Запевала-марафонец

Футбол, ясен день, не легкая атлетика, но есть и в нем свои спринтеры с марафонцами. Конечно, любой игрок мечтает о долгой и яркой карьере, но многие сходят с дистанции досрочно: одних заставляют травмы, другим мешает собственное раздолбайство, третьим еще что-то. Были ли в истории нашего футбола мастера ярче Онопко? Безусловно! Но именно он – абсолютный рекордсмен по количеству матчей, проведенных за сборную. Если взглянуть на статистику игр, на которые Онопко выходил с капитанской повязкой на рукаве, окажется, что и здесь он в числе бесспорных лидеров. Случайность? Пожалуй, нет. Дабы стать запевалой, совсем необязательно обладать выдающимися вокальными данными и абсолютным музыкальным слухом. Порой вполне хватает желания петь. Но желания сильного, настоящего. Онопко хочет и поет. В прямом и переносном смысле…

ЧЕТВЕРКА ПО ПЕНИЮ

– Что у вас, Виктор, было в школе по пению?

– Четверка с натяжкой. Мне больше нравится слушать других. У нас на Украине замечательно поют. Особенно в компании, за столом. Я же, увы, никогда не отличался вокальными данными.

– Что не мешало вам долгие годы выступать запевалой в национальной сборной.

– Во-первых, не такие уж и долгие, во-вторых, пел я только на футбольном поле. И не песню даже, а гимн. Мне очень нравился тот старый, про Союз нерушимый республик свободных. С детства помню, как его исполняли, когда мы выигрывали в хоккей у канадцев или побеждали на Олимпиадах. Стоял у телевизора и шепотом повторял слова. Мурашки по телу пробегали! Даже думать не мог, что однажды гимн зазвучит перед переполненными трибунами и в мою честь.

– Мечты сбываются?

– Попал в сборную, когда вместо полноценного Гимна России была мелодия без слов. Обидно! Потом, правда, вернули музыку Александрова, но текст долго не утверждали. Наконец, случилось! Сразу переписал новый вариант на листочек и выучил.

– А партнерам по команде давали?

– Ну, я же все-таки не политинформатор. Дело каждого – знать или нет, петь или молчать.

– Кстати, обратили внимание, что во время трансляции последнего официального матча сборной с латвийцами церемония с гимном вообще осталась за кадром?

– Меня тоже удивило, что репортаж из Питера начался со второй минуты игры.

У БЛОХИНА НА МАТЧ МЕНЬШЕ

– Зато рекламный блок целиком показать успели… С другой стороны, и на поле ничего интересного не происходило.

– Первый тайм не слишком впечатлил, брака было многовато, необязательных ошибок, а во втором мне пришлось отлучиться по делам, смотрел его урывками. Но голы видел. Главное, нужный результат достигнут. Думаю, дальше пойдет лучше. Против немцев выглядели вполне достойно. Юрий Семин – тренер опытный, верю, при нем команда заиграет по-новому.

– А вот Украина при Блохине уже рванула. Практически оформила пропуск на финальную часть чемпионата мира в Германии. А ведь и вы могли засветиться под жовто-блакитным прапором.

– Я выступал на двух мировых первенствах и одном европейском под российским триколором. Да, в Штатах в 1994-м и через два года в Англии мы должны были сыграть успешнее. Команда подобралась классная, в отборочных турнирах рвала соперников, а потом начались разборки со спонсорами: какие бутсы обувать, чью форму носить… Это сегодня позиции расписаны, все нюансы – в том числе, и материальные – учтены, нет почвы для конфликтов, а тогда… Футбол не прощает неуважения, сборная выступила много ниже своего уровня. Обидно, конечно, но мне жалеть все равно не о чем. Тем более, что в украинскую команду не пошел. Не забудьте: после распада СССР меня туда никто не звал, а Вячеслав Колосков предложил защищать честь России. Я согласился. Все логично. Отыграл 13 сезонов, провел 113 матчей…

– Да, тут вы Блохина побили. У него на игру меньше.

– Считаю, мне очень повезло в жизни. Достаточно сказать, что тренировался у Валерия Лобановского, Олега Базилевича, Анатолия Конькова, Виктора Колотова, Олега Романцева… Сомневаюсь, что много таких же счастливчиков наберется.

20 ТЫСЯЧ ЗА ПОДАРОК

– Уже привыкли следить за сборной по телевизору?

– Почти год, как перестали вызывать на сборы. Поначалу сильно дергался, а теперь успокоился. Какой смысл понапрасну себя изводить? Никто из тренерского штаба сигналов не подает, а насильно набиваться – не в моем характере. Мол, здесь я, обратите внимание. Даже перед Евро-2004 не стал ни о чем просить, хотя считал, что заслужил право выступить в Португалии. Георгий Ярцев рассудил иначе.

– Из-за чего вас отцепили?

– Формально из-за травмы. В игре с «Рубином» потянул связки, на восстановление требовалось время. Не сомневался: к чемпионату Европы наберу форму. Специально ездил в ЦИТО, разговаривал с профессором Мироновым… Рассказывал об этом Ярцеву. Он сперва вроде бы со мною согласился, а потом странным образом переменился. Может, ему что-то нашептали, не знаю. В общем, тренер решил меня не брать. Страшно обидно было, не думал, что со мной так поступят. В некоторых людях разочаровался. Вроде бы знал их с одной стороны, а тут другим боком повернулись… Впрочем, меня и раньше пытались на заслуженный отдых отправить. После чемпионата мира в Японии Олег Романцев ушел из сборной, его сменил Валерий Газаев. При нем я сыграл сотый матч, и кое-кто решил приурочить к «круглому» событию мои проводы из национальной команды, хотя я заявлений по этому поводу не делал.

– Это тогда вам машину подарили, за которую потом насчитали немереную сумму налогов?

– Внес в казну двадцать тысяч долларов. Государство, сами знаете, у нас своеобразное, не успел получить ключи от «Порше», как пришла повестка: плати! Прислали бумажку на домашний адрес в Крылатском, хотя я в той квартире давно не живу.

– Сдаете в аренду?

– Нет, там стоит хорошая мебель, есть красивые вещи, неохота пускать чужих людей… Родственники останавливаются, когда в Москву наведываются. Они и сказали о повестке. Сначала обратился в сборную, потом к Вячеславу Колоскову, другим тогдашним руководителям РФС, просил помочь. Согласитесь, странно, когда тебя же заставляют доплачивать за подарок.

– Ну да: дареному коню в зубы вроде как не смотрят, а в чужой карман, значит, можно?

– Мне обещали разобраться с налоговиками, но никто ничего не сделал. Надоело бегать по кругу, ждать. Самостоятельно закрыл тему. Сколько присудили, столько и заплатил.

– Хотя бы поездили на том «Порше»?

– Почти сразу продал. Непрактичный автомобиль для Москвы. Не в Майами живем, там можно круглый год кататься с откидным верхом по набережным. Тащить «Порше» в Испанию, где тогда играл, тоже смысла не видел. В Овьедо была вполне устраивавшая меня машина, к тому же, транспортировка влетела бы в изрядную сумму. Словом, посчитал за благо избавиться от подарка.

– Дорого отдали?

– Свои же деньги вернул. Двадцать тысяч. Так на так вышло.

– Внутренний голос подсказывает: продешевили.

– Это ваш голос. А мой говорил: правильно, что жадничать не стал…

СТРАННЫЕ ЗВОНКИ

– Избирательно вы, Виктор, относитесь к транспортным средствам. Одно уступили, можно сказать, даром. Из-за другого, угнанного десять лет назад, покинули страну родную, поехали искать счастье у испанских берегов.

– Было чувство, что меня сознательно выталкивают из России.

– Кто?

– Не знаю. Может, из работавших тогда в «Спартаке» или крутившихся около команды… Дома стали раздаваться странные звонки: кто-то демонстративно сопел в трубку и молчал. Потом пошли вопросы о квартире, мол, не собираемся ли продавать, хотя мы объявлений никуда не давали. Самое неприятное, что звонили всегда в мое отсутствие, страшно нервировали Наташу, жену. Машина стала последней каплей, толчком. И дело даже не в сумме, не в пятидесяти тысячах долларов, которые стоил тот «Мицубиси Паджеро». Джип ведь достался мне как бонус за победу в Кубке России. Задело другое: наивно думал, что бандиты живут по понятиям, у честных людей не воруют, а тут машину сперли, и никто не подумал извиниться, не говоря уже о возврате. Наверное, я на беспредельщиков нарвался… Хотя вся эта история с премиальными машинами выглядит странно. Тогда ведь за пару лет «ушло» большинство авто, подаренных игрокам и тренерам «Спартака» за Кубок. Штук семь угнали – у Олега Романцева, Федора Черенкова, Александра Тарханова, Володи Бессчастных, Димы Ананко… Ощущение, кто-то специально пас именно эти машины. А может, дилер таким образом захотел вернуть принадлежавшее ему когда-то. Шутка… Правда, тогда мне было не до смеха. Мы с Наташей посовещались и решили уезжать. У нас только что родилась Женя, дочка, мне становилось физически плохо от мысли, что подвергаю семью хоть малейшей угрозе. Сезон доиграл и стал паковать чемоданы.

– Всех тогда удивил ваш выбор: лидер «Спартака», игрок, дважды подряд признававшийся лучшим футболистом России, отправляется в заштатный «Овьедо».

– Сам виноват, доверился агентам, а те грубо кинули. В контракте с испанцами изначально был пункт, что при поступлении более выгодного предложения от другого клуба я вправе отказаться от «Овьедо». В окончательном тексте этой строчки не оказалось, ее благополучно выбросили. Испанского языка тогда не знал, письменный перевод потребовать не догадался и подмахнул бумаги, что называется, не глядя. А когда хватился, менять что-либо было поздно. Звали и в «Ньюкасл», и в «Челси», и в «Эвертон», и в мадридский «Атлетико», и в «Штутгарт», но я поехал в Овьедо. Впрочем, какой резон вспоминать, что могло быть, да не случилось? Стараюсь никогда не жалеть о сделанном. Жизненный принцип. Единственный поступок, который хотел бы вернуть, стереть из биографии, это участие в оппозиции Павлу Садырину перед чемпионатом мира 1994 года в США. Подписал тогда коллективное обращение игроков сборной. Стыжусь до сих пор, что поддался вместе с другими на провокацию… Даже сегодня говорить об этом неприятно.

ПРЕМИИ ОТ ГЛАВНОГО ТРЕНЕРА

– Тогда возвращаемся в Испанию.

– В Овьедо нам понравилось – город, люди, отношение. В клубе все по-семейному, тепло, душевно. Конечно, это место работы, а не досуга, но все же… Эпизод расскажу. Когда мы выиграли важный матч у «Барселоны», тренер достал кошелек и выплатил каждому игроку премию. От себя лично.

– Щедро наградил?

– Разве дело в сумме? По тысяче долларов выдал. Можете представить подобную картину в России? Я с трудом. Словом, после истечения первого трехлетнего контракта, меня попросили остаться, и я не стал искать добра от добра, рассматривая другие варианты.

– Наверное, дом у океана купили?

– Нет, не на побережье, в двадцати километрах от Бискайского залива… С жильем тоже не все гладко получилось. Если бы нашелся умный человек, давший дельный совет, я мог бы сберечь кучу денег. Первые два года в Овьедо мы снимали квартиру, платили приличную сумму за аренду, хотя следовало сразу взять кредит в банке и покупать недвижимость. К сожалению, мне не хватает практичности.

– И у Натальи нет деловой хватки?

– Откуда? Правда, три года назад мы открыли в Овьедо клуб художественной гимнастики «Омега», но это трудно назвать бизнесом.

– У вас же супруга – мастер спорта СССР?

– Наташа теперь и тренер, и хозяйка клуба. В Испании все правильно поставлено: помещение для занятий с детьми дают бесплатно, еще и городские власти доплачивают, если есть результаты. А успехи таковы, что сами удивляемся. В этом году наши воспитанницы заняли первое и второе места в чемпионате Испании в своей возрастной категории. Чемпионкой стала моя Женя. В Овьедо никогда не было хороших гимнасток, а тут сразу прорыв. Но, повторяю, это пока приносит лишь моральное удовлетворение. Чтобы клуб начал давать хоть какой-то доход, в нем должно тренироваться не менее двухсот человек, а у Наташи сейчас около пятидесяти. Впрочем, в данном случае не деньги главное. Рад, что жена нашла себя в деле.

СЕМЬЯ ПО ТЕЛЕФОНУ

– Значит, пока вы здесь лямку тянете, семья остается в Испании?

– Ну да. Сын закончил шестой класс, дочка – четвертый.

– Небось, только на испанском говорят?

– Между собою. Со мной переходят на русский, хотя акцент, конечно, есть.

– Гражданство у них какое?

– Пока российское, но жена сейчас собирается натурализоваться. Дети, видимо, вместе с нею.

– А вы?

– Останусь россиянином. Мне вполне хватает вида на жительство и права на работу в Испании.

– Семью подолгу не видите?

– Наташа недавно прилетала на неделю, а до этого была в России в октябре прошлого года, на моем дне рождения. Детей же в последний раз обнимал на Новый год, когда ездил домой в Овьедо. Каждый день разговариваем по телефону, счета потом приходят астрономические, но ничто не заменит живого общения. Тяжелее всего переносится именно разлука. От дистанционного управления проку мало, у детей сейчас очень интересный и сложный период, они активно растут, меняются, а папы нет рядом. Обидно… Жду конца июля, когда Женя и Виталик приедут ко мне на месяц. Хоть душу отведу.

– Дети не чувствуют себя здесь чужими?

– Они выросли в другом мире. Дочка уезжала грудным младенцем, вообще ничего не запомнила, сыну не было и полутора лет. Женя впервые увидела снег в Испании, стояла в оцепенении, не знала, как себя вести, шаг боялась ступить. Россия для них – экзотика. Метро, троллейбусы, трамваи… Дома они такого не видят.

– А родителей в Европу вывозите, чтобы поглядели на то, чего в родном Луганске не найти?

– Отец ни разу за границей не был. Он инвалид, пенсионер, тяжело болеет, ему трудно путешествовать дальше Москвы… Конечно, помогаю близким. Хотел купить старикам квартиру в центре города, но они отказались уезжать из кварталов, к которым привыкли. Согласились лишь перебраться из меньшей квартиры в большую. Буквально в соседнем подъезде…

– Вы, пока холостякуете, живете в Крылатском?

– Нет, в Москву стараюсь выезжать как можно реже. Жаль терять по два часа на безумные пробки. Клуб снял мне дом в Малаховке. Там замечательно – большой участок в лесу, красивая природа…

– Но за хозяйством же должен кто-то следить.

– Соседи. Замечательная семья пенсионеров. Мы подружились, устраиваем иногда что-то вроде пикников. Я люблю готовить, когда есть свободное время. Плов, шашлыки… Поскольку кроме футбола занять себя особенно нечем, совершенствуюсь в кулинарии, книжки почитываю. Иногда сразу по две, как сейчас.

– На чем выбор остановили?

– Очень нравится Акунин, его новый проект «Жанры». Читаю про Ластика, героя «Детской книги». До Булгакова раньше руки не доходили, лишь фильм «Собачье сердце» видел, теперь взялся за «Мастера и Маргариту». Еще в бильярд играю… Но все равно без семьи скучно.

– Ради чего такие мучения, Виктор?

– Хочется поиграть, а в Испании найти место сейчас трудно. Страна переживает экономический спад, у одних людей срезают зарплаты, других вообще выставляют на улицу. Контракты мизерные.

– То ли дело в России?

– Ну да. Сегодня здесь игрокам платят на хорошем европейском уровне. Не как у грандов типа «Реала» или «Барселоны», но вполне прилично. Вот народ и рванул. У меня, правда, был еще вариант с Англией, но там по срокам контракта не договорились. Я подумал и принял предложение «Сатурна».

– Сначала была «Алания».

– Во Владикавказе приняли хорошо, предлагали и дальше оставаться, но я честно предупредил, что поиграю до конца сезона и решу. Позвали в «Зенит», «Спартак», «Крылья Советов», но первым позвонил Олег Романцев из «Сатурна». Лично. Дал Олегу Ивановичу слово и, когда буквально на следующий день раздался звонок из «Спартака», вынужден был отвечать отказом.

– Не жалеете?

– Абсолютно нет. Даже мысль не возникала.

– Помните, фильм такой был: «Сатурн» почти не виден»?

– Наверное, про астрономию?

– Про разведшколу Абвера. Но суть не в этом. Впечатление, что и раменский «Сатурн» трудно различим на футбольном горизонте.

– Клуб молодой, на высшем уровне выступает всего ничего, не имеет традиций, как у «Спартака», ЦСКА или «Динамо». Но я верю в команду, у нее есть перспективы. Отличная тренировочная база, хорошая детская школа, красавец-стадион, преданные болельщики… Все у нас получится, дайте время.

– Оно у вас есть?

– Контракт подписал по схеме «1+1». В ноябре заканчивается. Рассчитываю вернуться в Испанию.

НАДО ЧАЩЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ

– А если предложат остаться?

– Тогда и поговорим… Я с 1988 года в большом футболе, пора бы паузу взять, передохнуть. Хочу поездить по Испании, города посмотреть, а то все больше стадионы да стадионы… Впрочем, сомневаюсь, что долго усижу без дела. Главное, найти занятие по душе. Есть интересные варианты. Ринат Ахметов, президент донецкого «Шахтера», неожиданно пригласил на должность спортивного директора команды. Вынужден был отказаться, объяснив, что хочу еще поиграть, но внимание к моей персоне очень польстило.

– Чему тут удивляться? Земляк земляка видит издалека.

– Ну да, я вырос в Донбассе. Закончил футбольную школу луганской «Зари», играть на серьезном уровне начал в «Шахтере». В Донецке до сих пор родители Наташи живут.

– И тесть ваш – Виктор Звягинцев, известный в прошлом футболист… А с Бубкой, интересно, вы знаетесь?

– Дружим семьями с Сергеем и Лилей. У Бубки большая нагрузка в Олимпийском комитете, постоянно по миру мотается, за ним не угнаться. Очень активный человек!

– Но и вы не производите впечатление пассивного. Одно слово: капитан.

– С 1993 года ношу повязку. Горжусь, что меня никто никогда не назначал, игроки всегда сами выбирали – в клубе, в сборной. Чувствую доверие, дорожу им… Конечно, все меняется вокруг. Футбол – не исключение. Когда играл в «Спартаке», и контракты были намного скромнее, и бытовые условия. Мы с женой полтора года жили на базе в Тарасовке. Ждали, пока выделят квартиру. И не только мы. Кахабер Цхададзе с двумя детьми, Илюша Цымбаларь… И никто, знаете, не жаловался. Наоборот! Обстановка была замечательная, как в дружной, хорошей семье. Вместе на шашлыки ездили, в кино выбирались, дни рождения праздновали. Может, поэтому и на поле у нас все получалось. Выходили на игру и без слов понимали друг друга. Очень важно, как футболисты общаются между собой за пределами стадиона. Откровенно скажу, мне не хватает человеческих контактов в «Сатурне». Потренировались, матч провели и разбежались в разные стороны. Много легионеров, русский язык не знают и не стремятся выучить. Тяжело объясняться с людьми, которые тебя не понимают. Нет коллективных походов, которые даже в Испании практиковались. Президент клуба мог пригласить команду к себе домой или в ресторан. А здесь такого почти не бывает. Жаль! Надо не разрушать традиции, а укреплять…

ГИМН НА НОВЫЙ ГОД

– Как думаете, Виктор, придется вам еще когда-нибудь спеть Гимн России?

– Я и сейчас пою. На Новый год. В Испании.

– Пластинку с записью купили?

– Тарелку. Спутниковую. Которая российское телевидение принимает. Мы трижды за ночь Новый год встречаем – по московскому, украинскому времени и общеевропейскому. В последний раз праздновали дома у Юры Никифорова в Хихоне…

– Чем он, кстати, сейчас занимается?

– Пока сидит без работы … Кроме наших семей, еще Валера Карпин был, подъехал с женой и дочками. В двенадцать ночи под бой курантов я спел гимн.

– Пример оказался заразительным?

– Честно говоря, не слишком…

– Ну а на футбольном поле попеть вам еще придется, Виктор?

– Как минимум – за ветеранов. А может, и не только за них. Загадывать не хочу…

Источник: “Советский спорт”

Новости партнеров

Комментарии: