“Манчестер Юнайтед”: покупка в жанре “экшн”

Как уже сообщал “СЭ”, американский магнат Малколм Глэйзер скупил 75,7 процента акций знаменитого футбольного клуба “Манчестер Юнайтед”. Более того, вчера официальные предложения продать свою долю были высланы всем оставшимся держателям акций.

    Впрочем, даже если Глэйзер не получит больше ни одной акции, у него все равно есть все основания быть довольным собой. Навязчивая идея купить самый богатый клуб мира с потрохами, впервые озвученная американцем еще в октябре прошлого года, практически претворена в жизнь. Ведь уже имеющегося пакета Глэйзеру хватит, чтобы снять оставшиеся акции с торгов на Лондонской фондовой бирже и попытаться инициировать изменение юридического статуса клуба (другими словами, речь идет о превращении “МЮ” в частное предприятие, что позволит магнату практически свободно распоряжаться активами клуба, включая игроков и стадион).

    Правда, сделать это Глэйзеру будет непросто: любой из оставшихся акционеров, если он владеет как минимум 5 процентами акций клуба, может обжаловать подобные преобразования в суде. И желающие подать иск, смею вас уверить, найдутся: антиглэйзеровская кампания набирает обороты с каждым днем, а держатели акций из числа болельщиков “МЮ” готовы идти до конца.

    Другое дело, если американцу удастся довести свой пакет до 90 процентов: в этом случае он сосредоточит в своих руках абсолютную власть над клубом. Болельщиков такая перспектива никак не устраивает, и в последние дни многие из них примкнули к группе акционеров Shareholders United, которая предпринимает все усилия, чтобы сохранить за собой спасительные 10,5 процента.

ШОК НА БИРЖЕ

    Утверждают, что Глэйзер начал проявлять интерес к “МЮ” осенью прошлого года. Но на самом деле первый шаг мультимиллионер из Флориды сделал еще в марте 2003-го, когда стал владельцем 2,9 процента акций клуба. В то время эта покупка преподносилась как скромная инвестиция, и на нее мало кто обратил внимание. Однако к октябрю 2004 года число принадлежащих Глэйзеру акций выросло до 28,1 процента, что позволило ему стать вторым по величине пакета акционером “МЮ” после ирландских компаньонов Макмануса-младшего и Маньера (28,7 процента на двоих). И именно тогда, в октябре 2004-го, Глэйзер впервые, пока неофициально, предложил купить клуб на корню. Эту идею совет директоров “МЮ” решительно отклонил.

    Уже через два месяца Глэйзер вновь пошел в атаку. И вновь исполнительный директор “МЮ” Дэвид Джилл от имени совета директоров ответил отказом, отметив: реализация бизнес-плана потенциального владельца заставит клуб по уши влезть в долги.

    Настырный Глэйзер не успокоился и в феврале сделал предложение № 3, подкрепленное новым, более развернутым планом дальнейшего развития клуба, которое совет директоров на этот раз счел “более привлекательным” (даже при том, что сумма возможных долгов многих по-прежнему смущала). Начался торг: Глэйзеру было предложено либо “повысить ставки”, либо прекратить попытки купить “МЮ”. Кроме того, ему установили конкретные условия и сроки, когда могла состояться сделка.

    Дальше события развивались в духе голливудских блокбастеров. 10 мая Маньеру и Макманусу-младшему сообщили о предложении Глэйзера приобрести принадлежащий им пакет акций (кто забыл, 28,7 процента) за 227 миллионов фунтов. Бизнесмены быстро подсчитали, что их чистая прибыль в этом случае составит 92 миллиона, и это оказалось для компаньонов-ирландцев более чем весомым аргументом. Теперь Глэйзеру предстояло за 24 часа собрать и перевести необходимую сумму – и он успел это сделать, даже с запасом в две минуты!

    Когда в минувший понедельник Лондонская фондовая биржа начала работу, выяснилось, что хитрому американцу, который времени зря не терял, принадлежат уже более 75 процентов акций “МЮ”. Это вызвало шок.

ТАК ЛИ СТРАШНА ДОЛГОВАЯ ЯМА?

    В списке богатейших людей США, ежемесячно публикуемом журналом Forbes, Глэйзер занимает “лишь” 584-ю строчку. Состояние магната, владеющего сетью торговых центров, а также инвестирующего средства в различные проекты, оценивается суммой в 1,1 миллиарда долларов. Немало, конечно, но, с другой стороны, и не так много, если ты решил купить “МЮ”.

    По информации газеты Sunday Times, итоговые 790 миллионов долларов, заплаченные Глэйзером, поступили из трех источников. Это, во-первых, его собственные средства – примерно 272 миллиона. Еще 265 миллионов – это ссуда, которую он взял в американском банке JP Morgan, причем годовые выплаты по ней составляют 18,5 миллиона долларов в год (51 тысяча в день!). Наконец, еще 275 миллионов Глэйзер позаимствовал у Нью-йоркского инвестиционного триумвирата, в который входят фонды Citadel, Och-Ziff Capital Management и Perry Capital. И если брать в целом, то на погашение долгов придется тратить приблизительно 126 тысяч фунтов (231 тысячу долларов) в день!

    “Ты был для меня всем. Прощай, “МЮ”! Покойся в мире!” – эти слова были написаны на баннере, который болельщики развернули в минувшее воскресенье – на матче “красных дьяволов”, которые встречались с “Саутгемптоном”. В тот момент ситуация еще не была понятна до конца, но тысячи фанатов “МЮ” уже были уверены: пришла беда.

    “Глэйзер получил клуб, не имеющий ни единого пенни долга, и тут же навесил на него непомерное ярмо в 126 тысяч в день! – восклицает вице-президент Shareholders United Шон Боунс. – Предложенный им бизнес-план ни при каких обстоятельствах не сработает, и потому мы сделаем все, чтобы этот американец не смог приступить к его осуществлению”.

    Впрочем, антиглэйзеровски настроенные фанаты, скорее всего, все-таки сгущают краски. Достаточно посмотреть на других грандов английской премьер-лиги, чтобы понять, что долги футбольного клуба – в наше время практически неизбежная реалия. К примеру, новый стадион “Арсенала” – “Эмирэйтс Стэдиум”, названный по имени титульного спонсора, обойдется клубу в 357 миллионов фунтов, и эти деньги лондонцам, конечно же, пришлось позаимствовать. Тем не менее истерик по поводу долгов среди болельщиков “Арсенала” не наблюдается.

    Так или иначе, в руководстве “МЮ” уверены, что нынешние демонстрации болельщиков – явление временное. Вот что сказал один из высокопоставленных сотрудников “МЮ” в интервью той же Sunday Times:

    – Похожие проблемы возникли у нас и несколько лет назад, когда клуб пытался приобрести медиа-магнат Руперт Мердок. А потом все стихло. Тех, кто настроен категорически против продажи клуба, абсолютное меньшинство – на самом деле не более 1 процента от числа всех болельщиков. А у Глэйзера лично я вижу лишь два недостатка, которые пока мешают ему завоевать расположение фанов: он мало сведущ в футболе и уродлив”.

АКЦИИ ПРОТЕСТА

    Болельщики “МЮ” и впрямь не устают высмеивать внешность Глэйзера, который напоминает им тролля. Что же касается утверждения о том, что недовольных совсем не много, то его можно поставить под сомнение. По сведениям британских СМИ, число членов оппозиционной Глэйзеру группы Shareholders United за последние пару месяцев увеличилось наполовину и составляет уже около 30 тысяч.

    – Сейчас в наши ряды каждый день вступает до тысячи человек, – говорит Шон Боунс. – Это обнадеживает. Мы верим, что сумеем вернуть себе клуб. Даже если на это уйдет два-три года.

    Манчестерских болельщиков возмущает все, что касается продажи их клуба. К примеру, на днях сын Глэйзера – Джоэл – сказал в одном из интервью, что вся их семья уже много лет является преданными поклонниками “МЮ”. В ответ – буря возмущения.

    – Это заявление – плевок в лицо настоящих поклонников “МЮ”, – заявил один из руководителей Независимой ассоциации болельщиков манчестерского клуба Марк Лонгден. – Неужели этот парень думает, что кто-то примет его слова за чистую монету?!

    Различные инициативные группы уже готовят всевозможные акции протеста. К примеру, члены все той же Независимой ассоциации намерены прийти на субботний финал Кубка Англии в черных одеждах и с черными флагами. Другое, более радикально настроенное объединение фанатов планирует вообще сорвать финальный матч, а заодно и несколько матчей “МЮ” в следующей Лиге чемпионов, чтобы добиться исключения клуба из состава участников этого турнира. “Это война! А на войне все средства хороши, – уверен активист этого объединения, пожелавший остаться неизвестным. – И мы не успокоимся, пока Глэйзер не оставит наш клуб в покое”.

    Но наиболее действенным представляется призыв Shareholders United к поклонникам “МЮ” по всему миру воздержаться от приобретения любой продукции с символикой клуба (ни для кого не секрет, что продажа атрибутики составляет солидную часть бюджета манчестерцев).

    – Если мы не станем покупать атрибутику, а также пиво и еду в окрестностях “Олд Траффорд” перед матчами, это явится серьезным ударом по карману Глэйзера, – считает Шон Боунс. – Доходы от продажи всего этого составляют почти треть зарабатываемых клубом средств. Заодно необходимо бойкотировать товары и услуги главных спонсоров “МЮ” – компаний Vodafone, Nike, Budweiser, Anheuser-Busch и Audi.

ЧТО ЖДЕТ ПРЕМЬЕР-ЛИГУ?

    Болельщиками движут эмоции. Тем временем аналитиков занимает вопрос: каким образом делец Глэйзер собирается использовать “дойную корову” под названием “Манчестер Юнайтед”? Как и на чем он намерен зарабатывать? Вот некоторые варианты:

    – повышение цен на билеты (что, впрочем, уже сделано нынешним советом директоров);

    – перезаключение контрактов с двумя крупнейшими спонсорами – Nike (303 миллиона фунтов за 13 лет) и Vodafone (36 миллионов фунтов за 4 года);

    – поиск нового спонсора для поддержания в должном состоянии домашней арены “МЮ” “Олд Траффорд” (это может повлечь за собой переименование арены, что для манчестерских болельщиков хуже эпидемии коклюша);

    – пересмотр клубной политики в области коммерции и поиск более эффективных ее направлений;

    – налаживание тесного сотрудничества с командой по американскому футболу “Тампа-Бэй Буканирз”, которая принадлежит Глэйзеру;

    – выход из общего пула и самостоятельный поиск тех, кто хотел бы купить эксклюзивные права на телетрансляции матчей “МЮ”.

    Последний пункт – самый денежный, причем он напрямую затрагивает финансовое благополучие английской премьер-лиги, которая по действующему ныне договору с клубами самостоятельно продает права на все их матчи, как внутренние, так и международные. По окончании сезона прибыль делится между всеми клубами премьер-лиги. Понятно, что с выходом “МЮ” из пула стоимость прав на остальные матчи резко упадет.

    В обозримом будущем, впрочем, опасаться этого едва ли стоит. Для расторжения действующего договора, который рассчитан еще на два года, необходимо согласие как минимум 14 клубов премьер-лиги.

    – Президенту премьер-лиги не пристало плясать под дудку Глэйзера, – заявил босс “Ньюкасла” Фредди Шепард. – Продажа прав на показ матчей чемпионата Англии является предметом договора всех 20 клубов, и не имеет значения, насколько богат и могуществен новый владелец “МЮ”. Глэйзеру придется смириться с этим.

    По крайней мере на ближайшие два года, добавим мы. Однако едва ли этот срок всерьез смутит американского магната. Сомнений в том, что продукт под названием “Манчестер Юнайтед” будет пользоваться у телекомпаний по всему миру повышенным спросом, лично у меня нет. А вот что станет с премьер-лигой, если она через два года лишится одной из своих самых привлекательных “витрин”?

    Поживем – увидим. Тем более что события разворачиваются стремительно.

Источник: “Спорт-Экспресс”

Новости партнеров

Комментарии: