЕ МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ СБОРНОЙ УКРАИНЫ

       – Вы играли за сборные СССР, СНГ, России. А вот с кем-то из украинских сборников, бывших или нынешних, общаетесь?

       – Конечно. У нас хорошие отношения с Андреем Балем, с Алексеем Михайличенко, с Сергеем Шматоваленко, с Олегом Лужным, мы регулярно перезваниваемся. Общаюсь и с Сергеем Ребровым, который, думаю, еще может пригодиться сборной Украины.

       Как-то разговаривал по телефону с Андреем Гусиным, который пытался устроиться в Англии, кажется, в “Мидлсбро”, а не так давно перебрался в Россию. Пожелал ему удачи.

       – Сборные СССР, СНГ, России – всегда были многонациональны. А всюду ли была такая доброжелательная атмосфера, какой в интервью ее преподносят футболисты?

       – Мы не приукрашиваем. Несмотря на разные национальности, на непростой переходной период, и в сборной СССР, и в сборной СНГ была хорошая атмосфера, хорошие отношения между футболистами – грузинами, россиянами, украинцами, белорусами. Просто подбирались хорошие ребята, относившиеся и друг к другу, и к работе с уважением.

       Конечно, подшучивали друг над другом. Но – по-доброму. Мы много работаем, много трудимся. И такая разрядка, уверен, необходима. Да, и меня подкалывали. По национальности литовец, родился в Кировограде, а играет за сборную России. Чем не повод?.. (Смеется.) Если так и есть, чего обижаться?

Источник: Динамо Киев от Шурика

Новости партнеров

Комментарии: