Потерявшийся Романцев

Кто-то из болельщиков в растерянности. Кто-то, напротив, радуется, полагая, что без Романцева “Динамо” станет лучше. Словом, не он первый, не он последний.

Все это так, но мы, сами порой того не сознавая, становимся свидетелями человеческой трагедии. Урон понес и российский футбол, который не должен разбрасываться фигурами столь крупного масштаба, как Романцев. Тем более что подобных специалистов у нас по пальцам пересчитать. Кто может похвастать, что выиграл девять чемпионатов России и одно первенство СССР, что выходил в полуфиналы трех еврокубковых турниров, что громил “Арсенал”, побеждал “Реал” и “Аякс”? А когда и где теперь вернется тренер в футбол? И суждено ли ему вообще вновь поработать на высоком уровне?

Когда в конце прошлого сезона Романцев возглавил “Динамо”, невольно возникли параллели между этим назначением и приходом Константина Бескова в вылетевший в первую лигу “Спартак”. Истому динамовцу Бескову удалось стать для красно-белых своим. Романцев, предыдущая жизнь которого связана со “Спартаком”, у бело-голубых не прижился. Как ранее и его былой соратник Георгий Ярцев.

Думается, впрочем, дело не в клубной специфике. В конце концов, динамовский штаб составляют сегодня сплошь бывшие спартаковцы. Не претендуя на знание всей подноготной, выскажем некоторые соображения.

Романцев принял “Спартак”, когда тот был отлаженным механизмом. Требовалось лишь довести его до ума. Тренер это блестяще сделал, благо постановка игры – его конек. И в дальнейшем, располагая отличными возможностями для подбора футболистов, он наносил лишь дополнительные штрихи. Сделал игроками с большой буквы Аленичева, Карпина, Сычева, но игровой рисунок в целом не менял. Существовала самодостаточная система, в которой все шло по накатанной дороге. Определенных успехов добивалась при Романцеве и сборная, основу которой составляли футболисты, выступавшие за “Спартак” в то время или ранее.

Но вот в стане красно-белых началась текучка кадров – и команда поползла вниз. Пока в ней был один Робсон, которого, впрочем, Романцев три года учил своему футболу, все было нормально. Добавились Тчуйсе и Маркао – тоже. Но массового притока иностранцев команда, превратившаяся в проходной двор, не выдержала.

Романцев не скрывал, что ему проще работать с россиянами и гражданами бывших советских республик, имеющими схожий, если не идентичный менталитет. “Украинцев и белорусов иностранцами не считаю”, – сказал он мне как-то. Между тем Романцев, любящий техничных игроков, часто подпадал под впечатление от футбольных изысков и уступал всякого рода агентам и посредникам, давая добро на приобретение того или иного легионера, который впоследствии в команду не вписывался.

Пусть из “Сатурна” он ушел по причинам, не имеющим отношения собственно к футболу, финиш у подмосковного клуба в сезоне-2003 при Романцеве получился хуже некуда. Не налаживался контакт с интернационалом южноамериканского уклона. “Иногда у меня создавалось впечатление, что тренирую переводчиков”, – посетовал в тот период тренер, так и не решившийся, кстати, попробовать себя за границей – чувствовал себя “слишком” российским.

И вот “Динамо”. После почти годичного перерыва в практике.

Три спасительные ничьи под началом Романцева в последних трех турах чемпионата-2004 уберегли прославленный клуб от выпадания в первую лигу. А героическая борьба с армейцами фактически лишила ЦСКА чемпионского звания. Так что свое слово в “Динамо” Романцев все-таки сказал. Но пришел новый сезон. Влилась группа из семи португалоязычных игроков. То, что их набирал не Романцев, – секрет Полишинеля. Язык один – португальский, взвода переводчиков не наблюдается, однако слепить команду с нуля при фактически обязательном, да и неизбежном использовании группы иностранцев у тренера не получилось. Ведь он за постспартаковские годы кардинально не изменился ни как тренер, ни как человек. Безосновательно посчитал симулянтом Батака, сослал его в дубль. Невзлюбил Ганека. В результате в центре обороны играли то Коваленко, то Точилин, для которых это непривычно, и оборона трещала по швам.

Подход у Романцева старый. Он все еще живет победами прошлого века и будто не замечает, что и чемпионат, и футболисты, да и само время стали другими. Иностранцам и прежде было не свойственно идти в бой, сжав зубы от боли. Но сегодня и россияне не склонны к самопожертвованию. Вместе с тем кое в чем Романцев изменил себе прежнему. Может, от отчаяния стал шарахаться в своих решениях: то Булыкин не нужен, то нужен… Теперь форварда отчислили.

В перспективе в “Динамо” появятся Манише, Коштинья, Сейтаридис. Их всех заведомо надо включать в состав. Расходы сумасшедшие, ожидания, соответственно, тоже, а команда, по выражению самого Романцева, “кувыркается”, и непонятно, сколько еще будет “кувыркаться”. Пока в клубе нет ни единого коллектива, ни внятной игры. Добавим неблагожелательное отношение части бело-голубой торсиды. “Кувыркайся, кувыркайся!” – скандировала она во время матчей.

Думаю, Романцев поспешил. В сезоне миновало лишь два месяца с небольшим. Причем самых неблагоприятных месяца. Очевидно, что португальцы и бразильцы ошалели от снега и от полей, на которых нет травы. Практика вообще показывает, что иностранцы далеко не всегда быстро адаптируются в самобытном российском чемпионате.

Если верить португальским газетам, Романцеву уже есть замена – специалист из этой страны. Для практически лиссабонского “Динамо” такая рокировка может пойти на пользу. Но не покидает ощущение, что мы теряем своего великого тренера в расцвете лет – в январе Романцеву исполнился 51 год. Теряем тренера, который не заметил, что мир вокруг – в том числе и футбольный – стал другим. И от этого грустно.

Источник: “Спорт-Экспресс”

Новости партнеров

Комментарии: