Алексей БАБЕШКО: “Историю “Шахтера” пишет сама команда”

Первому системному статистику и известному стирателю «белых пятен» в истории донецкого «Шахтера» Алексею Анатольевичу Бабешко 8 мая исполнилось пятьдесят лет. Мы от души поздравляем его с юбилеем и предлагаем вашему вниманию интервью с Алексеем Анатольевичем.

— Алексей Анатольевич, как вы определите главные вехи на своем полувековом жизненном пути?

— Этих вех не так уж много — родился, учился и работал. Родился в Славянске. Я всегда шучу, что это самый футбольный город, разумеется, после Донецка. Потому что там родились Виктор Фомин, Михаил Соколовский, Мартын Мержанов и Иван Гайворонский. Учился в школе, что в Александровском районе, куда переехали родители. Отслужил в армии, поступил в Александровке на работу в училище № 148, где работаю до сих пор. Сейчас это аграрный лицей. В училище прошел путь от воспитателя до директора. Директором — уже 14 лет.

— А образование какое получили?

— Закончил сельхозакадемию в Киеве, получил специальность инженер-педагог. Конечно, в разговоре о главных вехах жизни особо выделю женитьбу в 1965 году и затем рождение сына Андрея и дочери Ирины. Дети у меня прекрасные. Думаю, что они так же отзываются и обо мне. Сын закончил два высших учебных заведения и оба — с красными дипломами. Он и экономист, и юрист. Дочка оканчивает университет в этом году, и я надеюсь, что к школьной золотой медали тоже добавит красный диплом. Будет юристом. И это — счастье. Считаю, счастье — иметь работу, которая тебе нравится; иметь детей, которых ты любишь, и которые любят тебя; иметь увлечение. Все это есть у меня. Значит, я — счастливый человек.

— На ваш взгляд, кто-то сможет оспорить утверждение, что самой полной информацией о донецком «Шахтере» располагает именно Алексей Бабешко?

— Это сможет сделать любой человек, который окажется в состоянии представить хотя бы на страницу такой информации больше, чем располагаю я.

— И что, такой человек найдется?

— Пока что не находится… Но это меня не радует. Честно скажу, я хотел бы, чтобы был такой человек, у которого скопилось бы информации о «Шахтере» больше, чем у меня. Почему? Потому что вместе с моей информацией мы бы знали о «Шахтере» больше.

— Без ложной скромности скажите, ведь не ошибаются те, кто утверждает, что вы — первый и главный историк и системный статистик донецкого «Шахтера»?

— Я не согласен с первой частью утверждения. Потому что первый (и главный!) историк «Шахтера» — это сама команда. Она играет, она эту историю пишет. Кроме того, этим занимаются и люди, что возле команды, которые помогали, помогают и будут помогать. Они и есть главные историки «Шахтера». Главное — как команда сыграет, каких успехов добьется. Вот это и есть история «Шахтера». И потому я, скорей, историограф. Я все это веду, систематизирую, записываю. А как системный статистик «Шахтера», я — первый однозначно. Потому что, когда я начал заниматься статистикой «Шахтера», этой самой статистики по большому счету не существовало.

— Очень интересно, когда и как зародилась у вас в душе эта страсть — заниматься статистикой «Шахтера»?

— Точно и определенно на этот вопрос ни один увлеченный человек не сможет ответить. Наверное, это — состояние души. Болельщиков много, а вот таких, которые хотят узнать, сколько голов забил тот или иной футболист, на какой минуте и т.д., наверное, единицы. И когда это приходит, ты неожиданно для себя понимаешь: «Все, парень, ты попал». Вот у меня есть школьная тетрадка, где детским почерком (а мне тогда было 12 лет) записано, кто из игроков «Шахтера» забил голы в 1967 году. Там написаны фамилии Лобановского, Базилевича, и напротив их фамилий стоят палочки, означающие голы.

— Поделитесь с нами, Алексей Анатольевич, какие «клады», найденные вами на многолетнем пути поиска информации о «Шахтере», вы считаете наиболее ценными?

— Сейчас мне об этом говорить очень сложно. Потому что все, что нашел, я все выложил любителям футбола. Считаю, что любой новый факт важен. Ну, например, когда родилась наша команда? Я говорю — 12 мая. Я в свое время этим занимался и эту дату установил. Кто забил первый гол? Федор Манов. Важно это? Думаю, что да. Как и первый состав команды. О годах с 38-го по 40-й все известно — кто играл, кто забивал и т.д. А, начиная с 44-го года, играли на Кубок. Ноль. Ничего не было известно. А сейчас известно.

— Вот вы говорите, что почти всем, найденным вами, вы поделились с любителями футбола. А каким образом вы делитесь?

— Делиться собранной мною информацией я начал в 1977 году. Я уже тогда имел всю статистику по «Шахтеру» по высшей лиге. И благодаря знакомству с Марком Юрьевичем Левицким (а меня с ним познакомил Сергей Анатольевич Канин, тоже страстно увлеченный футболом человек) я начал давать какие-то свои материалы в программки «Шахтера» и в календари-справочники. А программки эти и календари-справочники занимали тогда первые места в Союзе. У меня даже есть грамота Федерации футбола СССР за активную пропаганду футбола.

Потом, конечно, захотелось чего-то большего. Материал был, а куда его девать, неизвестно. Я — не коллекционер, чтобы лишь собирать эти материалы. Я считаю, чем больше людей знают о «Шахтере», тем лучше. Так возникла идея написать книгу. Мне хотелось написать книгу об истории «Шахтера» на фоне истории футбола в Донецкой области. Активно собирал материалы о футболе в Донецкой области. И в итоге эта книга к 1991 году была закончена, а издана лишь через семь лет — в 1998 году. Но это было время, когда издать книгу было очень сложно. И больше этим занимался Левицкий — он как раз искал и деньги, и возможности издать. В книге — две части. Первая часть — это история футбола Донецкой области. Это моя часть полностью. А вторую часть, которая касалась истории, мы писали вместе с Марком Юрьевичем. Книга называется «Донецкий футбол. ХХ век». Мне она нравится. Вообще я скажу, что на постсоветском пространстве аналогов этой книги вышли, наверное, десятки. Но первой такой книгой была наша.

Мы также делали справочники по «Шахтеру» по десятилетиям. Они сослужили хорошую службу в том смысле, что вызвали отклики, я получил дополнительные материалы. Но это пока что лежит. Зато родилась идея дать фотоисторию «Шахтера». А когда подошло время писать эту фотоисторию, то оказалось, что фотографий недостает. При всем обилии фотографий тех, что отражали бы 30-е, 40-е, 60-е и 70-е годы, было явно недостаточно. И от идеи до ее реализации прошло пять лет. Надо сказать большое спасибо Марку Юрьевичу Левицкому. Он действительно здорово помогал в работе над этим фотоальбомом, вышедшим в 2003 году. В том числе — и своим фотоархивом. Работа над этим фотоальбомом, проблемы, которые приходилось при этом решать, подтолкнули нас к мысли, что надо создать какую-то фототеку — собрать как можно большее количество фотографий. Потому что уходит время, уходят из жизни люди… И это в какой-то мере удалось сделать. У моего сына сейчас огромный фотоархив. Вижу, что ему это дело по душе. Немаловажно, что это помогает ему в работе. Поскольку нельзя пресс-атташе футбольного клуба не знать историю, статистику команды.

— А какие у вас планы на ближайшее время?

— Сейчас в газете ФК «Шахтер» идет серия моих публикаций об истории команды за каждый год, начиная с 1936-го. И я бы хотел, чтобы эта работа нашла свое логичное завершение и была издана книга по истории команды. Причем совершенно неприукрашенная, а такая, какой она была на самом деле.

— О возможных сроках реализации этой ближайшей мечты вы можете сказать?

— Я и, думаю, болельщики «Шахтера» с радостью встретили бы такую книгу к 70-летию команды.

— Остались ли в истории «Шахтера» «белые пятна»?

— Остались. И если взять в процентном отношении, то эти «белые пятна» составят процентов пять-шесть. Примерно половина из них — это, наверное, безвозвратно потерянная информация. А 2-3 процента еще могут быть заполнены.

— Сколько (опять же — в процентном отношении) в истории «Шахтера» было таких пятен до того, как этим делом занялся Алексей Анатольевич Бабешко?

— Сразу скажу, что речь не должна идти только обо мне. Потому что я брал материалы в библиотеках. Это же не мои материалы, правда? Я работал в архивах, разговаривал с футболистами, ветеранами команды, со старыми болельщиками. Мне люди писали письма из других городов…Но все-таки могу сказать, что когда я начал заниматься этим делом, то более ясной была истории выступления «Шахтера» в высшей лиге. И я белой завистью завидовал историкам, статистикам московского «Спартака», киевского «Динамо», тбилисского «Динамо». У них это дело было поставлено на приличную высоту. В частности, потому, что эти команды всегда были на виду. Пресса о них много писала. У них были свои люди, которые все, что нужно, фиксировали. Однако сегодня мы с ними сравнялись, а по многим компонентам их даже превзошли. Вот, например, этот иллюстрированный альбом, который сделал, я считаю, футбольный клуб «Шахтер», — ведь классная вещь?! А руководство клуба уже говорит, что такие вещи надо обновлять, дополнять по прошествии какого-то отрезка времени. Так как этот отрезок времени команда прожила. «Шахтер», к примеру, снова играл в Лиге чемпионов. У нас появились новые игроки. И это тоже уже история «Шахтера». Прекрасно, что к этому вопросу такое отношение руководства клуба.

— Если можно, поделитесь, как статистик и историк «Шахтера», своей самой сокровенной мечтой.

— С годами, с опытом приходит понимание того, что футбол — это не только игра, что это социальное явление. Думаешь: «Для чего ты работаешь?». Чтобы выпустить свой материал, чтобы по ним появилась твоя фамилия? Нет, это, наверное, не главное. А для чего тогда? В моем понятии — для того, чтобы как можно больше людей увлекались футболом, а по большому счету — чтобы становились сторонниками здорового образа жизни. Особенно дети, молодое поколение нашего города, нашей страны.

Источник: ФК Шахтёр

Новости партнеров

Комментарии: