Человек из Тичино. Жоан Гампер.

«Футбольный Клуб Барселона не может умереть.

И не умрет. Если сейчас никто не пожелает заняться

делами клуба, это сделаю я, самолично. Уверен, что меня

поддержат те, кто во мне не сомневался даже

тогда, когда футбол вообще казался ненормальным

делом. С этого дня я хочу забыть те несправедливость

и обман, которые заставили меня отойти от дел клуба,

и хочу бороться за то, чтобы однажды мы вновь,

все вместе, встали на ноги…»

(2 декабря 1908 года. Гимназия «Соле».

Собрание Совета директоров ФК «Барселона».

Из выступления Ганса Гампера).

Годы жизни: 1877-1930.

Основатель ФК «Барселона».

Нападающий ФК «Барселона»: 1899-1905 (51 матч).

Президент ФК «Барселона»: 1908-1909, 1910-1913, 1917-1919, 1921-1923, 1924-1925.

22 ноября 1877 года в швейцарском городке Винтертюр в зажиточной семье Августа и Розины Эммы Гампер родился человек, которому суждено было стать основателем одного из самых популярных и могущественных клубов в истории мирового футбола.

Когда Гансу было семь лет, его настигло первое серьезное жизненное испытание – тяжело проходившие роды очередного ребенка (сына, которого нарекли Фриц) стали причиной смерти матери многочисленного семейства. Внезапно овдовевший, оставшийся с пятью детьми на руках Август Гампер решил переехать в Цюрих, где жили его родные, и где можно было доверить бремя семейных забот близким людям. Отец не мог уделять много времени всем детям, и те вынуждены были коротать время, в основном, будучи предоставленными сами себе. Юный Ганс выбрал ставшими весьма популярными в конце 19 века занятия спортом, чему, кстати, способствовала и политика, проводимая в школах и гимназиях, по популяризации здорового образа жизни.

Гампер очень скоро добился серьезных успехов в велоспорте и легкой атлетике, выиграв даже паре местных чемпионатов. Также есть свидетельства очевидцев, что он увлекался регби, футболом, плаванием, теннисом и гольфом. Постепенно Ганс обозначил для себя приоритетное направление в спорте и в жизни – футбол. В Цюрихе не по годам деловитый швейцарец основал новый клуб под названием «Эксельсиор», а позднее некоторое время выступал за всем известные сейчас «Базель» и «Цюрих» (между прочим, Гампер принял непосредственное участие в основании последнего клуба).

В 18 лет Ганс Гампер был командирован компанией, где он подрабатывал на жизнь, во французский Лион. Но о футболе юноша не забыл и за те три года, что он осваивал тонкости банковского дела (а чем же еще заниматься швейцарцу?!) также успел поиграть за местную команду.

В историческом 1899 году Гампер отправился в Барселону, чтобы посетить своего дядю Эмиля Гэйсера, который проживал в то время в столице Каталонии. Уладив все детали со своим работодателем, Ганс решил остаться в приглянувшемся ему городе, без проблем устроившись в представительство Лионского банка и по совместительству в железнодорожную компанию «Сарриа».

Как истинный протестант-кальвинист он стал регулярно посещать швейцарскую евангелистскую церковь, где познакомился с несколькими молодыми людьми, которые, как выяснилось позже, были совсем не прочь погонять мяч вечерами и практиковали сие хобби неподалеку от местной Триумфальной арки – там было хорошее освещение, и играть можно было до поздней ночи. В один из таких вечеров Ганс повстречался с двумя англичанами – братьями Парсонс.

22 октября 1899 года в еженедельнике «Депорте», издававшемся в

Барселоне, появилось небольшое, на девять строк сообщение, более

похожее на объявление: «Наш друг, мистер Ганс Гампер, в прошлом

игрок «Эксельсиор», бывшего чемпиона Швейцарии,

выразил пожелание провести в Барселоне футбольный турнир. С этой

целью он просит всех, кто расположен к этой игре, связаться с ним

через нашу редакцию по вторникам и пятницам».

В течение месяца на газетное сообщение откликнулось 11 человек: Вальтер Уайльд, Луис Оссо, Бартоломеу Террадас, Отто Кунцл, Отто Майер, Энрико Дукал, Пере Кабот, Карлес Пужоль, Жосеп Лобет и его новые знакомые Джон и Вильям Парсонсы.

29 ноября того же года в спортивном зале «Гимнасио Соле» Гампер собрал своих одиннадцать единомышленников на своеобразную «тайную вечерю». Впрочем, особого секрета из встречи не делалось. Ганс довольно быстро убедил всех «кабальерос» в том, что если Христофор Колумб смог открыть Америку за много тысяч километров от Испанского королевства, то почему бы им, молодым, энергичным и честолюбивым людям, не вдохнуть жизнь в самой Испании, а точнее в славной Барселоне, в первый в городе футбольный клуб.

Тогда же, на первом же заседании состоялись выборы президента (Вальтер Уайльд), секретаря (Луис Оссо), казначея (Бартоломеу Террадас) и капитана (Ганс Гампер, который тактично отказался занимать президентское кресло). Именно так, несколько буднично, как и большинство ставших впоследствии судьбоносными явлений, был создан клуб, с самого начала получивший интернациональную окраску: ввиду большого количества британцев формально клуб именовался Football Club Barcelona (оригинальная английская версия) вместо испанского названия Club de Futbol Barcelona.

12 декабря того же года Гампер сотоварищи определили эмблему клуба. С целью показать свой вклад в спортивную жизнь города в качестве эмблемы был принят герб Барселоны. Позднее, в 1910 году, правление решило, что славному клубу (а к тому времени ФК «Барселона» уже успел отметиться) пристало иметь свою собственную эмблему. С этой целью был проведен конкурс, который выиграл грузчик из порта Колумба, Хорди Ласа Гарсия, впоследствии ставший художником— сюрреалистом. Он и подарил гранду мирового футбола нынешнюю эмблему, которая содержит в себе цвета Каталонии (красный и желтый), клуба (синий и гранатовый) и красный крест на белом фоне (флаг Англии).

По поводу того, откуда взялись сине-гранатовые клубные цвета, существуют довольно много версий, одна чудней другой. Наиболее реалистичной представляется следующая: основатель «Барселоны» Ганс Гампер пожелал видеть игроков своего клуба одетыми в цвета того кантона (административная единица в Швейцарии), где он жил всю свою сознательную жизнь – Тичино. Также не исключено, что швейцарец просто скопировал цвета своего первого клуба, за который он выступал – «Эксельсиор». Наконец, из области баек последняя версия: на встречах руководства клуба у одного из учредителей был карандаш, наполовину синий, наполовину красный, чтобы было весьма характерно для тех времен в Европе.

К вопросу экипировки Гампер подошел не менее щепетильно: футболка была разделена пополам на синий и гранатовый цвета, рукава были противоположного цвета. Игровые трусы были белыми.

Первое время для домашних матчей «блауграна» было решено арендовать поле «Велодром» в местечке Бонаново. Здесь, 8 декабря 1899 года, «Барса» сыграла свой первый домашний матч против местной сборной английских моряков, уступив с минимальным счетом 0-1. Справедливости ради надо отметить, что британскую команду для набора кворума усилили игроки «Барселоны».

Вот состав каталонской команды на ту игру: Урруела, Уайльд, Ломба, Оссо, Лобет, Лопес, Террадас, Гампер, Кунцл, Шиллинг.

Первой победы не пришлось долго ждать: уже в следующем матче 24 декабря на этом же стадионе была обыграна команда, составленная из каталонцев. А вскоре клубу удалось взять уверенный реванш у англичан – 3:1.

В 1901 году команда выиграла свой первый трофей – Кубок Макайя, позже переименованный в Чемпионат Каталонии. По ходу розыгрыша «Барса» выдала совершенно феерический матч против команды под названием «Франко Эспаньол», разгромив соперника со счетом 13-0. Гампер в той встрече забил 9 (!) мячей.

13 мая следующего года состоялось первое в истории классико между «Барселоной» и «Мадридом» («королевским» клуб стал называться спустя 18 лет). Каталонцы добились уверенной победы, трижды поразив ворота противника и пропустив лишь однажды. Дубль оформил австриец Удо Штайнберг, еще один мяч на свой счет записал Ганс Гампер.

«Барселона» набирала популярность. Вести о новом явлении в столице Каталонии распространялись на всю страну со скоростью света. Футболисты «Барсы» во главе с Гансом Гампером уже тогда приобрели статус если не кумиров, то людей почитаемых и уважаемых. Но, как известно, где слава, там и зависть. Конституция Испании в то время запрещала открытое проявление религиозного свободомыслия на территории страны. Католицизм здесь стал больше, чем религией, он стал образом поведения. Сине-гранатовые, имевшие в составе сразу несколько англичан-протестантов и основателя-кальвиниста, в одночасье потеряли свой хребет: половина игроков основы «Барселоны» были вынуждены покинуть не только клуб, но и страну, чтобы избежать неприятностей. Самому Гамперу пришлось не только уступить капитанскую повязку одному из футболистов, но и оставить свое детище вплоть до конца 1908 года. Именно тогда он женился на швейцарской девушке Эмме, придерживающейся строгих католических убеждений.

Возвращение Ганса Гампера в «Барсу» пришлось как нельзя кстати – дело шло к тому, что «блауграна» прекратит свое существование. Клуб был на грани разорения. Действующий президент «Барселоны» Виченцо Рейг подал в отставку спустя 22 (!) дня после своего утверждения на должность. В штате клуба оставалось всего 38 человек… На внеочередном собрании директор «Барселоны» Франческ Санс в пресс-релизе лаконично объяснил ситуацию: «с экономической точки зрения клуб близок к банкротству». Возникшую тишину нарушил Чарльз Уоллас, один из авторитетных футболистов «блау-грана»: «Неужели ни у кого здесь не хватит мужества спасти клуб? Если кто-нибудь решится на это пойти, пусть знает, что может рассчитывать на каждого из игроков». После чего Ганс Гампер, до этого не проронивший ни слова, встал и произнес речь, ставшую впоследствии знаменитой и вынесенную в эпиграф данной статьи.

Вопреки прогнозам краха футбольного клуба не случилось. Грамотный экономический менеджмент Гампера помноженный на умную социальную политику (одной из основных идей было возвращение в ФКБ людей, раньше в той или иной ипостаси находившихся в системе клуба,— таковых в итоге оказалось более двухсот) принес свои плоды. Болельщики «Барсы» вздохнули с облегчением.

В марте 1909 года «Барселона», наконец, обрела свою собственную арену – шеститысячную «Ла Эскпидору», которая имела два яруса трибун (большая редкость по тем временам) и первое в Испании искусственное освещение. Официально стадион был открыт 14 марта. К тому времени ФК «Барселона» уже стал коллекционировать трофеи: Кубок Макайи 1901-1902, чемпион Каталонии 1904-1905 и 1908-1909. Выполнивший свою нелегкую миссию Ганс Гампер 14 октября 1909 года, спустя 322 дня после того, как он стал президентом, ушел с занимаемого поста, но остался в Совете директоров. К этому времени число членов клуба возросло до 560 человек.

Спустя год Гампер и самые близкие его соратники собрались в каталонском кафе «Мориц». На повестке дня была идея возобновления президентских полномочий основателя куба. Ганс согласился. В сезоне 1910-1911 Гамперу пришлось столкнуться не только с внутренними проблемами, вызванными нахлынувшим потоком профессионалов в футболе, но и с ярко выраженной антипатией испанской федерации футбола по отношению к «Барселоне». Впрочем, пока это была всего лишь антипатия…

Следующий сезон протекал очень непросто, но закончился на мажорной ноте: «Барса» выиграла Кубок короля.

Возобновившиеся разногласия между каталонским клубом и испанской федерацией достигли своего апогея в сезоне 1912-1913. В итоге, клуб вышел из состава федерации, а уставший от бесконечных разборок с чиновниками Гампер решил оставить президентский пост.

Взвесив все «за» и «против» в спокойной обстановке 17 июня 1917 года он вновь пришел в офис ФКБ. Пришел, чтобы реконструировать устаревшую систему клубного менеджмента. Первым делом он пригласил на тренерский мостик британского специалиста Джона Барроу и подписал англичанина Джека Гринуэлла, ставшего первым профессиональным футболистом в истории «Барсы». В 1919 году в команду пришли уже успевшие зарекомендовать себя как талантливые игроки Рикардо Замора и Хосеп Самитьер. По окончании сезона Гампер добровольно написал заявление об отставке. А двумя годами позже, 17 июля 1921 года основатель в четвертый раз стал президентом.

Началась новая, «золотая» эра «Барсы». К 1922 году футболисты выдали впечатляющую серию побед в чемпионатах Каталонии (8 титулов) и Кубке короля (5 титулов), а число членов достигло знаковой цифры в 10000 человек. Но на этом триумфальное шествие по Пиренеям команды из Барселоны не закончилось.

Самым главным событием, несомненно, стало основание стадиона «Лес Кортс» 20 мая 1922 года, получившего позже название «храма футбола» и вмещавшего сначала 30, а затем и 60 тысяч зрителей. В честь Ганса Гампера муниципалитет Барселоны назвал одну из улиц неподалеку от арены. Положение клуба было самым стабильным в стране, а игра уже тогда самой привлекательной. К концу следующего сезона «Барса» имела более 10000 официальных членов клуба. Удостоверившись, что дела у команды идут в гору, Гампер вновь передал свои президентские полномочия. Близилась «серебряная» годовщина основания клуба – 25 лет. За месяц до начала проведения торжеств Гампер в пятый раз занял президентское кресло «Барселоны», в последний раз.

К тому времени успехи «Барсы» стали отождествляться с национальным самосознанием Каталонии, что впоследствии трагически скажется на истории клуба. За те 25 лет, что Ганс Гампер был у штурвала, он заставил мировую общественность говорить о «Барселоне» как одной из наиболее сильных команд в Европе. Противники ничего не могли поделать с «Барсой» на поле, поэтому не гнушались прибегать к политическим методам и интригам – Гамперу целых пять раз, как мы видим, приходилось уходить и возвращаться на пост президента, чтобы спасти команду от неминуемой гибели.

Любовь Гампера к «Барселоне» и всему, что с ней связано, наглядно демонстрирует тот факт, что, несмотря на угрозу быть обвиненным в национализме Ганс Гампер поменял свое имя на каталонское – Жоан, а потом сменил оригинальное название клуба на каталонский вариант.

14 июня 1925 года на стадионе «Лес Кортс» в присутствии 14000 зрителей произошло знаковое для всей Каталонии событие: по традиции звучавший перед очередным матчем чемпионата испанский гимн был освистан, а вместо него тут же сыгран гимн Великобритании в исполнении группы моряков, находившихся в то время в Барселоне. Этого было достаточно для того, чтобы командующий военным округом, генерал-капитан Каталонии Мигель Примо де Ривера всерьез уделил внимание «Барселоне» и ее президенту.

17 декабря 1925 года все члены Совета директоров ФК «Барселона» во главе с Жоаном Гампером были отстранены от занимаемых ими должностей. Обвиненный в распространении каталонского национализма Гампер был депортирован из Испании, а арену на полгода закрыли (позднее дисквалификацию срезали до трех месяцев). Так была поставлена точка в отношениях Жоана Гампера и его клуба. «Барселону» покинул человек, без которого она не была бы такой, как мы ее знаем. Без которого не было бы ничего, что мы сейчас видим и любим.

Политический конфликт в Испании все больше стал заслонять непосредственно спорт. Вспыхнув в последний раз в 1929 году (первая победа в чемпионате Испании), «Барселона» начала испытывать серьезные финансовые и социальные проблемы— количество членов клуба стало резко сокращаться. Только чемпионат Каталонии оставался в пределах досягаемости «Барсы». Месяц спустя после начала Гражданской войны в 1930 году солдаты генерала Франко убьют президента «Барселоны» Жозефа Суньоля….

После ссылки (Гампер возвратился на родину, в Швейцарию), основателю ФКБ так и не представился шанс вернуться в столицу Каталонии. Проведя нескончаемых пять лет в мучениях, Гампер скончался 30 июля 1930 года. Он умер, потому что не мог жить без «Барселоны».

В качестве особой благодарности было решено навсегда зарезервировать за Жоаном Гампером номер «1» его клубной карты.

В музее ФК «Барселона» и по сей день выделяется стенд, посвященный создателю клуба. Любопытно, что еще в двадцатых годах прошлого века Жоан Гампер вынашивал идею создания подобного клубного музея. Но по ряду причин идея не материализовалась, пока в 1984 году самый известный президент «Барселоны» Хосеп Луис Нуньес не взялся за осуществление проекта. И в этом деле сине-гранатовые оказались первопроходцами в футбольном мире. После нескольких перестроек и расширения музей занимает три с половиной тысячи квадратных метров подтрибунных помещений. Музей ФК «Барселона»— одно из самых посещаемых мест в городе, где и так есть, на что посмотреть.

В 1966 году в честь основателя «Барселоны» было решено ежегодно проводить так называемый Кубок Гампера, который, по сути, являл собой представление широкой публике команды накануне очередного сезона. В августе 2004 года каталонцы вошли в Книгу рекордов Гиннеса, развернув самый большой в мире стяг (флаг Каталонии) в розыгрыше Кубка Гампера (соперником выступал итальянский «Милан»). Полосатое полотнище из несгораемой ткани площадью в 13108 кв. метров побило предыдущий рекорд— 12000. Но главное – это, конечно же, не многочисленные рекорды, так или иначе связанные со славным именем Жоана Гампера. Главное – то, что… Впрочем, передадим слово более авторитетным людям.

22 ноября 2002 года на праздновании 125-летия со дня рождения Гампера действующим президентом ФК «Барселона» Жоаном Гаспаром было сказано следующее: «Он всегда был там, где клуб в нем нуждался, особенно в наиболее тяжелые времена внутреннего кризиса, появления профессионального футбола, диктатуры Примо де Риверы и притеснения со стороны самих каталонцев. Он никогда не покидал нас, хотя ему часто приходилось страдать от своей принадлежности к клубу».

Источник: barcamania.ru

Новости партнеров

Комментарии: