Путь Моуринью

Жозе Моуринью

50 лет назад, когда «Челси» впервые стал чемпионом Англии, его игрокам даже в страшном сне не могло присниться, что следующего успеха клубу придется ждать целых полвека.

Не могли они предвидеть и того, что помощь в итоге придет из таких неожиданных мест, как Россия и Португалия.

Смотреть на итоговую таблицу того времени очень любопытно. 1955-й — это год, когда еще не родились ни Абрамович, ни Моуринью.

Что вообще тогда происходило? Вот-вот должен был уйти в отставку с поста премьер-министра Уинстон Черчилль. Элвис Пресли впервые появился на экранах американского телевидения, а американский хит-парад возглавил Билл Хейли со своими «Кометами» с легендарным и вечнозеленым номером Rock Around the Clock. В России, после смерти Сталина, только начинала подтаивать вечная мерзлота культа личности.

А в Англии команда «Челси» выиграла чемпионат.

Деньги Абрамовича

О деньгах Романа Абрамовича в этом сезоне не говорил только ленивый. Однако деньги в современном футболе решают далеко не все.

Примером того, как не надо обращаться с большими деньгами, служит в последние два сезона мадридский «Реал». В команде играют футболисты с именами во много раз более громкими, чем в «Челси», и она второй сезон подряд проигрывает все турниры, которые только возможно.

Примером того, как надо обращаться с большими деньгами, может служить команда Романа Абрамовича. Были, правда, и промахи.

При прежнем тренере Клаудио Раньери были куплены аргентинцы Верон и Креспо, которые могли себе позволить просто не поехать на матч с какой-нибудь захудалой командой с севера Англии. Или привести на тренировку собачку своей жены. Или опоздать на два дня на сбор перед началом сезона.

Был куплен Муту, который до сих пор не знает, сколько ему (или его потенциальному работодателю «Ювентусу») придется выплачивать «Челси» за то, что румын попался на употреблении кокаина.

Большая чистка

При Моуринью началась большая чистка.

Креспо, опоздавший к началу сборов и даже не соизволивший хотя бы позвонить, был демонстративно вызван на ковер в офис Моуринью. Аргентинец пытался что-то лепетать в свое оправдание и даже заявил, что не понимает, что ему говорит по-английски Моуринью. Тогда Жозе легко перешел на родной язык Креспо — испанский.

Свидетели рассказывают, что португалец орал так, что остальные игроки слышали все, как будто присутствовали на беседе лично. Свидетели также вспоминают, с каким восторгом экзекуция была воспринята большинством игроков. Они поняли, что наступили новые времена. Вскоре после этого Креспо очутился в «Милане». А его приятель Верон — в «Интере».

До прихода в «Челси» Моуринью команда представляла из себя пестрый многонациональный коллектив, если чем-то и объединенный, так это отсутствием единой цели. Диктатор, как и все большие тренеры, Моуринью быстро избавился от лишних и сплотил команду. Он заставил игроков уважать друг друга — и себя.

Все серьезные специалисты признают, что за те 9 месяцев, которые Моуринью провел в Англии, футбольный пейзаж Премьер-лиги изменился до неузнаваемости. Прежде всего — покончено с дуополией «Арсенала» и «Манчестер юнайтед».

На Моуринью молятся и болельщики «Челси», и его игроки. Журналисты не упускают любой возможности поиронизировать по поводу его зазнайства, фанфаронства и самовлюбленности. Но большинство из них вынуждено признать, что он — гениальный тренер, и если выиграет в этом сезоне Лигу чемпионов, то войдет в число великих.

В последние дни появились сообщения о том, что между Моуринью и одной из его звезд Арьеном Роббеном якобы пробежала кошка, что другие, более опытные игроки команды, требуют от голландца, чтобы тот не щадил себя и играл все 90 минут, пусть и с незажившей до конца травмой. Наверное, в этих слухах что-то есть — они в общем верно отражают обстановку в команде, где сознательно культивируется жертвенность и преданность — в первую очередь общим интересам.

Мотиватор

Вот что рассказывает сам Роббен о своем тренере в интервью «Санди таймс».

«Мне нравится играть в его команде, потому что он все объясняет предельно ясно. Он добивается успеха, потому что вникает в любую деталь, ничего не оставляя на волю случая. Мы получаем о соперниках всю возможную информацию. Перед каждым матчем ты получаешь 5-страничное досье на твоего оппонента — не на команду в целом, а на конкретного футболиста, против которого ты будешь играть на поле».

Но тренерская въедливость — это далеко не все, чем силен португалец.

«Он воспитал в нас взаимное уважение, командный дух, единство и доверие… Он пропитывает нас своей энергией так, что ты готов взорваться на поле. Умение мотивировать — это его сильнейшее качество».

Капитан команды Джон Терри, из весельчака в раздевалке превращающийся на поле в человека со стальной волей и стальным взглядом, поведал, что в перерыве матча в Болтоне (где «Челси» завоевали недостающие для чемпионства три очка) Моуринью устроил игрокам форменную взбучку. «Он просто кипел, — вспоминает Терри. — Он заявил нам: «Отдайте футболку моему помощнику Стиву Кларку, он и то отработает лучше».

Во втором тайме Фрэнк Лэмпард забил два гола, и «Челси» стал чемпионом.

«Особенный»

Рассказывают, что когда команда возвращалась из США с предсезонного тура, Моуринью вручил специальный (и весьма дорогой) приз за самый большой вклад в успех… ответственному за форму игроков (трусы и майки) Стюарту Бакстеру.

«Один за всех — все за одного» — именно такую ментальность Моуринью прививает в «Челси». В современном спорте — это ментальность победителей.

В первый же день своего появления в «Челси» португалец раздал каждому игроку памятку. В ней говорилось буквально следующее:

«Начиная с сегодняшнего дня каждая тренировка, каждая игра, каждая минута вашей жизни вне стадиона должны быть подчинены одной цели — стать чемпионами. Вы нужны мне целиком».

На одном из предсезонных собраний Моуринью сразу предупредил футболистов, среди которых было немало иностранцев: «Только не говорите мне через неделю, что вам не нравится здешняя погода, или вашей семье не нравится в Англии».

«Эта группа игроков — особенная, — скажет он позже про свою команду. — Мы сражаемся как львы».

А вот как он описывает внутренний климат в команде: «Игрок из молодежного состава повредил своей машиной «Астон Мартин» Фрэнка Лэмпарда на клубной автостоянке. Тогда Фрэнк предложил ему выбор: либо заплатить за ремонт, либо спеть и сплясать перед всем первым составом. Парень вышел и устроил нам концерт. Такова атмосфера в команде».

Моуринью как-то назвал себя особенным тренером. В начале сезона его за это высмеяли. В конце сезона многие критики готовы с ним согласиться. Скупой на похвалы Гари Линекер в своей колонке в «Санди телеграф» написал: «Способность так быстро адаптироваться к Премьер-лиге, к требованиям, которые она предъявляет, к ее отличиям от европейских лиг — пожалуй, его величайшее достижение. Возможно, он на самом деле особенный».

Эксперт Би-би-си Алан Хансен, в прошлом игрок того великого «Ливерпуля», который царил в Англии и Европе до дисквалификации британских клубов, особо выделяет другую черту, которая ставит Моуринью в один ряд с великими тренерами, — безжалостность, отсутствие сентиментальности.

В лице ливерпульца Хансена «Челси» и Моуринью нашли неожиданного сторонника: «Меня не удивляет, когда люди стараются их («Челси») укусить — такова цена успеха. Но они забили столько голов и так мало пропустили, что звучащая в их адрес критика — это не более чем критиканство».

Источник: chelsea.org.ua

Новости партнеров

Комментарии: